Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Фарзалиева Ниса Айдын кызы

 Педагогический опыт – это такое мастерство педагога, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании детей; в развитии конкретного воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений. Таким образом, распространение моего педагогического опыта – это результат методической работы по его изучению, анализу и обобщению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД  №32

«БРУСНИЧКА»

Доклад на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Фарзалиева Ниса Айдын кызы

Нижневартовск, 2021


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.

По - прежнему острой остается проблема адаптации. При поступлении малыша в детский сад он испытывает страх (отрыв от матери, оставление одного с незнакомыми детьми и взрослым). Мамы, получив направление, стараются как можно быстрее оставить на целый день, мотивируя: так быстрее привыкнет. А последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания, в основном острые инфекции верхних дыхательных путей.

Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Овладевают основными движениями, приобретают необходимые моторные навыки, учатся управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения и семьи.

ФГОС определил первоначальной задачей охрану и укрепления физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Реализацию этих задач осуществляю через применения здоровьесберегающих технологий, придерживаясь основных принципов: не навреди; научности; доступности; активности; систематичности.


Технологии сохранения и стимулирования здоровья в младшей группе

Динамические паузы проводятся во время занятий 2-5 мин. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательная, пальчикая гимнастика и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате и подбираются в соответствии с возрастом ребенка.

Релаксация. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Выполнение таких упражнений нравится детям, так как в них есть элементы игры.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, кровообращение. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится по 3-5 минут ежедневно. Способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращение. Во время ее проведения используется наглядный материал.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5 минут. В ее комплекс входят упражнения на кроватях для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Родителями был изготовлены дорожки с пуговицами. Дорожка массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы, защищает организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни в младшей группе

Утренняя гимнастика ежедневно 6-8 минут. У детей формируются ритмические навыки и умения.

Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 10 минут в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Занятия укрепляют организм, повышают иммунитет.

Самомассаж выполняется самим ребенком. Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Самомассаж – это профилактика простудных заболеваний, сколиозов, вегетативных дистоний, он тонизирует весь организм. Проводится в игровой форме (веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения).

Активный отдых (физкультурный досуг, праздник «День здоровья»). При проведении досугов все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях с увлечением, выполняют двигательные задания, раскованность позволяет позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Обязательно сопровождение музыки, развивается музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии для детей младшей группы

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот будоражит), вызывает эмоциональные состояния покоя и гармонии. Я использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения. Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя. Когда дети ложатся спать, включаю спокойную мелодичную музыку и прошу закрыть глаза, подпеваю тихонько сама. Обращаю внимание на то, как дети расслабляются, отдыхает каждая часть их тела и засыпают.

Сказкотерапия в младшей группе используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку рассказывает взрослый либо это групповое рассказывание.  В своей работе чаще использую авторские сказки, так как в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят олицетворять, обыгрывать сказки. Для этого у нас в группе создан центр «театральной деятельности», используем кукольный театр, в котором дети перевоплощаются в сказочных героев.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.

Использованная литература:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с ., -М.:Просвещение,1986
  2. ЕмельяноваВ.Н.,из опыта работына тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Икова В.В.Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников, госуд.изд-во мед литерат.,Ленинград,1963
  5. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  6. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
  8. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Интернет-ресурсы:

• http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)

• http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)