Мои разработки
Разработка по краеведению
Разработка буклета на день села
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ "Белогорская ООШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_belogorki.doc | 1.64 МБ |
К 85-тилетию Белогорки | 294 КБ |
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_obuchayushchihsya.doc | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Время! Хотим мы этого или не хотим, независимо от наших достоинств и недостатков, независимо от нашего возраста или наших устремлений, делится на три части: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – это богатая история нашего села, 85-тилетний юбилей которого мы отмечаем в 2015 году. Настоящее – это большой красивый поселок с населением более 600 человек, имеющий 217 личных хозяйств. В поселке бесперебойно функционируют все объекты социальной инфраструктуры. Надеждой и опорой села является ОАО «Колхоз Дунай», образованный в 2002 году на базе совхоза «Белогорский». Генеральный директор – Николай Ильич Семенченко – постоянный спонсор всех социальных начинаний.
Настоящее – это люди, имеющие опыт и способные достойно идти по избранной тропе жизни. Мы видим их каждый день, они живут рядом, они трудолюбивые и скромные. Они не привыкли к славе, но их жизнь, их ежедневный труд – это источник человеческой мудрости и самоотверженности. Среди нас живут ветераны труда, матери – героини, заслуженные учителя, да и просто хорошие люди. | Мы гордимся теми людьми, кто своим непосредственным участием писал историю села. А давайте попробуем заглянуть в будущее… Наше будущее – это подрастающее поколение, для которого созданы все условия для счастливого детства. Это современная школа, детский сад. И хочется верить, что наши дети будут помнить и чтить историю своего села, традиции и культуру народа и не прервется нить, связующая поколения. | 85 лет поселку Белогорский 1930 – 2015 г.г. |
С колыбели человеку присуща любовь к родной земле, краше которой нет на свете, потому что именно здесь он впервые увидел мир, узнал любовь и счастье. Чувство сопричастности к земле и людям, которые жили до нас и придут после нас, свойственно каждому. Если бы человек не обладал этим чувством, он не знал бы своей истории, своего прошлого, а значит, не задумывался бы о будущем. Родину, как и родителей, не выбирают. Никакая самая прекрасная земля не заменит то местечко, где ты родился и вырос. Для нас – это поселок Белогорский, земля, ближе и дороже которой для нас нет. Старожилы правомерно считают, что 30-й год стал отправной датой нашего поселка, зажившего полнокровной жизнью. Но из различных источников узнаём, что первые поселенцы обживали здешние места еще до Октябрьской революции, а первый кооператив на месте сегодняшней Белогорки появился в двадцатые годы прошлого века. Об этом говорят уже архивные данные, кропотливо собранные в школьном музее. | Богата наша белогорская земля лесами и полями, богата и неравнодушными людьми, готовыми заботиться о природе родного края. Один из них – Гордиенко Анатолий Анатольевич. Он с помощью администрации МО «Белогорский сельский Совет благоустроил и продолжает облагораживать местный родник. Он же организовал освящение родника, который в свою очередь отблагодарил всех ключевою водой. Все гости села увозят с собой емкости по необъятному Оренбуржью и говорят о необычных свойствах ключевой белогорской воды. | Здание администрации МО «Белогорский сельский Совет» |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ»
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ» на уровне основного общего образования (далее – Программа) строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа направлена на:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры,
- формирование антикоррупционного сознания.
Программа обеспечивает:
- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
- усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
- социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям организации, осуществляющей образовательную деятельность, участие в детско-юношеских организациях и движениях, спортивных секциях, творческих клубах и объединениях по интересам, сетевых сообществах, библиотечной сети, краеведческой работе, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
- участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
- в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
- в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
- овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными представителями);
- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
- осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
- формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
- овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
- формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;
- убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
- осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
В программе отражаются:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
8) описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ» является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС ООО:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеик родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс
В основе программы воспитания и социализации МБОУ «Белогорская ООШ» лежат концептуальные идеи Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, определяющие ориентацию воспитания подрастающего поколения на усвоение базовых национальных ценностей. Приоритетными положениями документа, отраженными в Программе являются:
- приоритетная роль семь, включение родительской общественности в активный образовательный процесс МБОУ «Белогорская ООШ»;
- поддержка самостоятельности активности и инициативности обучающихся, содействие их общественной и учебной самореализации;
- создание единого воспитательного пространства за счет социального партнерства МБОУ «Белогорская ООШ» с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
2.3.2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
Определяющим способом деятельности МБОУ «Белогорская ООШ» по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
- обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
- включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
- основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
- учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
В формировании уклада школьной жизни МБОУ «Белогорская ООШ» определяющую роль призвана играть общность участников образовательного процесса: обучающиеся, педагогический коллектив школы, администрация, родительское сообщество, общественность. Важным условием формирования уклада школьной жизни МБОУ «Белогорская ООШ» является созданная и функционирующая воспитательная система
Модель воспитательной системы школы:
Основными направлениями воспитательной деятельности МБОУ «Белогорская ООШ» являются:
- Гражданско-патриотическое
- Нравственное и духовное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Воспитание семейных ценностей
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
Таблица № 1
Содержание направления воспитания
Направление воспитания | Актуальные вопросы воспитания | Результат воспитания |
Гражданско-патриотическое | - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание любви к России, к своей малой родине; - развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье; - воспитание уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; - воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны; - формирование умения интерпретировать социально-экономические и политические процессы, происходящие в стране и мире; | Усвоение ценностей и содержания таких понятий, как: - "служение Отечеству", - "правовая система и правовое государство", - "гражданское общество"; этических категорий: - «свобода и ответственность"; мировоззренческих понятий: - "честь", - "совесть", - "долг", - "справедливость", - "доверие" Активная гражданская позиция и патриотическая ответственность за судьбу страны |
Нравственное и духовное воспитание | - формирование уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; - формирование культуры этикета (вежливость, подхалимство, благодарность, тактичность, аккуратность, поведение на улице, поведение в общественном транспорте); - формирование форм гуманистического отношения: сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие, самоотвержение; - формирование культуры взаимоотношений в детском коллективе | Ценностные представления о морали, об основных понятиях этики: - добро; - зло; - истина; - ложь; - смысл; - ценность жизни; - справедливость; - милосердие; - проблема нравственного выбора; - достоинство; - любовь |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | - формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства; - формирование умения работать в коллективе; - воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности | Ценностное отношение к труду и творчеству |
Интеллектуальное воспитание | - воспитание интереса к науке, технике, пониманию значения учения в жизни человека; - научно-исследовательская и инженерно-техническая деятельность; - формирование ответственного отношения к учебе | Представление о ценности знаний, умений, навыков и их практического применения во взрослой жизни |
Здоровьесберегающее воспитание | - воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья; - формирование навыков сохранения собственного здоровья; - понимание важности занятий физической культурой и спортом; - профилактика развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека; - формирование культуры режима труда и отдыха | Культура здорового образа жизни Ценностные представления о физическом, духовном и нравственном здоровье |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | - предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности; - информационное безопасное пространство при использовании Интернета | Представления о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство" |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; - приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; - воспитание культуры зрителя | Навыки культуроосвоения и культуросозидания |
Правовое воспитание и культура безопасности | - формирование правовой культуры, - формирование представлений об основных правах и обязанностях; - формирование культуры безопасности жизнедеятельности | Повышение правовой грамотности |
Воспитание семейных ценностей | - усвоение социальных семейных ролей (отец – мать, сын – дочь, внук – внучка, бабушка – дедушка); - воспитание уважительного отношения к родителям; - воспитание культуры взаимоотношений в семье; - развитие диалога поколений; - поддержание семейных традиций; - выполнение семейных обязанностей; - забота о старших и младших | Знания в сфере этики и психологии семейных отношений Представление об институте семьи, о семейных ценностях |
Формирование коммуникативной культуры | - формирование ответственного отношения к слову как к поступку; - формирование знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; - формирование ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире; - формирование конструктивной коммуникации между ровесниками; - развитие школьных средств массовой информации | Навыки межличностной и межкультурной коммуникации |
Экологическое воспитание | - формирование ответственного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека; - изучение экологической ситуации на локальном и глобальном уровнях; - формирование экологической культуры; - формирование навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; - развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы; - формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы | Ценностное отношение к природе, к окружающей среде, бережное отношение к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты |
2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися(по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися в МБОУ «Белогорская ООШ» по обеспечению принятия обучающимися базовых национальных ценностей предусматривает участие в традиционных общешкольных мероприятиях (таблица «План традиционных общешкольных мероприятий»):
Таблица№2
План традиционных общешкольных мероприятий МБОУ «Белогорская ООШ» (на основе традиций)
Сроки проведения | Направления воспитательной деятельности | Воспитательная задача | Содержание деятельности (ценностно-смысловые ориентации) | Названия мероприятий | Форма проведения | Социальное партнерство |
сентябрь | Интеллектуальное воспитание | формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе учащихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни | Ценность знания | «День знаний» | Торжественная линейка | Родительская общественность |
сентябрь | Здоровьезберегающее воспитание | Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье; | Здоровый образ жизни | Спортивные соревнования | Спортивные соревнования | Родительская общественность |
Сентябрь | Правовое воспитание | Развитие навыков безопасности | Ценность жизни | «Осторожно, дети!» | Встреча с с инспектором дорожного движения | Управление ГИБДД |
сентябрь | Духовно-нравственное | расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире). | Ценность активной жизненной позиции и нравственной ответственности | Лучший классный уголок | конкурс | Родительская общественность |
Октябрь | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | формирование эстетического отношения к труду как источнику радости и творчества людей | Ценность результатов труда | «Золотая осень» | Праздник | Родительская общественность |
Октябрь | Духовно-нравственное | воспитание гуманистического отношения к людям | Нравственные ценности | «Забота» | АКЦИЯ | - |
Октябрь | Духовно-нравственное | формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях | «Звезда по имени Учитель» | Праздничная программа | ОАО «Колхоз Дунай» | |
ноябрь | Гражданско-патриотическое | Формирование толерантного отношения к представителям всех национальностей Российской Федерации | патриотизм | День народного единства | Тематический классный час | Сельская библиотека |
ноябрь | Нравственное и духовное воспитание | Воспитание уважительного отношения к женщине | уважение родителей | День Матери. | Разговор по душам | МО «Белогорский сельский совет, СДК |
декабрь | Социокультурное и медиакультурное воспитание | Формирование опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве) | Гражданское общество | экстремизм и терроризм | Тематические классные часы | Прокуратура Беляевского района |
декабрь | Культуротворческое и эстетическое воспитание | - формирование личности способной к творческой деятельности; - воспитание познавательной активности, интереса и инициативы | Ценность народных традиций | Новогодний бал | Театрализованное представление | Родительская общественность, СДК, МО «Белогорский сельский совет», ОАО «Колзоз Дунай» |
Январь | Экологическое воспитание | Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного Разработка и реализация программ и проектов, направленных на: − Областная экологическая акция «Экологические проблемы родного края»; − областная литературно-краеведческая экспедиция с экологическим профилем48 отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; | Устойчивое развитие цивилизации | Сохрани природу для будущего | Нач.кл - викторины, игра-путешествие; Ср.звено: круглый стол | Сельская библиотека, СДК |
Январь | Здоровьесберегающее воспитание | формирование негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ | Ценность здорового образа жизни | «Не пробовать, не начинать!» | Презентация с элементами беседы | ГБУЗ «Беляевская РБ» |
февраль | Гражданско-патриотическое | понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины | патриотизм | Военный смотр строя и песни | Праздник с элементами спортивных соревнований | Родительская общественность |
февраль | Нравственное и духовное воспитание | формирование у учащихся осознания принадлежности к коллективу школы | сохранение духовной связи поколений, укрепление взаимодействия семьи и школы | День родной школы | праздник | Родительская общественность, СДК, МО «Белогорский сельский совет», ОАО «Колхоз Дунай» |
март | Формирование коммуникативной культуры | Формирование умения сотрудничества | Самовыражение личности в творчестве и искусстве | Праздник «А, ну-ка, девочки!» | КВН | Родительская общественность |
апрель | Здоровьесберегающее воспитание | пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. | Ценность здоровья человека | День здоровья в школе! | Игра по станциям с элементами спортивного праздника | ФАП |
май | Гражданско-патриотическое | воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства | патриотизм | Вахта Памяти Уроки Мужества | Тематические классные часы | СДК, сельская библиотека |
май | Нравственное и духовное воспитание | пропаганда и сохранение традиций школы, воспитание гражданственности и патриотизма, чувства причастности подрастающего поколения к истории страны; | Ценность школьных традиций | «Последний звонок»
| праздник | Родительская общественность |
май | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Формирование опыта участия в общественно - значимых делах | Ценность собственного труда | Работа на пришкольном участке | Трудовые десанты | ОАО «Колхоз Дунай» |
2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации
профессиональной ориентации обучающихся
Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ» являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы.
«Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. В «Ярмарке профессий» могут принимать участие не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные признанные специалисты.
Целью «Ярмарки профессий» является знакомство обучающихся и их родителей с наиболее востребованными на рынке труда Беляевского района и Оренбургской области профессиями.
Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ» проводятся на базе МБОУ «Беляевская СОШ» с приглашением представителей различных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, которые и осуществляют презентацию образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, привлекают к обучению по специальностям в соответствии с действующими профессиональными образовательными программами.
С целью профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «Белогорская ООШ» проводятся экскурсии на следующие предприятия поселка: ОАО «Колхоз Дунай», ФАП, ООТП п.Белогорский (отделение пожарной части), почтовое отделение «Почта России» и т.д. Опираясь на возможность современных электронных устройств в МБОУ «Белогорская ООШ» используются виртуальные экскурсии для знакомства обучающихся с профессиями.
Предметная неделя в МБОУ «Белогорская ООШ» является формой организации профессиональной ориентации обучающихся, которая включает набор мероприятий, организуемых в течение календарной недели. Содержательно предметная неделя связана с какими-либо предметом или предметной областью: «Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории и обществознания», «Неделя русского языка и литературы», «Неделя английского языка» и т.д. Предметная неделя состоит из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков «Вперед, эрудиты!» по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере. Ответственными за подготовку и проведение предметных недель являются учителя-предметники МБОУ «Белогорская ООШ» и заместитель директора во УВР. Помощь в подготовке и проведении предметных недель оакзывают обучающиеся, входящие в научное школьной общество «Олимп». (Название локального акта по научному обществу «Положение о школьном научном обществе обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ») Сроки проведения предметных недель определяются в соответствии с ежегодным планом общешкольных мероприятий.
В качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «Белогорская ООШ» проводятся олимпиады по предметным областям, в которых принимают участие все желающие обучающиеся. По итогам школьного Всероссийского этапа олимпиад обучающиеся получают возможность участия в муниципальном этапе.
В МБОУ «Белогорская ООШ» педагогом – психологом реализуется для обучающихся 9 класса программа профессиональной ориентации «Выбор профессии», позволяющая определиться с выбором направления будущей профессиональной деятельности в соответствии с познанием своих личностных и индивидуальных особенностями.
2.3.5. Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с организациями дополнительного образования
Достижение результатов социализации обучающихся в совместной деятельности МБОУ «Белогорская ООШ» с различными социальными субъектами, с одной стороны, обеспечивается организацией взаимодействия школы с предприятиями, общественными организациями, организациями дополнительного образования и т. д., а с другой – вовлечением школьника в социальную деятельность.
Организация взаимодействия МБОУ «Белогорская ООШ» с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования, иными социальными субъектами представлена как последовательная реализация следующих этапов:
- моделирование администрацией школы с привлечением школьников, родителей, общественности взаимодействия МБОУ «Белогорская ООШ» с различными социальными субъектами (на основе анализа педагогами школы социально-педагогических потенциалов социальной среды);
- проектирование партнерства школы с различными социальными субъектами (в результате переговоров администрации формирование договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования и другими субъектами);
- осуществление социальной деятельности в процессе реализации договоров школы с социальными партнерами;
- формирование в МБОУ «Белогорская ООШ» и в окружающей социальной среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
- организация рефлексии социальных взаимодействий и взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в сети Интернет;
- обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию (общение, познание, игра, спорт, труд), формам организации, возможному характеру участия (увлечение (хобби), общественная активность, социальное лидерство);
- стимулирование общественной самоорганизации обучающихся общеобразовательной школы, поддержка общественных инициатив школьников.
Таблица № 4
Организация внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности | Решаемые задачи |
Духовно-нравственное (гражданско-правовое, патриотическое, нравственное, семейное воспитание) | Изучение истории родного края.
Проведение тематических классных часов о духовности, культуре поведения и речи.
Проведение экскурсий по школьному музею, презентаций, интеллектуальных игр.
Участие в конкурсах детского творчества на уровне школы, района, области.
| Привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. |
Социальное (самоуправление, трудовое, экологическое воспитание) | Проект «Школьный двор».
Проект «Не только знаю, но имогу».
| Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. |
Общеинтеллектуальное | Предметные недели.
Библиотечные уроки.
Конкурсы, занятия в кружке, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые игры, викторины, круглые столы, проекты. | Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего выявления интересов и склонностей.
|
Общекультурное (эстетическое воспитание) | Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла.
| Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. |
Физкультурно-спортивное и оздоровительное (физкультурно-оздоровительное воспитание, безопасность жизнедеятельности) | Работа спортивных секций.
Организация походов, подвижных игр, «Весёлых стартов».
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Участие в районных спортивных соревнованиях.
Ведение бесед по охране здоровья «Вредные привычки», «Режим дня», «Что такое гигиена».
| Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. |
Модель социального партнерства МБОУ «Белогорская ООШ» с предприятиями, организациями, учреждениями Беляевского района
Проблема: создание единого воспитательного пространства МБОУ «Белогорская ООШ» за счет организации взаимодействия школы с предприятиями, организациями, учреждениями Беляевского района.
Цель: создание условий для успешной социализации обучающихся
Планируемый результат: уровень сформированности социальной компетентности обучающихся.
Задачи:
-создать нормативную базу, обеспечивающую взаимодействие МБОУ «Белогорская ООШ» с предприятиями, организациями и учреждения ми Беляевского района;
- разработать перечень мер и мероприятий по организации межведомственного взаимодействия МБОУ «Белогорская ООШ» с предприятиями, организациями и учреждения ми Беляевского района;
- обеспечить информационную поддержку реализации модели социального партнерства МБОУ «Белогорская ООШ» с предприятиями, организациями и учреждениями Беляевского района;
- осуществлять мониторинг эффективности реализации модели социального партнерства МБОУ «Белогорская ООШ» с предприятиями, организациями и учреждениями Беляевского района.
Целевая аудитория: субъекты образовательного процесса МБОУ «Белогорская ООШ»
Функционал субъектов:
Исполнители: педагогический коллектив МБОУ «Белогорская ООШ»
Руководитель: директор МБОУ «Белогорская ООШ»
Объекты социального партнерства:
- СДК;
- сельская библиотека;
- ГБУЗ «Беляевская РБ»
- ЦЗН Беляевского района;
- КДН и ЗП Беляевского района
- МБУ ДО Дом детского творчества;
- МБОУ ДОД ДЮСШ;
- ОАО «Колхоз Дунай»;
- ООТП п.Белогорский (пожарная часть)
- МО «Белогорский сельский совет»;
- отделение полиции МВД РФ по Беляевскому району;
- Родительская общественность;
- КФХ Хасанова Х.А.
Таблица № 3
Содержание деятельности
Направление воспитательной деятельности | Название мероприятия | Форма проведения | Социальный партнер |
Гражданско-патриотическое | «Афганистан в сердце моем» | Встреча с воинами-интернационалистами | СДК |
Культуротворческое и эстетическое | «Творческая мастерская» | Творческо-игровая программа во время летнего оздоровительного лагеря | Сельская библиотека |
Здоровьесберегающее | «Не пробовать, не начинать!» | Встречи с врачом наркологом | ГБУЗ «Беляевская РБ» |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Ответственность за нарушения» | Лекторий для старшеклассников | КДН и ЗП Беляевского района |
Интеллектуальное | «Не только знаю, но и могу» | кружок | МБУ ДО Дом детского творчества |
Здоровьесберегающее | «Старты надежд», «Президентские соревнования» | Спортивные соревнования | МБОУ ДОД ДЮСШ |
Экологическое | «Живи, родник!» | Акция | МО «Белогорский сельский совет»; |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Летняя производственная бригада | Занятость несовершеннолетних в летний период | ЦЗН Беляевского района |
Правовое воспитание и культура безопасности | Противопожарная безопасность | Плановые эвакуации с применением средств пожаротушения | ООТП п.Белогорский (пожарная часть) |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Заготовка овощей для школьной столовой | Трудовые рейды на фермерский огород | КФХ Хасанова Х.А. |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Организация свободного времени детей в период школьных каникул | Общешкольные собрания | Родительская общественность |
Схема взаимодействия школы и родителей
2.3.6. Основные формы организации педагогической поддержки
социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания
Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ» являются ситуационно-ролевые игры, педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности; средствами общественной и трудовой деятельности.
1. Ролевые игры: процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем. Для организации и проведения ролевых игр различных видов могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.
2. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности: методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей.
3. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности: важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.
4. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности: социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
Формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания.
Важнейшим партнером МБОУ «Белогорская ООШ» в реализации цели и задач воспитания и социализации являются родители обучающегося (законные представители.)
Таблица № 5
Программа родительского университета
Разделы университета | Темы | Специалисты | Класс | Сроки |
Правовые вопросы | ||||
Экономические вопросы | ||||
Медицинские вопросы | ||||
Психолого-педагогические вопросы |
Условиями результативности работы с родителями обучающихся МБОУ «Белогорская ООШ» является понимание педагогическими работниками и учет ими при проектировании и конструировании взаимодействия следующих аспектов:
- ориентация на «партисипативность» (вовлечение родителей в управление образовательным процессом, решение проблем, участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме, возникающих в жизни образовательной организации);
- недопустимость директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей (без вербализированного запроса со стороны родителей), использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайняя мера;
- наличие границ сотрудничества педагогов с родителями и вероятность конфликта интересов семьи и школы, умеренность ожиданий активности и заинтересованности родителей обучающегося в разрешении тех или иных противоречий, возникающих в процессе образования их ребенка, неэффективность тактики просто информирования педагогом родителей о недостатках в обучении или поведении их ребенка,
- безальтернативность переговоров как метода взаимодействия педагогов с родителями, восприятие переговоров как необходимой и регулярной ситуации взаимодействия.
Педагогическая компетентность родителей – способность взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний язык контакта с ребенком, умение видеть с точки зрения перспективы развития ребенка в тех материальных условиях, в которых семья живет в данный момент.
Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье предусматривает содействие в формулировке родительского запроса образовательной организации, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации.
Анкета «Учет запроса родителей при организации воспитательной работы в школе»
- Личные данные
- Цель воспитания в образовательной организации (по вашему мнению. Выберите значимые для Вас 2-3 пункта):
- подготовка к жизни;
- формирование качеств гражданина;
- развитие детского коллектива;
- развитие интереса к учебе;
- приобщение к культуре и традициям народов России;
- развитие творческих способностей;
- формирование дисциплины и самодисциплины;
- другое.
3. Отметьте темы, которые бы Вы хотели обсудить:
- Программы обучения в начальной, основной и средней школе;
- Подготовка к экзаменам;
- Воспитание в ребенке самостоятельности;
- Соблюдение режима труда и отдыха;
- Общение с детьми;
- Выбор профессии;
- Доверие в семье;
- Что читать с детьми?;
- Ребенок и закон;
- Развитие памяти и речи;
- Эмоциональное благополучие ребенка;
- Половое созревание;
- Ребенок и труд;
- «Белая ворона» в коллективе;
- Профилактика зависимостей.
4. Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными и значимыми?
- консультации;
- буклет, памятка;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- встреча со специалистом;
- практические семинары;
- круглые столы;
- открытые уроки (занятия);
- соревнования, игры;
- выездные акции;
- семейный клуб;
- другое, что именно укажите.
5.В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие:
- родительское собрание
- лекции;
- групповые досуги;
- тематические консультации;
- семинары и практикумы;
- тематические выставки;
- родительские клубы;
- другое, что именно укажите.
6. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка?
- психолога;
- юриста;
- медработника;
- педагога;
- другого специалиста (укажите).
Модель связи урочной и внеурочной деятельности
2.3.7. Модели организации работы по формированию экологически
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
Модель обеспечения рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды предусматривает объединение педагогического коллектива в вопросе рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, освоение педагогами МБОУ «Белогорская ООШ» организации совокупности соответствующих представлений, экспертизу и взаимную экспертизу рациональности организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, проведение исследований состояния учебно-воспитательного процесса и образовательной среды. В обеспечении рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды отдельного ученического класса организаторскую роль призван сыграть классный руководитель. Сферами рационализации учебно-воспитательного процесса являются:
- организация занятий (уроков);
- обеспечение использования различных каналов восприятия информации;
- учет зоны работоспособности обучающихся;
- распределение интенсивности умственной деятельности;
- использование здоровьесберегающих технологий.
Модель организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы включает:
- спорт секции
- клубы
- программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной деятельности
Массовые физкультурно-спортивные мероприятия оказывают влияние не только на непосредственных участников, но и на зрителей и болельщиков за счет зрелища, вследствие возникновения чувства соучастия и сопричастности, гордости за высокие достижения, смелые и решительные действия спортсменов.
Физкультурно –спортивные мероприятия по рангам: уточнить у учителя физкультуры
- школьные спортивные
- Спартакиады
- Спортпраздники
Модель профилактической работы предусматривает определение «зон риска» (выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и т. д.), разработку и реализацию комплекса адресных мер, используются возможности профильных организаций – медицинских, правоохранительных, социальных и т. д.
Таблица № 6
Профилактическая деятельность с обучающимися МБОУ «Белогорская ООШ»
Направление профилактической деятельности с обучающимися | Зам дир по ВР | Кл.рук | Социальный педагог |
Употребление ПАВ | + | ||
Суицидальные устремления | + | + | |
Профилактика правонарушений | + | + | + |
Профилактика экстремизма | + | + | |
Профилактика дорожного травматизма | + |
Модель просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса МБОУ «Белогорская ООШ» рассчитана на небольшие, устойчивые, учебные группы, и неоформленные (официально не зарегистрированные) аудитории, является:
- внешней (предполагает привлечение возможностей других учреждений и организаций – спортивные клубы, лечебные учреждения, стадионы, библиотеки и т. д.);
- внутренней (получение информации организуется в школе, в том числе одна группа обучающихся выступает источником информации для другого коллектива, других групп – коллективов);
- программной (системной, органически вписанной в образовательный процесс, служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает межпредметные связи);
- стихийной (осуществляется ситуативно, как ответ на возникающие в жизни школы, ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение мнений и т. д.; может быть оформлена как некоторое событие, выходящее из ряда традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение проблемной ситуации).
Просвещение в МБОУ «Белогорская ООШ» осуществляется через лекции, беседы, диспуты, выступления в средствах массовой информации, Круглые столы, передвижные выставки. В просветительской работе целесообразно используются информационные ресурсы сети Интернет.
2.3.8. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического
здоровьесберегающего образования обучающихся
Формирование осознанного отношения обучающихся к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни МБОУ «Белогорская ООШ», включает несколько комплексов мероприятий.
Первый комплекс мероприятий формирует у обучающихся: способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективно использовать индивидуальные особенности работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
Второй комплекс мероприятий формирует у обучающихся: представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. Для реализации этого комплекса осуществляется интеграция с деятельностью спортивно –оздоровительного клуба «Пионер».
Третий комплекс мероприятий формирует у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. В результате реализации данного комплекса обучающиеся получают представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
Четвертый комплекс мероприятий формирует у обучающихся: представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов. В результате реализации данного модуля обучающиеся способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
Пятый комплекс мероприятий обеспечивает профилактику разного рода зависимостей: развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; вовлечение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведенное за компьютером.
2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в МБОУ «Белогорская ООШ» призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить вовлечение и активное участие обучающегося в совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях).
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в МБОУ «Белогорская ООШ» строится на следующих принципах:
- публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников) на сайте shkolabelogor3.ucoz.ru;
- соответствие артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике, выработанной и существующей в сообществе в виде традиции;
- прозрачность правил поощрения (Положения о поощрении и награждениях обучающихся в МБОУ «Белогорская ООШ»,)
Формирование портфолио в качестве способа организации поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся – деятельность по собиранию (накоплению) артефактов, символизирующих достижения «хозяина» портфолио. Портфолио может включать исключительно артефакты признания (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.), может – исключительно артефакты деятельности (рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д.), портфолио может иметь смешанный характер.
Вставить ссылку о положении о портфолио обучающегося в школе
Установление стипендий – современный способ поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся, когда за те или иные успехи устанавливается регулярная денежная выплата (с оговоренными или неоговоренными условиями расходования).
2.3.10- 2.3.12. Мониторинг эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Критерии, показатели и планируемые результаты мониторинга эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Эффективность организации процесса духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной ступени обучения в МБОУ «Белогорская ООШ» осуществляется на основании критериев и показателей мониторинга. Планируемые результаты мониторинга позволяют судить о динамике изменений уровня воспитанности обучающихся, эффективности реализуемых образовательных и воспитательных программ; условий, созданных в ОО, степени удовлетворенности родительской и педагогической общественности
Таблица № 6
Критерий | Показатель | Планируемый результат |
Степень обеспечения в образовательной организации жизни и здоровья обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях) | Уровень информированности педагогов о состоянии здоровья обучающихся (заболевания, ограничения по здоровью) | - положительная динамика здоровья обучающихся; - высокий уровень информированности о посещении спортивных секций; - регулярность занятий физической культурой |
Уровень здоровьесбережения и формирования культуры здорового образа жизни: - рациональная организация учебно-воспитательного процесса; - устойчивые представления о здоровье и здоровом образе жизни; - навыки оценки собственного функционального состояния; - компетенции в составлении и реализации рационального режима дня и отдыха
| Чувствительность к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма Интерес к проблеме здоровья, самостоятельный поиск и анализ литературы по проблемам здорового образа жизни Забота о своем здоровье (посещение спортивных секций, выполнение физических упражнений, проведение оздоровительных процедур) Методика «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, В.И. Панов) | |
Безопасность для обучающихся образовательной среды | Состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия во взаимодействии; личностно-доверительное общение; высокий уровень психологической защищенности Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баева) | |
Анализ эффективности совместных мероприятий образовательной организации и профильных организаций, родителей, общественности | Проявление мотивации к участию в совместной деятельности; общение с разными людьми; проявление творчеств; участие в делах своего коллектива; помощь товарищам и др. Методика «Изучение мотивов участия школьников в деятельности» (по Л.В. Байбородовой). | |
Степень обеспечения в образовательной организации позитивных межличностных отношений обучающихся | Уровень информированности педагогов (прежде всего классных руководителей) о состоянии межличностных отношений в сообществах обучающихся - выявление проблем межличностных отношений школьников;
- стиль педагогического руководства | Сплоченный детский коллектив Ценностно-ориентационное единство класса Методики «Изучение личности учащегося и ученических коллективов» (А.М. Фридман) Проявление созидательной социальной направленности в межличностных отношениях обучающихся Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову): Высокий уровень развития коллектива: ответственность (сознательное, добросовестное отношение к работе, учебе); коллективизм (стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива); сплоченность (единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса); организованность (благоприятные личные взаимоотношения членов коллектива); контактность (отношение к новичкам, другим коллективам); открытость (умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределить обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной работе) Методика оценки развития коллектива (по Р.С. Немову, А.Г. Кирпичнику) - эмоционально-импровизационный стиль; -эмоционально-методический стиль; - рассуждающе-импровизационный стиль; - рассуждающе-методический стиль Опросник для определения стиля педагогической деятельности «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности» (А.К. Маркова, А.Я. Никонова |
Состояние межличностных отношений обучающихся в ученических классах | Позитивные межличностные отношения обучающихся (дружба; альтруизм; ответственность) Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (по Е.В. Гуровой, Н.Ф. Шляхты): | |
Оценка атмосферы (климата) в детском коллективе | Благоприятный климат в детском коллективе (удовлетворенность, увлеченность, согласие; занимательность, успешность др.) Методика «Атмосфера в классе» (по Л.Г. Жедуновой): Методика «Наши отношения» (по Л.М. Фридман) | |
Степень развития ученического самоуправления | Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность; организованность классного коллектива; ответственность первичного коллектива за его дела; включенность класса в дела общешкольного коллектива; отношения класса с другими классами; ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (по М.И. Рожкову) | |
Степень содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования | Уровень информированности педагогов об особенностях содержания образования в реализуемой образовательной программе: информированность о динамике академических достижений обучающихся, о типичных и персональных трудностях в освоении образовательной программы - обеспечение мотивации учебной деятельности | Определение причин неуспеваемости: педагогические (низкая интенсивность учебной деятельности, пропуски занятий и др.); психологические (несформированность мотивов учебной деятельности, недисциплинированность и др.); нейрофизиологические (общая ослабленность организма, слабый тип высшей нервной деятельности и др.) Методика «Изучение причин неуспеваемости» (Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская) Методика «Изучение типов неуспевающих школьников» (Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская) Устойчивый осознанный мотив к учебной деятельности. Интерес к выполнению заданий, чтение дополнительной литературы Методика определения интенсивности познавательной потребности (по В.С. Юркевич) Методика «Определение мотивов учения школьника» (Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская) Методика «Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся» (Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская) |
Степень реализации задач воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России | Уровень информированности об общественной самоорганизации класса | Участие в делах класса Выполнение общественных поручений Ответственное отношение к совместному делу Учет интересов товарищей Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) |
Степень конкретности и измеримости задач патриотического, гражданского, экологического воспитания | Сформированность гражданской позиции: - знания о гражданском обществе, о гражданских правах и обязанностях; понимание социально-политических процессов и явлений, происходящих в государстве; умение анализировать сложившиеся социальные ситуации и излагать собственные идеи по их разрешению; - умение выполнять свои гражданские обязанности; соблюдение социальных и правовых норм; участие в различных видах общественной деятельности; - чувство социального сопереживания процессам и явлениям, происходящим в обществе; - оценивание своих мотивов и действий с позиции гражданина своей страны | |
Анализ мероприятий патриотического, гражданского, трудового и экологического воспитания | Критерии анализа воспитательного мероприятия: - психолого-педагогическая культура педагога; - оценка проявления личностных качеств обучающихся в поведении и деятельности (активность, инициативность, самостоятельность, эмоциональность, дисциплинированность, ответственность); - оценка содержания воспитательного мероприятия; - оценка способов деятельности педагога и обучающихся; - оценка результата воспитательного мероприятия |