Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию
В данном разделе представлены материалы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема: Мой город.
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самост. деят. детей | Взаимодействие с родителями и соц партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Образовательная деятельность в режимных моментах | Индивидуальная работа и индив-дифференц подход | ||||||
Понедельник | Утро: | Рассказ воспитателя на тему « Мой город – Нижний Новгород» Рассматривание герба г. Н. Новгорода. | Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Н. Новгорода» Уточнить правила и обязанности дежурных | Работа над танцевальным шагом полька с Ярославом, Степаном, Дашей С, Максимом, Никитой | Иллюстрации о «Достопримечательностях Н. Новгорода», герб Н. Новгорода Выставка фотографий «Улицы родного города» | Статья в родительский уголок «Расскажите детям о памятниках Нижнего Новгорода» Консультация «После садика – во что бы поиграть?» | ||
НОД |
Задачи: Дать детям знания об истории возникновения родного города. Познакомить с именами основателей родного города. Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций. Материал: портрет князя Юрия Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода, иллюсрации с изображением нижегородского Кремля.
| Посадка за столами: Х-ноги Маша, Степа, Катя К., Илья Д/И «В квартире – в избе» | ||||||
Прогулка (подготовка к прогулке, возвращение с прогулки) | Наблюдение: За первыми заморозками Цель: Продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи (°ниже 0 – почва и лужи замерзают). Примета: «Облака чёрные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится» Загадка: Дни стали короче, длиннее стали ночи, Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью) | П/И «Не намочи ног» Труд на участке: расчистка дорожек от веточек и мусора | Игры со спортивным инвентарём с Варей К., Никитой, Ваней Бел., Варей Д. | |||||
Вечер | ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ «Прогулка по памятным местам родного города» | Ситуация общения по вопросам: «Каким бывает город вечером? Как он освещён? Как выглядят дома? Как расположены дома на улице города?» | Рисование с Даней С., Колей, Тимофеем на тему «Вечерний город» | |||||
Прогулка | Наблюдение за погодой. Поиск ответа на вопрос: «К концу прогулки становится темнее и прохладнее, почему?» (Солнце садится за горизонт, не светит, поэтому становится холоднее) П/И «Лови-бросай» |
День неделиВ | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самост. Деят.детей | Взаимодействие с родителями и соц партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Образовательная деятельность в режимных моментах | Индивидуальная работа и индив-дифференц подход | ||||||
Вторник | Утро: | Рассказ воспитателя о городах Нижегородской области Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Нижегородской области | Д/И «Узнай роспись» ( городецкая, семеновская) Дежурство в « Центре природы» (полив цветов) | Игра-забава «Считайте ногами» с Тимофеем, Варей, Катей М., Максимом | Д/И «Городец» Иллюстрации «Музей самоваров в Городце» | Консультация «Как рассказать ребенку о народных традициях» Консультация «Пальчиковая гимнастика детям» | ||
НОД |
| И/упражнение «Придумай другой конец сказке «Курочка Ряба»» с Никитой, Колей, Даней С., Максимом | ||||||
Прогулка (подготовка к прогулке, возвращение с прогулки) | Наблюдение: За красотой природы Цель: Развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе Приметы: «Если на крышах большие сосульки – весна будет затяжной; если снег тает от солнышка – будет хороший урожай, от дождя – жди засухи» | П/И «Пустое место» Труд на участке: поможем убрать листья на участке малышей. Сбор самых красивых листьев. Составление описательного рассказа о красоте природы | Счёт количества тонов и полутонов в природе с Колей, Ваней Бен., Соней, Тамарой, Дашей | |||||
Вечер | Работа с термометром Запись температуры в дневник наблюдений Загадки об осени и явлениях природы Игры по желанию | Хоз-бытовой труд ремонт книг, стирка кукольного белья | Рассматривание иллюстраций «Городские улицы» с Никитой, Сашей П., Тамарой | |||||
Прогулка | Наблюдение за температурными изменениями в природе. Нахождение признаков золотой осени. Д/И «Кто как кричит?» | |||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями и соц партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Образовательная деятельность в режимных моментах | Индивидуальная работа и индив-дифференц подход | ||||||
Среда | Утро: | Ситуация на тему «История моего города» Цель: расширить представления о родном городе, его достопримечательностях; закрепить знание своего адреса | Д/И «Найди герб» (моего города, моей страны) Уточнить правила и обязанности дежурных | Закрепление навыков пения с Майей, Сашей М.Никитой, Даней С, Максимом | Иллюстрации с изображением достопримечательностей родного города Подборка картинок «Разные профессии»; Подборка осенних пейзажей | Совместное создание семейного альбома «Любимые улицы города»; «Улица, на которой я живу» | ||
НОД |
Задачи: продолжать учить детей передавать в рисунке разные виды деревьев и кустарников, составлять коллективную композицию, подбирая красивые цветосочетания. Формировать композиционные умения, закреплять рисование кистью разными способами. Материал: листы для рисования, краски, кисти, баночки с водой, салфетки Методические приемы: Чтение стихотворения Бунина «Листопад», рассматривание репродукций картин об осени, уточнение композиции рисунка, показ приёмов рисования детьми и воспитателем, анализ работ. | Предварительная работа с детьми; Рисование разных качелей с Никитой, Тимофеем, Илюшей, Машей, Майей, Тамарой. | ||||||
Прогулка (подготовка к прогулке, возвращение с прогулки) | Наблюдение: За архитектурой близлежащих зданий Цель: Расширять представления детей об архитектурном многообразии развивать творческое воображение. Д/И «Дом, который построил Джек» | Р.Н.И. «Мячик кверху» Ф. упр. Ходьба змейкой Труд на участке: наведение порядка на территории. | Беседа на тему «Как вести себя в магазине?» с Варей, Соней, Никитой, Ваней Бел., Тимофеем | |||||
Вечер | Рассматривание и сравнение гербов России, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга Д/И «Сложи герб правильно» | Придумывание и рисование герба нашего садика | Продолжение работы над танцевальным шагом польки с Даней Л., Колей, Машей | |||||
Прогулка | Наблюдение за осенней природой. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье …» Д/И «Бывает-не бывает осенью» |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самост. деят.детей | Взаимодействие с родителями и соц партнерами | |||
Групповая, подгрупповая | Образовательная деятельность в режимных моментах | Индивидуальная работа и индив-дифференц подход | |||||
Четверг | Утро: | Беседа на тему «Современный культурный уровень города»
| Конструирование города для кукол Уточнить правила и обязанности дежурных | Аппликация по желанию «Дома на нашей улице» с Никитой, Даней С, Максимом | Иллюстрации с изображением достопримечательностей Нижнего Новгорода Таблицы с элементами городецкой, хохломской и семёновской росписи | Информация в родительском уголке «Учимся отгадывать загадки» Консультация «Роль родителей в развитии речи детей» | |
НОД |
Задачи: Обобщить представления детей о родном городе; найти отличия меду гербом России и гербом г. Нижнего Новгорода; беседа о достопримечательностях родного города; игра «Прогулки по улицам Нижнего» Методы и приемы: беседа, чтение стихотворения о Нижнем Новгороде, рассматривание иллюстраций Кремля, рассказ воспитателя о его истории..
| Предварительная работа с детьми с Никитой, Тимофеем, Илюшей – повторение домашнего адреса. | |||||
Прогулка (подготовка к прогулке, возвращение с прогулки) | Наблюдение: За лужами Цель: Расширять представления детей о многообразии неживой природы; развивать творческое воображение. Пословицы и поговорки: «После дождя похолодало – к смене погоды; птицы сидят нахохлившись – к холоду» Д/И «Угадай, что в мешочке» | П/И «Зеркало» Ф. упр. Бег по узкой дорожке между линиями, с ускорением и замедлением темпа Труд на участке: наведение порядка на территории. | Упражнение «Отбей мяч от земли» с Ваней Бен., Тамарой, Катей К., Соней, Тамарой, Дашей) | ||||
Вечер | Развивающая образовательная ситуация «В избушке у матушки Козы» Игра-инсценировка «Что нужно для того, чтобы затопить печь?» | Д\И «Собери из частей целое» (памятники) | Обучение детей озвучиванию музыкальными инструментами сказок (передавать звуки капели, шлепанье по лужам, свист ветра) с Даней Л., Колей, Машей | ||||
Прогулка | Наблюдение за состоянием земли: какая земля, чем покрыта. П/И «Волк во рву» |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоят. деят.детей | Взаимодействие с родителями и соц партнерами | |||||||
Групповая, подгрупповая | Образовательная деятельность в режимных моментах | Индивидуальная работа и индив-дифференц подход | |||||||||
Пятница | Утро: | Беседа «Пожарский и Минин» (значение единения народов России) П/И «Ниточка-иголочка» | Конструирование города для кукол Дежурство по столовой | Д/И «Работа со шнуровкой» (через край) с Никитой, Даней Л., Максимом, Катей К. | Конструирование из конструктора ЛЕГО по замыслу детей. Создание условий для сюжетной игры- экскурсия по городу. | Консультация в родительском уголке на тему «Почему дети бывают агрессивны?» Памятка родителям «Как нельзя общаться с детьми» | |||||
НОД |
Задачи: Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательной деятельности. Учить создавать сюжеты ,изображающие родной город, показывать пространственные взаимоотношения между предметами, закреплять ранее освоенные технические навыки в рисовании и аппликации. Воспитывать умение находить место своей работе в общей работе. Материал: цветная бумага, гуашь, клей , кисти разных размеров, ватман. Методы и приемы: Игровая ситуация, постановка цели, определение композиции и расположения , показ приёмов работы детьми и воспитателем.
| Словесная игра «Мой город» Сашей М., Никитой, Колей, Даней С. Помочь в выборе изображения Никите, Владу, Максиму, Тимофею | |||||||||
Прогулка (подготовка к прогулке, возвращение с прогулки) | Целевая прогулка по скверу Победы и улице Баррикад Цель: продолжать знакомить детей с улицами ближайшего окружения детского сада, достопримечательностями и названиями улиц и сквера. | Д/И «Лесник» Труд на участке: уборка прошлогодних листьев и стеблей в цветнике Подвижная игра « Золотые ворота» | Упр. «Бег по узкой дорожке» с Ульяной, Соней, Никитой, Майей, Машей, Максимом | ||||||||
Вечер | Оформление альбома о почётных людях города Беседа об общественных учреждениях города и их назначении. | Д\И «Собери узор» (из элементов городецкой и семёновской росписи) | Игра «В гостях» Даней С., Колей, Тимофеем (посуда с гжельской росписью) | ||||||||
Прогулка | Наблюдение За погодой из окон Беседа по вопросам: «Какая сейчас погода? , Что изменилось по сравнению с утренней?, Дневной?» . Развитие наблюдательности , умения рассказывать о своих впечатлениях. Чтении стихотворения «Вышел дождик погулять» |
Предварительный просмотр:
Проект «Мой район - Сормово»
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного района, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике района.
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием района.
-Развивать бережное отношение к району, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
-Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному району, через знакомство с улицами и достижениями знаменитых людей
Участники проекта -Дети5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта : 1 год
Прогнозируемый результат.
-Обогащенные и систематизированные знания детей об истории района и его культурных ценностях. Сформирован интерес к изучению данной проблемы.
-Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
-Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
-Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
-Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры СОРМОВСКОГО района, поможет сформировать заботливое отношение к району.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап — подготовительный, включает в себя:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном районе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование совместной взросло - детской деятельности, определение средств и способов реализации проекта.
II этап — основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников
3. Пополнение развивающей среды,
4. Показ презентаций,
III этап — итоговый, включает в себя:
- Постановка проблемы
Воспитатель вносит карту Нижнего Новгорода с обозначенными на ней разными цветами районами. Дети рассматривают карту, обращает внимание на количество районов, их название, расположение. Акцентирует внимание на Сормовском районе. Воспитатель предлагает детям другую карту, с более крупным изображением Сормовского раиона. На карте с помощью липучек прикреплены уменьшенные фотографии различных объектов, находящихся в Сормовском районе (кондитерская фабрика, завод «Красное Сормово», дворец культуры, Сормовский парк, зоопарк «Лимпопо», памятник Алексееву, памятник «Метеору», Спасо-Преображенский собор, Паровоз СУ-251-32 и др.)
- Обсуждение проблемы
Воспитатель предлагает детям стать экскурсоводами в Сормовском районе. Объясняет, что экскурсоводы проводят экскурсии по интересным местам, рассказывают интересную информацию, факты, события минувших дней, о достопримечательностях. Для того чтобы стать экскурсоводами, необходимо собрать информацию. Воспитатель помогает детям разделиться на группы по два человека и по желанию выбрать достопримечательность о которой они хотели бы собрать информацию.
- Работа над проектом
Каждая подгруппа с помощью родителей и воспитателей собирает информацию о выбранной достопримечательности.
Перспективный план работы по проекту «Моя малая родина» в старшей группе:
Сентябрь
Тема. Вот моя улица, вот мой дом родной…
Викторина «Хорошо ли ты знаешь свой район?»
Выставка рисунков, изготовление альбома «Сормово. Улицы сормовского района».
Фотовыставка «Моя улица», «Я гуляю во дворе».
Октябрь
Тема. История возникновения сормовского района.
Развлечение «Осенняя ярмарка».
Фотовыстовка «Сторое и новое сормово».
Беседа «Были и предания о сормовском районе».
Целевые прогулки к памятникам: «Метеор» на площадь Буревестника,
на ул. Б. Юбилейный к памятнику Р. Е. Алексееву выдающемуся конструктору судов на подводных крыльях.
Ноябрь
Тема. Моя малая родина.
Беседа «Гордость нашего района»
Д/и «Опиши свою улицу», «Прогулка по Сормовским улицам»
Выставка рисунков «Прогулки с родителями по сормову»
Прослушивание песен о сормовском районе.
Создание альбома «Памятники», «Храмы».
Декабрь
Тема. Знакомство с гербом сормовского района.
Беседа «Символика нашего района».
Изготовление ёлочных игрушек и украшений «Украсим сормовскую ёлку».
Выставка рисунков «Сормовский герб».
Беседа «Безопасность на улицах района».
Январь
Тема. Папа, мама, я – спортивная семья
Физкультурный праздник на свежем воздухе «Мама, папа, я – спортивная семья».
Беседа «Зимние игры», «Спорт», «Сормово о спорте»
Выставка семейного фото «Мы любим спорт».
Февраль
Тема. Защитники Отечества.
Создание альбома «Герои нашего района»
Викторина с папами, посвящённая «Дню защитника Отечества».
Конкурс семейного рисунка «Придумай герб семьи», «Мой папа, самый лучший».
Развлечение «Ух ты, масленица!»
Март
Тема. Семья и семейные традиции.
Беседа «Семья».
Д/и «Дом, в котором я живу».
Выставка фотографий «Праздники мам и бабушек».
Изготовление всей семьёй макета дерева рода.
Конкурс рисунка вместе с папами «Наши любимые мамочки».
Апрель
Тема. Природа сормовского района.
Оформление альбома «Нет района краше, чем сормово наше»
Изготовление макета «Сормовский парк», «Наш любимый детский сад».
Субботник с родителями (уборка на участке, посадка деревьев и цветов в клумбы).
Просмотр слайдов «Природа родного района».
Май
Тема. Никто не забыт, ничто не забыто.
Беседы «Сормово в ВОВ», «Наши герои».
Изготовление открыток к празднику «9 МАЯ»
Выставка рисунков «День победы», «Мой дед», «Праздничный салют».
Прослушивание военных песен.
Создание альбома «Книга памяти».
Целевые прогулки: на площадь Свободы к памятнику первого сормовского танка «Т-34». К памятнику паровозостроению «Су-251-32» установленный на улице Баррикад.
Формы работы над проектом:
- чтение специальной литературы исторического характера;
- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
- просмотр видеофильмов;
- изучение легенд об историческом прошлом района;
- составление кроссвордов;
- изготовление дидактических игр;
- экскурсии по району;
- оформление фотовыставки;
- оформление буклетов.
- Презентация
Каждую подгруппа защищает свой проект, на две достопримечательности отводится отдельное занятие.
Варианты защиты проектов:
- рассказы детей, чтение стихов;
- представление буклета;
- представление фотовыставки;
- решение кроссвордов;
В случае затруднения воспитатель задает вопросы:
- С какой достопримечательностью связано образование Сормовского района? (После строительства завода «Красное Сормово», вокруг образовался рабочий поселок, в дальнейшем присоединенный к Нижнему Новгороду как район города).
- На каком заводе во время ВОВ производили третью часть всех советских танков, поставляемых на фронт? («Красное Сормово»).
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о районе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.