Для педагогов
Для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_progulki.docx | 20.48 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 17.39 КБ |
organizatsiya_i_provedenie_progulok_s_detmi.docx | 45.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация и планирование
прогулок в зимний период»
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки. В течение года прогулки проводятся ежедневно. В зимний период прогулка проводится 2 раза в день, при соответствующем санитарным нормам температурном режиме и силе ветра. При несоответствующих погодных условиях прогулка может быть сокращена, либо отменена вообще.
В целях охраны жизни и здоровья детей, воспитатель должен перед прогулкой осмотреть участок. В холодное время года помощник помогает воспитателю заменять у детей промокшие варежки, пораньше заводить в помещение тех, кто замерз и т.д.
Планируя целевую прогулку за пределы детского сада, воспитатель и помощник воспитателя должны хорошо знать маршрут и учитывать длительность пребывания детей на улице. Структура прогулки выглядит следующим образом:
1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность;
3. Подвижные игры;
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей (игровая и двигательная);
6. Спортивные упражнения.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Последовательность их проведения варьируется в зависимости:
от предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры),
от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей), от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.), от познавательных интересов детей.
В течение всего года обязательно проводится и вечерняя прогулка, на вечерней прогулке снимаются два структурных компонента: наблюдение и трудовые действия.
Обязательно ставятся и вносятся в план цели таких структурных компонентов прогулки как: наблюдение (за живой и неживой природой), трудовая деятельность, подвижная игра.
Наблюдения (рекомендуется указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения):
наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом и т.д.).
Трудовая деятельность. Планируется труд на участке, необходимо указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).
Подвижные игры. Рекомендуется проводить две - три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры
малоподвижные;
игры средней активности;
игры с высокой двигательной активностью.
Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр (в течение месяца может разучиваться одна игра, а на неделю планируется одна игра, но уже знакомая детям).
Кроме этого могут быть организованы игры: игры-эстафеты, сюжетные, подвижные игры с элементами спорта, народные игры, хороводные,
спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). Инструктор по ФК разрабатывает перспективное планирование подвижных игр для всех возрастных групп; с начинающими воспитателями проводит консультации по планированию и методике проведения подвижных игр на прогулке. Необходимо иметь картотеку считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет.
Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, санки, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, вожжи, султанчики, флажки, кегли, лыжи, клюшки, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
При оформлении территории детского сада большое значение придаётся безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Педагоги украшают веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из бросового материала. Снежные постройки воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче.
Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей.
В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке на каждом групповом участке необходимы следующие группы снежных фигур:
Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа – фигуры для прыжков, перешагивания.
Третья группа – фигуры для упражнений в метании.
Четвёртая группа – фигуры для подлезания.
И горки для скатывания.
Большое значение придаётся профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими.
Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В родительских уголках МБДОУ на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз, или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок и проветривания помещения в отсутствие детей.
Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы. Исходя из проблем групп в родительских уголках размещается соответствующая информация по каждому дошкольному возрасту. В рубрике «Советуем прочитать» необходима подборка художественной литературы на зимнюю тематику: сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д.
На основе оперативного контроля старший воспитатель получает информацию об организации прогулок, выявляет необходимость методической помощи воспитателям, корректирует образовательный процесс.
Вопросы, стоящие на контроле:
– создание условий на участке и проведение прогулки;
– порядок одевания и раздевания детей, аккуратность;
– содержание и состояние выносного материала;
– организация наблюдений
– труд детей на участке;
– самостоятельные игры детей.
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм и патриотическое воспитание
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей
Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей).
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья
Детский сад
Родной город
Родная страна
Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Предварительный просмотр:
Организация и проведение прогулок с детьми
в весенний период года
Организация и проведение прогулок с детьми в весенний период года.
1. Воспитатель организует прогулки в отведенный режимом отрезок времени, согласно своей возрастной группы.
2. Длительность прогулки может быть сокращена, при условии усиления ветра до 15 м/сек, либо отменена в ясельных группах, при явной непогоде.
3. Организацию физкультурных упражнений, утренней гимнастики, подвижных игр нужно проводить на безопасной площадке (без наледи).
4. В начале прогулки необходимо осмотреть территорию своего участка: газоны, веранду, песочницу, малые игровые формы. На участке не должно быть опасных для детей предметов: необструганных досок, торчащих гвоздей, обрывков электропровода, битого стекла, использованных шприцов и т.д. (при необходимости сообщить об опасных предметах администрации ДОУ). 0борудование на участке должно быть устойчивым, соответствовать возрасту детей и использоваться по назначению (например: с машины нельзя прыгать и т.д.).
5. Организуя прогулку с детьми на центральной асфальтовой площадке - убедитесь, что центральные ворота и калитка закрыты; следует учитывать приезд машины с продуктами, мусоровоза.
6. Одежда детей должна соответствовать погоде на данный день, не должна стеснять движения ребенка (желательно, чтобы обувь была не скользкая).
7. Воспитатель обязан неоднократно пересчитывать детей: перед прогулкой, во время ее и после прогулки.
8. Воспитатель тщательно следит за тем, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.
9. В случае самовольного ухода ребенка, необходимо, срочно сообщить администрации ДОУ.
10. Не допускать сокрытия ухода ребёнка.
11. Воспитатель не имеет право оставлять детей без присмотра во время прогулок в исключительных случаях может оставить детей, под присмотром воспитателя соседней группы: болезнь ребенка, микротравма, травма и несчастный случай с ребенком.
12. В случае микротравмы, травмы, несчастного случая с ребенком воспитатель обязан действовать согласно «Инструкция первоочередных действий при несчастных случаях с воспитанниками (для воспитателя, специалиста-педагога)» (отвести его от опасного места, успокоить ребенка, увести в медкабинет для оказания медицинской помощи).
13. По дороге к своему участку необходимо помнить, что вести детей нужно по безопасной дороге посыпанной песком, либо очищенной от наледи. Нельзя проводить детей вблизи стен здания во избежание получения травм от сосулек, у края газонов торчащие ветки. Следует проявлять бдительность в случае проезда машины с продуктами, других машин «по разрешению».
14. Передвижение детей к участку следует организовывать в колонне по два - дошкольные группы. Воспитатель должен идти впереди колонны, останавливаясь и осматривая детей.
15. Нельзя отправлять детей с участка одних (в туалет, за забытыми вещами и т.п.) без присмотра.
16. На прогулке необходимо следить за двигательной нагрузкой детей, за сменой деятельности.
17. Обращать внимание на игры детей на металлическом спортивном оборудовании с учётом индивидуальных особенностей ребёнка: проводить страховку и беседы как играть.
18. Осуществлять образовательную и оздоровительную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, согласно намеченному календарному плану.
19. Отправляясь на экскурсию за пределы детского сада, (с учётом погоды нашего региона) воспитатель обязан заранее получить разрешение у заведующего ДОУ, зарегистрироваться в журнале: «Экскурсии, походы» - оставить сведения о количестве детей, которые идут на экскурсию, о количестве оставшихся детей, причину, по которой остались, место, где остались, указать ответственного за оставшихся детей, время ухода, место куда пошли, время прибытия, Ф.И.О. воспитателя. Воспитатель должен напомнить детям Правила поведения на экскурсии, взять красные сигнальные флажки (размером 40- 50 см 2-3 шт.), осмотреть одежду и обувь детей.
20. На любую экскурсию с детьми за пределы ДОУ колонну (группу) детей сопровождает 2-3 человека взрослых.
21. Дорога и место экскурсии должны быть осмотрены накануне, маршрут продуман.
22. Время экскурсии (без дороги) определяется режимом занятия (прогулки) данной возрастной группы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ К ПОДГОТОВКЕ ВЫНОСНОГО МАТЕРИАЛА ВЕСНОЙ.
Выносной материал должен соответствовать погоде, возрасту детей (не следует выносить лишнее). Обратить внимание на подбор следующих материалов:
- Пособия для игры с ветром.
- Атрибуты и пособия для организации наблюдений в природе на участке.
- Мелки для рисования.
- Скакалки, шнуры.
- Мячи.
- Пособия для опытов.
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Удобнее выносной материал выносить в сумке, картонной коробке (с двумя длинными ручками).