Главные вкладки
Конспект занятия по окружающему миру с элементами аппликации «Матрёшка» в средней группе
Цель:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
- организовать познавательную деятельность детей через знакомство с историей матрёшки;
- познакомить с цветовой гаммой и элементами росписи Семёновской матрёшки;
- способствовать развитию интереса детей к народному творчеству
- формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
- воспитывать любовь к народному искусству.
Активизация словаря: сарафан, фартук, кофта,
Обогащение словаря: расписная, мастер, художник
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.
Материал и оборудование: деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, фломастеры, клей, заготовки цветов из цветной бумаги
1 этап: организационно- мотивационный
Приветствие «Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Ребята, а что же в этом сундучке находится, открою вам секрет. Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.
Спрятана в сундучке игрушка. А какая игрушка, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……(матрёшка).
В.: - Правильно, это матрешка. (Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают). Посмотрите, какая она яркая и нарядная.
- Во что одета наша Матрешка? (Платок, кофта, сарафан, фартук)
- Какое лицо у матрешки? (весёлое, красивое, доброе)
- А щечки какие? (круглые, румяные)
- А глазки? (маленькие, круглые, чёрные)
- А что на голове у матрешки? (платочек)
- Какого цвета платочек?
- Какого цвета сарафан?
- А фартук какого цвета?)
-Давайте посмотрим, что внутри нашей Матрешки находится.
- Кукла первая толста, а внутри то не пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех!
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой
Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают, ответы детей)
-А хотите узнать, как появилась матрёшка?
2 этап: Основная часть.
В.: давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек.
И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Взял мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая. Назвал он ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
В.: - ребята, посмотрите, из чего сделана матрешка?
Д.: - из дерева
В.: — значит она какая? (Деревянная)
В.: - как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной?
Д.: -её раскрасили
В.: - правильно, ее раскрасили, а можно еще сказать, что ее расписали. Она расписана красками, поэтому так и называется – расписная.
Художник Сергей Малютин расписал кукол под девочек и мальчиков.
Матрешек украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки.
На первой матрешке была изображена девушка с черным петухом в руках в простонародном городском костюме: сарафане, фартуке, платочке.
С той поры для всех детишек мастер точил забавные деревянные игрушки, которые разрисовывали цветами, ягодами, другими узорами.
Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка.
Её не случайно называют народной, как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Потому что она сделана добрыми руками русский людей.
У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные. Посмотрите какое красивое и доброе у Матрешки лицо. Настоящая девица-красавица.
А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Дети: бережно, аккуратно.
Сегодня мы с вами поговорим о Семёновских Матрёшках. Называются они так, потому что их изготавливают в городе Семёнов.
Семёновские матрёшки очень любят цветы. Посмотрите на нашу гостью, какая она красивая, нарядная. Весь фартучек в цветах. Цветы всегда украшали одежду матрёшек – это может быть большой букет или всего один цветок. Обратите внимание, сколько цветов на нашей гостье?! Какие сочные краски присутствуют в узоре.
Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов.
Так же сейчас в магазинах можно найти книги о матрешках и разные сувениры.
Ребята, а вы хотели бы попробовать сами изготовить народную игрушку- матрешку?
Д.: да, хотим.
В нашем сундучке находится еще один сюрприз для вас (достаю заготовки матрешки)
Под звук колокольчика дети передвигаются от стола к столу.
{C}1. {C}цветок и листья (аппликация на фартуке)
{C}2. спиралька (элемент украшения косынки и сарафана (рисование фломастером)
Ну, а теперь вы, как настоящие мастера проходите к столам украшать свои матрешки
Дети выполняют работу под музыку. Народная песня «Русские матрешки» (Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов)
3этап: Заключительная часть
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
В.: Ребята, что вы сегодня узнали нового и что вам понравилось больше всего? (надеть платочек на ребенка, который будет отвечать)