Методическая копилка

Болотова Нима Цыдыповна

Использование современных технологий, методические разработки, поурочные планы, проекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 13

ПЛАН

работы с одарёнными детьми

учителя русского языка и литературы

 Болотовой Нимы Цыдыповны

на 2020-2021 учебный год

Цель:

  • создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
  • стимулирование познавательную активность одаренных детей, одновременно способствуя обогащению обучающихся учебной информацией

 Задачи:

  • Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • использование, по возможности, методов, направленных на помощь организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей

Основные направления работы

1. Применение контрольного, тестового материала для одаренных учащихся.

2. Диагностика – неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

3.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

4. Развитие творческих способностей учащихся.

5. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

а) организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

б) информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности;

в) знакомство учащихся с новинками литературы;

г) помощь ученикам в подборе литературы.

Ожидаемые результаты:

- удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня;

- формирование банка технологий и программ для работы с одаренными детьми;

- количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).

План работы с одарёнными детьми

Мероприятие

Направление и формы работы

Сроки

Разработка планов работы по русскому языку и литературе с одаренными обучающимися.

Индивидуальные планы

 В течение года

Участие в конкурсах сочинений на базе образовательного учреждения, муниципальном и других уровнях

Сочинения

Сентябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе

Практические занятия

Сентябрь-октябрь

Школьный тур олимпиад
по русскому языку и литературе    

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

Октябрь

Предметные районные олимпиады  

 Ноябрь-декабрь

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

Самостоятельная работа обучающихся

В течение года

Подготовка памяток и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого- педагогической поддержки

Памятки, рекомендации

Сентябрь

Изучение опыта работы учителей по вопросу организации работы с одаренными детьми

План работы по самообразованию

в течение года

Вовлечение учащихся в учебную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

в течение года

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

Карточки, тесты, творческие работы

В течение года

  1. 5

Использование занимательного лингвистического материала на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса к предмету

Во время уроков

В течение года

Подготовка к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку в устной и письменной форме

Индивидуальная работа, консультации

В 2019-2022 года

Организация проектной и  исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности

в течение года

Проведение консультаций с целью подготовки для участия в различных конкурсах

в течение года

  1. 7

Участие одаренных детей в заочных олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня

в течение года

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2020-2021 учебный год

май


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать сжатое изложение

Слайд 2

Цели: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению; 2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения; 3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста; 4. формировать общеучебные навыки работы с текстом; 5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Слайд 3

Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 7

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)

Слайд 8

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Слайд 9

Запомни!!! Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Слайд 11

Три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.

Слайд 12

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.

Слайд 13

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

Слайд 14

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

Слайд 15

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Слайд 16

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Слайд 17

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 18

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 19

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.

Слайд 20

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Слайд 21

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Слайд 22

При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.

Слайд 23

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Слайд 24

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Слайд 25

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Слайд 26

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Слайд 27

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 28

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 29

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Слайд 30

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Слайд 31

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Слайд 32

Этапы работы с текстом

Слайд 33

1 этап: Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). 2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) 3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста. 4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Слайд 34

У хорошего плана есть ряд достоинств: Это самая краткая запись текста. П оэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

Слайд 35

Типы планов: Вопросный; Назывной; Тезисный.

Слайд 36

2 этап: 1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части. 2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение). 3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Слайд 37

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения: необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения - 90-100 слов; пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 38

Помни!!! Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Слайд 39

Домашнее задание: Выучить записи в тетради и основные положения памятки; Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с.Константиновка

Николаевского муниципального района Хабаровского края

Краевой (заочный) этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского

Направление

«Лингвистика»

"Диалог культур"

Автор:  Муродуллоев Сохиб Зафар Угли, 9 класс, МБОУ СОШ  с.Константиновка.

Руководитель:  Болотова Нима Цыдыповна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ  с.Константиновка

.

Оглавление

Введение

1.Диалог цивилизаций.
2. Уважение - как историческая основа общения .

3.Заключение
4.Литература

Актуальность

Диалог является средством осуществления коммуникационных связей, условием взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и общие культурные ценности. Необходимость диалога культур является условием самосохранения человечества. 

Работа способствует толерантному отношению и уважению к этническому и культурному своеобразию других наций,   развитию чувства  уважения к своей культуре и традициям.

Введение

Определение

Диалог культур — означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой культуры. Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир.Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.

Целью работы является рассмотреть нравственное понятие "уважение " как основу общения и культуры.

Задачи:

  1. Дать определение понятия  диалог культур.
  2. Дать определение понятия  уважение.
  3. Установить взаимосвязь нравственного понятия "уважение" и культуры.
  4. Проанализировать  положение  нравственного понятия уважение в    культуре народов.
  5. Сделать выводы.

Объект:  диалог культур.

Предмет: уважение - как основа общения.  

Методы работы:

1.Изучение интернет-ресурсов по теме.

2.Опрос школьников и учителей.

3.Сбор и реферирование собранной информации.


Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений.

Существует множество культур (типов культуры), реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник - человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Но тогда как оценить степень развития культуры? Может быть, признать все культуры абсолютно равноправными? Многие культурологи выступают с такой точкой зрения. Однако, на наш взгляд, есть критерии оценки культуры. Эти критерии вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие еголичности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности. Культура – это важнейший фактор, который организует духовную жизнь людей. Значение понятия «культура» очень широко и не всегда определенно. Под ним понимают и состояние общества, и его характеристику, и совокупность традиций, обычаев, верований, технологий жителей определенного ареала. Культура не возникает сама по себе, естественным, природным образом, она всегда появляется благодаря человеку, она - продукт его деятельности. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности.  Так как важным элементом культуры во все времена была культура человеческого общения, Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей. Конечно, многое зависит от соотношения стадий развития культуры, от накопленного опыта. Внутри каждой национальной культуры дифференцированно развиваются различные компоненты культуры.

Диалог культур приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Необходимость диалога культур как условие самосохранения человечества. Взаимодействие, диалог культур в современном мире - процесс сложный и возможно иногда болезненный. Необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие, диалог народов и культур в интересах каждой из сторон этого взаимодействия и в интересах общества, государства, мирового сообщества.

Таким образом, после всего вышесказанного можно подвести итог.

Диалог между цивилизациями -- это процесс, идущий внутри цивилизаций и на их стыке, который основан на всеобщем участии и коллективном желании учиться, открывать для себя и изучать концепции, выявлять сферы общего понимания и основные ценности и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога.

Диалог между цивилизациями -- это процесс, направленный на достижение, в частности, следующих целей:

  • · содействие всеобщему участию, равноправию, равенству, справедливости и терпимости в отношениях между людьми;
  • · укрепление взаимопонимания и взаимного уважения с помощью взаимодействия между цивилизациями;
  • · взаимное обогащение и развитие знаний, а также понимание богатства и мудрости всех цивилизаций;
  • · выявление и поощрение того, что объединяет цивилизации, в целях устранения общих угроз для единых ценностей, универсальных прав человека и достижений человеческого общества в различных областях;
  • · поощрение и защита всех прав человека и основных свобод и достижение более глубокого общего понимания прав человека;
  • · содействие более глубокому пониманию общих этических стандартов и универсальных человеческих ценностей;

·             обеспечение более высокой степени уважения культурного  разнообразия       и культурного наследия.

Уважение, его основа и типы.

Что такое уважение, какие типы оно имеет и в чем оно выражается? За что мы уважаем человека?   Т. Хилл определяет уважение как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемая в контексте)» [1, с. 283]. По этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «уважать» имеет одинаковые корень и этимологию со словом «важный» (от немецкого слова Wage, означающего «весы») [2]. Если дальше углубиться в осмысление этого понятия, можно выявить, что человек, которого мы уважаем, является важным или имеет значение для нас. Исходя от немецкого корня, эту мысль можно выразить как «иметь вес». В этой статье словаря автор дает еще одну интерпретацию – «наблюдать», что роднит слово «уважать» по смыслу с его переводами из других европейских языков, хотя они имеют разные происхождения. Существующее во многих европейских языках слово respect происходит от латинского respicere, что означает «оглядываться», «посмотреть снова». Это значение слова Р. Дилон связывает с такой особенностью уважения, как уделить внимание объекту. Другими словами, уважение как поведение предполагает рассмотрение объекта уважения внимательно и его восприятие как он есть на самом деле в отличие от принятия этого объекта через призму наших желаний и целей [3]. Сущность уважения к человеку, наверное, наиболее точно выразил И. Кант в центральном принципе своей теории морали, категорическом императиве (второе утверждение): «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель» [4, с. 45]. Кант не употреблял слово «уважение» в категорическом императиве, это высказывание отражало только его точку зрения на морально правильное отношение к человеку в целом. Несмотря на это, мнение современных философов, психологов и социологов совпадает в том, что это утверждение является основой уважения к человеку [3, 5]. Слово «уважение» И. Кант в большинстве случаев употреблял относительно к «закону». Под понятием «закон» Кант имел в виду главным образом три утверждения категорического императива, особенно: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [4, с. 39]. По мнению многих исследователей, уважение имеет два основных типа, которые в общем можно обозначить так: уважение как признание прав человека и его внутренней ценности и уважение как оценка заслуг и достижений человека. В первом типе (признание прав человека) уважение граничит с заботой [5]. Мы стараемся не беспокоить отдыхающего человека независимо от его возраста и другого статуса. Также мы избегаем вмешательства в дела занятого человека независимо от того, является он школьником, монтером или начальником организации. Во втором типе (оценка заслуг и достижений) мы уважаем труд и усердие человека в достижении определенной цели. В этой области уважение граничит с доверием. Мы уважаем коллегу по работе за его профессионализм, что означает, что мы доверяем его знанию, качеству работы, стилю сотрудничества. Также наше уважение за достижения к любому человеку, не связанному с нами профессионально, означает нашу веру в качество его работы. По толковому словарю Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности[1].Уважение является одним из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признаётся достоинство личности. Взаимное уважение всегда было важным связывающим фактором социальных отношений. Как сторона многогранных человеческих отношений это понятие рассматривалось многими философами-классиками. В последние несколько десятилетий уважение стало также объектом исследования социальной психологии.

Уважение, как историческая основа общения .

В нашей школе учатся и работают люди разных национальностей.  Учащиеся  провели небольшое лингво-культурологическое  исследование «Диалог культур»  с нравственным понятием  «Уважение» в узбекской, бурятской и украинской культурах. Изучили литературу по данной проблеме. Провели опрос.  

Уважение к старшим – неотъемлемая часть традиции каждого из народов России. Уважение и почитание старших у агинских бурят выражалось в том, что младшие не называли старших по именам, к старшим они обращались строго на «вы», и пользовались принятой в быту терминологией родства: аба (отец), эжы (мать),  хүгшэн аба (дедушка со стороны отца), хүгшэн эжы (бабушка со стороны отца), нагаса аба (дедушка со стороны матери), нагаса эжы (Бабушка со стороны матери), абга (дядя со стороны отца), абгай (сестра), нагаса (старший дядя со стороны матери), нагаса ахай(дядя со стороны матери), нагаса абгай (сестра со стороны матери), ахай (обобщенное обращение к старшему), абгай (обобщенное обращение к старшей), хүрьгэн (зять), бэри(невестка), зээ (внук).

            Воспитывая детей, родители, прежде всего, приучали их к знанию своей родословной, рассказывая им о их предках до седьмого и далее поколений. Они учили их правилам хорошего поведения: уважать старших, почитать родителей, трудиться, оказывать гостеприимство, не воровать, не зариться на общественное добро, оказывать помощь нуждающимся, беречь то, что имеешь, не лгать, не грубить, не сплетничать.

 Начиная с середины ХIХ века, вместе с распадом старой патриархальной семьи появились отдельные малые семьи. Тем не менее, с тех пор традиции большой семьи не утратили своего значения. Пережив всевозможные реформы и трансформации, они продолжают сохраняться и в настоящее время.  

        Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Узбекский этнос является одним из самых древних этносов, когда-либо существовавших на планете. Кроме того это самый многочисленный этнос в Средней Азии. Самобытная культура народов Узбекистана сформировалась на заре цивилизации, уже в IV в до н. э. Соблюдение обычаев и традиций всегда было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. Это обусловлено тем, что самосознание и самоуважение среди народов Центральной Азии прививается исламом. Уважение и почитание родителей и старших - вот   главная традиция узбекского народа.

В украинской семье заботились о воспитании детей от рождения. С колыбели прививали любовь к песне, устного поэтического творчества. Здесь ребенок познавал первые моральные нормы: искренность, доброту, уважение к старшим, любовь к своему краю. Уже с детства детей привлекали к посильному труду.

Результаты опроса.

 Респондентам было предложено ответить на  три вопроса:

1.представителем какой  национальности вы являетесь?

2.соблюдаются ли в вашей семье   народные (бурятские, узбекские, украинские) традиции?

3.на какой основе строятся  отношения в семье?

4.какие пословицы со словом уважение распространены в вашей культуре..

              В результате  исследовательской работы мы поняли, что у  народов  издавна отношения   строились на основе уважения, почитания родителей и старших. Детей приучали к вежливому обращению со старшими, не пререкаться с ними, уступать им дорогу, не стоять спиной к ним. Семья, являясь ячейкой общества ,составляла фундамент социума. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Ярким примером диалога культур являются самые распространенными наставления на узбекском, бурятском и  украинском языках.

На узбекском языке.

      «Хурмат хилсанг. ,хурмат курайсан»-   Высшая добродетель-уважение к старшим.

«Берни берсанг оттанга, мингни оларсан болангдан» -От человека, не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

         На бурятском языке.

         «Аха хуниие хундэлхэ»−Уважай старшего.

Аха хундэ харгы гарга»−Уступай дорогу пожилым людям.

«Аха хунтэй урид мэндэшэлэ»−Вперёд поздоровайся с взрослыми.

На украинском языке.

      « Шануй батька та матір, то буде тобі скрізь гладенько»-Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко.

     «Хто сам себе не поважає, того і інші поважати не будуть»-Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.

 

Список литературы

Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект-Пресс, 2003.
Кравченко А.И. Культурология.- М.: Академический Проект, 2003. -496с.
Философия культуры: Становление и развитие.-СПб.:Лань,2004.-448с.
Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.: Олимп; Инфра-М, 2005. -320с.
Культурология: Хрестоматия (Сост. проф. П.С. Гуревич) - М.: Гардарики,2005. -592с.
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.:Академический проект, 2004. - 671с.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Константиновка

Методическая разработка  урока литературы 8 класс.,

Подготовила учитель русского языка и литературы Болотова Н.Ц.

Тема: Мцыри- романтический герой.

Цели:

Образовательная: 

обобщить знания о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Развивающая: 

развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.

Воспитательная: 

создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока: 

урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Методические приемы: 

Информационные (рассказ, сообщения)

Фишбоун (графическая техника представления информации)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)

Исследовательский (анализ поэмы)

Приёмы: 

Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Элементы проблемно- личностного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, работа в парах.

Достижение образовательных предметов.

предметные:

-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

метапредметные:

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

личностные:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Формирование УУД

 Регулятивные:

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

  • совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
  • совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.Коммуникативные и познавательные:  
  • развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
  • развивать уверенность в своих силах, настойчивость

Личностные:  

  • укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

Оборудование:

портрет М.Ю.Лермонтова, презентация репродукции картин М.Ю. Лермонтова, аудиозапись «Бой с барсом», Д.Байрона «Хочу я быть ребенком вольным,иллюстрации к поэме. Раздаточный материал: тексты стихотворения Джорджа Гордона Байрона «Хочу я быть ребенком вольным», фишбоун (скелет рыбы).

Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г.Белинский

Ход урока

І. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

    Эиграфом нашего урока стали слова Белинского.  

-Какое слово для вас непонятно?

Словарь: исполинская – очень широкая, свободная.

- О какой натуре Мцыри говорит Белинский?

- О свободолюбии, -какому направлению в литературе свойственно это качество

-В литературе оно свойственно романтизму.

-Значит, тема урока?

-«Мцыри-романтический герой».


  1. Постановка целей и задач урока.

-Какова цель урока?

-Дать характеристику образу юноши-мцыри, дать оценку его поступкам, а главное ответить на проблемный вопрос:

- Итак, мы сформулировали проблемный вопрос.

-Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы?

(Начало оформления фишбоун. 13 слайд в режиме анимации).

-Давайте начнем заполнять фишбоун, напишем наш проблемный вопрос в начало фишбоун.(этот метод японского  профессора Ишикавы, в переводе означает скелет рыбы)

Для того, чтобы достичь целей урока, вы объединились в группы, которые будут называться:

«Искусствоведы» ((спикер группы -  …),

«Литературоведы» (спикер группы -…),

«Историки» (спикер группы - ……).

 

ІІ. Введение в замысел урока.

Слово учителя.

Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.

И. Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб». В 27 лет Лермонтовым было написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей.

Слово учителя:

       Следует отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно играл на скрипке и флейте, увлекался шахматами, был хорошим математиком, а также талантливым художником. О Лермонтове- художнике нам расскажет представитель группы искусствоведов.(Катя)

1.1 Рассказ о Лермонтове- художнике (презентация

Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека. 

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и

поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, -

"Вид Пятигорска",

"Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"),

"Вид горы Крестовой",

"Вид Тифлиса",

Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский).

Увидеть картины Лермонтова и восхититься ими можно в Пятигорске, в Домике-музее М.Ю Лермонтова

-Какие еще интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова вы знаете?

- Ответы учащихся.

Слово учителя.

Итак, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте совершим экскурс в историю создания поэмы "Мцыри».

История создания поэмы.

Рассказ ученика. 

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря. 

Слово учителя: Лермонтова этот рассказ очень поразил. Он задумал написать поэму. Теперь в герое поэмы он мог бы в полной мере отразить удаль непреклонных свободных сынов Кавказа и красоту удивительной кавказской природы.

Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем - это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.

Давайте вспомним о политических событиях, которые проходили в России во времена жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Об этом нам расскажет представитель группы историков.(Надя…)

Блиц – опрос

  • В каком году была написана поэма «Мцыри»? (1840)
  • Где происходят действия поэмы? (в Грузии)
  • Что обозначает слово Мцыри? (послушник)

          Тема произведения? изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности,    юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды.

             Идея произведения? борьба за свободу, протест против, сковывающих                     человеческую личность общественных условий.

  • Жанр произведения? (поэма)
  • Из скольких композиционных частей состоит поэма? (двух)
  • От имени кого ведется рассказ в первых двух главах поэмы? (рассказчика)
  • В остальных 24 строфах рассказ ведется от имени …(Мцыри)
  • Как еще можно назвать эту часть произведения? (исповедь, монолог)
  • Кому исповедается Мцыри? (черницу)
  • Чем заканчивается поэма?

  1. Работа с текстом произведения «Мцыри»

Работа в группах

Задание3.1

-А сейчас, ребята, мы должны составить портрет героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.

-Ребята, что такое сюжет поэмы? (это события произведения, расположенные в хронологической последовательности)

Работа в группах.

1 группа

 назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности (учащиеся в группах выполняют задание).

определить и записать: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются?

1

Жизнь в монастыре

1

грусть, одиночество, гордость

2

Побег из монастыря.

2

хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

3

Пейзаж на свободе.

3

радость, легкость, наслаждение

4

Встреча с грузинкой.

4

Встреча с грузинкой. –чувства, любовь

5

Бой с барсом.

5

храбрость, жестокость, упивался борьбой

6

Опять монастырская стена.

6

отчаяние, несбывшиеся надежды

7

Исповедь.

7

прощание с жизнью, желание умереть

 2 группа

Подобрать цитаты из текста, которые бы соответствовали характеристике героя каждой композиционной части

Жизнь в монастыре грусть, одиночество, гордость

«Но после к плену он привык…»

Побег из монастыря. хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

 «Как вдруг однажды он исчез…»

Пейзаж на свободе. радость, легкость, наслаждение

 «Кругом меня цвел Божий сад…»

Встреча с грузинкой. Чувства,любовь

 «И вспомнил я отцовский дом…»

Бой с барсом. храбрость, жестокость, упивался борьбой

 «Бой закипел, смертельный бой!»

Опять монастырская стена. отчаяние, несбывшиеся надежды

 «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…».

Исповедь. прощание с жизнью, желание умереть

 «Оттуда виден и Кавказ!»

 Слово учителя.

-Ребята, на прошлом уроке мы вели речь, о таком литературном направлении в литературе, как романтизм.

Романтизм – направление в литературе, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека.

-Какие отличительные черты героя этого направления?

Ответы на вопросы.

3адание 3.3 Обратите внимание на черты характера героя, которые вы раскрыли на определенном композиционном этапе, которые могут принадлежать романтическому герою (одиночество, гордость, смелость, упование борьбой, смерть). (оформление верхней части фишбоун)

Слово учителя

- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя. 

-Давайте прослушаем аудиозапись «Бой с барсом» и ответим на вопрос:
-Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом? 


Прослушивание аудиозаписи «Бой с барсом».

Ответы на вопросы :смелость, упование борьбой, жестокость

Вывод. Слово учителя.

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии. 

3адание 3.4 Компаративный анализ текста.

Следует отметить, что написать поэму «Мцыри» поэта вдохновил Джорж Гордон Байрон. Давайте послушаем историю об этом, которую нам подготовил представитель группы литературоведов (Гриша…).

Рассказ ученика

Одним из любимейших поэтов М.Ю. Лермонтова был английский поэт XIX века Байрон. Он считается одним из крупнейших романтических поэтов, своего рода вождем всех романтиков. М.Ю. Лермонтов как почти все молодые люди того времени был увлечен Байроном, находился под сильным влиянием его личности и поэзии.

Байрон был английским лордом. Он был необыкновенно красив, умен, образован, но врожденная хромота отложила отпечаток на его характере: сделала его несколько замкнутым и угрюмым. Постоянная грусть и задумчивость придавали его лицу выражение загадочной одухотворенности.

Чтобы глубже понять творчество М.Ю. Лермонтова, необходимо иметь представление и о поэзии Байрона, оказавшей на Лермонтова огромное влияние.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Джорджа Байрона «Хочу я быть ребенком вольным»

Работа с текстом. Работа в парах.

Слово учителя.

Найдите в строфах стихотворения слова, фразы, которые описывают чувства, переживания лирического героя, образы природы, и они созвучны с чувствами Мцыри и образами природы Кавказа.

Слово учителя. Вывод.

Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты (записать  в тетрадях):

  • Сильные чувства (страсти).
  • Отвержение законов, которым подчиняются другие.
  • Одиночество.
  • Гордыня.
  • Недовольство своей жизнью.
  • Бунтарство.
  • Презрение к окружающим и к миру.
  • Гибель.

Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).

- Какие черты, свойственные обобщенному образу романтического героя, проявились в этом стихотворении?

(оформление нижней части фишбоун).

Одиночество, нежелание жить, отвержение действительности, презрение к окружающим его людям, желание свободы, сильных ощущений; отвержение предназначенной ему судьбы, бунтарство.

- Сравните образ лирического героя стихотворения Байрона и образ Мцыри. Есть ли между ними что-либо общее?

Между Мцыри и лирическим героем Байрона много общего. Оба они чувствуют себя несвободными, стремятся к воле, к бурной, необыкновенной жизни. Оба героя считают покорную жизнь окружающих людей рабством и за это презирают их. Гордость, ненависть и презрение к миру делают обоих героев одинокими. Рядом с ними нет никого, кто понимал бы их и любил. И тот и другой герой отвергают свою судьбу, как бы швыряют ей в лицо то, что она дала им.

- О чем сожалеют и о чем мечтают оба героя? Что они вспоминают?

Оба героя вспоминают свои родные края, где они, по-видимому, были когда-то счастливы, вспоминают своих друзей и родных, тех, кого они когда-то любили.

- Какой вывод мы можем сделать исходя из этого краткого сопоставления двух героев?

Оформление фишбоун (заполните хвостовую часть фишбоун).

-Образ Мцыри, как и образ лирического героя стихотворения Байрона, - это типичные образы романтических героев.

-Какова связь поэмы с современным миром, в котором жил Лермонтов?

Вывод: романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни.)

Вывод:в конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания  Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.

Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.

Вывод:поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.

Вывод: появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни.

-Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке? В чём? (Прошло 205 лет со дня написания поэмы)

ВЫВОД: ценность творчества настоящего писателя заключается в том, что он поднимает и раскрывает проблемы человеческого общества, которые всегда важны и актуальны. И каждое поколение их решает по- своему.

IV Рефлексивно-оценочный.

1.Составление синквейн по образу Мцыри.

2.Карта самооценивания.



Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.


V. Домашнее задание:

Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «Что привлекает меня в характере Мцыри?»



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ с.Константиновка Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс. Подготовила учитель русского языка и литературы Болотова Н.Ц.

Слайд 2

Что за огненная душа, что за могучий дух , что за исполинская натура у этого Мцыри ! В.Г.Белинский

Слайд 3

Словарь : исполинская – очень широкая, свободная .

Слайд 4

Мцыри- романтический герой

Слайд 5

проблемный вопрос: Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы?

Слайд 6

Метод фишбоун Можно ли Мцыри назвать романтическим героем

Слайд 11

Блиц – опрос В каком году была написана поэма «Мцыри»? (1939) Где происходят действия поэмы? (в Грузии) Что обозначает слово Мцыри? (послушник) Тема произведения? Идея произведения? Жанр произведения? (поэма) Из скольких композиционных частей состоит поэма? (двух) От имени кого ведется рассказ в первых двух главах поэмы? (рассказчика) В остальных 24 строфах рассказ ведется от имени …(Мцыри) Как еще можно назвать эту часть произведения? (исповедь, монолог) Кому исповедается Мцыри? (черницу) Чем заканчивается поэма?

Слайд 12

запишите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности. Определить и записать: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются? 1 Жизнь в монастыре 1 грусть, одиночество, гордость 2 Побег из монастыря. 2 хитрость, смелость, желание увидеть родной дом 3 Пейзаж на свободе. 3 радость, легкость, наслаждение 4 Встреча с грузинкой. 4 Встреча с грузинкой. – чувства, любовь 5 Бой с барсом. 5 храбрость, жестокость, упивался борьбой 6 Опять монастырская стена. 6 отчаяние, несбывшиеся надежды 7 Исповедь. 7 прощание с жизнью, желание умереть

Слайд 13

Подобрать цитаты из текста, которые бы соответствовали характеристике героя каждой композиционной части Жизнь в монастыре грусть, одиночество, гордость «Но после к плену он привык…» Побег из монастыря. хитрость, смелость, желание увидеть родной дом «Как вдруг однажды он исчез…» Пейзаж на свободе. радость, легкость, наслаждение «Кругом меня цвел Божий сад…» Встреча с грузинкой. Чувства,любовь «И вспомнил я отцовский дом…» Бой с барсом. храбрость, жестокость, упивался борьбой «Бой закипел, смертельный бой!» Опять монастырская стена. отчаяние, несбывшиеся надежды «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…». Исповедь. прощание с жизнью, желание умереть «Оттуда виден и Кавказ!»

Слайд 15

Романтизм – направление в литературе , проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека .

Слайд 17

Сильные чувства (страсти). Отвержение законов, которым подчиняются другие. Одиночество. Гордыня. Недовольство своей жизнью. Бунтарство. Презрение к окружающим и к миру. Гибель.

Слайд 18

Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы ? Образ Мцыри, как и образ лирического героя стихотворения Байрона, - это типичные образы романтических героев . смерть гордость, смелость упивание борьбой одиночество нежелание жить одиночество отвержение действительности презрение к окружающим его людям желание свободы бунтарство

Слайд 19

Мцыри Свободолюбивый, страстный , Страдает, мечтает, борется , Стремится увидеть родину, слиться с природой- Романтический герой.

Слайд 21

Спасибо за внимание