Портфолио
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта
учителя начальных классов
Садомской Светланы Алексеевны
«Использование ИКТ в начальной школе».
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Перед учителем начальной школы всегда стоит проблема - как лучше всего способствовать воспитанию и обучению развивающейся личности, как подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появления новых знаний. Огромное количество разнообразной информации, распространение компьютерных игр оказывают влияние на восприятие ребёнком окружающего мира.
Целью образования является не просто передача готовых знаний, а обучение человека способности добывать необходимые знания («научить учиться»).
В современных условиях развития происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами обучения новых, отвечающих требованиям времени.
Развитие информационных технологий отражается на развитии личности ребёнка, а значит использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
2. Концептуальность.
В современном обществе знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает, что одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность использовать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в информационном пространстве.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет:
- усиливать положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
- выполнять за один и тот же промежуток времени больший объем работы;
- обеспечивать наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
- осуществлять дифференцированный подход обучения;
- расширять возможность самостоятельной деятельности;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
- обеспечивать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
- повышать активность и инициативность младших школьников на уроке;
- облегчать процесс контроля и оценки знаний;
Я считаю, что уроки с использованием ИКТ являются одним из самых важных результатов инновационной работы. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.
ИКТ существенно помогают педагогу в работе: подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации.
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика (интерес - один из элементов мотивации).
Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Внедрение компьютеров перспективно, так как:
· повышает эффективность проведения урока;
· организует режим индивидуального опроса;
· усиливает интерес учащихся к уроку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
3. Теоретическая база опыта.
Информационные технологии значительно повышают эффективность преподавания. Считаю, что применение современных информационных технологий в начальной школе решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- образовательные – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
- развивающие – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
- воспитательные – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.).
Эффект применения ИКТ зависит от умения педагога включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, так как способствуют активизации мышления, позволяют работать наиболее продуктивно. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества. Выделяют несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект.
Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
• раскрытия творческого потенциала обучающихся.
2. Содержательный аспект.
Возможности ИКТ могут быть использованы:
- при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
- для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
3. Учебно-методический аспект.
Использование ИКТ способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, облегчает и ускоряет поиск решения в процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки.
4. Педагогическая идея.
Использовать ИКТ на уроках, чтобы повысить интерес к уроку, оптимально подобрать материал, увеличить темп работы, увеличить объём самостоятельной работы на уроке, оптимально использовать самопроверку.
Построить урок так, чтобы ученик был активным и равноправным его членом.
Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.
5. Оптимальность и эффективность.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно – образное мышление, поэтому необходимо применять как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового зрение, слух, эмоции, воображение. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
ИКТ оптимизирует процесс обучения, т.к. позволяет повышать уровень использования наглядности на уроке. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И всё это обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.
На своих уроках я использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point и Movie Maker.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться:
1. При изучении нового материала.
2. При проведении устных упражнений. Предъявление заданий и корректирование результатов их выполнения;
3. При контроле знаний. Устный и визуальный контроль результатов; проверка домашних работ.
4. Для создания проблемных ситуаций. Выполнение рисунков, составление плана решения и контролирование промежуточных и окончательных результатов самостоятельной работы по этому плану.
5. Как средство подачи информации.
Для создания презентаций использую сканированные иллюстрации и анимационный материал, который позволяет удачно продемонстрировать суть изучаемого материала. Также использую презентации, выполненные коллегами. Данные пособия можно легко переделать, исходя из интересов и степени обученности класса и каждого ребенка в отдельности.
Презентации делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор и включают детей в активную поисковую деятельность.
На уроках окружающего мира ИКТ позволяет наглядно иллюстрировать авторский текст, даёт возможность увидеть своими глазами растения и животных. Для развития логического мышления использую задания на классификацию, обобщение, ребусы, кроссворды, дидактические игры, загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением.
На математике с помощью ИКТ дети в игровой форме учатся сравнивать, классифицировать фигуры, решать примеры, составлять задачи разного характера, отрабатывать навыки устного счета. Игры легки в применении, не требуют специальной установки. Их можно быстро подключить к уроку и также быстро выйти из игры, что значительно экономит время урока.
При изучении русского языка использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Сложный материал рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на основе изученного «открыть» новые знания.
На уроках литературного чтения используются аудиозаписи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений, чтение стихов. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
При изучении технологии упрощается инструктаж, демонстрируется порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Компьютер может использоваться на всех этапах урока : при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Но при подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен помнить, что компьютер не заменяет его, а только дополняет.
6. Результативность опыта.
Проводимая работа позволяет мне получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
№п/п | Наименование предмета | 2012-2013 уч.год (2 «Б» класс) | 2013-2014 уч.год (3 «Б» класс) | 2014-2015 уч.год (4 «Б» класс) | |||
Качество знаний (%) | Уровень обуч. (%) | Качество знаний (%) | Уровень обуч. (%) | Качество знаний (%) | Уровень обуч. (%) | ||
1. | Русский язык | 86 | 100 | 80 | 100 | 77 | 100 |
2. | Математика | 79 | 100 | 77 | 100 | 70 | 100 |
3. | Литературное чтение | 93 | 100 | 87 | 100 | 83 | 100 |
4. | Окружающий мир | 79 | 100 | 80 | 100 | 80 | 100 |
Наблюдается позитивная динамика качества знаний и уровня обученности преподаваемых предметов
7. Вывод.
Итак, преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений. Его применение:
• делает уроки интересными, увлекательными, эмоционально насыщенными;
• даёт возможность индивидуализации образования;
• повышает мотивацию обучения;
• позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
Использование электронных учебников, хрестоматий, библиотек, обучающих программ способствует повышению качества знаний, формированию практических умений учащихся в самостоятельной работе с различными источниками.