Методическая копилка к урокам
В этой папке можно найти конспекты уроков, тесты, упражнения, таблицы, интересный материал с других сайтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie.docx | 211.02 КБ |
tablica_po_chislit.docx | 13.17 КБ |
testy_po_chislitelnomu.docx | 14.06 КБ |
tekst_dlya_1-ogo_uroka_v_6_kl_Razum.docx | 45.94 КБ |
test_imya_prilagatelnoe.docx | 15.05 КБ |
buklet_igry_na_urokah_RYa_Avtosohranennyy.pptx | 246.66 КБ |
prezentaciya_O_fizminutkah.pptx | 222.63 КБ |
prezentaciya_proekta_Delovye_bumagi.pptx | 1.81 МБ |
ne_s_raznymi_chastyami_rechi.docx | 11.75 КБ |
teksty_uprazhneniy_dlya_6_klassa.docx | 17.44 КБ |
urok_na_konkurs.docx | 20.31 КБ |
loto_k_diktantu_po_slovoobrazovaniyu.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Ты умный, добрый, справедливый,
Заботливый и юморной!
Здоровья, богатырской силы
Желаю тебе, папочка родной!
Душою оставайся юным,
И в океане мелочей
Держи в руках штурвал фортуны
И птицу счастья на плече!
Мы целуем тебя, обнимаем,
Много радостных дней
И спокойных ночей
Папочке желаем!
Пусть будет в жизни все, как прежде:
Любовь, уверенность, надежда,
Движенье к цели и удача,
А сердце - добрым и горячим!
Милый папа, поздравляем,
Счастья, радости желаем,
Не грустить, не огорчаться,
Быть весёлым, улыбаться.
Лет до ста ещё прожить
И всегда здоровым быть!
Предварительный просмотр:
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 |
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 |
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 |
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 | ||
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 |
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 |
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 |
числительные | Ь на конце | Ь в середине |
700 | ||
1 | ||
80 | ||
7 | ||
20 | ||
3 | ||
600 | ||
50 | ||
19 | ||
13 | ||
30 |
Предварительный просмотр:
Склонение и правописание числительных
Вариант 1
Впишите букву, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Отметьте строчку, в которой на месте всех пропусков нужно писать ь:
А) пят..сот, сем..надцат..;
Б) шест..сот, сем..десят.. пят..;
В) четырнадцат.., тысяч.. восем..сот;
Г) девят..сот, шест..десят сед..мой.
2. Укажите столбик, в котором числительные верно изменяются по падежам.
а | б | в | Г | |
Р.п. | Двухсот восьмидесяти пяти | Двухста восьмидесяти пяти | Двухсот восьмидесяти пяти | Двухста восьмидесяти пяти |
Д.п. | Двести восьмидесяти пяти | Двумстам восьмидесяти пяти | Двумстам восьмидесяти пяти | Двумстам восьмидесяти пяти |
Т.п. | Двумяста восьмьюдесятью пятью | Двумястами восьмидесятью пятью | Двумястами восьмьюдесятью пятью | Двумястами восьмьюдесятью пятью |
П.п. | О двуста восьмидесяти пяти | О двухста восьмидесяти пяти | о двухстах восьмидесяти пяти | О двухстах восьмидесяти пяти |
3. В каком году нынешние шестиклассники закончат школу?
А) в две тысячи пятнадцатом;
Б) в двух тысяч пятнадцатом;
В) в двух тысяче пятнадцатом;
Г) в двух тысяча пятнадцатом.
4. Найдите предложение с ошибкой.
А) По обеим сторонам дороги тянулось заросшее камышом болото.
Б) Купец привёз гостинцы для троих своих дочерей.
В) В «Сказке о рыбаке и рыбке» виноваты оба: и старик, и старуха.
Г) До ближайшего магазина около полутораста метров.
Склонение и правописание числительных
Вариант 2
Впишите букву, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Отметьте строчку, в которой на месте всех пропусков нужно писать ь:
А) тридцат.. тысяч.. сем..десят..;
Б) сем..сот восем..надцат..;
В) восем..сот пят..десят.. сем..;
Г) шест..сот сем..десят вос..мой.
2. Укажите столбик, в котором числительные верно изменяются по падежам.
а | б | в | Г | |
Р.п. | Четырёхста пятидесяти восьми | Четырёхсот пятидесяти восьми | Четырёхсот пятидесяти восьми | Четырёхсот пятидесяти восьми |
Д.п. | Четырёмстам пятидесяти восьми | Четырёмстам пятидесяти восьми | Четырёмста пятидесяти восьми | Четырёмстам пятидесяти восьми |
Т.п. | Четырьмяста пятьюдесятью восьмью | Четырьмястами пятьюдесятью восьмью | Четырьмястами пятьюдесятью восьмью | Четырьмяста пятидесятью восьмью |
П.п. | О четырёхстах пятидесяти восьми | О четырёхстах пятидесяти восьми | О четырёхста пятидесяти восьми | О четырёхстах пятидесяти восьми |
3. В каком году начался XXI век?
А) в двух тысяче первом;
Б) в две тысячи первом;
В) в двух тысяч первом;
Г) в двух тысяча первом.
4. Найдите предложение без ошибки.
А) На обоих берегах реки растут высокие сосны.
Б) Белка запасает на зиму до полтора килограмма орехов..
В) К первому мая мы вымыли окна в квартире.
Г) На олимпиаду по русскому языку отправили двоих шестиклассниц .
Предварительный просмотр:
СЛОВО – ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА.
Основной значимой единицей языка является слово. Почему? Действительно, неисчерпаемо содержание слова. Слова несут в себе информацию о предметах (книга, компьютер, трава, цветы), явлениях (ненастье, ветер, снег), действиях (бегать, трудиться, думать), понятиях (жизнь, слово, наука), качествах окружающего человека мира и духовной сферы (добро, зло, любовь, сочувствие).
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Слово – важнейшая структура. Каждое слово имеет звучание (какой раздел лингвистики характеризует слово с этой стороны?) (Фонетика), буквенную оболочку (графика), индивидуальное лексическое (смысл слова) (лексика) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения (морфология). Например [т´ул´] – тюль; индивидуальное лексическое значение - ´тонкая сетчатая ткань´; слово тюль – имя существительное, мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
1. Составьте план по абзацам.
2. Выпишите термины.
3. Выпишите предложения, передающие главную мысль.
СЛОВО – ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА.
Основной значимой единицей языка является слово. Почему? Действительно, неисчерпаемо содержание слова. Слова несут в себе информацию о предметах (книга, компьютер, трава, цветы), явлениях (ненастье, ветер, снег), действиях (бегать, трудиться, думать), понятиях (жизнь, слово, наука), качествах окружающего человека мира и духовной сферы (добро, зло, любовь, сочувствие).
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Слово – важнейшая структура. Каждое слово имеет звучание (какой раздел лингвистики характеризует слово с этой стороны?) (Фонетика), буквенную оболочку (графика), индивидуальное лексическое (смысл слова) (лексика) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения (морфология). Например [т´ул´] – тюль; индивидуальное лексическое значение - ´тонкая сетчатая ткань´; слово тюль – имя существительное, мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
1. Составьте план по абзацам.
2. Выпишите термины.
3. Выпишите предложения, передающие главную мысль.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Имя прилагательное»
Вариант 1
А1. В каком ряду оба слова – прилагательные?
1) удачное, нужен 3) общие, сердитый
2) далек, слабость 4) слегка, постоянный
А2. Найдите пример, где допущена орфографическая ошибка.
1) Время от времени из воды выпрыгивали рыбки с блестящей чешуёй.
2) Внутреннюю поверхность коробки оклеивают особой бумагой.
3) Снег на вершине горы казался розовом.
4) Во внутреннем кармане проездного билета не оказалось.
А3. Какое утверждение относится к прилагательному?
1) … обозначает предмет.
2) Некоторые … употребляются только в краткой форме.
3) … изменяются по лицам.
4) … согласуются с существительными в роде, числе, падеже.
А4. Укажите синоним к слову ЗАМАНЧИВЫЙ.
1) заманчиво 3) обманчивый
2) красивый 4) привлекательный
А5. Какие слова не сочетаются друг с другом?
1) небывалый случай 3) небывалая береза
2) небывалые холода 4) небывалое дело
А6. В каком ряду во всех словах пропущены буквы Е (Ё)?
1) поч..т, над улиц..й, глубочайш..е озеро
2) наименьш..е число, под солнц..м, ключ..м
3) похож..му, очень больш..му, горяч..го
4) полотенц..м, крыж..вник, ж..стко
А7. От какого слова зависит прилагательное в предложении из стихотворения М. Ю. Лермонтова?
Вот к пальмам подходит, шумя, караван;
В тени их веселый раскинулся стан.
1) их 3) стан
2) раскинулся 4) в тени
Прочитайте текст и выполните задания В1, В2, В3.
Барсучонок был толстенький, настоящий бутузик. Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные, словно он чёрные сапожки и черные варежки надел. (Г. Скребицкий)
В1. Определите стиль речи. (Напишите нужное слово.)
Стиль речи____________________________________________________
В2. Определите тип речи.
Тип речи - ____________________________________________________
В3. Найдите в тексте слова, которые называют признаки предмета. Какие это части речи? Напишите нужные термины.
Ответ:_____________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Тест по теме «Имя прилагательное»
Вариант 2
А1. В каком ряду оба слова – прилагательные?
1) крупные, прачечная 3) вблизи, тенистый
2) близок, последняя 4) желтизна, подлежащее
А2. Найдите пример, где допущена орфографическая ошибка.
1) Охотник шел по медвежьим следам.
2) Нас провели в просторную комнату с изразцовою печью.
3) В последним ряду было несколько свободных мест.
4) Зимнее пальто было мне немножко велико.
А3. Какое утверждение относится к прилагательному?
1) … зависит обычно от наречия.
2) … изменяются только по падежам.
3) … в предложении бывает определением или сказуемым.
4) … в настоящем времени не изменяется по родам.
А4. Укажите синоним к слову ФАНТАСТИЧЕСКИЙ.
1) фантастика 3) смешной
2) сказочный 4) увлекательный
А5. Какие слова не сочетаются друг с другом?
1) успешная поездка 3) успешное выступление
2) удачная поездка 4) удачный человек
А6. В каком ряду во всех словах пропущены буква О?
1) много общ..го, чуж..е место, лучш..е время
2) наш..л, со свеч..й, младш..го брата
3)узкое крыльц.., на больш..й перемене, с плащ..м
4) лучш..му другу, свеж..е масло, наибольш..е число
А7. Какие слова в данном предложении зависят от прилагательного?
Хорошо известные всем песни артист пел по-новому.
1) песни 3) хорошо, всем
2) песни, всем 4) по-новому
Прочитайте текст и выполните задания В1, В2, В3.
Опёнок – съедобный гриб. Окраска опёнка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая. К середине шляпка более темная. Ножка тонкая, плотная, вверху белая, к основанию серая, иногда коричневая. (из справочника)
В1. Определите стиль речи. (Напишите нужное слово.)
Стиль речи____________________________________________________
В2. Определите тип речи.
Тип речи - ____________________________________________________
В3. Найдите в тексте слова, которые называют признаки предмета. Какие это части речи? Напишите нужный(-ые) термин (-ы).
Ответ: ________________________________________________________
______________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия… Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс нахождения истины, заинтересовать его этим процессом – вот задача, которую ставят учителя. Вот почему в центре внимания педагога такие формы урока, которые способствуют организации диалога между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Ведь учиться должно быть интересно!!! ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Игровые технологии в воспитании и обучении самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей учащихся. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса , игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения темы; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. Автор-составитель: Мамаева Е. Ю. ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движение кистями (сжимание, разжимание, вращение). Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т . д . Во время контрольных и некоторых практических уроках ( технология, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.
Физкультминутки лучше всего систематизировать: Оздоровительно- гигиенические Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи , прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками». На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы , посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами. Танцевальные. Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3.Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика , которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте. 4.Подражательные. Зависят от фантазии и творчества учителя .Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т . д .: работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение . 5.Двигательно-речевые . Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы и н сценируя их.
Физкультминутки на уроках русского языка 1. Для глаз: - взглядом обвести контуры фигур, изображенных на рисунке, 3 раза в одну и 3 раза в другую. Рисунки висят на доске. - быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2-3 раза. Физкультурно-спортивные упражнения: Поднимает руки класс – это «РАЗ». Повернулась голова – это «ДВА». Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ». Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ». Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ». Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ». Называем существительные: если 1 склонение – 1 раз присесть, 2 – 2 прыжка, 3 – 3 раза хлопнуть в ладоши: Барабан, белка, морковь, горох, еж, кровать, карандаш, палатка, пингвин, рысь, сорока, сверчок, цапля, метро, печь, папа.
Вариант 2 Для глаз: 1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно. 2. Отвести взгляд от тетради и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира. 3. Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов. « Правильно переходим улицу» Очень , очень осторожно Через улицу иди. И налево, и направо Обязательно гляди. Выполняют стоя. Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делается при переходе улицы. «Имена существительные» Жен. Род – руки вверх, муж. Р. – наклон вперед, ср. р. – поворот головой: Мыло, сирень, сосед, поле, дрожь, туман, рамка, ель, дуб, верхушка.
Вариант 3 Для глаз: Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами ). « Считалочка» Раз , два, три, четыре, пять! Ох как весело играть! Руки вверх подними, На пальчики посмотри, Шире руки разведи! А потом их опусти! Учитель говорит: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох . « Определи часть речи» Сущ. – потереть руки, прил. – сжать и разжать кулаки, глаг. – потрясти кистями рук: Лес, влечет, синий, небесный, бег, идет, ковер, ходьба, молодой, заметить .
Вариант 4 «ХЛОПУШКИ» На буквы Е- И Давайте поделим наш воображаемый класс на две команды (одна команда – безударная гласная А в корне, а другая – безударная гласная О в корне). Я буду называть слова. Если в слове А, хлопает в ладоши первая команда, если О – вторая. Тот, кто ошибется, объясняет правописание слова. Вариант: не делимся на команды, а на букву Е хлопаем в ладоши, на букву И – кладем ладошки на стол. Какая команда сделает меньше ошибок? Слушаем внимательно: Осветило берега спешили Медовый приближалась плескалась Проливной ведерко кричать Зашевелились зашептались слегка
Вариант 5 «Угадай» Если словосочетание – 1 раз присесть; не словосочетание – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка. Утром с ребятами; отправились на рыбалку; солнце уже; ветер доносил; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашевелились и зашептались; порывы ветра; лиловая туча, хлынул дождь . Вариантов в зависимости от пройденных тем может быть великое множество!!!
ПРИЛОЖЕНИЯ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный. 3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний . 2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Описание проекта Учебный предмет : русский язык Возраст учеников : 11 - 12 лет Продолжительность : среднесрочный (4 месяца) Цель : создать учебно-методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе для учащихся 5 – 6 классов и учителей русского языка и риторики по организации уроков
если будет создано учебно-методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и ученикам изучать построение деловых бумаг. Гипотеза
Состав группы Данная проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Виды групп: Техническая (занимается набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по e-mail ) Информационная (занимается поиском, представлением необходимой информацией, проведением анкетирования и его подсчётами)
Учащиеся 6 класса «Б» Зозуля Алёна Зубкова Нина Керов Глеб Константинова Татьяна Лукьянова Ангелина Мартынова Галина Сибгатулина Юлия Чергесбиева Тамила Руководитель проекта : Мамаева Екатерина Юрьевна В группу входили:
Собрать материал из разных литературных источников и Интернет-ресурсов. Провести опрос в 5-6 классах и составить по нему диаграммы. Проанализировав полученные результаты, сделать вывод. Составить упражнения и задания для методического пособия. Создать методическое пособие для школьной библиотеки и пособие-презентацию . Ход проекта
Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни – необходимое требование времени. Проведённый среди учащихся 5-6 классов опрос показал, что 69% из 100 не смогут правильно написать объяснительную , 91% не знают, что такое расписка, 76% не умеют правильно писать заявление. Актуальность проекта
диаграммы
Тем самым опрос показал, что большинство учеников 5-6 классов не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них. Вывод
Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике информации найти всё, что касается деловых бумаг, изучаемых в 5 – 6 классах. Новизна проекта
Это пособие может быть полезно на уроках русского языка, риторики, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги. Практическое значение данного проекта
Разговорный стиль – в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринуждённый характер, позволяют говорящему выразить различные чувства. Научный стиль – в нём значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов – слов с точно определённым значением (слова употребляются в прямом значении). Публицистический стиль – используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы. Художественный сти ль – в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов (много слов с переносным значением). Функциональные стили речи
Термином « официально – деловой стиль » принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных (объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т.д.), а также дипломатических документов. Официально – деловой стиль характеризуется : регламентированностью речи, официальностью и безличностью. Если говорить о речевых жанрах, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля – официально – документальный и обиходно – деловой. В первом можно выделить язык дипломатии и язык законов, а во втором – служебную переписку и деловые бумаги. Официально – деловой стиль
назначение; обстановка использования; виды и жанры; особенности лексики; характер формулировок; требования к оформлению. Основные признаки официально – делового стиля речи
Письмо Приглашение Расписка Объявление Объяснительная записка Поздравление Заявление Виды деловых бумаг
1. Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003. 2. Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991. 3. Бондарева, Т. Н.Секретарское дело / Т.Н. Бондарева. – М.: Высшая школа, 1993. 4. Голодяевская, А. М. Деловая речь /А. М. Голодяевская.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. 5. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993. 6. Ладыженская, Т. А. Риторика. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразовательной школы / Т. А. Ладыженская. – М.: Баласс: С-инфо, 2002. 7. Никитина, Е.Н. Русская речь / Е. Н. Никитина.– М.: Просвещение, 1995. 8. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998. 9. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин.- СПб., 2007. 10. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990. 11. www . determiner . ru 12. www . pozdravlenie . ru 13. www . wikipedia . ru 14. www.issl.dnttm.ru 15. www.konkurs. dnttm.ru Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Он вошёл к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идём заниматься, Никита», - сказал он.
Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна…». Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с жёлтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
(А. Толстой. Детство Никиты.)
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Спишите, распределив имена прилагательные, существительные на группы: слова без НЕ употребляются, слова, в которых НЕ является приставкой.
Невежа, невежда, недруг, ненастье, нелепость, ненависть, невезенье, неаккуратность, нетерпимость, нежелание, непорядок.
Невежливый, неясный, ненастный, неприятный, нелепый, несметный, небрежный, ненужный, неполный (стакан), немилый, нечаянный, небывалый (урожай), неряшливый, неуместный, нескромный, невзрачный.
Предварительный просмотр:
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Даны слова. Выпишите те, которые относятся к теме «Чередование гласных о-а в корне –гор-//-гар-. Графически объясни выбор гласных. Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, загар. | |
Вставить нужные буквы в окончания прилагательных. Указать крестиком существительное, от которого зависит прилагательное. В монастырск… келье узк… , В четырых глух… стенах О земле о древнерусск… Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тускл… светом. Он писал из года в год Про велик… наш народ. О нашествии Батыя Написал он в грозн… час, И слова его прост… Сквозь века дошли до нас. Н. Кончаловская | Вставить нужные буквы в окончания прилагательных. Указать крестиком существительное, от которого зависит прилагательное. В монастырск… келье узк… , В четырых глух… стенах О земле о древнерусск… Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тускл… светом. Он писал из года в год Про велик… наш народ. О нашествии Батыя Написал он в грозн… час, И слова его прост… Сквозь века дошли до нас. Н. Кончаловская |
Вставить нужные буквы в окончания прилагательных. Указать крестиком существительное, от которого зависит прилагательное. В монастырск… келье узк… , В четырых глух… стенах О земле о древнерусск… Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тускл… светом. Он писал из года в год Про велик… наш народ. О нашествии Батыя Написал он в грозн… час, И слова его прост… Сквозь века дошли до нас. Н. Кончаловская | Вставить нужные буквы в окончания прилагательных. Указать крестиком существительное, от которого зависит прилагательное. В монастырск… келье узк… , В четырых глух… стенах О земле о древнерусск… Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тускл… светом. Он писал из года в год Про велик… наш народ. О нашествии Батыя Написал он в грозн… час, И слова его прост… Сквозь века дошли до нас. Н. Кончаловская |
Вставить нужные буквы в окончания прилагательных. Указать крестиком существительное, от которого зависит прилагательное. В монастырск… келье узк… , В четырых глух… стенах О земле о древнерусск… Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тускл… светом. Он писал из года в год Про велик… наш народ. О нашествии Батыя Написал он в грозн… час, И слова его прост… Сквозь века дошли до нас. Н. Кончаловская | Вставить нужные буквы в окончания прилагательных. Указать крестиком существительное, от которого зависит прилагательное. В монастырск… келье узк… , В четырых глух… стенах О земле о древнерусск… Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тускл… светом. Он писал из года в год Про велик… наш народ. О нашествии Батыя Написал он в грозн… час, И слова его прост… Сквозь века дошли до нас. Н. Кончаловская |
Контрольный текст. Ёж…ком в рыж…х хв…инках Катит…ся горный ручей. Мчит…ся он с ветром в обнимку В тень в…ковых кедрачей. Смеёт…ся, Лопоч…т, искрит…ся, Но только д…хнут х…лода – Он сразу сп…шит превратит…ся В хрупк… дер…вце льда. Весною он первым проснёт…ся И на з…ре м…лодой Умо…т румяное со…нце Св…ей р…дниковой в…дой. Л. Татьяничева | Контрольный текст. Ёж…ком в рыж…х хв…инках Катит…ся горный ручей. Мчит…ся он с ветром в обнимку В тень в…ковых кедрачей. Смеёт…ся, Лопоч…т, искрит…ся, Но только д…хнут х…лода – Он сразу сп…шит превратит…ся В хрупк… дер…вце льда. Весною он первым проснёт…ся И на з…ре м…лодой Умо…т румяное со…нце Св…ей р…дниковой в…дой. Л. Татьяничева |
Контрольный текст. Ёж…ком в рыж…х хв…инках Катит…ся горный ручей. Мчит…ся он с ветром в обнимку В тень в…ковых кедрачей. Смеёт…ся, Лопоч…т, искрит…ся, Но только д…хнут х…лода – Он сразу сп…шит превратит…ся В хрупк… дер…вце льда. Весною он первым проснёт…ся И на з…ре м…лодой Умо…т румяное со…нце Св…ей р…дниковой в…дой. Л. Татьяничева | Контрольный текст. Ёж…ком в рыж…х хв…инках Катит…ся горный ручей. Мчит…ся он с ветром в обнимку В тень в…ковых кедрачей. Смеёт…ся, Лопоч…т, искрит…ся, Но только д…хнут х…лода – Он сразу сп…шит превратит…ся В хрупк… дер…вце льда. Весною он первым проснёт…ся И на з…ре м…лодой Умо…т румяное со…нце Св…ей р…дниковой в…дой. Л. Татьяничева |
Контрольный текст. Ёж…ком в рыж…х хв…инках Катит…ся горный ручей. Мчит…ся он с ветром в обнимку В тень в…ковых кедрачей. Смеёт…ся, Лопоч…т, искрит…ся, Но только д…хнут х…лода – Он сразу сп…шит превратит…ся В хрупк… дер…вце льда. Весною он первым проснёт…ся И на з…ре м…лодой Умо…т румяное со…нце Св…ей р…дниковой в…дой. Л. Татьяничева | Контрольный текст. Ёж…ком в рыж…х хв…инках Катит…ся горный ручей. Мчит…ся он с ветром в обнимку В тень в…ковых кедрачей. Смеёт…ся, Лопоч…т, искрит…ся, Но только д…хнут х…лода – Он сразу сп…шит превратит…ся В хрупк… дер…вце льда. Весною он первым проснёт…ся И на з…ре м…лодой Умо…т румяное со…нце Св…ей р…дниковой в…дой. Л. Татьяничева |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ЗА КУРС 5 КЛАССА. ПОДГОТОВКА К ДИКТАНТУ».
Цели:
обучающие:
формировать следующие умения: повторить и обобщить основные понятия синтаксиса, пунктуации, морфологии, орфографии, фонетики, лексики, морфемики, полученные в 5 классе; выбирать нужную орфограмму в разных частях слова;
развивающие:
обогащать и усложнять словарный запас уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету; развивать умения анализировать, систематизировать материал;
воспитывающие:
формировать гуманные отношения между уч-ся (вежливость, товарищество, дружелюбие), отношение к труду (внимательность, аккуратность, добросовестность), воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование:
Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова; учебные пособия: общая тетрадь «Справочник», «Словарь корней», «Словарь трудных слов»; карточки с заданиями; светофоры.
План урока:
1. Оргмомент
2 Проверка домашнего задания.
3. Слово учителя.
4. Работа с текстом.
5. Работа над орфограммами в словах.
6. Физкультминутка.
7. Наблюдение над языковым материалом.
8. Тест по синтаксису и пунктуации.
9. Итог урока.
10. Задание на дом.
11. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, посмотрите в окно! Видите, какой сегодня прекрасный осенний день.
Вы знаете, что осень – пора сбора урожая, подведения итогов. Пришло время и нам подвести некий итог нашей недолгой учёбы в этом году. Мы всё это время трудились не покладая рук: повторяли изученный материал за 5 класс, настраивались на удачный новый учебный год. И пришло время проверить свои знания. Мы с вами сегодня должны всё ещё раз вспомнить и написать диктант. Надеюсь, что ваши отметки-плоды будут радостными и для вас, и для ваших родителей, и для меня, конечно! Удачи нам!
2 Проверка домашнего задания.
упр. 33 (выборочная проверка)
а) дать характеристику последнего предложения (с места);
б) фонетический разбор слова (на доске) слова ручья.
3. Слово учителя.
Объявляет тему урока, цели.
Записываем: число; классная работа, тема урока.
Семнадцатое сентября.
Классная работа.
Тема: «Повторение изученного за 5 класс. Подготовка к к/д».
- Сегодня у нас урок повторения изученного материала за 5 класс. Подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.
Цели: повторить, обобщить знания, полученные в 5 классе, систематизировать их.
- Запишем несколько предложений на доске.
(кто-то к доске выходит).
4. Работа с текстом.
Утром в низинах расстилался густой туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
!(Дать время проверить ученику самостоятельно свои записи)
1. Что мы с вами записали? (текст)
2. Докажите, что это текст? (предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
3. Можете ли вы назвать тип речи? Почему?
4. А определите стиль этого текста? (художественный).
5. А как вы определили, что это художественного стиля текст? (воздействие на мысли и чувства читателей с помощью образов; использование изобразительно-выразительных средств).
Например: расстилался туман, лучи съедают пелену, солнце разбрасывает лучи, тёплые лучи, блестящую поверхность озера, извилистая речонка.
?7. Придумайте такие словосочетания, чтобы слова съедают, разбрасывают были употреблены в прямом значении (съедают кашу; разбрасывают вещи по комнате).
8. Подберите синонимы к слову из текста блестящая (искристая, сверкающая, переливчатая); антонимы к словам появляется (исчезает), тёплые (холодные)
→ На нашем тексте мы должны с вами повторить все разделы РЯ. Сейчас повторили стилистику и лексикологию.
5. Работа над орфограммами в словах.
- Давайте посмотрим на текст и обратим внимание на орфограммы.
- Допущены ли учеником (ученицей) ошибки. Если да, то объясните орфограмму.
1. Выписать из текста слова с орфограммами в зависимости от того, в какой части слова находятся и вида орфограммы.
- У вас на партах лежат таблички на разные виды орфограмм, которые встречаются в нашем тексте. Давайте посмотрим на неё и заполним примерами.
(На доске чертим таблицу. Даём время на выполнения работы. Затем проверяем, вызывая к доске учащихся (слабые детки по ходу работы заполняют свои таблички)
Орфограммы в приставках на з- и с- | Безударная гласная в корне, проверяемая ударением | Чередование гласных в корне | О – Ё после шипящих и ц | Безударные личные окончания глаголов |
Расстилался | В низинах | расстилался | жёлтые | появляется |
разбрасывает | появляется | блестящую | пшеницы | всходит |
всходит | съедают | речонка | разбрасывает | |
расстояние | направляемся | впадает | ||
извилистая | далёкого | направляемся | ||
замечаешь |
(объявлять отметки уч-ся за выполненные задания)
→ итог: повторили орфографию.
6. Физкультминутка.
Для глаз:
- отвести в сторону окна взгляды, посмотреть на небо, листву деревьев, порадоваться лучам солнца.
- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2-3 раза.
Б) если существительное – похлопать в ладоши, прилагательное – сжать и разжать кулаки; глагол – потрясти кистями рук.
Появляется, явление, съедают, густой, еда, съедобный, всходит, восход, тёплые, впадает, падение, направляемся.
7. Наблюдение над языковым материалом.
- Вы заметили, что я вам называла слова из нашего текста?
- Мы с вами как определяли часть речи слов? (по вопросу и значению).
- Как называются такие пары слов, как съедают, еда, съедобный? (однокоренными)
- Какие слова называются однокоренными?
- Давайте найдём и отметим из текста те глаголы, которые я вам назову и разберём их по составу.
появляется, съедают, разбрасывает, замечаешь, впадает, направляемся.
а) от чего зависит гласная в окончаниях этих глаголов? (от спряжения)
б) как вы определите спряжение? (по н.ф.)
в) образуйте от этих глаголов форму 3 лица, мн. ч.
( появляются, съедают, разбрасывают, замечают, впадают, направляются)
- Какой вывод можно сделать?
? г) морфологические признаки глагола замечаешь.
глаголы 1 спряжения в 3 лице мн. ч. имеют окончания –ут, -ют; 2 спряжения - -ат, -ят.
→ итог: повторили такие разделы, как морфемика, морфология.
8. Тест по синтаксису и пунктуации.
- А вот разделы синтаксис и морфемику мы повторим с помощью небольшого теста, который лежит у вас на парте.
1. Из предложения Утром в низинах расстилался густой туман выписали словосочетания. Что из указанного НЕ является словосочетанием?
а) расстилался утром
б) густой туман
в) расстилался туман
г) расстилался в низинах.
2. В предложении Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса выделенное слово является
а) обстоятельством
б) дополнением
в) подлежащим
г) определением
3. Укажите ПРАВИЛЬНОЕ утверждение о предложении
Но вот из-за горизонта появляется солнце ( ) и его лучи съедают серую пелену тумана.
а) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая
б) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая Не нужна
в) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая НЕ нужна
г) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая нужна
На ватмане записываются правильные ответы, ученики сверяют.
- Покажите мне с помощью сигналов светофора, как вы справились с заданиями теста (зелёный – всё правильно, жёлтый – два верных ответа, красный – один и меньше)
(1. в) 2. б) 3. г))
Отметим ответы на «5»!
- Но мы ещё не закончили с разделами «Синтаксис и пунктуация».
- А вот если мы посмотрим на наш текст, со всеми ли знаками препинания вы согласны?
а) Разобрать синтаксически 3-е предложение в тексте (не выписывая его)
- А почему этот разбор помещён под цифрой 4?
(4 этапа: подчеркнуть, указать части речи, схему составить, характеристику дать).
(ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ТО ПЕРЕЙТИ ЕЩЁ К ЗАДАНИЯМ ИЗ ЭТИХ РАЗДЕЛОВ!!!)
б) выписать из этого предложения несколько словосочетаний.
в) во всех предложениях подчеркнуть грамматические основы.
9. Итог урока.
- Итак, мы с вами можем подвести небольшой итог. Мы закрепили основные сведения из разделов русского языка; постарались отработать навыки определения орфограмм в разных частях слова, пунктограмм, изученных в 5 классе, поработали над речью. Всё это должно нам помочь и в написании диктанта, и в будущем при изучении русского языка.
10. Задание на дом.
Стр. 16 упр. 39
- знаки препинания;
- синтаксический разбор предложений;
- морфологический разбор слова сена.
Выставление отметок за работу на уроке (если кого-то не учли в процессе работы!)
11. Рефлексия (получение обратной связи).
- Ребята, у вас на партах лежат фигурки солнышка и тучки. Вы хорошо поработали на уроке. Я благодарю вас за работу. Мне с вами было интересно, а вам? Если вам было интересно и понятно все, подарите мне солнышко, а если вы испытывали затруднения с заданиями, темой, правилами – подарите тучку (все анонимно).
Выставление отметок за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
предлОжили полАгать | собИрались расстИлались | С_ними К_обеду | прИготовить прИманка |
покАзалось очЕртания | соЛнце окресТность | гОрИзонт кАмыши | кАсались кОснётся |
верхушЕк ключИк | прИобретали прИчудливый | приобрЕтали нИзины | раСстилался беЗбрежный |
уЗкая лёГкий | прИвела прИятно | К речкЕ На травЕ | шЕвЕлить привЕла |
отЫскали сверИнтересный | освЕжать пригрЕвать | прИгревать прЕобразить | заблЕстеть собИраться |
освЕтить рОса | прИбрежный прИближение | хорошИМ причудливОЙ | вЕрнулись зашЕвЕлиться |
предлОжили полАгать | собИрались расстИлались | С_ними К_обеду | прИготовить прИманка |
покАзалось очЕртания | соЛнце окресТность | гОрИзонт кАмыши | кАсались кОснётся |
верхушЕк ключИк | прИобретали прИчудливый | приобрЕтали нИзины | раСстилался беЗбрежный |
уЗкая лёГкий | прИвела прИятно | К речкЕ На травЕ | шЕвЕлить привЕла |
отЫскали сверИнтересный | освЕжать пригрЕвать | прИгревать прЕобразить | заблЕстеть собИраться |
освЕтить рОса | прИбрежный прИближение | хорошИМ причудливОЙ | вЕрнулись зашЕвЕлиться |
Чередование о-а -лаг- - -лож- | Чередование и-е в корнях | Раздельное написание предлогов | Написание приставок при- и пре- |
Проверяемая гласная в корне | Непроизнос. согласный в корне | Словарные слова | Чередование о-а -кос- - -кас- |
Написание суффиксов -ек- - -ик- | Написание приставок при- и пре- | Проверяемая гласная в корне | Написание приставок на з- и с- |
Сомнительный согласный в корне | Написание приставок при- и пре- | Падежные окончания существител. | Проверяемая гласная в корне |
И-ы после приставок На согласный | Проверяемая гласная в корне | Написание приставок при- и пре- | Чередование и-е в корнях |
Проверяемая гласная в корне | Написание приставок при- и пре- | Написание окончаний прилагательн. | Проверяемая гласная в корне |
Чередование о-а -лаг- - -лож- | Чередование и-е в корнях | Раздельное написание предлогов | Написание приставок при- и пре- |
Проверяемая гласная в корне | Непроизнос. согласный в корне | Словарные слова | Чередование о-а -кос- - -кас- |
Написание суффиксов -ек- - -ик- | Написание приставок при- и пре- | Проверяемая гласная в корне | Написание приставок на з- и с- |
Сомнительный согласный в корне | Написание приставок при- и пре- | Падежные окончания существител. | Проверяемая гласная в корне |
И-ы после приставок На согласный | Проверяемая гласная в корне | Написание приставок при- и пре- | Чередование и-е в корнях |
Проверяемая гласная в корне | Написание приставок при- и пре- | Написание окончаний прилагательн. | Проверяемая гласная в корне |
Значение приставки | Значение приставки | ||
Пр_готовить | Пр_чудливый | ||
Пр_образить | Пр_вела | ||
Пр_манка | Пр_небречь | ||
Пр_неприятный | Пр_ятно | ||
Пр_обретать | Пр_гревать | ||
Пр_брежный | Пр_зирать врага | ||
Ф.И. | Кол-во ошибок: | ||
Значение приставки | Значение приставки | ||
Пр_готовить | Пр_чудливый | ||
Пр_образить | Пр_вела | ||
Пр_манка | Пр_небречь | ||
Пр_неприятный | Пр_ятно | ||
Пр_обретать | Пр_гревать | ||
Пр_брежный | Пр_зирать врага | ||
Ф.И. | Кол-во ошибок: | ||
Значение приставки | Значение приставки | ||
Пр_готовить | Пр_чудливый | ||
Пр_образить | Пр_вела | ||
Пр_манка | Пр_небречь | ||
Пр_неприятный | Пр_ятно | ||
Пр_обретать | Пр_гревать | ||
Пр_брежный | Пр_зирать врага | ||
Ф.И. | Кол-во ошибок: | ||
Значение приставки | Значение приставки | ||
Пр_готовить | Пр_чудливый | ||
Пр_образить | Пр_вела | ||
Пр_манка | Пр_небречь | ||
Пр_неприятный | Пр_ятно | ||
Пр_обретать | Пр_гревать | ||
Пр_брежный | Пр_зирать врага | ||
Ф.И. | Кол-во ошибок: | ||
Значение приставки | Значение приставки | ||
Пр_готовить | Пр_чудливый | ||
Пр_образить | Пр_вела | ||
Пр_манка | Пр_небречь | ||
Пр_неприятный | Пр_ятно | ||
Пр_обретать | Пр_гревать | ||
Пр_брежный | Пр_зирать врага | ||
Ф.И. | Кол-во ошибок: | ||
Значение приставки | Значение приставки | ||
Пр_готовить | Пр_чудливый | ||
Пр_образить | Пр_вела | ||
Пр_манка | Пр_небречь | ||
Пр_неприятный | Пр_ятно | ||
Пр_обретать | Пр_гревать | ||
Пр_брежный | Пр_зирать врага | ||
Ф.И. | Кол-во ошибок: | ||
Значение приставки | Значение приставки | ||
Пр_готовить | Пр_чудливый | ||
Пр_образить | Пр_вела | ||
Пр_манка | Пр_небречь | ||
Пр_неприятный | Пр_ятно | ||
Пр_обретать | Пр_гревать | ||
Пр_брежный | Пр_зирать врага | ||
Ф.И. | Кол-во ошибок: |
1. Лучи к_сались крон дерев_ев и они пр_обр_тали пр_чудл_вые формы и оч_ртания. 2. В_рнулись мы домой и я как-то пр_шёл к Маркову в гости. 3. Б_лело горло л_цо изуродовал флюс. 4. Пр_ятный вечерний ветерок ш_в_лил ветки кустарников и пр_нёс нам долгожданную прохладу. 5. Летн_м утром со_нце пр_гревало землю и мы решили пр_готовить бутерброды чтобы отправиться на завтрак в сад. 6. Кусты заш_в_лились выпорхнула полусонная птичка. 7. Они проснулись тогда когда в избе было совсем св_тло. 8. Над трос_никами взмывают стаи уток об_зревают окрес_ности и пр_земляются у бл_жайшего озера. 9. Небо пр_готовилось и ждёт когда в нём зазв_нят пр_щальные крики птиц. 14. З_лёная л_ства отслужила своё и нач_нает блекнуть. |
1. Лучи к_сались крон дерев_ев и они пр_обр_тали пр_чудл_вые формы и оч_ртания. 2. В_рнулись мы домой и я как-то пр_шёл к Маркову в гости. 3. Б_лело горло л_цо изуродовал флюс. 4. Пр_ятный вечерний ветерок ш_в_лил ветки кустарников и пр_нёс нам долгожданную прохладу. 5. Летн_м утром со_нце пр_гревало землю и мы решили пр_готовить бутерброды чтобы отправиться на завтрак в сад. 6. Кусты заш_в_лились выпорхнула полусонная птичка. 7. Они проснулись тогда когда в избе было совсем св_тло. 8. Над трос_никами взмывают стаи уток об_зревают окрес_ности и пр_земляются у бл_жайшего озера. 9. Небо пр_готовилось и ждёт когда в нём зазв_нят пр_щальные крики птиц. 14. З_лёная л_ства отслужила своё и нач_нает блекнуть. |