Методические продукты

Беляева Татьяна Анатольевна

    Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио- графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_netrad_tehniki_risovaniya.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ  ТЕХНИКИ  РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ООП ДО «МОЗАИКА»

(мастер-класс для педагогов ДОО)

Беляева Татьяна Анатольевна, воспитатель

Скворцова Татьяна Сергеевна, воспитатель

СП «Д/с «Золотой ключик»

ГБОУ ООШ № 19  г. Новокуйбышевска

   Применение нетрадиционных техник рисования с младшими дошкольниками  способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

    Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

   Развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения изобразительной деятельностью, в нашем детском саду, проходит через реализацию  образовательной программы дошкольного образования «Мозаика». Данная программа предусматривает использование различных изобразительных инструментов[1]  с детьми младшего дошкольного возраста . 

      Актуальность выбранной темы состоит в необходимости найти новые нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности, для развития творческих способностей дошкольников и формирования устойчивой мотивации к рисованию.  

   Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо ,чтобы сам воспитатель владел нетрадиционной техникой рисования и умел научить этому детей.

   Данный мастер-класс познакомит с применением поролоновой губки, палочками-штамповками  в рисовании с детьми.

   Цель: познакомить педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, нестандартного материала.

   Задачи:

1.Познакомить с новой техникой рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

2.Развивать интерес в изобразительной деятельности различными нетрадиционными способами изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

3.Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток.

Материал для практической деятельности: театральная ширма, куклы бибабо (лиса и заяц) , ватман, мольберт; гуашь голубого и коричневого цвета в емкостях, альбомные листы бумаги, губки, штампики - палочки по количеству детей; ёмкости для использованных материалов.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации. Проведение НОД с детьми 2-ой младшей группы. Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.

Ход мастер-класса:

Ведущий - представление:

Уважаемые коллеги, представляю  вашему вниманию материал по проведению непрерывной образовательной деятельности (изобразительная деятельность) во 2-ой  младшей группе  с использованием нетрадиционной техники рисования, по теме: «Заюшкина избушка». Предложенный материал  необходим, как эффективное  средство для развития детей младшего дошкольного возраста  в процессе овладения изобразительной деятельностью  и  направлен на ознакомление с нетрадиционной техникой рисования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».  

    Опираясь  на методические рекомендации «Мозаичный ПАРК», разработанные на основе образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» , в организации образовательной деятельности с детьми 2-ой младшей группы , апробировали различные изобразительные задания на овладения предметно-практическими действиями с разнообразными материалами в изобразительной деятельности.

      Важную роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда и ее создание  задача воспитателя, рекомендации по ее содержанию, оформлению представлены в методических рекомендациях[2] ООП ДО «Мозаика». Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами, можно обогатить уголок продуктивной деятельности.

        Первый этап – это организационный момент,

    Применяется сюрпризный момент – постановка отрывка из сказки «Заюшкина избушка» с использованием театральной ширмы и кукол бибабо.

        Ведущий: Приглашаю всех  в страну сказок - расскажу сказку, просите детей попробовать  отгадать, как она называется. Предлагаете примерные вопросы, которые можно задать детям:

- Жил-был зайчик. Наступили заморозки, стало холодно. И построил себе Зайка домик лубяной - из дерева - крепкий, надежный дом.

- Узнали сказку? («Заюшкина избушка»)

- А что же было дальше в сказке?

- Увидела это Лиса – соседка Зайчика, и тоже стала строить себе дом, только не деревянный, а изо льда. Камень на камень, камень на камень. Выложила Лиса два ряда и устала.

 - Поможем ей, ребятки? (дети соглашаются).

   Второй этап – коллективная работа детей (с использованием мольберта, ватмана, губок и гуаши).

   Обращаете  внимание детей на губки, задаете примерные  вопросы:

-Чем можно изобразить ледяные камни? (Губками).

- А какого же цвета мы будем рисовать ледяной дом? (Голубого).

     Демонстрируете  детям способ с помощью губки - прижимается губка к мисочке с краской и наносит оттиск на бумагу, сопровождается все  словесными объяснениями.

  Предлагаете самостоятельно выполнять задания. Проводите индивидуальную работу поочередности изображения (дети подходят по одному к мольберту и по - очереди рисуют камни). По окончании работы рисуете крышу.

     Ведущий: По ходу образовательной деятельности отмечаете ,что «..молодцы, ребята. Вот мы и выложили Лисичке дом. Домик прозрачный, словно хрустальный. А что же было дальше в сказке?». Важно вызвать у детей эмоциональный отклик на создание предложенной темы.

Третий  этап – проведение игры малой подвижности «Покажите животных».

     Ведущий: После продуктивной изобразительной деятельности предлагаете поиграть, сопровождая текст движениями:

-Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.

- Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.

Четвертый этап - индивидуальная работа детей.

Ведущий:  Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы. Продолжаете рассказывать сказку с детьми.

- Жили по соседству Лиса и Заяц, жили не тужили, друг к другу в гости ходили. Но пришла весна, пригрело солнце, а когда тепло, что происходит со снегом и льдом? (Он начинает таять).

- Вот и Лисичкин дом растаял. Заняла хитростью коварная Лиса дом Зайца, да не пускает его. Сел Зайка на пенек и заплакал. Многие звери хотели ему помочь: медведь гнал, гнал - не выгнал; собака гнала, гнала - не выгнала.

Пришел Петушок - золотой гребешок.

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон! Испугалась Лиса и убежала в лес, сидит грустная. «Зачем я так сделала, зачем обидела Зайку, с кем я теперь дружить буду?» - думает Лиса.

- Дети, мне так Лису жалко. И вам, я вижу, тоже. Не плачь, Лисичка, наши детки добрые и смогут тебе помочь.

Предлагаете  детям  помочь лисе. Задаете детям вопросы:

- Из чего будем строить: изо льда или из дерева? (Из дерева).

- А почему? (Потому, что деревянный дом не растает).

- Как вы думаете, чем лучше рисовать бревна?(Ответы детей).

-Какого цвета бревна? (Коричневого).

Демонстрируете  детям способ нетрадиционного изображения на листе бумаги (с помощью палочки - штампика), сопровождая словесными объяснениями.

Самостоятельная работа детей. Рисование сопровождается веселой музыкой.

Пятый этап - рефлексия:

Задаете детям  вопросы:

- Как мы сегодня помогали Лисичке?

- Как по-новому закончилась сказка?

- Сказка, с каким концом вам нравится больше? Почему?

 Предлагаете  детям организовать выставку детских работ.

  Ведущий благодарит участников  мастера класса.

Заключительный этап.

   Ведущий: Вы, сегодня познакомились с предложенным материалом по организации изобразительной деятельности во 2-ой младшей группе  с использованием нетрадиционной техники, по теме: «Заюшкина избушка» в соответствии с ООП ДО «Мозаика».

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».    

Спасибо за внимание!

Литература:

1.Образовательная программа дошкольного  образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина,  И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017.(«Художественно-эстетическое  развитие»)

2.Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика».: младшая группа  /.авт.-сост В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.В.Кильдышева-М.: ООО «Русское слово-учебник,2017 (Мозаичный ПАРК)1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2015г.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 2017г., №2.

4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2018.

5.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2015.


[1] Образовательная программа дошкольного  образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина,  И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017.(«Художественно-эстетическое  развитие»)

[2] Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика».: младшая группа  /.авт.-сост В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.В.Кильдышева-М.: ООО «Русское слово-учебник,2017 (Мозаичный ПАРК)