Эссе "Я - учитель"
Родился я в горах, где по ущелью
Летит река в стремительном броске,
Где песни над моею колыбелью
Мать пела на аварском языке.
Она тот день запомнила, наверно,
Когда с глазами, мокрыми от слёз,
Я слово "мама", первое из первых,
На языке аварском произнёс.
Порой отец рассказывал мне сказки.
Ни от кого не слышал я таких
Красивых и волшебных...
По-аварски
Герои разговаривали в них.
Люблю язык тех песен колыбельных
И сказок тех, что в детстве слышал я.
Но рассказал о далях беспредельных
И всех сограждан отдал мне в друзья
Другой язык.
С ним шёл я через горы,
Чтоб родины величие постичь.
То был язык могучий, на котором
Писал и разговаривал Ильич.
И сердцем всем, сын горца, я привык
Считать родным великий тот язык.
Расул Гамзатов "Родной язык"
Я родилась на прекрасной благодатной земле Дагестана, где высокие горы и вечнозелёные леса придают ему поэтический образ. Это поистине самое красивое место в мире.
Я всегда думала, что свяжу свою жизнь с детьми, школой, учительской профессией, потому что росла в учительской семье. И сколько себя помню, всегда была в стенах школы с папой. И никогда не представляла себя вне шумной суеты, весёлого детского гомона, каких-то нерешенных проблем. Да, я так же, как и все дети, играла в школу: собирала вокруг себя младших мальчиков и девочек и учила их читать, считать, диктанты писать. Проходит время, дети взрослеют, забывая свои детские игры и мечты. И только самые увлечённые и творческие личности превращают свою мечту в профессию, которая в отличие от других, на мой взгляд, является не просто призванием, но и образом жизни. Я нередко бывала и на домашних педсоветах, которые, возможно, и заложили во мне то убеждение, что от правильного решения учителя зависит не только сиюминутный успех ученика, но и дальнейшая жизнь.
Великий Л.Толстой писал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Готов ли ты как учитель приносить жертвы «своему призванию»? Трудный выбор. Как часто в жизни нам приходится выходить на «перекрёсток двух дорог», чтобы выбрать единственную верную…
Закончив Нижне-Мулебкинскую среднюю школу на "отлично", поступила на филологический факультет Дагестанского Государственного Университета. В 1997 году вышла замуж и переехала в Астраханскую область, устроилась на работу в Бирюковскую школу учителем, где и работаю по сей день.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- стать им другом, раскрыть богатство их душ. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. "Новая школа". И в этой школе учитель XXI века - человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений - без этого будущее немыслимо. Настоящий учитель должен научить детей действовать, чувствовать, думать, гореть безостановочно. Эмоций должно быть много! Учитель должен быть Личностью. "Только личность может воспитать личность", - сказал Константин Дмитриевич Ушинский. А для этого учителю нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем, чтобы новое поколение чувствовало в нём человека, живущего их временем, их интересами. Учитель - творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. К моей профессиональной самореализации относится и получение в 2018 году диплома АГУ по театральному искусству, получение в 2019 году диплома библиотекаря и специалиста по информационным ресурсам.
Хорошо иметь желающих учиться среди детей, родителей и коллег. Это вдохновляет и радует. Я чувствую радость, когда встречаю бывших учеников, и они рассказывают, что изменилось в их жизни, что читают, чем интересуются и признаются, что перечитывают произведения, которые изучали, и им это нравится и воспринимается все по-другому. Значит, мои уроки не прошли даром, чтение произведений Тургенева, Чехова, Толстого, Гоголя и Достоевского помогли им в решении вопроса, вставшего перед ними. Мои ученики ждут с нетерпением уроков, новых интересных идей, творческих проектов, подготовки к праздникам. С огромным интересом наблюдаю за маленькими победами и многому учусь у своих ребят.
Мне очень хочется научить детей грамотно писать и говорить, оставить след в их душах, породить в них потребность думать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Научить их тому, чему другие не научат. Показать, какие возможности перед ними открыты. Помочь определиться в жизни, говорить с ними о том, что волнует их больше всего в их возрасте. И моя специальность учителя-словесника дает мне такую возможность, приводя примеры из классической русской литературы. Где, как не на уроках литературы, говорить о вечных ценностях: доброжелательности, порядочности, милосердии, благородстве, предательстве, лжи? У меня есть замечательные помощники — самые лучшие герои произведений мировой литературы.
Приходя домой, я часто вспоминаю слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведешь семь уроков, но, проверяя тетради, вспоминаешь детей, которые ждут от тебя что-то новое, интересное, их слова, милые лица, восхищенные рассказы, и понимаешь, что все, сделанное тобой, было не зря. Сразу становится легче: как будто крылья вырастают за спиной, хочется дальше творить и работать.
Я горжусь, что выбрала верную профессию- профессию учителя!