Родителям на заметку от логопеда
Информация для родителей.
Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.
Способность человека говорить является одной из ярких его особенностей. Чем богаче и правильней его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Этим объясняется большое внимание, которое уделяется проблеме речи. Необходимо помнить, что недостатки речи оказывают отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка. У него может возникнуть речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость. Особенно резко обнаруживается неуверенность в своих силах и знаниях. Это понижает интерес к окружающему, подавляет любознательность.
Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О нормах речи мальчиков и девочек | 15.29 КБ |
Речевой режим ребенка | 13.11 КБ |
Звуковая культура речи дошкольника | 23.73 КБ |
Основы развития речи | 15.91 КБ |
Развиваем сенсорику и мелкую моторику дома | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
Родителям на заметку
Учитель-логопед МДОУ детский сад № 28: Берсенева Г.А
! Нормы речевого развития от 0 до 3-х лет
1,5 - 3 месяцев - гуление
6 - 8 месяцев - лепет
1 - 1,5 года - звукоподражания, 5-15 первых слов
2 года- от 50 слов, первая фраза, состоящая из двух слов
3 года- от 800 слов, развернутая фразовая речь
! При каких условиях речи не будет?
1. Пока возможности ребенка не учитываются.
2. Пока желания ребенка угадывают речи не ждите.
3. Пока мамина речь льется потоком- откуда появится речь у ребенка!?
4. Пока в руках у ребенка планшет, телефон - речи не будет.
Только качественное взаимодействие с мамой дает мотив к общению и повторению.
! Когда появляются первые слова
Первые слова возникают из лепета и как правило, состоят из двух одинаковых слогов (мама, папа, баба...) появляются они в возрасте 1 года.
✔️Если в 1 год нет слов?
Если в речи ребенка есть активный лепет, то стимулируем ребенка на произнесение первых слов.
✔️Когда стоит волноваться?
* в 1 год нет слов
* нет активного лепета
* ребенок не откликается на имя
! Речь не существует самостоятельно сама по себе
Она обслуживает ведущую деятельность.
▪️ до 3- х лет- предметную
▪️с 3 до 7 лет- речь развивается в рамках игровой деятельности
▪️ с 7 лет- учебную
На сценарий ведущей деятельности возраста накладывается сценарий речевой.
! К психологическим предпосылкам речи относятся:
1. Потребность в общении со взрослым
2. Умение вступать в совместную деятельность
3. Неречевое и речевое подражание
! Особенности речи девочек
Для девочек характерно более раннее начало речи, так как их нервная система "созревает" быстрее.
- У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы.
- Девочки позднее осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно "как взрослые".
- Для них важна речь как общение.
! Особенности речи мальчиков
Речь мальчиков характеризуется более поздним появлением.
- У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй речи, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке".
- У мальчиков цель общения - вступить в диалог, чтобы получить некий ответ.
Предварительный просмотр:
Родителям на заметку
Учитель-логопед МДОУ детский сад № 28: Берсенева Г.А.
Движение и речь - как связаны между собой?
Речевое развитие в онтогенезе проходит параллельно с моторным.
2 месяца - ребенок самостоятельно держит голову - появляется гуление.
6 месяцев - ребенок самостоятельно сидит - появляется лепет.
В 1 год - ребенок самостоятельно пошел - появляются первые слова.
Если искажается двигательная сфера- искажается и речевое развитие.
Речевой режим для неговорящих детей
На этапе первых слов и первых фраз малыша родителям необходимо соблюдать
особый "режим" в общении с ребенком дома.
1. Говорим только о том, что делаем
2. Даем речевой образец
3. Задаем альтернативные вопросы
4. Говорим мало, четко артикулируя, утрированно
5. Многократно повторяем каждое слово.
Речевые прогулки с мамой
Гуляя с ребенком - не молчите!
Знакомьте его с окружающим миром: ребенок познает осязая и обоняя окружающий мир!
Если позволяет погода, отправляйтесь с ребенком на прогулку.
Подборка книг по работе с малоговорящими детьми.
1. О. Е. Грибова " Что делать, если ваш ребенок не говорит? "
2. Г. В. Дедухина, Е. В. Кириллова "Учимся говорить: 55 способов общения с неговорящим ребенком"
3. Е.А. Янушко "Помогите малышу заговорить!"
4. С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова "Альбом по развитию речи для самых маленьких"
Предварительный просмотр:
Несколько рекомендаций для родителей по воспитанию звуковой культуры речи у детей:
- Тренируйте артикуляционный (речевой) аппарат ребёнка с помощью упражнений в тетради.
- Развивайте дыхание и голос с помощью различных упражнений.
- Упражняйте детей в различении разных звуков по слуху.
- Не искажайте слова («сюсюкание»), говорите правильно и отчётливо.
- Исправляйте ошибки в речи ребёнка мягко, но настойчиво.
- Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.
- Пойте песни.
Важно помнить, что любое занятие должно приносить ребёнку только положительные эмоции!
В норме, дети старшего дошкольного возраста: к 6-7 годам, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. Для того, чтобы помочь вашему ребенку во время овладеть звуками, правильно их произносить, играйте в данные игры:
- Игра с мячом «Назови слова со звуком [м]»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, различать звуки в словах.
Ход: Передавая мяч друг другу нужно назвать слово со звуком [м]. Можно задавать звук в начале слова ( мак, мяч), в конце слова (сом, ком).
- Игра «Хлопни, топни, прыгни»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение слышать заданный звук.
Ход: Взрослый называет разные слова, в том числе со звуком [м]. Ребенок слушает, как услышит слово с заданным звуком - выполняет действие – хлопок, прыжок и т.д. (рак, мак, бак; щука, диван, сом)
- Игра «Слово-друг»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: ком – дом, рак – мак, галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
- Игра «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (ягоды).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).
- Игра «Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
- Игра «Подружи слова»
Листья падают – листопад. Снег падает – снегопад. Вода падает – водопад. Сам летает – самолет. Пыль сосет – пылесос и т.д.
- Игра «Интересная буква»
Цель: Запомнить образ буквы.
Ход: рисовать букву на листе, на песке, в манке. Лепить букву из пластилина, теста, глины. Выкладывать букву из палочек, веревочек, камушек, листочков, машинок и т.д.
Игры и упражнения на развитие дыхания
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
- Игра «Надуваем животик»
Цель: учить детей делать вдох носом, выдох ртом.
Ход: лежа на спине делать вдох носом и надувать живот, выдох ртом - живот плавно опускать вниз. Повторять 3 - 4 раза. «Мы будем «надувать» животик как шарик, делая вдох носом. И «сдувать», делая медленный выдох ртом»
Рекомендации: вначале игра проводиться беззвучно; затем выдох можно делать длительным и сильным, воздушная струя холодная; затем медленный, длительный выдох с произнесением гласного звука (а, о, у), воздушная струя теплая.
- Игра «Снег идет или одуванчики»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход : Перед началом занятия разложите кусочки ваты на столе расскажите историю, что будете сдувать зимой снежинки, летом - одуванчики. Взрослый показывает как надо дуть на вату, ребенок повторяет.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
- Игра «Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Предварительный просмотр:
Учитель - логопед МДОУ детский сад № 28
Берсенева Галина Александровна
«Основы развития речи»
У младших дошкольников в возрасте 3-4 лет, родители часто наблюдают «смазанность» речи. Ребенок говорит много, а не разборчиво. Для профилактики нарушения речи, а точнее для формирования основы, предлагаю ежедневно использовать комплекс упражнений и занятий.
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнения для губ
- Упражнения для языка
- Дыхательные упражнения
- Голосовые упражнения
- Пальчиковая гимнастика.
Развивая пальчики ребенка, вы помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, шнуровки, мозайки, пазлы, изготовление аппликацией, бисероплетение, и конечно же специальные упражнения для пальцев.
Сначала все упражнения выполняются не спеша, с помощью взрослого. На первых этапах «рука в руке», затем постепенно помощь взрослого уменьшается. Придерживаем за кисть, локоток и сводим до нахождения взрослого рядом.
- Упражнения для губ и языка. Артикуляционная гимнастика
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – так же работал правильно и четко. В формировании и развитии движений артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, котооая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
- Недостатки детского дыхания преодолеваются:
* Развитием более глубоко вдоха и длительного выдоха.
* выработкой у детей умение правильно дышать во время речи.
И в младшем дошкольном возрасте это достигается исключительно с помощью игр.
Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений не более 3 – 4 минут.
Для развития дыхания ребенка можно использовать игры:
- Сдувать пушинки, бумажки, перья со стола, с руки.
- Дуть на легкие шарики, ватные шарики, карандаши и катать их по столу.
- Загонять шарик вверх по лотку в отверстие.
- Приводить дутьем в движении плавающих в тазике уточек, кораблики, различные бумажные игрушки – поделки.
- Дуть на всевозможные вертушки, подвешенные на ниточках легкие предметы, тучки, цветочки и др.
- Надувать надувные игрушки и воздушные шарики;
- Особенно полезно надувать мыльные пузыри – это вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха.
- Поддувать вверх пушинку, бумажку, мыльные пузыри.
- Голосовые упражнения.
- Произносить звуки длительно-коротко
- Произносить звуки громко-тихо
- Произносить звуки с разным тембром – как мишка, как мышка, как дедушка, как девочка и т.д.