Педагог дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования -Шорохова Алена Васильевна.
Руководитель кружка "Волшебная ниточка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.obrazovanie.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ястребовская средняя школа»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по Директор школы
УВР__________________ _________________
(Л.В.Бронникова) (А.Н.Козлова)
Рабочая программа дополнительного образования на
2020-2021 учебный год
«ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА»
Учитель:А.В.Шорохова
с.Ястребово
2020-2021год.
Введение
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России.
Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.
Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.
Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек в возрасте с 7 до 15 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий: 68 ч. (1 раза в неделю по 2 часа).
Программа года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев, основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, особенностям кругового объемного вязания, технологии изготовления вязаной одежды.
Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании;
- Обучить правильно пользоваться инструментами;
- Познакомить с основными условным обозначениями;
- Обучить строить схемы для вязания по описанию;
- Научить четко выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям кроя и вязания различных моделей;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развить творческие способности;
- Развить произвольность психических процессов;
- Развить образное мышление;
- Развить воображение и фантазию;
- Развить моторные навыки.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Историю техники вязания крючком;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания крючком.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
- правильно пользоваться крючком, ножницами;
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные узоры;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
- Особенности вязания продольных и поперечных кружев;
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
- Вязать продольные и поперечные кружева;
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- Вязать узоры в технике пестрого вязания;
- Выполнять орнамент;
- Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;
- Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
- Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
- Вязать по выкройке и по расчету;
- Определять плотность вязания;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
- Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
- Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся, а также повышение престижа объединения.
Контроль за реализацией программы
Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.
С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Дома детского творчества, района и области.
Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.
Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.
Тематический план
1 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2 | Основные приемы вязания крючком | 30 | 6 | 34 |
3 | Вязание кружев | 36 | 6 | 34 |
Итого: | 68 | 14 | 54 |
Содержание программы
1 год обучения
1. «Вводное занятие» (2ч.)
Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.
2. «Основные приемы вязания крючком» (32ч.)
Теоретический компонент. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «витой столбик», «пышный столбик», «лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом», «накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.
Практический компонент. Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны», узоров, связанных с возвращением в предыдущие ряды, узоров, связанных пышными столбиками, узоров с перемещенными и крестообразными столбиками, узоров на основе рельефных столбиков, узоров с вытянутыми петлями.
3. «Вязание кружев» (34 ч.)
Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.
Работа в кружке вязание крючком осуществляется в соответствии с разработанной программой, которая включает 1 год обучения. В первый год обучения занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (крючки для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.
Используемая литература:
- Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
- Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
- Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
- Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
- Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
- Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
- Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
- Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.
- Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
- Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.
Литература для детей:
- Журналы «Валя – Валенти-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
- Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.