Методическая разработка
Методическая разработка на тему: "Познавательное развитие дошкольников через коллекционирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichkskaya_razrabotka.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад д. Дюдьково
Методическая разработка на тему:
"Познавательное развитие дошкольников через коллекционирование"
Воспитатель:
Грачева Нелли Анатольевна
2020г.
В условиях модернизации дошкольного образования познавательное развитие дошкольников является один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день.
Как показывает практика, познавательное развитие в детском саду сводится к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире и развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделяется:
-развитию умения задавать вопросы,
-осуществлять самостоятельный поиск ответов на них,
-развитию креативных способностей,
-развитию самостоятельности в познавательной деятельности.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов, интеллектуальное развитие через развитие познавательно-исследовательского интереса в разных видах детской деятельности.
Период дошкольного детства является возрастом наиболее стремительного общего развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с окружающим миром.
Познавательное развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и другие.
Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я.А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я.А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и другом. По мнению Л. Бережковской, такой опыт можно получить внутри интересной деятельности, например в процессе коллекционирования.
Коллекционирование — деятельность, в основе которой лежит составление коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов, как правило, однородных или объединённых общностью темы. Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству и к поиску.
С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру открытий.Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование начинается ссистематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, дает навыки исследовательской деятельности. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, считая, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, то есть воспитывает нужные для науки и любой работы качества.
Виды, содержание, условия организации коллекционирования в ДОО
Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, может быть коллекционирование.
Коллекционирование рассматривается как «целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую или художественную ценность» (А.Н. Дьячков, Ю. Каспарова).
Большой филателистический словарь определяет коллекционирование, как вид деятельности человека, занимающегося сбором,изучением и систематизацией каких-либо предметов, представляющих научный, художественный, литературный и тому подобный интерес.
Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования.
На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:
-киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
-легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
-плангонология – собирание разных кукол.
-филолидия – собирание упаковок.
-филателия – собирание почтовых марок.
-бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
-нумизматика – собирание различных монет [21].
Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования:
-книжки;
-открытки;
-магнитики с картинками;
-листья и цветочки для гербария;
-модельки машин;
-диски с песнями и тому подобное.
Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные(групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам [приложение 1].
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.
Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно - прикладного искусства.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и так далее, экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.
Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, понимание окружающего мира.