Консультация для родителей будущих первоклассников.

 

Групповая консультация для родителей будущих первоклассников, о разнообразии факторов влияющих на познавательный процесс.

Подготовила и провела

Педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №52

Колпинского района С-Пб.

Гвоздева Л.П.

Цель: обратить внимание родителей будущих первоклассников на разнообразие факторов влияющих на познавательный процесс; на психологические и этические особенности подготовки ребенка к школе.

 

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня основную часть времени нашей встречи хочу посветить обсуждению важных, но возможно не таких очевидных факторов влияющих на успешность и психологический комфорт будущего первоклассника.

Каждый год у нас в детском саду походит диагностика развития психических процессов и психологической готовности к школе. На основании результатов этой диагностики проводятся занятия с детьми по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению.

 Позвольте поделиться с вами некоторой информацией и наблюдениями, сделанными мной по итогу работы с дошкольниками и педагогом-психологом работающим в школе с первоклассниками:

- многие дети не привыкли слушать инструкцию педагога и приступать к заданию сразу после нее.

- на занятии очень шумно, и дети, которые не услышали педагога, не поднимают руку и переспрашивают у педагога, а спрашивают друг у друга, создавая еще больше шума, или вообще не спрашивают, а фрустрируются.

- дети не умеют соблюдать орфографический режим, не знают где начало строки, не могут ориентироваться на листе в тетради, не знают что значит «в строчку» и «в столбик».

- дети плохо воспринимаю на слух речевую инструкцию.

- не все дети к первому классу умеют писать цифры, проводить прямые и изогнутые линии.

Хочется отметить, что групповая динамика очень влияет на успешность обучения любого члена группы/класса.

Младшим школьникам очень важна предсказуемая  и дружелюбная атмосфера в классе.

Если говорить о дружелюбии, то надо помнить о том, что детский коллектив – это всегда очень разные по неврологии, уровню подготовки, темпераменту, социальному опыту дети. И  одна из наших совместных задач помочь детям научится продуктивно заниматься рядом с такими разными детьми.

Хорошим рабочим способом решения этой задачи может стать привычная нам этическая беседа с нашими детьми. Например, о дружбе. Хороший друг, это не только тот, кто веселиться вместе с тобой, но и тот, кто поддерживает тебя, помогает другу стать лучше, а не наоборот подталкивает к ситуации, где друг может потерпеть неудачу или быть наказан.  Приведите в такой беседе пример из жизни, ведь в любом детском коллективе/классе, всегда будет яркий и шумный ребенок, который будет отвлекаться сам и отвлекать других детей от занятий шутками, разговорами или играми. Хороший друг в этой ситуации не будет поддерживать эти шалости, которые могут привести к замечанию или двойке. Наоборот, не позволит другу отвлекаться, не будет с ним разговаривать, играть или смеяться над его шутками во время урока, а наоборот станет слушать внимательнее, чтобы иметь возможность подсказать кому-то из одноклассников то, что они прослушали.

Сейчас, не смотря на ужесточение санитарно-гигиенических правил посещения детского сада, и САНПИН, запрещающий приносить детям игрушки в группу из дома, многие дети не могут устоять, приносят небольшие игрушки в кармашках одежды, достают их и играют, в том числе и на занятиях.  Конечно, это усложняет для них процесс познания. А самое интересное, что схожая ситуация с игрушками в начальной школе. Одно из самых распространенных замечаний у учителей, что дети отвлекаются на игры с принесенными ими в школу игрушками, пластилином, школьными принадлежностями, имитирующими своим видом игрушки, или своими умными часами с большим, ярким, интересным браслетом. Если мы учтем этот фактор, готовя ребенка к школе, то тоже сможем положительно повлиять на его познавательный процесс.

Подготовка школьных принадлежностей тоже может выступать одним из позитивных психологических факторов. Школьная атрибутика часто очень нравиться будущим первоклассникам, создает позитивное отношение к учебе и дополнительно мотивирует их. Однако мы должны помнить, что дети 7 лет часто отвлекаются и не перегружать их рюкзаки вещами, которые им не пригодятся в силу возраста и изучаемой ими образовательной программы. Правильная организация школьных принадлежностей поспособствует психологическому комфорту ребенка на занятии.  Так как обучение сейчас очень темповое, ребенку важно не терять лишнее время на поиск нужных тетрадей и учебников. Такой простой прием, как заранее разложить по папкам тетради и учебники, относящиеся к одному предмету, на практике очень помогает снизить тревожность у младшего школьника. Также полезно позаботиться о наличии удобных закладок, которыми ребенок умел бы пользоваться.

Еще одним важным аспектом психологического комфорта ребенка и успешности его обучения в школе является культура взаимодействия с педагогами и другими взрослыми людьми, которые в школе работают. Ребенок должен понимать, по каким вопросам и по каким правилам и с кем он будет взаимодействовать. В каких помещениях и как нужно себя вести, с кем по каким вопросам взаимодействовать, к кому в каких случаях обращаться за помощью. Например, можно заранее выяснить у педагога, что дать ребенку, если он забыл дома школьный пропуск или сменную обувь. Если родители не пришли за ним в оговоренное время, где и с кем ему их подождать. И т.п.

Как видите, очень многое из перечисленного легко скорректировать самим родителям. И у ребенка в первом классе будет меньше тревог и больше рдостных эмоций от встречи со знаниями!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Групповая консультация для родителей будущих первоклассников, о разнообразии факторов влияющих на познавательный процесс.

Подготовила и провела

Педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №52

Колпинского района С-Пб.

Гвоздева Л.П.

Цель: обратить внимание родителей будущих первоклассников на разнообразие факторов влияющих на познавательный процесс; на психологические и этические особенности подготовки ребенка к школе.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня основную часть времени нашей встречи хочу посветить обсуждению важных, но возможно не таких очевидных факторов влияющих на успешность и психологический комфорт будущего первоклассника.

Каждый год у нас в детском саду походит диагностика развития психических процессов и психологической готовности к школе. На основании результатов этой диагностики проводятся занятия с детьми по развитию психологической готовности ребенка к школьному обучению.

 Позвольте поделиться с вами некоторой информацией и наблюдениями, сделанными мной по итогу работы с дошкольниками и педагогом-психологом работающим в школе с первоклассниками:

- многие дети не привыкли слушать инструкцию педагога и приступать к заданию сразу после нее.

- на занятии очень шумно, и дети, которые не услышали педагога, не поднимают руку и переспрашивают у педагога, а спрашивают друг у друга, создавая еще больше шума, или вообще не спрашивают, а фрустрируются.

- дети не умеют соблюдать орфографический режим, не знают где начало строки, не могут ориентироваться на листе в тетради, не знают что значит «в строчку» и «в столбик».

- дети плохо воспринимаю на слух речевую инструкцию.

- не все дети к первому классу умеют писать цифры, проводить прямые и изогнутые линии.

Хочется отметить, что групповая динамика очень влияет на успешность обучения любого члена группы/класса.

Младшим школьникам очень важна предсказуемая  и дружелюбная атмосфера в классе.

Если говорить о дружелюбии, то надо помнить о том, что детский коллектив – это всегда очень разные по неврологии, уровню подготовки, темпераменту, социальному опыту дети. И  одна из наших совместных задач помочь детям научится продуктивно заниматься рядом с такими разными детьми.

Хорошим рабочим способом решения этой задачи может стать привычная нам этическая беседа с нашими детьми. Например, о дружбе. Хороший друг, это не только тот, кто веселиться вместе с тобой, но и тот, кто поддерживает тебя, помогает другу стать лучше, а не наоборот подталкивает к ситуации, где друг может потерпеть неудачу или быть наказан.  Приведите в такой беседе пример из жизни, ведь в любом детском коллективе/классе, всегда будет яркий и шумный ребенок, который будет отвлекаться сам и отвлекать других детей от занятий шутками, разговорами или играми. Хороший друг в этой ситуации не будет поддерживать эти шалости, которые могут привести к замечанию или двойке. Наоборот, не позволит другу отвлекаться, не будет с ним разговаривать, играть или смеяться над его шутками во время урока, а наоборот станет слушать внимательнее, чтобы иметь возможность подсказать кому-то из одноклассников то, что они прослушали.

Сейчас, не смотря на ужесточение санитарно-гигиенических правил посещения детского сада, и САНПИН, запрещающий приносить детям игрушки в группу из дома, многие дети не могут устоять, приносят небольшие игрушки в кармашках одежды, достают их и играют, в том числе и на занятиях.  Конечно, это усложняет для них процесс познания. А самое интересное, что схожая ситуация с игрушками в начальной школе. Одно из самых распространенных замечаний у учителей, что дети отвлекаются на игры с принесенными ими в школу игрушками, пластилином, школьными принадлежностями, имитирующими своим видом игрушки, или своими умными часами с большим, ярким, интересным браслетом. Если мы учтем этот фактор, готовя ребенка к школе, то тоже сможем положительно повлиять на его познавательный процесс.

Подготовка школьных принадлежностей тоже может выступать одним из позитивных психологических факторов. Школьная атрибутика часто очень нравиться будущим первоклассникам, создает позитивное отношение к учебе и дополнительно мотивирует их. Однако мы должны помнить, что дети 7 лет часто отвлекаются и не перегружать их рюкзаки вещами, которые им не пригодятся в силу возраста и изучаемой ими образовательной программы. Правильная организация школьных принадлежностей поспособствует психологическому комфорту ребенка на занятии.  Так как обучение сейчас очень темповое, ребенку важно не терять лишнее время на поиск нужных тетрадей и учебников. Такой простой прием, как заранее разложить по папкам тетради и учебники, относящиеся к одному предмету, на практике очень помогает снизить тревожность у младшего школьника. Также полезно позаботиться о наличии удобных закладок, которыми ребенок умел бы пользоваться.

Еще одним важным аспектом психологического комфорта ребенка и успешности его обучения в школе является культура взаимодействия с педагогами и другими взрослыми людьми, которые в школе работают. Ребенок должен понимать, по каким вопросам и по каким правилам и с кем он будет взаимодействовать. В каких помещениях и как нужно себя вести, с кем по каким вопросам взаимодействовать, к кому в каких случаях обращаться за помощью. Например, можно заранее выяснить у педагога, что дать ребенку, если он забыл дома школьный пропуск или сменную обувь. Если родители не пришли за ним в оговоренное время, где и с кем ему их подождать. И т.п.

Как видите, очень многое из перечисленного легко скорректировать самим родителям. И у ребенка в первом классе будет меньше тревог и больше рдостных эмоций от встречи со знаниями!