Картотека дидактических игр "Геометрические фигуры"

Вальтер Ольга Сергеевна

Картотека дидактических игр (5-6 лет).

 

«Какие бывают фигуры?»

Цель: Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их)

Ход игры:

Воспитатель:

«К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у не в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как  называется эта фигура? Правильно ,это круг. А вот это-квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.

«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.

Кукла Таня хвалит детей, за правильно выполненное задание.

 

 

«Подбери фигуру»

Цель: Закреплять  представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять  навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Ход игры.

Воспитатель показывает круг и обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?». Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигура разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начертанную фигуру и только при полном совпадении-класть.

 

 

 

"Найди свою фигуру".

Цель: Учить пользоваться представлениями о фигурах.

Ход игры: Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

 

 

«Составление геометрических фигур»

Цель: Упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Ход игры:

Детям предлагается составить квадрат и треугольник маленького размера, маленький и большой квадраты, составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2, из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

 

 

«Найди и назови»

Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

 

 

«Только одно свойство»

Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

 

 

 

 

« Чудесный мешочек»

Цель: Упражнять детей в обследовании геометрических форм предметов и в различении форм.

 Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

 

«Найдите  такую же фигуру»

Цель игры: Развивать восприятие фигур; обучать умению выделять и сохранять указанный признак фигуры.

Ход игры: Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три - четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку ( или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

 

«Кто больше увидит? »

Цель: Развивать память, знания о геометрических фигурах.

Ход игры: На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.

 

«Посмотри вокруг »

Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Ход гры:

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий ( им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ  играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается,  что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

 

«Что лежит в мешочке?»

Цель: Закрепить знания детей о форме , упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Ход игры:

На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.

 

 

 

«Найди свой домик »

Цель: Развивать умение у детей выделять отдельные предметы и группы предметов из множества по заданным свойствам. Слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним.

Ход игры: Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг ,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

 

«Назови геометрическую фигуру»

Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Ход игры.

Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

 

 «Найди предмет такой же формы»

Цель: Развивать умение находить предметы формы круга, квадрата и т.д.

Ход игры: У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

 

 «Угадай, что спрятали»

Цель: Развивать умственные способности, знания о геометрических фигурах.

Ход игры: На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

 

 

 

 

 

 

«Рассмотри и назови»

Цель: Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ход игры:

Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить  название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.

 

«Найди и назови»

Цель: Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Учить детей сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

Ход игры:

Геометрические фигуры лежат на столе, предметы- на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши.

 

 

Картотека дидактических игр (6-7 лет).

 

«Узнай форму предмета»

Цель: Развивать у детей знаний геометрических форм и их назначение. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: Детям раздают большие карты с нарисованными на них геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).

У воспитателя маленькие карточки с повторением тех же форм, что в больших картах (геометрические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках). Воспитатель показывает маленькую карточку и спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Ребенок отвечает: «У меня есть на кате треугольник».

Игра заканчивается, когда у одного из играющих в его карте будут закрыты все клетки.

Усложнение: геометрические формы могут быть покрашены в различные цвета. Тогда дети должны будут назвать: «У меня круг красный».

 

 

«Геометрическое лото»

Цель. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, и треугольная). В игре принимают участие  5 детей. Выигрывает тот , кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу, затем дети меняются образцами друг с другом.

 

«Посмотри вокруг»

Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах; учить находить предметы определенной формы в окружении.

Ход игры: Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар. После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:

1. Найти предмет прямоугольной формы.

2. Найти предмет треугольной формы.

3. Найти предмет круглой формы.

4. Найти предмет квадратной формы.

5. Найти предмет шарообразной формы.

 Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате. В процессе этой дидактической игры мы формируем у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета учим сопоставлять геометрические фигуры с формой. При этом несколько раз произносим слово " эталон " соотнеся его с формой. Постепенно дети начинают понимать значение слова "эталона".

«Почини одеяло»

Цель игры: Знакомить детей  с геометрическими фигурами и составлять фигуры из данных геометрических фигур.

Ход игры: Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками". Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса- Барабаса, а крыса Шумара в это время прогрызла в одеяле дыры. Детям даются задания:

1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.

2. Взять свои фигуры и починить одеяло".

Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами".

 

 

«Составные картинки»

Цель игры: Закрепить представления детей о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предмета сложной формы.  Ход игры: Вначале для тренировки, с детьми проводилась занимательная игра " Волшебный круг". Детям раздавались 10 частей, полученных путем разрезания круга. Затем показывались образцы силуэтов предметов составленных из этих частей. После этого дети самостоятельно составляли силуэты предметов и животных. Затем детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур.

Задаются вопросы:

1. Что нарисовано на этих картинках?

2. Из каких фигур состоят домик, елочка и т.д.?

Затем дети выкладывают из своих геометрических фигур изображения предметов по образцу. В процессе игры дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.

 

 

 

 

«Домино фигур»

Цель: Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называя ее. Закреплять знания о геометрических фигурах. Познакомятсять детей с новой  фигурой-многоугольник.

Ход игры:

В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладывают на стол фигурами вниз. Воспитатель  знакомит детей с материалом игры, объясняет правила игры. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль-пусто». Как в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек на стуле (при условии, когда играющих  двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, то не имеет право на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится  от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения.

 

 

 

 

 

«Найди то, что  я покажу»

Цель: Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо- круглой формы; флажок, кубик, пирамидку- треугольной формы; книжка, зеркало поднос – прямоугольной формы и т.п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям , как они будут играть : «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает : «Коробка и кольцо- предметы круглой формы».

Дети поочередно выполняют задание.

 

 

 «Подбери по форме»

Цель: Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточка с контурами геометрических фигур- по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход: Детям раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (Показывает круг,  вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, воспитатель предлагает обвести пальцем, найти и исправить ошибку.

 

« Расскажи про свой узор»

Цель: Учить анализировать спсоб расположения фигур по образцу.

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг , в левом верхнем углу- квадрат , в левом нижнем углу- прямоугольник , в середине –треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу-цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева- по одной волнистой линии с листочками и т. д.

 

 

 

"Геометрическая мозаика"

Цель: Закрепитья знания о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Ход игры: Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу).

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).

· Работа по собственному замыслу (просто человека).

    Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

 

«Фигурная мозаика »

Цель: Закреплять у детей знания о геометрических фигурах , формировать умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Ход игры: Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу , работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье) , работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры , находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

 

«Сравни и заполни»

Цель. Закреплять мение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять представления о геометрических фигурах.

Материал: Набор геометрических фигур.

Ход игры: Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

«Заполни пустые клетки»

Цель: Закреплять представления о геометрических фигурах, умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Материал: Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Ход игры: Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

 

«Где какие фигуры лежат»

Цель: Закрепить умение  классифицировать фигуры по двум свойствам (цвету и форме).

Материал: Набор фигур.

Ход игры:. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

 

«Заполни квадрат»

Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.

Материал: Набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Ход игры. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометри¬ческие фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат.

Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по

горизонтали (справа и слева) и по вертикали (сни¬зу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме.

Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.

 

«Каких фигур недостает?»

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обоб¬щении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найден¬ного решения.

Материал: Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат) трех цветов.

Ход игры. Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проана¬лизировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фи¬гуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом.

Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а в третий ряд — большой круг с малым красным кругом. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №41»

Образовательный проект

в подготовительной группе

«Скоро в школу мы пойдем»

Составитель: Вальтер О.С.

г. Бийск, 2023

Образовательный проект в подготовительной группе

«Скоро в школу мы пойдем»

Описание проекта:

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.

Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.

Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Новизна:

Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Проблема:

Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.

Результаты беседы на тему  «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.

Цель проекта:

повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Для детей:

  • формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
  • создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
  • развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
  • воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.

Для родителей:

  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  • создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
  • обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
  • Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

Для педагогов:                                                                                                                                  

  • Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.

Вид проекта:

информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: 

Долгосрочный

 Срок реализации: 

с 02.09.2022-29.05.2023г.

Участники проекта:

  • дети подготовительной  группы № 9 «МБОУ «СОШ 41»
  • педагоги МБОУ «СОШ 41» ;
  • родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
  • облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
  • формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
  • доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.

Для родителей:

  • информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
  • владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
  • повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Для педагогов :

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.

Продукты проектной деятельности:

 Для детей:

  • Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
  • Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».

Для родителей:

  • Результаты анкетирования «Скоро в школу»;

Для педагогов:

 Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе:

  • сборник консультаций для родителей подготовительных групп по развитию психологической готовности к обучению в школе;
  • методические рекомендаций для педагогов по проведению «Школы родителя будущего первоклассника»;
  • изготовление  папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе.

Материально-техническое обеспечение:

  • аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка
  • библиотека для детей и родителей.
  • подбор литературы,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • выставки книг, рисунков,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методическое сопровождение:

  • Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г.
  • Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М., ТЦ Сфера, 2008 г.
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой : Мозаика-Синтез, 2016.
  • О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением  подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
  • Интернет-ресурсы.

  • Этапы реализации проекта                                                                                                                                                                                         1.Подготовительный этап

п/п

Содержание работы

Результат

ответственные

1.

Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.                                                                                                                                

Выбор проекта. Постановка и определение целей и задач проекта.

воспитатели

2.

Подбор информации по данной теме.

Создание методического обеспечения проекта.

Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей.

Подбор пословиц и поговорок по теме проекта

Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.

воспитатели

3.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Анкетирование родителей по теме,  родительские собрания.                                                                                        

воспитатели

                       

2.Практический  этап

Мероприятия на сентябрь

ответственные

Беседы

« Что такое школа?».                                                    

воспитатели

НОД

НОД «Что такое школа и чем там занимаются дети?».          

воспитатели

Коммуникативная деятельность

Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей.

воспитатели

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Первое сентября»

 Ю.Коваль «Нулевой класс»                            

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование  «Здание школы»

воспитатели

Работа с родителями

Родительское собрание «Готовим детей к школе»,

воспитатели

                                                                                       

Мероприятия на октябрь

ответственные

Беседы

«Каким я буду первоклассником».                                                                                                        

воспитатели

НОД

 «Что тебе понравилось в школе?»   (составление рассказа)                

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

На школьную тематику

воспитатели

Экспериментальная деятельность(видео презентация)

Экскурсия в школу

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Барто «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование  «Школьные принадлежности»

Лепка «Школьные принадлежности»

Слушание  песен о школе

Воспитатели, музыкальный руководитель

Работа с родителями

Памятка  «Советы родителям будущих первоклассников»,  

информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»                                                              

воспитатели, родители

Мероприятия на ноябрь

ответственные

Беседы

 «Профессия учитель».                                                                                                                    

воспитатели

НОД

Составление рассказа «Почему я хочу учиться в школе?».                        

воспитатели

Физическое развитие

п/и «Игровая переменка».                                          «Звучит сигнал».

воспитатели

Дидактические игры

«Что возьмем в школу»                                      

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Магазин школьных принадлежностей»

воспитатели

Чтение художественной литературы

Э.Мошковская «Мы играем в школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Что я увидел в школе»

воспитатели

Работа с родителями

Анкетирование:  «Как вы готовите ребенка к школе?»

воспитатели

Мероприятия на декабрь

ответственные

Беседы

 «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменках?»                                                                

воспитатели

НОД

«Каким будет мой первый день в школе?» (составление рассказа)

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

 «Скоро в школу»; «Слоговые домики».                              

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Я – учитель»»                      

воспитатели

Чтение художественной литературы

В.Драгунский «Удивительный день», «Заколдованная буква»

воспитатели

Работа с родителями

Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника», папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу»

Воспитатели, родители

Мероприятия на январь

ответственные

Беседы

«Чего нельзя делать в школе»

воспитатели

Физическое развитие

п/и «Я – спортсмен!», «Найди!»

воспитатели

Дидактические игры

«Собери портфель в школу»                                   «Расскажу, но не покажу»,                      

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Урок физкультуры»

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Алексин «Первый день», Г.Шалаева «Большая книга правил поведения», В.Воронкова «Подружки идут в школу»                                  

воспитатели

Работа с родителями

Консультации

«Навыки первоклассника».                                                          

воспитатели

Мероприятия на февраль

ответственные

Беседы

«Чем школа отличается от детского сада».                                                                                  

воспитатели

НОД

«Я в школе дошкольника» (творческое рассказывание

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Я начну, а ты продолжи»,   «Собери портфель»

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Урок математики»

воспитатели

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто»В школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Конструирование «Моя школа»

воспитатели,

Работа с родителями

 Консультация «Как выбрать школу?»

воспитатели,

родители,

Мероприятия на март

ответственные

Беседы

« Правила поведения в детском саду и школе одинаковые или разные?».                                                    

воспитатели

НОД

«Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду»                        

воспитатели

Физическое развитие

 Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Расшифруй слова», «Числовые домики»

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Школьная библиотека»      

воспитатели

Чтение художественной литературы

 М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»                            

воспитатели

Продуктивная деятельность

Карта  «Дорога в школу»

воспитатели

Театральная деятельность

 Обыгрывание ситуации «Что делать, если получил двойку»

воспитатели

                                                                                       

Мероприятия на апрель

ответственные

Беседы

«Хотите ли вы учиться в школе?»

воспитатели

НОД

 «Чему учат в школе?»          

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Первоклассник», «Логический поезд», «Легкий счет»                                      

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Школа».                        

воспитатели

Чтение художественной литературы

М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»                            

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «В какой школе я хочу учиться»

воспитатели

Работа с родителями

Консультация «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации»

Итоговое родительское собрание по теме: «Как готовы дети к школе».

воспитатели, родители

Мероприятия на май

ответственные

Беседы

«Какие предметы-помощники в школе?»

воспитатели

НОД

 «Смогу ли я учиться в школе?»

воспитатели

Дидактические игры

«Кто быстрее соберет портфель»

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Школа»

воспитатели

воспитатели

Продуктивная деятельность

Разучивание песен о школе, подготовка к выпускному балу

Воспитатели, музыкальный работник

Работа с родителями

Фотовыставка «Наши папы и мамы  тоже были первоклашками»

Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»

воспитатели, родители, музыкальный работник

3.Итоговый этап.

п/п                                                        

ответственные

1

Выпускной бал « До свидания, детский сад!»

воспитатели,

родители, муз. руководитель

2

Создание презентации «Первый раз в первый класс!» (фотоотчет) для родителей и педагогов ДОУ

воспитатели

3

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

Родители, воспитатели