Всероссийская олимпиада школьников

Яковлева Надежда Ивановна

Задания всероссийской олимпиады шклольников по биологии  и химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_bio_11_klass.docx881.45 КБ
Файл zadaniya_bio_10_klass.docx822.93 КБ
Файл zadaniya_bio_9_klass.docx568.46 КБ
Package icon himiya.zip1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Биология 11  класс

Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии

в 2020/2021 учебном году

11 класс

Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 80 баллов. Успеха Вам в работе!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите.

1. У амфибий впервые среди позвоночных появляются:

  1. кожные железы;                
  2. слюнные железы;
  3. поджелудочная железа;
  4. печень.

2. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображённый на рисунке:

  1. клеточная стенка из хитина;          
  2. образование гамет;
  3. наличие плодового тела;
  4. почкование.

3.Какие признаки характерны организму, изображённому на рисунке:

  1. образование гамет;
  2. деление клеток митозом;                          
  3. расположение генов в кольцевой ДНК;
  4. образование тканей.

4. Наличие трех слуховых косточек в среднем ухе характерно для:

  1. озерной лягушки;     малой вечерницы;
  2. обыкновенной пустельги;   полоза каспийского.

5. Масло получают из околоплодника:

  1. подсолнечника;  
  2. кукурузы;
  3. маслин;
  4. горчицы.

6. В природе вегетативное размножение наиболее характерно для:

  1. лебеды;
  2. подорожника;
  3. одуванчика;
  4. яснотки.

7. Характерной чертой пресмыкающихся является:

  1. сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием;
  2. дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела;
  3. развитие включает откладывание яиц и стадию личинки;
  4. дыхательная система включает трахеи и легкие.

8. Споры располагаются на пластинках, радиально расходящихся от ножки у гриба:

  1. подберезовика;
  2. белого гриба;
  3. моховика;
  4. сыроежки.

9. Какая система органов хордовых изображена на рисунке:

  1. выделительная;
  2. дыхательная;
  3. кровеносная;
  4. нервная.

10. Нормальные показатели давления здорового человека – 120/80 мм ртутного столба. Данные показатели количественно отражают:


а) артериальное и венозное давление;
б) артериальное давление в разные фазы сердечного цикла;
в) давление в предсердиях и желудочках;
г) давление в большом и малом кругах кровообращения
.

11. На рисунке буквой  Б обозначен:

а) слуховая труба;

б) слуховой нерв;

в) вестибулярный нерв;

г) часть носоглотки.

12. При отморожении пальцев рук рекомендуется:


а) отогреть отмороженные конечности грелкой с горячей водой;
б) растереть отмороженные конечности снегом;
в) поместить отмороженные конечности в теплую воду, растереть до покраснения и наложить повязку;  
г) туго забинтовать отмороженные конечности и обратиться к врачу.

13. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:


а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;  
г) фолиевой кислоты.

14. Пример саморегуляции организма:

а) учащение сердцебиения в душной комнате;

б) поворот головы на резкий звук;

в) реакция на внезапный лай собаки;

г) условный рефлекс на запах любимого блюда.

15. Ниже схематично изображена процедура определения следующего параметра крови у человека:

а) скорость оседания эритроцитов (СОЭ);

б) протромбиновый индекс;

в) цветной показатель;

г) гематокрит.

16. Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пачини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе.  

17. Агглютинины групп крови системы АВО представляют собой:

а) иммуноглобулины;

б) мембранные гликолипиды;

в) специальные белки плазмы крови, секретируемые гепатоцитами;

г) ферменты с гликозидазной активностью.

18. Тела нейронов, непосредственно управляющих сокращением скелетных мышц, расположены в:

а) передних рогах серого вещества спинного мозга;
б) задних рогах серого вещества спинного мозга;
в) боковых рогах серого вещества спинного мозга;
г) белом веществе спинного мозга.

19. Из перечисленных гормонов не принимает участие в регуляции веса тела человека:


а) тироксин;
б) лептин;
в) альдостерон;
г) инсулин.

20. Для того, чтобы молекула углекислого газа, которая перешла в кровь из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти через все перечисленные структуры вашего организма за исключением:


а) правого предсердия;
б) легочной вены;
в) альвеол легких;
г) легочной артерии.

21. Император Рима Максимилиан имел рост 2,5 м, что,  по мнению его современников, служило доказательством божественности его происхождения. В наше же время, мы можем предположить, что у него была гиперфункция:


а) задней доли гипофиза;
б) передней доли гипофиза;
в) гипоталамуса;
г) щитовидной железы.

22. В клетках прокариот можно обнаружить следующие органоиды:

  1. рибосомы;
  2. митохондрии;
  3. аппарат Гольджи;
  4. эндоплазматическую сеть.

23. Укажите черты, характерные для хлоропластов высших растений:

  1. состоят из большой и малой субъединицы;
  2. внутренние мембраны образуют кристы;
  3. многие реакции протекают в гранах;
  4. являются местом синтеза липидов.

24. Митохондрии растительной клетки имеют следующие черты:

  1. участвуют в окислении органических веществ;
  2. внутренняя мембрана образует граны;
  3. входят в состав ядра;
  4. обеспечивают синтез глюкозы.

25. Укажите вещества, которые можно обнаружить в митохондриях животной клетки:

  1. ферменты цикла Кальвина;        
  2. глюкоза;
  3. фосфолипиды;
  4. целлюлоза.

26. На рисунке изображен эксперимент, подтверждающий, что живое может возникнуть только из живого. Имя ученого, который провел этот эксперимент:

а) Ф. Реди;

б) Л. Пастер;

в) Л. Спалланцани;

г) С. Миллер.

27. Потенциальной опасностью для изолированной популяции, где число особей сильно уменьшено, является:


а) потеря генетического разнообразия;  
б) тенденция к избирательному спариванию;
в) уменьшение мутаций;
г) нарушение закона Харди-Вайнберга.

28. Для преодоления стерильности при размножении отдаленных гибридов  у растений  используют:

а) подселение на поле насекомых-опылителей;

б) полиплоидизацию;

в) удаление препятствующих размножению генов;

г) искусственное опыление.

29. Примерами конвергенции являются:

а) сходство сумчатого и обыкновенного крота;

б) грызущий и лижуще-сосущий ротовые аппараты насекомых;

в) рычажные конечности хордовых животных;

г) разные типы конечностей беспозвоночных.

30. С помощью какого метода генетики человека определяют геномные и хромосомные мутации:

а) биохимического;

б) генеалогического;

в) близнецового;

г) цитогенетического.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите.

1. Примером полового размножения животных являются:

1) почкование гидры;  2) нерест рыб;  3) деление амебы;  4) регенерация дождевого червя;  5) партеногенез ящериц;  6) развитие рабочего муравья из зиготы.

  1. 1,3,5;
  2. 2,5,6;
  3. 2,4,5;
  4. 1,4,6;
  5. 2,3,5.

2. Гаметофиты всегда способны к фотосинтезу у представителей следующих отделов высших растений:

1)  мохообразных; 2)  плауновидных; 3)  хвощевидных; 4)  папоротникообразных; 5) цветковых.

а) 1,2,3,4;
б) 1,3,5;
в) 1,3,4;

г) 2,4,5.

3. Какую роль играют клетки водорослей, входящих в состав лишайника:

1) обеспечивает гриб органическими веществами; 2) являются паразитами гриба; 3) обеспечивает гриб водой; 4) защищает гриб от паразитов; 5) производит органические вещества из углекислого газа и воды; 6) фотосинтезирует.

  1. 1,5,6;
  2. 1,3,5;
  3. 2,5,6;
  4. 2,3,4;
  5. 4,5,6.

4. Какой из перечисленных организмов относится к прокариотам:

1) малярийный плазмодий; 2) хламидомонада; 3) кишечная палочка; 4) инфузория-туфелька; 5) дифтерийная палочка; 6) туберкулезная палочка.

  1. 2,3,5;
  2. 1,2,4;
  3. 3,5,6;
  4. 2,4,6;
  5. 1,3,4.

5. Задачами клеточной инженерия, в отличие от генной являются:

1) культивированием клеток высших организмов; 2) гибридизацией соматических клеток; 3) пересадкой генов        ; 4) получение антибиотиков генетически модифицированными бактериями; 5) выделение меристем и их культивирование; 6) получение растений, устойчивых к насекомым.

  1. 1,2,5;
  2. 2,3,4;
  3. 3,5,6;
  4. 1,4,5;
  5. 3,5,6.

6. Укажите признаки, которые можно использовать для характеристики общих свойств двумембранных органоидов клетки:

1) осуществляют транспорт веществ в клетке; 2) формируют лизосомы; 2) содержат кольцевую молекулу ДНК; 3) являются полуавтономными органоидами; 4) участвуют в синтезе АТФ; 5) образуют веретено деления.

  1. 1,2,4;
  2. 2,3,4;
  3. 1,5,6;
  4. 3,4,6;
  5. 2,4,5.

7. Холерный вибрион в отличие от клетки амебы не имеет:

1) хромосом;  2) плазматической мембраны;  3) митохондрий;

4) рибосом;  5) оформленного ядра;  6) аппарата Гольджи.

  1. 1,3,5;
  2. 2,3,6;
  3. 3,4,5;
  4. 1,2,5;
  5. 3,5,6.

8. Продвижению жидкости по  лимфатической системе к сердцу помогает:


1) уменьшение солености крови; 2) автоматические сокращения стенок сосудов; 3) сокращение скелетных мышц; 4) присасывающее действие сердца; 5) тонус артерий и артериол.

  1. 1,3,4,5;
  2. 1,2,4;
  3. 1,3,5;
  4. 1,2,3,4;
  5. 3,4,5.

9. При вдыхании едких, раздражающих слизистую газов, происходит смыкание голосовой щели, при дыхании чистым морским воздухом – её расширение. В этих процессах принимают участие:

1) дыхательный центр; 2) кровеносные сосуды слизистой гортани; 3) рецепторы слизистой гортани; 4) мышцы гортани; 5) кровеносные сосуды слизистой трахеи.

  1. 1,3;
  2. 1,3,5;
  3. 1,2,4;
  4. 1,2,5;
  5. 3,4,5.

10. По сравнению с внеклеточной средой в цитоплазме нейрона повышена концентрация ионов:  

1) натрия; 2) калия; 3) кальция; 4) хлора; 5) магния.

  1. 1,2;
  2. 1,4;
  3. 2,5;
  4. 2,3;
  5. 1,5.


Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В строке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –15.

  1. Азотфиксирующие бактерии обеспечивают синтез нитратов и нитритов.
  2. Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток кислорода.
  3. Только для животных возможно восприятие раздражений и преобразование их в нервные импульсы.
  4. Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по соцветию кисть.
  5. Признак, характеризующий земноводных как наземных животных наличие в органе слуха барабанной перепонки.
  6. Микроорганизмы используют в промышленном производстве гормонов.
  7. В процессе входа и выдоха происходит не полная замена воздуха, заполняющего легкие, а только его частичное обновление – «проветривание», необходимое для нормального протекания газообмена.  
  8. Истинные рёбра  сочленяются с хрящом вышележащего ребра
  9. Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
  10. Тромбоциты образуются в селезенке.
  11.  На рибосомах гранулярной эндоплазматической сети бактериальной клетки происходит биосинтез белка.
  12. Взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов-партнеров становится обязательным, называются мутуализмом.
  13. Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.  
  14. На образование новых видов в природе не влияет модификационная изменчивость.
  15. Значение оплодотворения состоит в том, что в зиготе увеличивается запас питательных веществ и воды.

 

Часть IV. Вам предлагается 5 тестовых  заданий, требующих установления соответствия. Заполните матрицу ответа в соответствии с требованием задания.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

  1. Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них:

ПРИЗНАКИ

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

  1. в 1мл крови их 180 – 380 тыс.
  2. в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.
  3. имеют неправильную форму
  4. имеют форму двояковогнутого диска
  5. живут от нескольких суток до нескольких лет
  6. живут около 120 суток

А. Эритроциты

Б. Тромбоциты

Признаки

1

2

3

4

5

6

Форменные элементы крови

2. Установите соответствие между структурным компонентом клетки и процессами, которые в нем происходят:

ФУНКЦИЯ

 

КОМПОНЕНТ  КЛЕТКИ

1) осмотическое поступление воды

2) активный транспорт веществ

3) поддержание формы клетки

4) придаёт жёсткость клетке

5) способность к фагоцитозу

6) избирательная проницаемость веществ

 

А) клеточная стенка

Б) плазмалемма

Функции

1

2

3

4

5

6

Компонент клетки

3. На рисунке изображены диаграммы цветков. Установите соответствие между названиями видов (А-Е) и принадлежащим им диаграммам (1-6):

1

2

3

4

5

6

А) ландыш майский                                 Г) горох посевной

Б) тюльпан Грейга                                   Д) яблоня домашняя

В) картофель посевной                            Е) капуста огородная    

 

Диаграмма

1

2

3

4

5

6

Вид

4. Установите соответствие между научно-технологической областью и методами, которые в них используют.

МЕТОДЫ

 

ОТРАСЛЬ

1) индивидуальный отбор

2) метод культуры клеток и тканей

3) внутривидовая гибридизация

4) слияние протопластов соматических клеток

5) гибридизация

6) инбридинг

 

А) клеточная инженерия

Б) селекция

 

Методы

1

2

3

4

5

6

Отрасль

5. Для выполнения разных функций в организме человека существуют три основных вида капилляров, различающиеся по степени проницаемости:  А –  сплошные, Б – окончатые (фенестированнные) и  В – прерывистые. Соотнесите ткани/органы (1-6) с видом капилляра (А-В):

Ткань (орган)

  1. лёгкие
  2. печень
  3. красный костный мозг
  4. селезёнка
  5. сердце
  6. поджелудочная железа

Ткань (орган)

1

2

3

4

5

6

Вид капилляров



Предварительный просмотр:

Биология 10  класс

Задания для муниципального этапа всероссийской

олимпиады школьников по биологии

в 2020/2021 учебном году

10 класс

Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 67  баллов. Успеха Вам в работе!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите. 

1. У амфибий впервые среди позвоночных появляются:

  1. кожные железы;                    
  2. слюнные железы;
  3. поджелудочная железа;
  4. печень.

2. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображённый на рисунке:

  1. клеточная стенка из хитина;          
  2. образование гамет;
  3. наличие плодового тела;
  4. почкование.

3.Какие признаки характерны организму, изображённому на рисунке:

  1. образование гамет;
  2. деление клеток митозом;                          
  3. расположение генов в кольцевой ДНК;
  4. образование тканей.

4. Наличие трех слуховых косточек в среднем ухе характерно для:

  1. озерной лягушки;
  2. малой вечерницы;
  3. обыкновенной пустельги;
  4. полоза каспийского.

5. Масло получают из околоплодника:

  1. подсолнечника;
  2. кукурузы;
  3. маслин;
  4. горчицы.

6. В природе вегетативное размножение наиболее характерно для:

  1. лебеды;
  2. подорожника;
  3. одуванчика;
  4. яснотки.

7. Характерной чертой пресмыкающихся является:

  1. сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием;
  2. дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела;
  3. развитие включает откладывание яиц и стадию личинки;
  4. дыхательная система включает трахеи и легкие.

8. Споры располагаются на пластинках, радиально расходящихся от ножки у гриба:

  1. подберезовика;
  2. белого гриба;
  3. моховика;
  4. сыроежки.

9. Какая система органов хордовых изображена на рисунке:

  1. выделительная;
  2. дыхательная;
  3. кровеносная;
  4. нервная.

10. Нормальные показатели давления здорового человека – 120/80 мм ртутного столба. Данные показатели количественно отражают:


а) артериальное и венозное давление;
б) артериальное давление в разные фазы сердечного цикла;
в) давление в предсердиях и желудочках;
г) давление в большом и малом кругах кровообращения
.

11. На рисунке буквой  Б обозначен:

а) слуховая труба;

б) слуховой нерв;

в) вестибулярный нерв;

г) часть носоглотки.

12. При отморожении пальцев рук рекомендуется:


а) отогреть отмороженные конечности грелкой с горячей водой;
б) растереть отмороженные конечности снегом;
в) поместить отмороженные конечности в теплую воду, растереть до покраснения и наложить повязку;  
г) туго забинтовать отмороженные конечности и обратиться к врачу.

13. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:


а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;  
г) фолиевой кислоты.

14. Пример саморегуляции организма:

а) учащение сердцебиения в душной комнате;

б) поворот головы на резкий звук;

в) реакция на внезапный лай собаки;

г) условный рефлекс на запах любимого блюда.

15. Ниже схематично изображена процедура определения следующего параметра крови у человека:

а) скорость оседания эритроцитов (СОЭ);

б) протромбиновый индекс;

в) цветной показатель;

г) гематокрит.

16. Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пачини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе.  

17. Агглютинины групп крови системы АВО представляют собой:

а) иммуноглобулины;

б) мембранные гликолипиды;

в) специальные белки плазмы крови, секретируемые гепатоцитами;

г) ферменты с гликозидазной активностью.

18. Тела нейронов, непосредственно управляющих сокращением скелетных мышц, расположены в:

а) передних рогах серого вещества спинного мозга;
б) задних рогах серого вещества спинного мозга;
в) боковых рогах серого вещества спинного мозга;
г) белом веществе спинного мозга.

19. Из перечисленных гормонов не принимает участие в регуляции веса тела человека:


а) тироксин;
б) лептин;
в) альдостерон;
г) инсулин.

20. Для того, чтобы молекула углекислого газа, которая перешла в кровь из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти через все перечисленные структуры вашего организма за исключением:


а) правого предсердия;
б) легочной вены;
в) альвеол легких;
г) легочной артерии.

21. Император Рима Максимилиан имел рост 2,5 м, что,  по мнению его современников, служило доказательством божественности его происхождения. В наше же время, мы можем предположить, что у него была гиперфункция:


а) задней доли гипофиза;
б) передней доли гипофиза;
в) гипоталамуса;
г) щитовидной железы.

22. В клетках прокариот можно обнаружить следующие органоиды:

  1. рибосомы;
  2. митохондрии;
  3. аппарат Гольджи;
  4. эндоплазматическую сеть.

23. Для преодоления стерильности при размножении отдаленных гибридов  у растений  используют:

а) подселение на поле насекомых-опылителей;

б) полиплоидизацию;

в) удаление препятствующих размножению генов;

г) искусственное опыление.

24. Примерами конвергенции являются:

а) сходство сумчатого и обыкновенного крота;

б) грызущий и лижуще-сосущий ротовые аппараты насекомых;

в) рычажные конечности хордовых животных;

г) разные типы конечностей беспозвоночных.

25. С помощью какого метода генетики человека определяют геномные и хромосомные мутации?

а) биохимического;

б) генеалогического;

в) близнецового;

         г) цитогенетического.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите.

1. Примером полового размножения животных являются:

1) почкование гидры;  2) нерест рыб;  3) деление амебы;  4) регенерация дождевого червя;  5) партеногенез ящериц;  6) развитие рабочего муравья из зиготы.

  1. 1,3,5;
  2. 2,5,6;
  3. 2,4,5;
  4. 1,4,6;
  5. 2,3,5.

2. Гаметофиты всегда способны к фотосинтезу у представителей следующих отделов высших растений:

1)  мохообразных; 2)  плауновидных; 3)  хвощевидных; 4)  папоротникообразных; 5) цветковых.

а) 1,2,3,4;
б) 1,3,5;
в) 1,3,4;

г) 2,4,5.

3. Какую роль играют клетки водорослей, входящих в состав лишайника:

1) обеспечивает гриб органическими веществами;  2) являются паразитами гриба;  3) обеспечивает гриб водой;  4) защищает гриб от паразитов;  5) производит органические вещества из углекислого газа и воды;  6) фотосинтезирует.

  1.  1, 2;
  2.  2, 5;
  3.  1, 5, 6;
  4.  1, 3, 5;
  5.  2, 4, 5.

4. Какой из перечисленных организмов относится к прокариотам:

1) малярийный плазмодий; 2) хламидомонада; 3) кишечная палочка; 4) инфузория-туфелька; 5) дифтерийная палочка; 6) туберкулезная палочка.

  1. 3,5,6;
  2. 1,2,4;
  3. 3,4,5;
  4. 1,2,6;
  5. 4,5,6.

5. Задачами клеточной инженерия, в отличие от генной являются:

1) культивированием клеток высших организмов;        2) гибридизацией соматических клеток; 3) пересадкой генов; 4) получение антибиотиков генетически модифицированными бактериями; 5) выделение меристем и их культивирование; 6) получение растений, устойчивых к насекомым.

  1. 1,2,3;
  2. 2,3,5;
  3. 4,5,6;
  4. 1,2,5;
  5. 3,4,6.

6. Укажите признаки, которые можно использовать для характеристики общих свойств двумембранных органоидов клетки:

1) осуществляют транспорт веществ в клетке; 2) формируют лизосомы; 3) содержат кольцевую молекулу ДНК; 4) являются полуавтономными органоидами; 5) участвуют в синтезе АТФ; 6) образуют веретено деления.

  1. 1,2,3;
  2. 2,4,6;
  3. 3,4,5;
  4. 2,4,5;
  5. 1,3,4.

7. Холерный вибрион в отличие от клетки амебы не имеет:

1) хромосом; 2) плазматической мембраны; 3) митохондрий; 4) рибосом; 5) оформленного ядра; 6) аппарата Гольджи.

а) 1,3,5;
б) 2,3,6;
в) 3,4,5;
г) 1,2,5;

д) 3,5,6.

8. Продвижению жидкости по  лимфатической системе к сердцу помогает:

1) уменьшение солености крови; 2) автоматические сокращения стенок сосудов; 3) сокращение скелетных мышц; 4) присасывающее действие сердца; 5) тонус артерий и артериол.
 

а) 1,3,4,5;
б) 1,2,4;
в) 1,3,5;
г) 1,2,3,4;

д) 3,4,5.

9. При вдыхании едких, раздражающих слизистую газов, происходит смыкание голосовой щели, при дыхании чистым морским воздухом – её расширение. В этих процессах принимают участие:

1) дыхательный центр; 2) кровеносные сосуды слизистой гортани; 3) рецепторы слизистой гортани; 4) мышцы гортани;  5) кровеносные сосуды слизистой трахеи.

а) 1,3;
б) 1,3,5;
в) 1,2,4;
г) 1,2,5;

д) 3,4,5.

10. По сравнению с внеклеточной средой в цитоплазме нейрона повышена концентрация ионов:  

1) натрия; 2) калия; 3) кальция; 4) хлора; 5) магния.

а) 1,2;
б) 1,4;
в) 2,5;
г) 2,3;

д)  1,5.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В строке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.

  1. Азотфиксирующие бактерии обеспечивают синтез нитратов и нитритов.
  2. Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток кислорода.
  3. Только для животных возможно восприятие раздражений и преобразование их в нервные импульсы.
  4. Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по соцветию кисть.
  5. Признак, характеризующий земноводных как наземных животных наличие в органе слуха барабанной перепонки.
  6. Микроорганизмы используют в промышленном производстве гормонов.
  7. В процессе входа и выдоха происходит не полная замена воздуха, заполняющего легкие, а только его частичное обновление – «проветривание», необходимое для нормального протекания газообмена.  
  8. Истинные рёбра  сочленяются с хрящом вышележащего ребра
  9. Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
  10. Тромбоциты образуются в селезенке.

Часть IV. Вам предлагается 4 тестовых  заданий, требующих установления соответствия. Заполните матрицу ответа в соответствии с требованием задания.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать –12.

  1. Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.

ПРИЗНАКИ

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

  1. в 1мл крови их 180 – 380 тыс.
  2. в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.
  3. имеют неправильную форму
  4. имеют форму двояковогнутого диска
  5. живут от нескольких суток до нескольких лет
  6. живут около 120 суток

А. Эритроциты

Б. Тромбоциты

Признаки

1

2

3

4

5

6

Форменные элементы крови

2. Установите соответствие между структурным компонентом клетки и процессами, которые в нем происходят:

ФУНКЦИЯ

 

КОМПОНЕНТ  КЛЕТКИ

1) осмотическое поступление воды

2) активный транспорт веществ

3) поддержание формы клетки

4) придаёт жёсткость клетке

5) способность к фагоцитозу

6) избирательная проницаемость веществ

 

А) клеточная стенка

Б) плазмалемма

Функции

1

2

3

4

5

6

Компонент клетки

3. На рисунке изображены диаграммы цветков. Установите соответствие между названиями видов (А-Е) и принадлежащим им диаграммам (1-6):

1

2

3

4

5

6

А) ландыш майский                                 Г) горох посевной

Б) тюльпан Грейга                                   Д) яблоня домашняя

В) картофель посевной                            Е) капуста огородная    

 

Диаграмма

1

2

3

4

5

6

Вид

4.  Для выполнения разных функций в организме человека существуют три основных вида капилляров, различающиеся по степени проницаемости:  А –  сплошные, Б – окончатые (фенестированнные) и  В – прерывистые. Соотнесите ткани/органы (1-6) с видом капилляра (А-В):

Ткань (орган)

  1. лёгкие
  2. печень
  3. красный костный мозг
  4. селезёнка
  5. сердце
  6. поджелудочная железа

Ткань (орган)

1

2

3

4

5

6

Вид капилляров



Предварительный просмотр:

Олимпиадная работа по биологии

 (муниципальный этап)

2020– 2021 учебного года

ученика (цы) ________класса

_____________________________________________________________________________

(наименование ОУ)

_____________________________________________________________________________

(город, район)

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)

К олимпиаде подготовил (а)

 _____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество учителя)

Внимание: фамилия, имя и отчество ученика и подготовившего к олимпиаде учителя

пишется полностью и разборчиво (при неразборчивом почерке – печатными буквами).

Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в

2020/2021 учебном году

9 класс

Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать  59 баллов. Успеха Вам в работе!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. У амфибий впервые среди позвоночных появляются:

  1. кожные железы;                    
  2. слюнные железы;
  3. поджелудочная железа;
  4. печень.

2. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображённый на рисунке:

  1. клеточная стенка из хитина;          
  2. образование гамет;
  3. наличие плодового тела;
  4. почкование.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=22713

3.Какие признаки характерны организму, изображённому на рисунке:

  1. образование гамет;
  2. деление клеток митозом;                          
  3. расположение генов в кольцевой ДНК;
  4. образование тканей.

Отличия прокариот и эукариот

4. Наличие трех слуховых косточек в среднем ухе характерно для:

  1. озерной лягушки;
  2. малой вечерницы;
  3. обыкновенной пустельги;
  4. полоза каспийского.

5. Масло получают из околоплодника:

  1. подсолнечника;
  2. кукурузы;
  3. маслин;
  4. горчицы.

6. В природе вегетативное размножение наиболее характерно для:

  1. лебеды;
  2. подорожника;
  3. одуванчика;
  4. яснотки.

7. Характерной чертой пресмыкающихся является:

  1. сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием;
  2. дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела;
  3. развитие включает откладывание яиц и стадию личинки;
  4. дыхательная система включает трахеи и легкие.

8. Споры располагаются на пластинках, радиально расходящихся от ножки у гриба:

  1. подберезовика;
  2. белого гриба;
  3. моховика;
  4. сыроежки.

9. Какая система органов хордовых изображена на рисунке:

  1. выделительная;
  2. дыхательная;
  3. кровеносная;
  4. нервная.

10. Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества:


а) эпителиальная;
б) соединительная;
в) мышечная;
г) нервная.

11. Трехстворчатый клапан в сердце человека расположен между:


а) правым и левым желудочком;
б) правым и левым предсердиями;
в) правым желудочком и правым предсердием;
г) левым желудочком и левым предсердием.

12. Нормальные показатели давления здорового человека – 120/80 мм ртутного столба. Данные показатели количественно отражают:


а) артериальное и венозное давление;
б) артериальное давление в разные фазы сердечного цикла;
в) давление в предсердиях и желудочках;
г) давление в большом и малом кругах кровообращения
.

13. На рисунке буквой  Б обозначен:

а) слуховая труба;

б) слуховой нерв;

в) вестибулярный нерв;

г) часть носоглотки.

image081

14. Пассивный  иммунитет  формируется  у  человека  при:  

а) использовании  антибиотиков;  

б) наличии  в  плазме  белка - фибриногена;  

в) введении  лечебных  сывороток;  

г) избытке  витамина  С.  

15. В скелете человека с помощью сустава соединяются:

а) кости таза;

б) теменная кость с затылочной;

в) грудные позвонки с поясничными;

г) бедренная кость с тазовыми.

16. При осуществлении рефлекса нервный импульс движется по цепи нейронов от:


а) чувствительных окончаний коротких отростков через тела и длинные отростки нейронов к рабочему органу;  
б) чувствительных окончаний длинного отростка через тела и короткие отростки нейронов к рабочему органу;
в) тел нейронов через короткие и длинные отростки к рабочему органу;
г) рабочего органа через длинные отростки и тела нейронов к их чувствительным окончаниям.

17. Оптимальная среда для высокой ферментативной активности пепсина:


а) щелочная;
б) нейтральная;
в) кислая;  
г) любая.

18. При отморожении пальцев рук рекомендуется:


а) отогреть отмороженные конечности грелкой с горячей водой;
б) растереть отмороженные конечности снегом;
в) поместить отмороженные конечности в теплую воду, растереть до покраснения и наложить повязку;  
г) туго забинтовать отмороженные конечности и обратиться к врачу.

19. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:


а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;  
г) фолиевой кислоты.

20. Пример саморегуляции организма:

а) учащение сердцебиения в душной комнате;

б) поворот головы на резкий звук;

в) реакция на внезапный лай собаки;

г) условный рефлекс на запах любимого блюда.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Примером полового размножения животных являются:

1) почкование гидры;  2) нерест рыб;  3) деление амебы;  4) регенерация дождевого червя;  5) партеногенез ящериц;  6) развитие рабочего муравья из зиготы.

  1. 1,3,5;
  2. 2,5,6;
  3. 2,4,5;
  4. 1,4,6;
  5. 2,3,5.

2. Гаметофиты всегда способны к фотосинтезу у представителей следующих отделов высших растений:

1)  мохообразных; 2)  плауновидных; 3)  хвощевидных; 4)  папоротникообразных; 5) цветковых.

а) 1,2,3,4;
б) 1,3,5;
в) 1,3,4;

г) 2,4,5.

3. Какую роль играют клетки водорослей, входящих в состав лишайника:

1) обеспечивает гриб органическими веществами;  2) являются паразитами гриба;  3) обеспечивает гриб водой;  4) защищает гриб от паразитов;  5) производит органические вещества из углекислого газа и воды;  6) фотосинтезирует.

  1. 1, 2;
  2. 2, 5;
  3. 1, 5, 6;
  4. 1, 3, 5;
  5. 2, 4, 5.

4. Растения, как и грибы:

1) растут в течение всей жизни;  2) имеют ограниченный рост;   3) всасывают питательные вещества поверхностью тела;  4) питаются готовыми органическими веществами;  5) содержат хитин в оболочках клеток;  6) имеют клеточное строение.

  1. 1,3,6;
  2. 2,4,5;
  3. 1,2,5;
  4. 4,5,6;
  5. 3,4,6.

5. У насекомых с полным превращением:

1) три стадии развития;  2) четыре стадии развития;  3) личинка похожа на взрослое насекомое;  4) личинка не похожа на взрослое насекомое;  5) во взрослое насекомое превращается личинка;   6) наличие стадии куколки.

  1. 1, 2, 5;
  2. 2, 4, 6;
  3. 3, 4, 6;
  4. 2, 4, 5;
  5. 1, 3, 6.

6. Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза:

1) грибов; 2) цветковых растений; 3) амеб; 4) бактерий; 5) лейкоцитов человека; 6) инфузорий.

  1. 1, 2, 5;
  2. 2, 3, 4;
  3. 3, 4, 6;
  4. 1, 2, 4;
  5. 3, 5, 6.

7. Плотная оболочка отсутствует в клетках тела:

1) бактерий; 2) млекопитающих; 3) земноводных; 4) грибов; 5) птиц; 6) растений.

  1. 3,4,5;
  2. 2,3,5;
  3. 1,4,6;
  4. 2,4,5;
  5. 3,4,6.

8. Какие процессы протекают во время мейоза:

1) транскрипция; 2) редукционное деление; 3) денатурация; 4) кроссинговер; 5) конъюгация; 6) трансляция.

  1. 2,3,6;
  2. 2,4,5;
  3. 1,4,5;
  4. 1,4,6;
  5. 4,5,6;

9.  В экосистеме тайги первый трофический уровень в целях питания составляют:

1) ели, лиственницы; 2) копытень, кислица; 3) шляпочные  грибы; 4) мхи, папоротники; 5) личинки насекомых, дождевые черви; 6) бактерии   .

  1. 3,5,6;
  2. 2,3,4;
  3. 1,3,4;
  4. 1,2,4;
  5. 2,5,6.

10.  В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся:

1) лоси, зубры;  2) кроты, бурозубки;  3) зайцы, косули;  4) клесты, снегири;  5) волки, лисицы;  6) синицы, поползни.

  1. 1,3,4;
  2. 2,4,6;
  3. 3,5,6;
  4. 1,3,5;
  5. 2,3,5.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.

  1. Азотфиксирующие бактерии обеспечивают синтез нитратов и нитритов.
  2. Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток кислорода.
  3. Только для животных возможно восприятие раздражений и преобразование их в нервные импульсы.
  4. Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по соцветию кисть.
  5. Признак, характеризующий земноводных как наземных животных наличие в органе слуха барабанной перепонки.
  6. Микроорганизмы используют в промышленном производстве гормонов.
  7. В процессе входа и выдоха происходит не полная замена воздуха, заполняющего легкие, а только его частичное обновление – «проветривание», необходимое для нормального протекания газообмена.  
  8. Истинные рёбра  сочленяются с хрящом вышележащего ребра
  9. Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
  10. Тромбоциты образуются в селезенке.

Часть IV. Вам предлагается 3 тестовых  заданий, требующих установления соответствия. Заполните матрицу ответа в соответствии с требованием задания.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9.

  1. Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них:

                                               

ПРИЗНАКИ

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

  1. в 1мл крови их 180 – 380 тыс.
  2. в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.
  3. имеют неправильную форму
  4. имеют форму двояковогнутого диска
  5. живут от нескольких суток до нескольких лет
  6. живут около 120 суток

А. Эритроциты

Б. Тромбоциты

Признаки

1

2

3

4

5

6

Форменные элементы крови

  1. Установите соответствие между структурным компонентом клетки и процессами, которые в нем происходят:

ФУНКЦИЯ

 

КОМПОНЕНТ  КЛЕТКИ

1) осмотическое поступление воды

2) активный транспорт веществ

3) поддержание формы клетки

4) придаёт жёсткость клетке

5) способность к фагоцитозу

6) избирательная проницаемость веществ

 

А) клеточная стенка

Б) плазмалемма

Функции

1

2

3

4

5

6

Компонент клетки

  1. На рисунке изображены диаграммы цветков. Установите соответствие между названиями видов (А-Е) и принадлежащим им диаграммам (1-6):

D:\Сапронова С.Г\Занятия\ПРАКТИКУМ\Диаграммы\Крестоцветные - Капуста огородная.jpg

1

2

3

D:\Сапронова С.Г\Занятия\ПРАКТИКУМ\Диаграммы\Пасленовые - Диаграмма картофеля.jpg

4

5

6

А) ландыш майский                                 Г) горох посевной

Б) тюльпан Грейга                                   Д) яблоня домашняя

В) картофель посевной                            Е) капуста огородная    

 

Диаграмма

1

2

3

4

5

6

Вид



Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии в 2020/2021 учебном году

8 класс

РЕШЕНИЕ

Задание 8-1. (7 баллов)

Определите, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти буквы и составьте из них фамилию ученого–естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого ученого (приведите формулировку).

Химический элемент

Простое вещество

кальций необходим для роста клеток

Р

К

азот входит в состав воздуха

М

О

натрий входит в состав глауберовой соли

О

Е

натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы

И

Д

кислород необходим для дыхания

Я

А

хлор получают электролизом расплава поваренной соли

Л

Г

капуста содержит около 0,08% серы

А

Б

фтор входит в состав зубной эмали

В

Н

Решение.

Ученый – Авогадро (5 баллов).

Закон: Равные объемы различных газов при одинаковых условиях содержат одинаковое число молекул (2 балла).

Задание 8-2. (5 баллов)

Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе.

1) Сколько лет пилоту?

2) Какой металл вёз самолет, каковы его свойства?

3) Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?

Решение.

1) Столько, сколько тому, кто прочитал внимательно первое предложение. (1 балл).

2) Алюминий. Легкий, блестящий металл. (2 балла).

3) В 1827 году он был впервые получен (2 балла).

Задание 8-3. (7 баллов)

В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора. Расположите выше названные химические элементы в порядке уменьшения числа их атомов, содержащихся в организме человека.

Решение.

1) Расчет количества вещества атомов каждого элемента по формуле n(Э) = m(Э)/Ar(Э)

n(O) = m(O)/Ar(O) = 65:16=4,06 моль атомов кислорода (1 балл)

n(C) = m(C)/Ar(C) = 18:12= 1,5 моль атомов углерода (1 балл)

n(H) = m(H)/Ar(H) = 10:1=10 моль атомов водорода (1 балл)

n(Na)= m(Na)/Ar(Na) = 0,15:23=0,065 моль атомов натрия (1 балл)

n(Cl) = m(Cl)/Ar(Cl) = 0,15:35,5=0,0042 моль атомов хлора (1 балл)

2) Число атомов элемента прямопропорционально количеству вещества элемента (1 балл).

Сравнивая величины количества вещества атомов каждого элемента, получаем, что в порядке уменьшения атомы располагаются в следующей последовательности: водород, кислород, углерод, натрий, хлор. (1 балл).

Задание 8-4. (10 баллов)

Вещество состоит из двух элементов, в его молекуле – 5 атомов. Масса одного из атомов в 3 раза больше суммарной массы всех остальных атомов. Определите формулу вещества.

Решение.

Обозначим тяжелый атом X, а легкий Y, тогда формула вещества – XY4. Соотношение масс: m(X) / (4m(Y)) = 3, откуда m(X) = 12m(Y), или Ar(X) = 12Ar(Y). Этому соотношению удовлетворяют C и H. Формула – CH4.

За формулу XY4 - 5 баллов.

За формулу CH4 - 5 баллов.

Ответ. CH4.

Задание 8-5. (8 баллов)

Каждый из трех одинаковых (по массе и по объёму) сосудов наполнен одним из газов: водород, гелий и неизвестный газ X. Массы этих сосудов, заполненных указанными газами: 45,7 г, 45,9 г и 48,7 г.

а). Какой будет масса такого сосуда, заполненного воздухом?

б). Что представляет собой газ X?

в). Как экспериментально можно проверить Ваше решение в отношении X?

Решение.

1). Сосуды имеют одинаковый объем, следовательно, содержат одинаковые количества газов. Пусть количество газообразных веществ равно x (1 балл).

2). Наименьшая масса (45,7 г) соответствует сосуду, заполненному водородом, масса 45,9 г — гелием (1 балл).

3). Пусть масса сосуда m г, тогда

                                         (2 балла)

4). Масса сосуда без газа — 45,5 г, количество газа в сосуде — 0,1 моль, масса сосуда, заполненного воздухом: 45,5 + 29 × 0,1 = 48,4 г (1 балл)

5). Масса газа X: 48,7 – 45,5 = 3,2 г (1 балл)

6). Молярная масса газа X: M(X) = 3,2 / 0,1 = 32 г/моль, следовательно, газ X — кислород (1 балл)

7). Для экспериментальной проверки следует провести качественную на кислород — внести в сосуд с газом тлеющую лучинку. Если газ X — кислород, лучинка вспыхивает (1 балл).

Задание 8-6. (6 баллов)

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Ca → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCl2 → Ca(NO3)2

Решение.

1). Cа + 2Н2O  = Cа(OН)2 + H2↑                                    (1 балл).

2). Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О                               (1 балл).

3). СаСО3 +  СО2 + Н2О =  Са(НСO3)2                         (2 балла).

4). Ca(HCO3)2  + 2HСl  = СаСl2 + 2H2О + 2СО2           (1 балл).

5). СаСl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ca(NO3)2                   (1 балл).

Задание 8-7. (4 балла)

Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Решение.

1) Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита.                                                                                                                             (1 балл)

2) Сахар с речным песком растворить в воде, профильтровать, выпарить воду.     (3 балла)