Всероссийская олимпиада школьников
Задания всероссийской олимпиады шклольников по биологии и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_bio_11_klass.docx | 881.45 КБ |
zadaniya_bio_10_klass.docx | 822.93 КБ |
zadaniya_bio_9_klass.docx | 568.46 КБ |
himiya.zip | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Биология 11 класс
Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
в 2020/2021 учебном году
11 класс
Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 80 баллов. Успеха Вам в работе!
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите.
1. У амфибий впервые среди позвоночных появляются:
- кожные железы;
- слюнные железы;
- поджелудочная железа;
- печень.
2. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображённый на рисунке:
|
3.Какие признаки характерны организму, изображённому на рисунке:
|
4. Наличие трех слуховых косточек в среднем ухе характерно для:
- озерной лягушки; малой вечерницы;
- обыкновенной пустельги; полоза каспийского.
5. Масло получают из околоплодника:
- подсолнечника;
- кукурузы;
- маслин;
- горчицы.
6. В природе вегетативное размножение наиболее характерно для:
- лебеды;
- подорожника;
- одуванчика;
- яснотки.
7. Характерной чертой пресмыкающихся является:
- сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием;
- дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела;
- развитие включает откладывание яиц и стадию личинки;
- дыхательная система включает трахеи и легкие.
8. Споры располагаются на пластинках, радиально расходящихся от ножки у гриба:
- подберезовика;
- белого гриба;
- моховика;
- сыроежки.
9. Какая система органов хордовых изображена на рисунке:
|
10. Нормальные показатели давления здорового человека – 120/80 мм ртутного столба. Данные показатели количественно отражают:
а) артериальное и венозное давление;
б) артериальное давление в разные фазы сердечного цикла;
в) давление в предсердиях и желудочках;
г) давление в большом и малом кругах кровообращения.
11. На рисунке буквой Б обозначен:
а) слуховая труба; б) слуховой нерв; в) вестибулярный нерв; г) часть носоглотки. |
12. При отморожении пальцев рук рекомендуется:
а) отогреть отмороженные конечности грелкой с горячей водой;
б) растереть отмороженные конечности снегом;
в) поместить отмороженные конечности в теплую воду, растереть до покраснения и наложить повязку;
г) туго забинтовать отмороженные конечности и обратиться к врачу.
13. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты.
14. Пример саморегуляции организма:
а) учащение сердцебиения в душной комнате;
б) поворот головы на резкий звук;
в) реакция на внезапный лай собаки;
г) условный рефлекс на запах любимого блюда.
15. Ниже схематично изображена процедура определения следующего параметра крови у человека:
а) скорость оседания эритроцитов (СОЭ);
б) протромбиновый индекс;
в) цветной показатель;
г) гематокрит.
16. Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пачини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе.
17. Агглютинины групп крови системы АВО представляют собой:
а) иммуноглобулины;
б) мембранные гликолипиды;
в) специальные белки плазмы крови, секретируемые гепатоцитами;
г) ферменты с гликозидазной активностью.
18. Тела нейронов, непосредственно управляющих сокращением скелетных мышц, расположены в:
а) передних рогах серого вещества спинного мозга;
б) задних рогах серого вещества спинного мозга;
в) боковых рогах серого вещества спинного мозга;
г) белом веществе спинного мозга.
19. Из перечисленных гормонов не принимает участие в регуляции веса тела человека:
а) тироксин;
б) лептин;
в) альдостерон;
г) инсулин.
20. Для того, чтобы молекула углекислого газа, которая перешла в кровь из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти через все перечисленные структуры вашего организма за исключением:
а) правого предсердия;
б) легочной вены;
в) альвеол легких;
г) легочной артерии.
21. Император Рима Максимилиан имел рост 2,5 м, что, по мнению его современников, служило доказательством божественности его происхождения. В наше же время, мы можем предположить, что у него была гиперфункция:
а) задней доли гипофиза;
б) передней доли гипофиза;
в) гипоталамуса;
г) щитовидной железы.
22. В клетках прокариот можно обнаружить следующие органоиды:
- рибосомы;
- митохондрии;
- аппарат Гольджи;
- эндоплазматическую сеть.
23. Укажите черты, характерные для хлоропластов высших растений:
- состоят из большой и малой субъединицы;
- внутренние мембраны образуют кристы;
- многие реакции протекают в гранах;
- являются местом синтеза липидов.
24. Митохондрии растительной клетки имеют следующие черты:
- участвуют в окислении органических веществ;
- внутренняя мембрана образует граны;
- входят в состав ядра;
- обеспечивают синтез глюкозы.
25. Укажите вещества, которые можно обнаружить в митохондриях животной клетки:
- ферменты цикла Кальвина;
- глюкоза;
- фосфолипиды;
- целлюлоза.
26. На рисунке изображен эксперимент, подтверждающий, что живое может возникнуть только из живого. Имя ученого, который провел этот эксперимент:
а) Ф. Реди; б) Л. Пастер; в) Л. Спалланцани; г) С. Миллер. |
27. Потенциальной опасностью для изолированной популяции, где число особей сильно уменьшено, является:
а) потеря генетического разнообразия;
б) тенденция к избирательному спариванию;
в) уменьшение мутаций;
г) нарушение закона Харди-Вайнберга.
28. Для преодоления стерильности при размножении отдаленных гибридов у растений используют:
а) подселение на поле насекомых-опылителей;
б) полиплоидизацию;
в) удаление препятствующих размножению генов;
г) искусственное опыление.
29. Примерами конвергенции являются:
а) сходство сумчатого и обыкновенного крота;
б) грызущий и лижуще-сосущий ротовые аппараты насекомых;
в) рычажные конечности хордовых животных;
г) разные типы конечностей беспозвоночных.
30. С помощью какого метода генетики человека определяют геномные и хромосомные мутации:
а) биохимического;
б) генеалогического;
в) близнецового;
г) цитогенетического.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите.
1. Примером полового размножения животных являются:
1) почкование гидры; 2) нерест рыб; 3) деление амебы; 4) регенерация дождевого червя; 5) партеногенез ящериц; 6) развитие рабочего муравья из зиготы.
- 1,3,5;
- 2,5,6;
- 2,4,5;
- 1,4,6;
- 2,3,5.
2. Гаметофиты всегда способны к фотосинтезу у представителей следующих отделов высших растений:
1) мохообразных; 2) плауновидных; 3) хвощевидных; 4) папоротникообразных; 5) цветковых.
а) 1,2,3,4;
б) 1,3,5;
в) 1,3,4;
г) 2,4,5.
3. Какую роль играют клетки водорослей, входящих в состав лишайника:
1) обеспечивает гриб органическими веществами; 2) являются паразитами гриба; 3) обеспечивает гриб водой; 4) защищает гриб от паразитов; 5) производит органические вещества из углекислого газа и воды; 6) фотосинтезирует.
- 1,5,6;
- 1,3,5;
- 2,5,6;
- 2,3,4;
- 4,5,6.
4. Какой из перечисленных организмов относится к прокариотам:
1) малярийный плазмодий; 2) хламидомонада; 3) кишечная палочка; 4) инфузория-туфелька; 5) дифтерийная палочка; 6) туберкулезная палочка.
- 2,3,5;
- 1,2,4;
- 3,5,6;
- 2,4,6;
- 1,3,4.
5. Задачами клеточной инженерия, в отличие от генной являются:
1) культивированием клеток высших организмов; 2) гибридизацией соматических клеток; 3) пересадкой генов ; 4) получение антибиотиков генетически модифицированными бактериями; 5) выделение меристем и их культивирование; 6) получение растений, устойчивых к насекомым.
- 1,2,5;
- 2,3,4;
- 3,5,6;
- 1,4,5;
- 3,5,6.
6. Укажите признаки, которые можно использовать для характеристики общих свойств двумембранных органоидов клетки:
1) осуществляют транспорт веществ в клетке; 2) формируют лизосомы; 2) содержат кольцевую молекулу ДНК; 3) являются полуавтономными органоидами; 4) участвуют в синтезе АТФ; 5) образуют веретено деления.
- 1,2,4;
- 2,3,4;
- 1,5,6;
- 3,4,6;
- 2,4,5.
7. Холерный вибрион в отличие от клетки амебы не имеет:
1) хромосом; 2) плазматической мембраны; 3) митохондрий;
4) рибосом; 5) оформленного ядра; 6) аппарата Гольджи.
- 1,3,5;
- 2,3,6;
- 3,4,5;
- 1,2,5;
- 3,5,6.
8. Продвижению жидкости по лимфатической системе к сердцу помогает:
1) уменьшение солености крови; 2) автоматические сокращения стенок сосудов; 3) сокращение скелетных мышц; 4) присасывающее действие сердца; 5) тонус артерий и артериол.
- 1,3,4,5;
- 1,2,4;
- 1,3,5;
- 1,2,3,4;
- 3,4,5.
9. При вдыхании едких, раздражающих слизистую газов, происходит смыкание голосовой щели, при дыхании чистым морским воздухом – её расширение. В этих процессах принимают участие:
1) дыхательный центр; 2) кровеносные сосуды слизистой гортани; 3) рецепторы слизистой гортани; 4) мышцы гортани; 5) кровеносные сосуды слизистой трахеи.
- 1,3;
- 1,3,5;
- 1,2,4;
- 1,2,5;
- 3,4,5.
10. По сравнению с внеклеточной средой в цитоплазме нейрона повышена концентрация ионов:
1) натрия; 2) калия; 3) кальция; 4) хлора; 5) магния.
- 1,2;
- 1,4;
- 2,5;
- 2,3;
- 1,5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В строке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –15.
- Азотфиксирующие бактерии обеспечивают синтез нитратов и нитритов.
- Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток кислорода.
- Только для животных возможно восприятие раздражений и преобразование их в нервные импульсы.
- Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по соцветию кисть.
- Признак, характеризующий земноводных как наземных животных наличие в органе слуха барабанной перепонки.
- Микроорганизмы используют в промышленном производстве гормонов.
- В процессе входа и выдоха происходит не полная замена воздуха, заполняющего легкие, а только его частичное обновление – «проветривание», необходимое для нормального протекания газообмена.
- Истинные рёбра сочленяются с хрящом вышележащего ребра
- Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
- Тромбоциты образуются в селезенке.
- На рибосомах гранулярной эндоплазматической сети бактериальной клетки происходит биосинтез белка.
- Взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов-партнеров становится обязательным, называются мутуализмом.
- Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.
- На образование новых видов в природе не влияет модификационная изменчивость.
- Значение оплодотворения состоит в том, что в зиготе увеличивается запас питательных веществ и воды.
Часть IV. Вам предлагается 5 тестовых заданий, требующих установления соответствия. Заполните матрицу ответа в соответствии с требованием задания. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.
- Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них:
ПРИЗНАКИ | ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ |
| А. Эритроциты Б. Тромбоциты |
Признаки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форменные элементы крови |
2. Установите соответствие между структурным компонентом клетки и процессами, которые в нем происходят:
ФУНКЦИЯ |
| КОМПОНЕНТ КЛЕТКИ | ||||||||
1) осмотическое поступление воды 2) активный транспорт веществ 3) поддержание формы клетки 4) придаёт жёсткость клетке 5) способность к фагоцитозу 6) избирательная проницаемость веществ |
| А) клеточная стенка Б) плазмалемма | ||||||||
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Компонент клетки |
3. На рисунке изображены диаграммы цветков. Установите соответствие между названиями видов (А-Е) и принадлежащим им диаграммам (1-6):
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
А) ландыш майский Г) горох посевной
Б) тюльпан Грейга Д) яблоня домашняя
В) картофель посевной Е) капуста огородная
Диаграмма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вид |
4. Установите соответствие между научно-технологической областью и методами, которые в них используют.
МЕТОДЫ |
| ОТРАСЛЬ |
1) индивидуальный отбор 2) метод культуры клеток и тканей 3) внутривидовая гибридизация 4) слияние протопластов соматических клеток 5) гибридизация 6) инбридинг |
| А) клеточная инженерия Б) селекция |
Методы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Отрасль |
5. Для выполнения разных функций в организме человека существуют три основных вида капилляров, различающиеся по степени проницаемости: А – сплошные, Б – окончатые (фенестированнные) и В – прерывистые. Соотнесите ткани/органы (1-6) с видом капилляра (А-В):
Ткань (орган) | |
|
Ткань (орган) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вид капилляров |
Предварительный просмотр:
Биология 10 класс
Задания для муниципального этапа всероссийской
олимпиады школьников по биологии
в 2020/2021 учебном году
10 класс
Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 67 баллов. Успеха Вам в работе!
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите.
1. У амфибий впервые среди позвоночных появляются:
- кожные железы;
- слюнные железы;
- поджелудочная железа;
- печень.
2. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображённый на рисунке:
|
3.Какие признаки характерны организму, изображённому на рисунке:
|
4. Наличие трех слуховых косточек в среднем ухе характерно для:
- озерной лягушки;
- малой вечерницы;
- обыкновенной пустельги;
- полоза каспийского.
5. Масло получают из околоплодника:
- подсолнечника;
- кукурузы;
- маслин;
- горчицы.
6. В природе вегетативное размножение наиболее характерно для:
- лебеды;
- подорожника;
- одуванчика;
- яснотки.
7. Характерной чертой пресмыкающихся является:
- сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием;
- дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела;
- развитие включает откладывание яиц и стадию личинки;
- дыхательная система включает трахеи и легкие.
8. Споры располагаются на пластинках, радиально расходящихся от ножки у гриба:
- подберезовика;
- белого гриба;
- моховика;
- сыроежки.
9. Какая система органов хордовых изображена на рисунке:
|
10. Нормальные показатели давления здорового человека – 120/80 мм ртутного столба. Данные показатели количественно отражают:
а) артериальное и венозное давление;
б) артериальное давление в разные фазы сердечного цикла;
в) давление в предсердиях и желудочках;
г) давление в большом и малом кругах кровообращения.
11. На рисунке буквой Б обозначен:
а) слуховая труба; б) слуховой нерв; в) вестибулярный нерв; г) часть носоглотки. |
12. При отморожении пальцев рук рекомендуется:
а) отогреть отмороженные конечности грелкой с горячей водой;
б) растереть отмороженные конечности снегом;
в) поместить отмороженные конечности в теплую воду, растереть до покраснения и наложить повязку;
г) туго забинтовать отмороженные конечности и обратиться к врачу.
13. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты.
14. Пример саморегуляции организма:
а) учащение сердцебиения в душной комнате;
б) поворот головы на резкий звук;
в) реакция на внезапный лай собаки;
г) условный рефлекс на запах любимого блюда.
15. Ниже схематично изображена процедура определения следующего параметра крови у человека:
а) скорость оседания эритроцитов (СОЭ);
б) протромбиновый индекс;
в) цветной показатель;
г) гематокрит.
16. Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пачини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе.
17. Агглютинины групп крови системы АВО представляют собой:
а) иммуноглобулины;
б) мембранные гликолипиды;
в) специальные белки плазмы крови, секретируемые гепатоцитами;
г) ферменты с гликозидазной активностью.
18. Тела нейронов, непосредственно управляющих сокращением скелетных мышц, расположены в:
а) передних рогах серого вещества спинного мозга;
б) задних рогах серого вещества спинного мозга;
в) боковых рогах серого вещества спинного мозга;
г) белом веществе спинного мозга.
19. Из перечисленных гормонов не принимает участие в регуляции веса тела человека:
а) тироксин;
б) лептин;
в) альдостерон;
г) инсулин.
20. Для того, чтобы молекула углекислого газа, которая перешла в кровь из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти через все перечисленные структуры вашего организма за исключением:
а) правого предсердия;
б) легочной вены;
в) альвеол легких;
г) легочной артерии.
21. Император Рима Максимилиан имел рост 2,5 м, что, по мнению его современников, служило доказательством божественности его происхождения. В наше же время, мы можем предположить, что у него была гиперфункция:
а) задней доли гипофиза;
б) передней доли гипофиза;
в) гипоталамуса;
г) щитовидной железы.
22. В клетках прокариот можно обнаружить следующие органоиды:
- рибосомы;
- митохондрии;
- аппарат Гольджи;
- эндоплазматическую сеть.
23. Для преодоления стерильности при размножении отдаленных гибридов у растений используют:
а) подселение на поле насекомых-опылителей;
б) полиплоидизацию;
в) удаление препятствующих размножению генов;
г) искусственное опыление.
24. Примерами конвергенции являются:
а) сходство сумчатого и обыкновенного крота;
б) грызущий и лижуще-сосущий ротовые аппараты насекомых;
в) рычажные конечности хордовых животных;
г) разные типы конечностей беспозвоночных.
25. С помощью какого метода генетики человека определяют геномные и хромосомные мутации?
а) биохимического;
б) генеалогического;
в) близнецового;
г) цитогенетического.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, обведите.
1. Примером полового размножения животных являются:
1) почкование гидры; 2) нерест рыб; 3) деление амебы; 4) регенерация дождевого червя; 5) партеногенез ящериц; 6) развитие рабочего муравья из зиготы.
- 1,3,5;
- 2,5,6;
- 2,4,5;
- 1,4,6;
- 2,3,5.
2. Гаметофиты всегда способны к фотосинтезу у представителей следующих отделов высших растений:
1) мохообразных; 2) плауновидных; 3) хвощевидных; 4) папоротникообразных; 5) цветковых.
а) 1,2,3,4;
б) 1,3,5;
в) 1,3,4;
г) 2,4,5.
3. Какую роль играют клетки водорослей, входящих в состав лишайника:
1) обеспечивает гриб органическими веществами; 2) являются паразитами гриба; 3) обеспечивает гриб водой; 4) защищает гриб от паразитов; 5) производит органические вещества из углекислого газа и воды; 6) фотосинтезирует.
- 1, 2;
- 2, 5;
- 1, 5, 6;
- 1, 3, 5;
- 2, 4, 5.
4. Какой из перечисленных организмов относится к прокариотам:
1) малярийный плазмодий; 2) хламидомонада; 3) кишечная палочка; 4) инфузория-туфелька; 5) дифтерийная палочка; 6) туберкулезная палочка.
- 3,5,6;
- 1,2,4;
- 3,4,5;
- 1,2,6;
- 4,5,6.
5. Задачами клеточной инженерия, в отличие от генной являются:
1) культивированием клеток высших организмов; 2) гибридизацией соматических клеток; 3) пересадкой генов; 4) получение антибиотиков генетически модифицированными бактериями; 5) выделение меристем и их культивирование; 6) получение растений, устойчивых к насекомым.
- 1,2,3;
- 2,3,5;
- 4,5,6;
- 1,2,5;
- 3,4,6.
6. Укажите признаки, которые можно использовать для характеристики общих свойств двумембранных органоидов клетки:
1) осуществляют транспорт веществ в клетке; 2) формируют лизосомы; 3) содержат кольцевую молекулу ДНК; 4) являются полуавтономными органоидами; 5) участвуют в синтезе АТФ; 6) образуют веретено деления.
- 1,2,3;
- 2,4,6;
- 3,4,5;
- 2,4,5;
- 1,3,4.
7. Холерный вибрион в отличие от клетки амебы не имеет:
1) хромосом; 2) плазматической мембраны; 3) митохондрий; 4) рибосом; 5) оформленного ядра; 6) аппарата Гольджи.
а) 1,3,5;
б) 2,3,6;
в) 3,4,5;
г) 1,2,5;
д) 3,5,6.
8. Продвижению жидкости по лимфатической системе к сердцу помогает:
1) уменьшение солености крови; 2) автоматические сокращения стенок сосудов; 3) сокращение скелетных мышц; 4) присасывающее действие сердца; 5) тонус артерий и артериол.
а) 1,3,4,5;
б) 1,2,4;
в) 1,3,5;
г) 1,2,3,4;
д) 3,4,5.
9. При вдыхании едких, раздражающих слизистую газов, происходит смыкание голосовой щели, при дыхании чистым морским воздухом – её расширение. В этих процессах принимают участие:
1) дыхательный центр; 2) кровеносные сосуды слизистой гортани; 3) рецепторы слизистой гортани; 4) мышцы гортани; 5) кровеносные сосуды слизистой трахеи.
а) 1,3;
б) 1,3,5;
в) 1,2,4;
г) 1,2,5;
д) 3,4,5.
10. По сравнению с внеклеточной средой в цитоплазме нейрона повышена концентрация ионов:
1) натрия; 2) калия; 3) кальция; 4) хлора; 5) магния.
а) 1,2;
б) 1,4;
в) 2,5;
г) 2,3;
д) 1,5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В строке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.
- Азотфиксирующие бактерии обеспечивают синтез нитратов и нитритов.
- Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток кислорода.
- Только для животных возможно восприятие раздражений и преобразование их в нервные импульсы.
- Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по соцветию кисть.
- Признак, характеризующий земноводных как наземных животных наличие в органе слуха барабанной перепонки.
- Микроорганизмы используют в промышленном производстве гормонов.
- В процессе входа и выдоха происходит не полная замена воздуха, заполняющего легкие, а только его частичное обновление – «проветривание», необходимое для нормального протекания газообмена.
- Истинные рёбра сочленяются с хрящом вышележащего ребра
- Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
- Тромбоциты образуются в селезенке.
Часть IV. Вам предлагается 4 тестовых заданий, требующих установления соответствия. Заполните матрицу ответа в соответствии с требованием задания. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –12.
- Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ |
| А. Эритроциты Б. Тромбоциты |
Признаки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форменные элементы крови |
2. Установите соответствие между структурным компонентом клетки и процессами, которые в нем происходят:
ФУНКЦИЯ |
| КОМПОНЕНТ КЛЕТКИ |
1) осмотическое поступление воды 2) активный транспорт веществ 3) поддержание формы клетки 4) придаёт жёсткость клетке 5) способность к фагоцитозу 6) избирательная проницаемость веществ |
| А) клеточная стенка Б) плазмалемма |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Компонент клетки |
3. На рисунке изображены диаграммы цветков. Установите соответствие между названиями видов (А-Е) и принадлежащим им диаграммам (1-6):
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
А) ландыш майский Г) горох посевной
Б) тюльпан Грейга Д) яблоня домашняя
В) картофель посевной Е) капуста огородная
Диаграмма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вид |
4. Для выполнения разных функций в организме человека существуют три основных вида капилляров, различающиеся по степени проницаемости: А – сплошные, Б – окончатые (фенестированнные) и В – прерывистые. Соотнесите ткани/органы (1-6) с видом капилляра (А-В):
Ткань (орган) | |
|
Ткань (орган) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вид капилляров |
Предварительный просмотр:
Олимпиадная работа по биологии
(муниципальный этап)
2020– 2021 учебного года
ученика (цы) ________класса
_____________________________________________________________________________
(наименование ОУ)
_____________________________________________________________________________
(город, район)
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)
К олимпиаде подготовил (а)
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество учителя)
Внимание: фамилия, имя и отчество ученика и подготовившего к олимпиаде учителя
пишется полностью и разборчиво (при неразборчивом почерке – печатными буквами).
Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в
2020/2021 учебном году
9 класс
Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 59 баллов. Успеха Вам в работе!
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. У амфибий впервые среди позвоночных появляются:
- кожные железы;
- слюнные железы;
- поджелудочная железа;
- печень.
2. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображённый на рисунке:
|
3.Какие признаки характерны организму, изображённому на рисунке:
|
4. Наличие трех слуховых косточек в среднем ухе характерно для:
- озерной лягушки;
- малой вечерницы;
- обыкновенной пустельги;
- полоза каспийского.
5. Масло получают из околоплодника:
- подсолнечника;
- кукурузы;
- маслин;
- горчицы.
6. В природе вегетативное размножение наиболее характерно для:
- лебеды;
- подорожника;
- одуванчика;
- яснотки.
7. Характерной чертой пресмыкающихся является:
- сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием;
- дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела;
- развитие включает откладывание яиц и стадию личинки;
- дыхательная система включает трахеи и легкие.
8. Споры располагаются на пластинках, радиально расходящихся от ножки у гриба:
- подберезовика;
- белого гриба;
- моховика;
- сыроежки.
9. Какая система органов хордовых изображена на рисунке:
|
10. Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества:
а) эпителиальная;
б) соединительная;
в) мышечная;
г) нервная.
11. Трехстворчатый клапан в сердце человека расположен между:
а) правым и левым желудочком;
б) правым и левым предсердиями;
в) правым желудочком и правым предсердием;
г) левым желудочком и левым предсердием.
12. Нормальные показатели давления здорового человека – 120/80 мм ртутного столба. Данные показатели количественно отражают:
а) артериальное и венозное давление;
б) артериальное давление в разные фазы сердечного цикла;
в) давление в предсердиях и желудочках;
г) давление в большом и малом кругах кровообращения.
13. На рисунке буквой Б обозначен:
а) слуховая труба; б) слуховой нерв; в) вестибулярный нерв; г) часть носоглотки. |
14. Пассивный иммунитет формируется у человека при:
а) использовании антибиотиков;
б) наличии в плазме белка - фибриногена;
в) введении лечебных сывороток;
г) избытке витамина С.
15. В скелете человека с помощью сустава соединяются:
а) кости таза;
б) теменная кость с затылочной;
в) грудные позвонки с поясничными;
г) бедренная кость с тазовыми.
16. При осуществлении рефлекса нервный импульс движется по цепи нейронов от:
а) чувствительных окончаний коротких отростков через тела и длинные отростки нейронов к рабочему органу;
б) чувствительных окончаний длинного отростка через тела и короткие отростки нейронов к рабочему органу;
в) тел нейронов через короткие и длинные отростки к рабочему органу;
г) рабочего органа через длинные отростки и тела нейронов к их чувствительным окончаниям.
17. Оптимальная среда для высокой ферментативной активности пепсина:
а) щелочная;
б) нейтральная;
в) кислая;
г) любая.
18. При отморожении пальцев рук рекомендуется:
а) отогреть отмороженные конечности грелкой с горячей водой;
б) растереть отмороженные конечности снегом;
в) поместить отмороженные конечности в теплую воду, растереть до покраснения и наложить повязку;
г) туго забинтовать отмороженные конечности и обратиться к врачу.
19. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты.
20. Пример саморегуляции организма:
а) учащение сердцебиения в душной комнате;
б) поворот головы на резкий звук;
в) реакция на внезапный лай собаки;
г) условный рефлекс на запах любимого блюда.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Примером полового размножения животных являются:
1) почкование гидры; 2) нерест рыб; 3) деление амебы; 4) регенерация дождевого червя; 5) партеногенез ящериц; 6) развитие рабочего муравья из зиготы.
- 1,3,5;
- 2,5,6;
- 2,4,5;
- 1,4,6;
- 2,3,5.
2. Гаметофиты всегда способны к фотосинтезу у представителей следующих отделов высших растений:
1) мохообразных; 2) плауновидных; 3) хвощевидных; 4) папоротникообразных; 5) цветковых.
а) 1,2,3,4;
б) 1,3,5;
в) 1,3,4;
г) 2,4,5.
3. Какую роль играют клетки водорослей, входящих в состав лишайника:
1) обеспечивает гриб органическими веществами; 2) являются паразитами гриба; 3) обеспечивает гриб водой; 4) защищает гриб от паразитов; 5) производит органические вещества из углекислого газа и воды; 6) фотосинтезирует.
- 1, 2;
- 2, 5;
- 1, 5, 6;
- 1, 3, 5;
- 2, 4, 5.
4. Растения, как и грибы:
1) растут в течение всей жизни; 2) имеют ограниченный рост; 3) всасывают питательные вещества поверхностью тела; 4) питаются готовыми органическими веществами; 5) содержат хитин в оболочках клеток; 6) имеют клеточное строение.
- 1,3,6;
- 2,4,5;
- 1,2,5;
- 4,5,6;
- 3,4,6.
5. У насекомых с полным превращением:
1) три стадии развития; 2) четыре стадии развития; 3) личинка похожа на взрослое насекомое; 4) личинка не похожа на взрослое насекомое; 5) во взрослое насекомое превращается личинка; 6) наличие стадии куколки.
- 1, 2, 5;
- 2, 4, 6;
- 3, 4, 6;
- 2, 4, 5;
- 1, 3, 6.
6. Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза:
1) грибов; 2) цветковых растений; 3) амеб; 4) бактерий; 5) лейкоцитов человека; 6) инфузорий.
- 1, 2, 5;
- 2, 3, 4;
- 3, 4, 6;
- 1, 2, 4;
- 3, 5, 6.
7. Плотная оболочка отсутствует в клетках тела:
1) бактерий; 2) млекопитающих; 3) земноводных; 4) грибов; 5) птиц; 6) растений.
- 3,4,5;
- 2,3,5;
- 1,4,6;
- 2,4,5;
- 3,4,6.
8. Какие процессы протекают во время мейоза:
1) транскрипция; 2) редукционное деление; 3) денатурация; 4) кроссинговер; 5) конъюгация; 6) трансляция.
- 2,3,6;
- 2,4,5;
- 1,4,5;
- 1,4,6;
- 4,5,6;
9. В экосистеме тайги первый трофический уровень в целях питания составляют:
1) ели, лиственницы; 2) копытень, кислица; 3) шляпочные грибы; 4) мхи, папоротники; 5) личинки насекомых, дождевые черви; 6) бактерии .
- 3,5,6;
- 2,3,4;
- 1,3,4;
- 1,2,4;
- 2,5,6.
10. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся:
1) лоси, зубры; 2) кроты, бурозубки; 3) зайцы, косули; 4) клесты, снегири; 5) волки, лисицы; 6) синицы, поползни.
- 1,3,4;
- 2,4,6;
- 3,5,6;
- 1,3,5;
- 2,3,5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.
- Азотфиксирующие бактерии обеспечивают синтез нитратов и нитритов.
- Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток кислорода.
- Только для животных возможно восприятие раздражений и преобразование их в нервные импульсы.
- Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по соцветию кисть.
- Признак, характеризующий земноводных как наземных животных наличие в органе слуха барабанной перепонки.
- Микроорганизмы используют в промышленном производстве гормонов.
- В процессе входа и выдоха происходит не полная замена воздуха, заполняющего легкие, а только его частичное обновление – «проветривание», необходимое для нормального протекания газообмена.
- Истинные рёбра сочленяются с хрящом вышележащего ребра
- Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
- Тромбоциты образуются в селезенке.
Часть IV. Вам предлагается 3 тестовых заданий, требующих установления соответствия. Заполните матрицу ответа в соответствии с требованием задания. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9.
- Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них:
ПРИЗНАКИ | ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ |
| А. Эритроциты Б. Тромбоциты |
Признаки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форменные элементы крови |
- Установите соответствие между структурным компонентом клетки и процессами, которые в нем происходят:
ФУНКЦИЯ |
| КОМПОНЕНТ КЛЕТКИ |
1) осмотическое поступление воды 2) активный транспорт веществ 3) поддержание формы клетки 4) придаёт жёсткость клетке 5) способность к фагоцитозу 6) избирательная проницаемость веществ |
| А) клеточная стенка Б) плазмалемма |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Компонент клетки |
- На рисунке изображены диаграммы цветков. Установите соответствие между названиями видов (А-Е) и принадлежащим им диаграммам (1-6):
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
А) ландыш майский Г) горох посевной
Б) тюльпан Грейга Д) яблоня домашняя
В) картофель посевной Е) капуста огородная
Диаграмма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вид |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки Курской области
Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии в 2020/2021 учебном году
8 класс
РЕШЕНИЕ
Задание 8-1. (7 баллов)
Определите, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти буквы и составьте из них фамилию ученого–естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого ученого (приведите формулировку).
Химический элемент | Простое вещество | |
кальций необходим для роста клеток | Р | К |
азот входит в состав воздуха | М | О |
натрий входит в состав глауберовой соли | О | Е |
натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы | И | Д |
кислород необходим для дыхания | Я | А |
хлор получают электролизом расплава поваренной соли | Л | Г |
капуста содержит около 0,08% серы | А | Б |
фтор входит в состав зубной эмали | В | Н |
Решение.
Ученый – Авогадро (5 баллов).
Закон: Равные объемы различных газов при одинаковых условиях содержат одинаковое число молекул (2 балла).
Задание 8-2. (5 баллов)
Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе.
1) Сколько лет пилоту?
2) Какой металл вёз самолет, каковы его свойства?
3) Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?
Решение.
1) Столько, сколько тому, кто прочитал внимательно первое предложение. (1 балл).
2) Алюминий. Легкий, блестящий металл. (2 балла).
3) В 1827 году он был впервые получен (2 балла).
Задание 8-3. (7 баллов)
В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора. Расположите выше названные химические элементы в порядке уменьшения числа их атомов, содержащихся в организме человека.
Решение.
1) Расчет количества вещества атомов каждого элемента по формуле n(Э) = m(Э)/Ar(Э)
n(O) = m(O)/Ar(O) = 65:16=4,06 моль атомов кислорода (1 балл)
n(C) = m(C)/Ar(C) = 18:12= 1,5 моль атомов углерода (1 балл)
n(H) = m(H)/Ar(H) = 10:1=10 моль атомов водорода (1 балл)
n(Na)= m(Na)/Ar(Na) = 0,15:23=0,065 моль атомов натрия (1 балл)
n(Cl) = m(Cl)/Ar(Cl) = 0,15:35,5=0,0042 моль атомов хлора (1 балл)
2) Число атомов элемента прямопропорционально количеству вещества элемента (1 балл).
Сравнивая величины количества вещества атомов каждого элемента, получаем, что в порядке уменьшения атомы располагаются в следующей последовательности: водород, кислород, углерод, натрий, хлор. (1 балл).
Задание 8-4. (10 баллов)
Вещество состоит из двух элементов, в его молекуле – 5 атомов. Масса одного из атомов в 3 раза больше суммарной массы всех остальных атомов. Определите формулу вещества.
Решение.
Обозначим тяжелый атом X, а легкий Y, тогда формула вещества – XY4. Соотношение масс: m(X) / (4m(Y)) = 3, откуда m(X) = 12m(Y), или Ar(X) = 12Ar(Y). Этому соотношению удовлетворяют C и H. Формула – CH4.
За формулу XY4 - 5 баллов.
За формулу CH4 - 5 баллов.
Ответ. CH4.
Задание 8-5. (8 баллов)
Каждый из трех одинаковых (по массе и по объёму) сосудов наполнен одним из газов: водород, гелий и неизвестный газ X. Массы этих сосудов, заполненных указанными газами: 45,7 г, 45,9 г и 48,7 г.
а). Какой будет масса такого сосуда, заполненного воздухом?
б). Что представляет собой газ X?
в). Как экспериментально можно проверить Ваше решение в отношении X?
Решение.
1). Сосуды имеют одинаковый объем, следовательно, содержат одинаковые количества газов. Пусть количество газообразных веществ равно x (1 балл).
2). Наименьшая масса (45,7 г) соответствует сосуду, заполненному водородом, масса 45,9 г — гелием (1 балл).
3). Пусть масса сосуда m г, тогда
(2 балла)
4). Масса сосуда без газа — 45,5 г, количество газа в сосуде — 0,1 моль, масса сосуда, заполненного воздухом: 45,5 + 29 × 0,1 = 48,4 г (1 балл)
5). Масса газа X: 48,7 – 45,5 = 3,2 г (1 балл)
6). Молярная масса газа X: M(X) = 3,2 / 0,1 = 32 г/моль, следовательно, газ X — кислород (1 балл)
7). Для экспериментальной проверки следует провести качественную на кислород — внести в сосуд с газом тлеющую лучинку. Если газ X — кислород, лучинка вспыхивает (1 балл).
Задание 8-6. (6 баллов)
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Ca → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCl2 → Ca(NO3)2
Решение.
1). Cа + 2Н2O = Cа(OН)2 + H2↑ (1 балл).
2). Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О (1 балл).
3). СаСО3 + СО2 + Н2О = Са(НСO3)2 (2 балла).
4). Ca(HCO3)2 + 2HСl = СаСl2 + 2H2О + 2СО2 (1 балл).
5). СаСl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ca(NO3)2 (1 балл).
Задание 8-7. (4 балла)
Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.
Решение.
1) Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. (1 балл)
2) Сахар с речным песком растворить в воде, профильтровать, выпарить воду. (3 балла)