Главные вкладки
Социальное проектирование
Рассмотрены метдические подходы к организации социального проектирования в школе, а именно понятие социального проектирования, его цель, задачи, основные типы и методы проектирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_proektirovanie.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время проектная деятельность является актуальной, так как данная технология развивает детей, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.
Социальное проектирование несет в себе большую воспитательную значимость. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, который предполагает высокую квалификацию педагога.
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Современное переосмысление проектирования предполагает:
- связь с жизнью;
- развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
- развитие умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Что такое социальный проект в школе?
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать своё Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
1) социально значимая, имеющая социальный эффект, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте;
2) задуманная, продуманная и осуществленная подростком;в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.
Отличия социального проекта от других видов проектов:
- направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;
- осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);
- предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
- командный характер работы над проектом;
- проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;
- осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.
Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:
- социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
- социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.);
- социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.);
- социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).
Основными принципами социального проектирования являются:
- добровольность;
- учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
- учет региональных особенностей;
- системность;
- интеграция учебной и внеклассной деятельности.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:
- прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике; например, обустройство близлежащего озера или аллеи.
- информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории; например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.
- ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации; например, проект «Детское самоуправление» или «Выборы».
- Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;
- поисковые – проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
- повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальную мобильность и т.д.;
- закреплять навыки командной работы.
Типы социальных проектов по различным основаниям:
По характеру проектируемых изменений
- Инновационные. Задача — внедрение новых разработок.
- Реставрационные или поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, могут быть направлены на сохранение и использование культурного наследия.
По направлению деятельности
- Образовательные проекты. Задача которых – представление образовательных услуг. Цель – приобретение знаний, умений, навыков.
- Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.);
- Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни, т.е. люди в этом случае обращают внимание не на эстетические стороны проекта, а на его социальную функцию.
По масштабам
- Микропроекты. На уроке, на внеклассном мероприятии.
- Малые проекты. На уровне района, школы, города. Например, создание телефона «Доверие».
- Мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей;
По срокам реализации
- Краткосрочные (проект может быть рассчитан на месяц, неделю, день, урок).
- Среднесрочные (до 1 года).
- Долгосрочные (от 1 года и более).
Так как же создается социальный проект? Как грамотно его оформить?
«Алгоритм создания социального проекта»
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по реализации ее улучшения.
Социальный проект – действие, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности.
Структура проекта:
- Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сфер применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).
- Постановка цели деятельности и конкретных задач.
- Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
- Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
- Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
- Бюджет. Материально-техническое обеспечение.
Основные требования к проекту:
- Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.
- Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
- Последовательность и связанность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
- Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
- Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
- Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.
Выделяется несколько ступеней работы над социальным проектом.
Сначала – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих детей. Она начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема – 1 шаг – постановка проблемы.
Важно показать актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость.
Раздел «постановка проблемы»:
- он раскрывает необходимость выполнения проекта;
- в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
- проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
- масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
- проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект;
- нет голословных утверждений; написан кратко и интересно;
- четко определен способ решения проблемы.
После того как четко определили проблему ставятся цели и разрабатываются задачи проекта – это 2 ступень работы над социальным проектом – Проектирование (планирование)
Раздел «Цели и задачи»:
- описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
- цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
- из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
- цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
- язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок
При разработке проекта обязательно изучение реальных возможностей своей проектной группы, составление детального плана работы, рабочего графика по реализации всех пунктов плана, а также определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.
План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.
На стадии разработки проекта определяются необходимые ресурсы и источники их финансирования, составляется бюджет проекта, разрабатывается система оценки эффективности работы над проектом.
Далее идет – Поиск информации – это 3 ступень работы над социальным проектом.
На этом этапе составляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поиск делового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры с реальными партнерами и получение необходимых ресурсов.
Далее идет создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте – это 4 ступень работы над социальным проектом.
Каждый проект должен пройти количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др., т.е.
Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).
Показатели социальной адаптации личности (повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Далее обязательна Презентация проекта – это 5 ступень (это устная защита проекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта) и Рефлексия (Главная цель этого этапа – анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе).
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые и сильные стороны проекта, оформляется портфолио, где собраны все рабочие материалы проекта. – это 6 ступень работы над социальным проектом.
То есть проект – это «шесть П»
Проблема – Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио