Рабочие программы по внеурочной деятельности 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки», «Моя малая Родина» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ,примерные программы внеурочной деятельности (В.А. Горский., А.А. Тимофеев., Д.В. Смирнов 2010 год, планируемых начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими результатов документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka2.docx | 82.5 КБ |
vneurochka1.docx | 662.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Принята «Утверждаю»
на заседании МС школы на заседании ПС школы Приказ № 39
Протокол № 1 от 29.08.2017г. Протокол № 1 от 31.08.2017г. от 31.08. 2017г.
Руководитель МС Председатель ПС Директор школы
___________/А.Н.Спивакова/ _____________/С.Н. Окунева/ ____________/С.А. Нарыков/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
духовно-нравственное направление
на 2017 -2021 год 1-4 класс
Составила:
Спивакова Алла Николаевна,
учитель первой квалификационной категории
Скородное 2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ,примерные программы внеурочной деятельности (В.А. Горский., А.А. Тимофеев., Д.В. Смирнов 2010 год, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785) с изменениями и дополнениями
- от 26.11.2010г. №1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707);
- от 22.09.2011 г. №2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540);
- от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993);
- от 29.12.2014 г. №1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 06.02.2015 г., регистрационный № 35915).
Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности,ФГОС НОО МКОУ «Скороднянская СОШ»
- Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
- Учебный план ОУ на 2017-2018 учебный год МКОУ «Скороднянская СОШ».
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки», рассчитанная на реализацию в течение 4-х лет, структурирована в соответствии с духовно-нравственным направлением, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися с 1 по 4 класс.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В гостях у сказки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Предлагается выполнение проектов в группах или вместе с родителями. Данный вид деятельности положительно влияет на коммуникативную сферу, сближает ребенка и родителей, объединённых единой целью, даёт возможность участвовать в общественной жизни, проявлять творческую активность.
Использовать данную программу внеурочной деятельности позволяет выявить дополнительные способности учащихся, сплотить и объединить ребят в дружный коллектив, помочь адаптироваться на данном жизненном этапе.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Цель и задачи программы :
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность . Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 6,5 –11 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 6,6 - 11 лет (начальная школа).
в 1 классе - 33 часа,
во 2 классе - 34 часа,
в 3 классе -34 часа,
в 4 классе - 34 часа
Всего за курс изучения 135 часов (по 1 ч. в неделю).
Формы проведения занятии
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Устный журнал, театрализация.
- Лепка из пластилина.
- Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышекй:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
- анализ и просмотр текста сказок;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, тем самым развивают устную речь.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки»».
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:
Должны знать:
- способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
- чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
- работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
- с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
- размышлять о характере и поступках героя;
- высказывать своё отношение к прочитанному;
- различать народную и литературную сказки;
- находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.
Личностные и метапредметные результаты
К концу первого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение выражать собственное видение мира;
вносить личный вклад в общую работу;
развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- оценка;
- коррекция
умение выбирать различные пути для самореализации;
пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;
пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации; находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу второго года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- прогнозирование уровня усвоения
- оценка;
- коррекция
умение самостоятельно планировать свою деятельность;
логически выстраивать алгоритм действий;
анализировать проделанную работу;
оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов
- синтез как составление частей целого;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций;
находить необходимые источники информации.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу третьего года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение ставить перед собой цель;
формулировать и решать трудовые задачи;
выражать собственное видение мира;
находить подходы в творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- оценка;
- коррекция
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов
- синтез как составление частей целого;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов.
- управление действиями партнера( оценка, коррекция)
К концу четвертого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов
- синтез как составление частей целого;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов.
- управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Содержание курса
Класс | Название раздела | Количество часов | Итого |
1 класс | Русские народные сказки | 10 часов |
|
Народные сказки | 7 часов |
| |
Сказки в мульфильмах | 5 часов |
| |
Авторские сказки | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
|
| 33 часа | |
2 класс | Сказки о животных | 9 часов |
|
Животные в мультфильмах | 6 часов |
| |
Волшебные сказки | 9 часов |
| |
Бытовые сказки | 9 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
34 часа | |||
3 класс | Сказки отечественных писателей | 15 час |
|
Сказки народов России | 8 часов |
| |
Сказки народов мира | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
34 часа | |||
4 класс | Сказки зарубежных писателей | 15 час |
|
Зачины сказок | 2 часа |
| |
Пословицы в сказках | 3 часа |
| |
Сказки в стихах | 6 часов |
| |
Сказки - пьесы | 7 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 часа |
| |
|
| 34часа |
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Тематическое планирование
1 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения | |||||||||||||
по плану | по факту | аудиторное | внеаудиторное | ||||||||||||||
Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч | |||||||||||||||||
1 | Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки. | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | 1 | ||||||||||||||
2. | Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки . | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | 1 | ||||||||||||||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 | ||||||||||||||
4 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 | ||||||||||||||
5 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование. | 1 | ||||||||||||||
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки | 1 | ||||||||||||||
7 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. | 1 | ||||||||||||||
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. | 1 | ||||||||||||||
9 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки | 1 | ||||||||||||||
10 | Праздник русской народной сказки | Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. | 1 | ||||||||||||||
Тема: «Народные сказки» - 7 ч | |||||||||||||||||
11 | Украинская народная сказка «Колосок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 | ||||||||||||||
12 | Белорусская народная сказка «Пых» | Слушание сказки. Инсценировка. | 1 | ||||||||||||||
13 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. | 1 | ||||||||||||||
14 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | Инсценировка | 1 | ||||||||||||||
15 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 | ||||||||||||||
16 | Сказка «Теремок» в разных обработках | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | 1 | ||||||||||||||
17 | Моя любимая сказка. | Рассказывание. Лепка. | 1 | ||||||||||||||
Тема: «Авторские сказки» -10 ч | |||||||||||||||||
18 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. | 1 | ||||||||||||||
19 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование. | Чтение. Иллюстрирование | 1 | ||||||||||||||
20 | Е Чарушин «Теремок» | Чтение сказки. Инсценировка сказки | 1 | ||||||||||||||
21 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина | 1 | ||||||||||||||
22 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | Составление вопросов по содержанию сказки | 1 | ||||||||||||||
23 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | ||||||||||||||
24 | В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | ||||||||||||||
25 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | 1 | ||||||||||||||
26 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | 1 | ||||||||||||||
27 | Итоговый спектакль. | Инсценировка сказки. | 1 | ||||||||||||||
28 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | Устройство декорации. | 1 | ||||||||||||||
29 | В.Сутеев « Грибок теремок» | Подбор музыкального и светового оформления | 1 | ||||||||||||||
30 | Г. Андерсен «Гадкий утенок» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1 | ||||||||||||||
31 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник. | 1 | ||||||||||||||
32 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | 1 | ||||||||||||||
33 | Итоговое занятие | Конкурс сценических постановок. | 1 | ||||||||||||||
Итого: | 33ч | 12ч | 21ч |
Тематическое планирование
2 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата | |||
Аудиторное | Внеаудит. | по плану | по факту | ||||
Тема: «Сказки о животных» - 9 ч | |||||||
1 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | 1ч | ||||
2 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки | Инсценировка сказки . | 1ч | ||||
3 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» .Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | 1ч | ||||
4 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» Лепка персонажей.. | Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||
5 | Сказки о зайце | Подбор сказок о зайце. Викторина | 1ч | ||||
6 | Чукотская сказка «Хвост» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | ||||
7 | Сказки о лисе и медведе. Викторина | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина | 1ч | ||||
8 | Русская народная сказка «Кот и лиса» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью (набрызгивание) – животные | 1ч | ||||
9 | Моя любимая сказка о животных | Чтение и пересказ любимых сказок | 1ч | ||||
Тема «Животные в мультфильмах» - 6ч | |||||||
10 | С. Михалков «Три поросенка» .Просмотр мультфильма. | Просмотр мультфильма. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | ||||
11 | С. Михалков «Три поросенка» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | ||||
12 | Работа над детским театральным представлением. Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | ||||
13 | Работа над детским театральным представлением. Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | ||||
14 | Работа над детским театральным представлением | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | ||||
15 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | 1ч | ||||
Тема: «Волшебные сказки» - 9 ч | |||||||
16 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | 1ч | ||||
17 | Ш. Перро «Золушка» Иллюстрирование | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | ||||
18 | Ш. Перро «Золушка» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | ||||
19 | Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Чтение сказки. | Чтение сказки. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | 1ч | ||||
20 | Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | 1ч | ||||
21 | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» .Чтение, краткий пересказ. | Чтение, краткий пересказ. Рисование, выполнение аппликации | 1ч | ||||
22 | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Рисование, выполнение аппликации | Рисование, выполнение аппликации | 1ч | ||||
23 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | 1ч | ||||
24 | Мои любимые волшебные сказки. | Выставка книг. Чтение. Сравнение | 1ч | ||||
Тема: «Бытовые сказки» - 9 ч | |||||||
25 | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные. | 1ч | ||||
26 | Русская народная сказка «Морозко» | Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. | 1ч | ||||
27 | Русская народная сказка «Морозко»Ролевая игра. | Ролевая игра. | 1ч | ||||
28 | Русская народная сказка «Дочь - семилетка» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. | 1ч | ||||
29 | Театральная этика. Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. | 1ч | ||||
30 | Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. | 1ч | ||||
31 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | 1ч | ||||
32 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | 1ч | ||||
33 | Защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | 1ч | ||||
Итоговое занятие -1ч | |||||||
34 | Итоговое занятие. | КВН «Наши любимые сказки» | 1ч | ||||
Всего: 34ч | 14 | 21 |
Тематическое планирование
3 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата | |||
Аудит. | Внеаудит. | по плану | по факту | ||||
Тема: «Сказки отечественных писателей» - 15 ч | |||||||
1 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки | 1ч | ||||
2 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Инсценировка | Инсценировка сказки | 1ч | ||||
3 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. . | 1ч | ||||
4 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Лепка персонажей | Лепка персонажей | 1ч | ||||
5 | Е.Л.Шварц» Сказка о потерянном времени» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||
6 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||
7 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» Лепка персонажей. | Лепка персонажей. | 1ч | ||||
8 | С.Л.Прокофьева « Лоскутик и Облако» | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||
9 | Ю.К.Олеша «Три толстяка» | Прослушивание отдельных глав сказки. . | 1ч | ||||
10 | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Иллюстрирование сказки. | Иллюстрирование сказки. | 1ч | ||||
11 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | Чтение сказки. Инсценировка фрагментов сказки. | 1ч | ||||
12 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Инсценировка | Инсценировка фрагментов сказки. | 1ч | ||||
13 | Э. Успенский. “Трое из Простоквашино” | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||
14 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. | Прослушивание сказки. | 1ч | ||||
15 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. Инсценировка | Инсценировка отдельных эпизодов сказки . | 1ч | ||||
Тема «Сказки народов России» - 8ч | |||||||
16 | Татарская народная сказка «Три сестры» | Чтение сказки. . | 1ч | ||||
17 | Татарская народная сказка «Три сестры» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | ||||
18 | Алтайская сказка «Семь братьев» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | 1ч | ||||
19 | Башкирская сказка «Ленивая девочка» | Чтение сказки. Герои сказки. Иллюстрирование. | 1ч | ||||
20 | Бурятская сказка «Хитрый кот» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. | 1ч | ||||
21 | Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | 1ч | ||||
22 | Моя любимая сказка. | Пересказ сказки. | 1ч | ||||
23 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | 1ч | ||||
Тема «Сказки народов мира» - 10ч | |||||||
24 | Армянская сказка «Богач и бедняк» | Чтение сказки. Герои сказки. Изображение персонажей. | 1ч | ||||
25 | Нанайская сказка «Айога» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||
26 | Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил» | Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда. | 1ч | ||||
27 | Грузинская сказка «Лиса и медведь» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||
28 | Румынская народная сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти» | Чтение сказки. Иллюстрирование. | 1ч | ||||
29 | Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Изготовление оригами. | 1ч | ||||
30 | Ингушская сказка «Сон или сказка?»» | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||
31 | Болгарская сказка «Старик, старуха и луна» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||
32 | Восточная сказка. «Сказка об умном враче» | Чтение сказки. Сравнение. | 1ч | ||||
33 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | 1ч | ||||
Итоговое занятие -1ч | |||||||
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | 1ч | ||||
Всего: 34ч | 13 | 21 |
Тематическое планирование
4 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения | ||||||||||||||
по плану | по факту | Аудиторн. | Внеаудиторн. | |||||||||||||||
Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 15 ч | ||||||||||||||||||
1 | Г.Х. Андерсен «Огниво» | Прослушивание сказки.. Создание книжки-малышки. | 1ч | |||||||||||||||
2 | Г.Х. Андерсен «Огниво» .Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||||||||||||
3 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1ч | |||||||||||||||
4 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | 1ч | |||||||||||||||
5 | Шарль Перро «Спящая красавица» | Прослушивание сказки. | 1ч | |||||||||||||||
6 | Шарль Перро «Спящая красавица» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||||||||||||
7 | Шарль Перро «Красная шапочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1ч | |||||||||||||||
8 | Шарль Перро «Красная шапочка» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||||||||||||
9 | В.Гауф “Карлик Нос” | Слушание, выборочный пересказ,. | 1ч | |||||||||||||||
10 | В.Гауф “Карлик Нос” Инсценировка | инсценирование | 1ч | |||||||||||||||
11 | Братья Гримм «Умная Гретель» | Чтение сказки. | 1ч | |||||||||||||||
12 | Братья Гримм «Умная Гретель» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||||||||||||
13 | Братья Гримм «Белоснежка» | Слушание, выборочный пересказ. | 1ч | |||||||||||||||
14 | Братья Гримм «Белоснежка» Лепка из пластилина | Лепка из пластилина. | 1ч | |||||||||||||||
15 | Устный журнал «В гостях у сказки» Лепка из пластилина | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | |||||||||||||||
Тема «Зачины сказок» - 2ч | ||||||||||||||||||
16 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | |||||||||||||||
17 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского Викторина | Викторина | 1ч | |||||||||||||||
Тема «Пословицы в сказках» - 3ч | ||||||||||||||||||
18 | Путешествие в мир сказок» Викторина | Чтение сказок. Викторина | 1ч | |||||||||||||||
19 | Путешествие в мир сказок» | Поиск пословиц и работа над их смыслом. | 1ч | |||||||||||||||
20 | Путешествие в мир сказок» Создание книжки-малышки | Создание книжки-малышки «Пословицы» | 1ч | |||||||||||||||
Тема «Сказки в стихах» - 6ч | ||||||||||||||||||
21 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Прослушивание сказки. | 1ч | |||||||||||||||
22 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Инсценировка | Инсценировка сказки . | 1ч | |||||||||||||||
23 | К. И. Чуковский «Сказки» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1ч | |||||||||||||||
24 | К. И. Чуковский «Сказки» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | 1ч | |||||||||||||||
25 | Сказки С.Я. Маршака | Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | 1ч | |||||||||||||||
26 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | 1ч | |||||||||||||||
27 | С.Я. Маршак «Сказка про козла” | Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. | 1ч | |||||||||||||||
28 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" | Слушание и чтение сказки. | 1ч | |||||||||||||||
29 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование | Инсценирование отдельных фрагментов сказки. | 1ч | |||||||||||||||
30 | П.Морозов «Мышли-Шишли» | Прослушивание сказки. Распределение ролей.. | 1ч | |||||||||||||||
31 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||||||||||||
32 | Работа над детским театральным представлением Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||||||||||||
33 | Моя любимая сказка. | Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. | 1ч | |||||||||||||||
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | 1ч | |||||||||||||||
Всего: 34ч | 13ч | 21ч |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая Родина» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ,примерные программы внеурочной деятельности (В.А. Горский., А.А. Тимофеев., Д.В. Смирнов 2010 год, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785) с изменениями и дополнениями
- от 26.11.2010г. №1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707);
- от 22.09.2011 г. №2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540);
- от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993);
- от 29.12.2014 г. №1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 06.02.2015 г., регистрационный № 35915).
Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности,ФГОС НОО МКОУ «Скороднянская СОШ»
- Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
- Учебный план ОУ на 2017-2018 учебный год МКОУ «Скороднянская СОШ».
Цель программы «Моя малая Родина» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Моя малая Родина» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Курс «Моя малая родина » носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 4 года обучения,1 класс- 33 часа, 2 класс -35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс – 35 часов.
Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, архитектурных сооружений.
Основные принципы программы:
- Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;
- Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих уральский край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.
- Принцип гуманизации - уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
- Принцип наглядности.
- Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
- Принцип совместной деятельности детей и взрослых - ппривлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
- Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
- Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
- Принцип стимулирования -включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Моя малая родина» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
1.Мой дом за окном (10ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
2.Я и моё окружение (12 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
3.Гигиена моего дома. (10 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
2 класс (35 ч)
- Вода – источник жизни (11 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (6 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
5. Весенние работы (4 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.
3 класс (35ч)
Вводное занятие (1 ч)
Челябинская область область на карте России
1.Растительный мир Челябинской области (17 ч) Сосновые боры.. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Челябинской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Челябинской области.
2.Насекомые нашей области (9 ч)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.
3.Рыбы, обитающие в нашей области (8 ч)
Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.
4.класс (35 ч)
1.Птицы Курской области (16 ч)
Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.
2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч)
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее, будущее;
- определять родственные связи в семье;
- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город Челябинск
У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательного текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Тематическое планирование
1класс
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика | |||||
1 | Введение | 1 | |||||||
1 | Что такое экология? | 1 | |||||||
2 | Мой дом за окном | 6 | 4 | ||||||
2 | Мой дом | 1 | |||||||
3 | Дом, где мы живём | 1 | |||||||
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | |||||||
5 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |||||||
6 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | 1 | |||||||
7 | Деревья твоего двора | 1 | |||||||
8 | Экскурсия по территории школы | 1 | |||||||
9 | Птицы нашего двора | 1 | |||||||
10 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 | |||||||
11 | Дорога из дома в школу | 1 | |||||||
3 | Я и моё окружение | 7 | 4 | ||||||
12 | Моя квартира | 1 | |||||||
13 | Моя семья | 1 | |||||||
14 | Соседи-жильцы | 1 | |||||||
15 | Мой класс | 1 | |||||||
16 | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | 1 | |||||||
17 | Дом моей мечты | 1 | |||||||
18 | Комнатные растения в квартире, классе | 1 | |||||||
19 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | |||||||
20 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 1 | |||||||
21 | Экскурсия в лес | 1 | |||||||
22 | Животные в доме | 1 | |||||||
4 | Гигиена моего дома | 8 | 4 | ||||||
23 | Уход за квартирой | 1 | |||||||
24 | Гигиена класса | 1 | |||||||
25 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | |||||||
26 | Бытовые приборы в квартире | 1 | |||||||
27 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | |||||||
28 | Природа в квартире и в классе | 1 | |||||||
29 | Наша одежда и обувь | 1 | |||||||
30-31 | Русская народная одежда | 2 | |||||||
32 | Практическая работа «Уход за одеждой» | 1 | |||||||
33 | Экскурсия в школьный музей | 1 | |||||||
Итого: 33 часа | |||||||||
Тематическое планирование 2 класс | |||||||||
1 | Вода – источник жизни | 7 | 3 | ||||||
1 | Вода в моём доме и в природе | 1 | |||||||
2 | Стихи, рассказы о воде и природе | 1 | |||||||
3 | Экскурсия к водоёму | 1 | |||||||
4 | Весна в нашем поселке | 1 | |||||||
5 | Экскурсия в лес | 1 | |||||||
6 | Вода в жизни растений | 1 | |||||||
7 | Вода в жизни животного мира | 1 | |||||||
8 | Вода и здоровье человека | 1 | |||||||
9 | Личная гигиена | 1 | |||||||
10 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | |||||||
11-12 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | 2 | |||||||
2 | Солнце и свет в нашей жизни | 7 | 3 | ||||||
13 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 | |||||||
14 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |||||||
15 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | |||||||
16 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | |||||||
17 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | |||||||
18 | Электрический свет и тепло в моём доме | 1 | |||||||
19 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | |||||||
20 | Телевизор в моём доме | 1 | |||||||
21 | Сколько стоят свет и тепло | 1 | |||||||
22 | Итоговое занятие | 1 | |||||||
3 | Воздух и здоровье | 1 | 1 | ||||||
23 | Воздух и здоровье человека | 1 | |||||||
24 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | |||||||
4 | Мой край | 4 | 2 | ||||||
25 | Растительный мир области | 1 | |||||||
26 | Животный мир области | 1 | |||||||
27 | Исчезающие растения и животные родного края | 2 | |||||||
28 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | |||||||
5 | Весенние работы | 5 | |||||||
29-30 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 | |||||||
31-33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 3 | |||||||
34 | Итоговое занятие | 1 | |||||||
Итого: 35 часов |
Тематическое планирование
3 класс
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика |
1 | 1 | Введение. Челябинская область на карте России | 1 | |
2 | Растительность Курской области | 6 | 11 | |
2-3 | Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры. | 1 | 1 | |
4 | Экскурсия «Где растут деревья». | 1 | ||
5-6 | Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. | 2 | ||
7-8 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | 1 | 1 | |
9-11 | Зелёная аптека Курской области. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка | 1 | 2 | |
12 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | 1 | ||
13 | Комнатные растения. Разведение и уход за ними. | 1 | ||
14 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 1 | ||
15-16 | Защита проектов «Редкие растения края» | 2 | ||
17 | Заповедники и заказники Курской области. Создание экознаков. | 1 | ||
18 | Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. | 1 | ||
3 | Насекомые нашей области | 5 | 4 | |
19 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | 1 | ||
20 | Насекомые – вредители | 1 | ||
21-23 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | 2 | 1 | |
24-25 | Насекомые Курской области. Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | ||
26 | Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков | 1 | ||
27 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | 1 | ||
4 | Рыбы, обитающие в Курской области | 5 | 3 | |
28 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 1 | ||
29 | Рыбы, обитающие в реках области | 1 | ||
30 | Прудовые хозяйства Курской области | 1 | ||
31 | Аквариумные рыбы. | 1 | ||
32 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | 1 | ||
33 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | 1 | ||
34-35 | Защита экологических проектов | 2 | ||
Итого: 35 часов |
Тематическое планирование
4 класс
№ раз- дела | № заня- тия | Тема | Теория | Практика |
1 | Птицы Курской области | 13 | 3 | |
1 | Воробей – самая распространённая птица на Земле | 1 | ||
2 | Ворона – «интеллектуальная» птица | 1 | ||
3 | Ворон – красивая и умная птица | 1 | ||
4 | Сорока-белобока – «лесная сплетница» | 1 | ||
5 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | ||
6 | Галка – городская птица | 1 | ||
7 | Загадочная птица – кукушка | 1 | ||
8 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | ||
9 | Любимая птица – снегирь | 1 | ||
10 | «Сестрички-синички» - самые полезные птички России | 1 | ||
11 | Наш добрый сосед – скворец | 1 | ||
12-13 | Изготовление скворечников, кормушек | 2 | ||
14 | Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков. | 1 | ||
15-16 | Защита экологических проектов | 2 | ||
2 | Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. | 15 | 4 | |
17 | Заяц – «Длинное ухо» | 1 | ||
18 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | ||
19 | Серый хищник – волк | 1 | ||
20 | Хозяин леса – медведь | 1 | ||
21 | Любознательный зверёк – белка | 1 | ||
22 | Лесной красавец – лось | 1 | ||
23 | Сердитый недотрога – ёж | 1 | ||
24 | Всеядное животное – барсук | 1 | ||
25 | Бобр – строитель | 1 | ||
26 | Запасливый бурундук | 1 | ||
27 | Рысь – родственник кошки | 1 | ||
28 | Соболь – «дорогой» зверёк | 1 | ||
29 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | ||
30 | Красная книга области. Заповедники и заказники Челябинской области. Создание экознаков. | 1 | ||
31-32 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | ||
33-34 | Защита экологических проектов | 2 | ||
35 | Подведение итогов | 1 | ||
Итого: 35 часов |