Педагогам

Кобелева Наталья Раисовна

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Мы продолжаем говорить об ошибках в преподавании Правил дорожного движения. Будем учиться на чужих ошибках, чтобы не совершать своих.

Ошибки в обучении дошкольников дорожным знакам

Слайд 2

Основные ошибки:

1. педагоги используют устаревшие знаки на жёлтом фоне (в настоящее время знаки на жёлтом фоне – это временные, которые используются, например, при дорожных работах)

Слайд 3

2. педагоги сами  путают названия групп дорожных знаков, неправильно называют значение знаков (при подготовке мероприятий мы часто используем материалы с интернет-ресурсов, в которых могут встречаться ошибки)

Слайд 4

3. педагоги не учитывают возрастные особенности детей (в программе «От рождения до школы», по которой мы работаем,  группам дорожных знаков детей рекомендовано обучать в подготовительной к школе группе)  

Слайд 5

4. педагоги уделяют излишнее внимание знакам, неактуальным для дошкольников (поверхностное заучивание названий большого количества знаков), увлекаются заучиванием стихов о дорожных знаках

Слайд 6

В правилах дорожного движения 8 групп дорожных знаков:

  1. Предупреждающие.
  2. Знаки приоритета.
  3. Запрещающие.
  4. Предписывающие.
  5. Знаки особых предписаний.
  6. Информационные.
  7. Знаки сервиса.
  8. Знаки дополнительной информации (таблички).

Это сотни изображений, которые используются в различных сочетаниях и часто требуют углублённых познаний.

Из каждой группы дорожных знаков для детей нужно выделить наиболее полезные для них. Так получится охватить большинство видов и объяснить разницу, но не перегружать детей информацией. Прежде всего, это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов. 

Слайд 7

Предупреждающие знаки (треугольной формы с красной окантовкой) информируют о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих дорожной обстановке.

Эти знаки только для водителей, но рекомендуется знакомить детей со знаком «Пешеходный переход», чтобы умели его отличать от знака, предназначенного для пешеходов, и знаком «Дети», чтобы объяснить детям точное значение знака. Можно добавить в каждую группу ещё по 2-3 наиболее понятных для детей знака для лучшего запоминания отличительных признаков той или иной группы дорожных знаков.

Слайд 8

Запрещающие знаки (круглой формы с красной окантовкой) запрещают какое-либо действие. Для пешеходов – два знака: «Движение на велосипедах запрещено» и «Движение пешеходов запрещено». И добавляем 2-3 знака для ознакомления. Знак «Движение запрещено» дети могут постоянно видеть у центральных ворот детского сада.

Слайд 9

Предписывающие знаки (круглой формы с синим фоном) предписывают участникам дорожного движения определённые действия. Для пешеходов – два знака: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка». Дополнительно можно взять знаки, на которых указано направление движения («Движение налево», «Движение направо», «Движение прямо»)

Слайд 10

Знаки особых предписаний (квадратной или прямоугольной формы, в основном, с синим фоном)  вводят или отменяют определённые  режимы движения. Именно к этой группе знаков относятся «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место стоянки легковых такси», «Жилая зона» (где преимущество имеют пешеходы)

Слайд 11

Информационные знаки (квадратной или прямоугольной формы, в основном, с синим фоном) информируют участников дорожного движения о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения. Для пешеходов – два знака: «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Можно добавить 2-3 наиболее понятных для детей знака.

Слайд 12

Знаки сервиса (прямоугольной формы с синим фоном и белым квадратом внутри) информируют о расположении соответствующих объектов. Самые доступные для понимания детьми дорожные знаки.

Слайд 13

Следующие две группы дорожных знаков – только для водителей. Об этих знаках детям можно рассказать для общего развития, не акцентируя на них внимания, не вдаваясь в подробности.

Знаки приоритета определяют порядок разъезда автомобилей в различных ситуациях.

Знаки дополнительной информации – дополняют или уточняют действие основных знаков.

Слайд 14

Для знакомства и закрепления знаний детей о дорожных знаках подходят такие формы и способы работы:

  1. беседы и НОД с изучением наглядных материалов
  2. игры (настольные, дидактические, игры-эстафеты и т.д.)
  3. творческие занятия (рисование, раскрашивание, аппликация и т.д.)
  4. целевые прогулки (дают возможность показать дошкольникам реальное применение изучаемых знаков)

Использовать их следует, грамотно чередуя, чтобы задействовать разные органы чувств воспитанников. 

При обучении детей дорожным знакам нужно попутно закреплять знания правил дорожного движения («Пешеходный переход» - правила перехода проезжей части, «Место остановки автобуса» - правила безопасного поведения на остановке, правила входа и выхода из автобуса)

Не стоит требовать от дошкольников заучивания точных названий дорожных знаков. Главное, чтобы они правильно понимали их значение.

Слайд 15

Итог

Учить дорожные знаки – не простая задача для дошкольников. Чтобы помочь детям в усвоении этой темы, педагог должен доносить до них только достоверную информацию, ответственно подходить к подбору методических материалов при подготовке мероприятий, самому быть в курсе изменений в Правилах дорожного движения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ошибки в обучении дошкольников дорожным знакам

Слайд 2

1. Педагоги используют устаревшие знаки на жёлтом фоне Временные знаки

Слайд 3

Основные ошибки 2. Педагоги путают названия (значения) дорожных знаков и групп знаков

Слайд 4

Основные ошибки 3. Педагоги не учитывают возрастные особенности детей

Слайд 5

Основные ошибки 4. Педагоги уделяют излишнее внимание неактуальным для дошкольников знакам

Слайд 6

8 групп дорожных знаков: 1. Предупреждающие 2. Знаки приоритета 3. Запрещающие 4. Предписывающие 5. Знаки особых предписаний 6. Информационные 7. Знаки сервиса 8. Знаки дополнительной информации

Слайд 7

Предупреждающие знаки

Слайд 8

Запрещающие знаки

Слайд 9

Предписывающие знаки

Слайд 10

Знаки особых предписаний

Слайд 11

Информационные знаки

Слайд 12

Знаки сервиса

Слайд 13

Знаки приоритета Знаки дополнительной информации

Слайд 14

Формы работы: 1. НОД и беседы с изучением наглядного материала 2. Игры 3. Творческие занятия 4. Целевые прогулки

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тесты для педагогов

– 1 –

1. Правила выхода из общественного транспорта взрослого с ребёнком

Сначала выходит взрослый, затем ребёнок

Как получится

Сначала выходит ребёнок, затем взрослый

2. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?

Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь

Чем больше скорость, тем больше тормозной путь

Тормозной путь от скорости не зависит

3.  По какой стороне проезжей части дороги должен двигаться пешеход, если нет тротуара?

По правой, в сторону движения транспорта

По левой, навстречу транспорту

Не имеет значения

4.  С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

С 12 лет

С 14 лет

С 16 лет

5.  Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Можно перебегать, если быстро бегаешь.

Ни одна машина мгновенно остановиться не может

6. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу?

Обойдете автобус впереди

Обойдете автобус сзади

Дождетесь, когда автобус уедет, только потом перейдете дорогу

7. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы

Квадрат;

Круг;

Треугольник.

8. Самый безопасный пешеходный переход

Наземный

Подземный

Надземный

9. Опасна ли для пешехода стоящая машина:

Не опасна;

Опасна;

Опасна, если у машины включен двигатель.

10.  Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:

Посмотрю налево, пойду;

Посмотрю направо, пойду

Посмотрю налево, направо - пойду

Дойду до пешеходного перехода

– 2 –

1. Самое главное правило безопасного перехода дороги

Быстрый переход дороги по прямой

Остановиться, осмотреться и только тогда  переходить дорогу по прямой, постоянно наблюдая за дорожной ситуацией

2. На каком из перекрёстков  пешеход должен быть более внимательным?

На нерегулируемом

На регулируемом

На обоих перекрёстках

3.  Опасен ли автомобиль, движущийся на небольшой скорости?

Опасен

Не опасен

4.  Можно ли ходить по обочине дороги?

Нельзя

Можно, если нет автомобилей

Можно идти навстречу транспорту

5.  Мешает ли зонт при переходе дороги?

Мешает другим пешеходам

Не мешает

Закрывает обзор

6. Что является «дорожной ловушкой» у обочины дороги?

Кусты и деревья

Сугробы

Стоящий автомобиль

7. Какое правило должен соблюдать пешеход на остановках общественного транспорта?

Нужно стоять на расстоянии 1-2 м от обочины дороги, внимательно наблюдая за проходящим транспортом.

Можно выходить на дорогу для определения номера подходящего транспорта.

8. Должны ли пешеходы уступать дорогу спецавтомобилям на пешеходных переходах?

Да  

Нет

Нет, должны уступать другие автомобили

– 3 –

1. Правила выхода из общественного транспорта взрослого с ребёнком

- Сначала выходит взрослый, затем ребёнок

- Как получится

- Сначала выходит ребёнок, затем взрослый

2. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода?

- Обойдете автобус впереди

- Обойдете автобус сзади

- Дождетесь, когда автобус уедет, только потом перейдете дорогу

3.  По какой стороне проезжей части дороги должен двигаться пешеход, если нет тротуара?

- По правой, в сторону движения транспорта

- По левой, навстречу транспорту

- Не имеет значения

  1. Можно ли ходить по обочине дороги?

- Нельзя

- Можно, если нет автомобилей

- Можно идти навстречу транспорту

5. Что является «дорожной ловушкой» у обочины дороги?

- Кусты и деревья

- Сугробы

- Стоящий автомобиль

6. Где в автомобиле самое безопасное место для ребёнка?

- Спереди

- Сзади справа

- Сзади слева

- Сзади посередине

7. На светофоре загорелся зелёный сигнал. Вы готовитесь перейти проезжую часть, но услышали звук сирены спецтранспорта. Ваши действия?

- Будете переходить дорогу, ведь на светофоре горит зелёный

- Подождёте, когда проедет спецтранспорт

- Быстро перебежите дорогу

– 4 –

1. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода?

- Обойдёте автобус впереди

- Обойдёте автобус сзади

- Дождётесь, когда автобус уедет, только потом перейдёте дорогу

2. Какое объяснение значений сигналов светофора для дошкольников верное?

- Красный – стой! Жёлтый – приготовься! Зелёный – иди!

- Красный и жёлтый – стой! Зелёный – убедись в безопасности и иди!

- Красный – стой! Жёлтый – жди! Зелёный – путь открыт, иди!

3. Какой вариант перехода проезжей части правильный?

- Посмотреть направо, налево, перейти дорогу

- Посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо, закончить переход дороги

- Остановиться, посмотреть налево, направо, снова налево и при отсутствии приближающегося транспорта перейти дорогу

4. Какие понятия считаются устаревшими?

- Обочина

- Постовой

- Шофёр

- Островок безопасности

- Мостовая

- Автомагистраль

5. Какой группы дорожных знаков не существует?

- Оповещающие

- Запрещающие

- Предписывающие

- Предупреждающие

6. Безопасно ли детям играть во дворе дома? Почему?

- Да

- Нет



Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в обучении дошкольников ПДД

Значительное место в обучении  дошкольников правилам дорожной безопасности  уделяется  игровым технологиям,  позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению ПДД.

Применение различных игровых технологий способствует развитию   познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, развивать   внимательность, быстроту реакции на слово или  сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры:

-дидактические;

-интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины);

-интерактивные;

-сюжетно-ролевые;

-театрализованные и игры-драматизации;

-с использованием макетов;

-игровые тренинги;

-подвижные.

Дидактические игры по ПДД

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх.

Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, викторины, КВН). Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.

Интерактивные  игры

Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон. Эти игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала. Интерактивные игры не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Сюжетно – ролевые игры

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно – ролевая игра. Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

В играх драматизациях и театрализованных играх  дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.

Игра на макете - очень хорошее средство обучения детей дорожной грамоте. Игра с макетами позволяет моделировать опасные и безопасные ситуации на дорогах, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Макет устойчив, легко перемещается с места на место, служит длительное время и в любой момент доступен детям для игры.

Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие (тренировка) определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми, которые моделируют какую-либо дорожную ситуацию.

Подвижные игры.

Подвижные игры по ПДД помогают проводить время весело и с пользой.  Для безопасности детей на дороге необходимо формирование у них специальных двигательных навыков.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.

Применение игровых технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения способствует формированию у детей основ безопасного поведения на дороге, систематизации  знаний о правилах дорожной безопасности, умению применять их на практике в различных ситуациях.



Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы в обучении дошкольников правилам дорожного движения

Слайд 1

Возможности художественной литературы активно используется для расширения знаний детей по Правилам дорожного движения, ознакомления их с предметами и явлениями, выходящими за рамки личного опыта, для закрепления полученных ранее представлений.

Произведения детской художественной литературы образно объясняют поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, тем самым расширяя жизненный опыт ребёнка. Поступки героев в художественных произведениях заставляют ребёнка волноваться, сопереживать или осуждать их неправильные действия, побуждают делать правильные для себя выводы.

При подборе художественной литературы должны учитываться как поставленные задачи, так и возрастные особенности детей. 

Исходя из этого,  воспитатель использует разнообразные формы и методы работы по обучению  детей правилам дорожного движения: чтение произведений, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, беседы по прочитанному произведению, инсценировки, отгадывание загадок, рисование иллюстраций к прочитанному произведению.

Более подробно я хочу остановиться на том, на что нужно обращать особое внимание при подборе художественных произведений.

Слайд 2

В некоторых произведениях встречаются устаревшие понятия: шофёр, постовой, мостовая, переходить улицу, цвета светофора. В современной редакции ПДД таких понятий нет. И встречаются они в основном в произведениях классиков, таких как С.Маршак, С.Волков, Я.Пишумов  и др.

Читая детям такие произведения, нужно объяснить, что эти слова и выражения употреблялись раньше, а сейчас им на смену пришли другие слова: шофёр – водитель; постовой – регулировщик, инспектор ДПС; мостовая – проезжая часть; переходить не улицу, а проезжую часть, дорогу; не цвета, а сигналы светофора.

Нужно помнить, что употребление несуществующих понятий ведёт к искажению в понимании требований ПДД.

Слайд 3

Не только в старых, но и в современных изданиях встречаются устаревшие правила дорожного движения. Например: «посмотри налево, дойди до середины, посмотри направо». Сейчас мы учим детей: «посмотри налево, направо, ещё раз налево, убедись в безопасности и только тогда переходи»

Слайд 4

Ещё одно устаревшее правило: «обходи автобус сзади, а трамвай спереди»

Сейчас мы транспорт не обходим, а идём до ближайшего пешеходного перехода. Если его поблизости нет, ждём, когда транспортное средство отъедет или отходим на безопасное расстояние, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, и только тогда, убедившись в безопасности, переходим.

Слайд 5

В очень многих произведениях сигналы светофора описываются так: «Красный – стой! Жёлтый – жди (приготовься)! Зелёный – иди!» В настоящее время: «Красный и жёлтый – стой! Зелёный – убедись в безопасности и иди!»

Слайд 6

Иногда встречаются и такие произведения для детей, которые совсем противоречат правилам безопасности: «никогда на велосипеде не проезжай на красный сигнал, не обгоняй машины» или «если мяч выскочил на дорогу, дождись, когда не будет машин, и иди за мячом». Эти конкретные стихи предназначаются для малышей, что и указано на обложке книг. Мы знаем, что на велосипеде по проезжей части можно ездить детям только с 14 лет. А играть детям нельзя не только на дороге, но и возле неё. И детям дошкольного возраста на проезжей части без взрослых находиться нельзя.

Слайд 7

Знакомить ли детей с понятием «островок безопасности»?

С одной стороны в новой редакции ПДД есть определение, что такое островок безопасности, и в п.4.6 сказано, что им должны пользоваться  пешеходы, не успевшие закончить переход. Но с другой стороны нужно учитывать психофизиологические особенности детей: такая остановка посередине проезжей части в ситуации, когда с двух сторон мимо ребёнка движется транспорт, может быть очень опасной. Если в каком-нибудь художественном произведении встречается это понятие, мы не заостряем на этом внимание, но сами эту тему в процессе обучения детям не предлагаем. Тем более есть эти «островки безопасности» только в очень крупных городах на многополосных дорогах.

Будьте внимательны при подборе детской художественной литературы по ПДД!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование художественной литературы в обучении дошкольников правилам дорожного движения

Слайд 2

Устаревшие понятия СВЕТОФОР Три цвета есть у светофора. Они понятны для шофера: Красный свет — проезда нет, Желтый — будь готов к пути, А зеленый свет — кати! С. Маршак А пройти по мостовой Нам поможет постовой. Жёлтый свет, когда горит, Он шофёрам говорит… Белые полоски тут Через улицу ведут!

Слайд 3

Устаревшие правила У дороги ты стоишь – Посмотри налево. Если нет машин на ней – Путь продолжи смело. К середине подойди Да направо погляди… Ты налево погляди, Если нет машин – иди. Полдороги перейди – И немножко подожди…

Слайд 4

Устаревшие правила Из автобуса ты вышел, Сзади обходи… Спереди трамвай обходим…

Слайд 5

Устаревшие правила Ярко-жёлтый свет горит, «Приготовься», - говорит. Свет зелёный впереди – Не раздумывай, иди!

Слайд 6

Нарушение правил

Слайд 8

Будьте внимательны при подборе детской художественной литературы по ПДД!