мои публикации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svidetelstvo.pdf | 1.14 МБ |
razvitie_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx | 40.28 КБ |
annotatsiya_na_statyu_stepanovoy_ameridze.docx | 18.61 КБ |
navolochka.docx | 109.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
«Вятский государственный торгово-промышленный техникум»
Развитие творческой деятельности
обучающихся с ОВЗ на
уроках теоретического и производственного обучения
Кирс, 2019
Содержание
Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса.
Продуктивные технологии в производственном обучении.
Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся.
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
Развитие технического творчества учащихся на уроках производственного обучения.
Заключение.
Список используемой литературы.
1. Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Программы урочной и внеучебной работы отличаются высоким уровнем насыщенности содержания, изучением широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.
Выделены следующие формы деятельности:
- индивидуальное обучение по программам творческого развития;
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
- научно-практические конференции и семинары.
Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них:
- групповая дискуссия;
- форум;
- деловая беседа;
- турниры;
- аукцион идей.
2. Продуктивные технологии в производственном обучении.
На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:
- обучение на уровне требований передовой техники производства;
- обучение на основе производительного труда;
- наглядность обучения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- прочность усвоения знаний и навыков.
В условиях рыночной экономики сельскому хозяйству необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.
Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед мастером встают новые задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
- Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
- Актуализируются полученные опыт и знания;
- Каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
- Повышается ответственность за результат коллективной работы;
- Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- Свободная развивающая деятельность;
- Творческий, очень активный характер этой деятельности;
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.
Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Работа над проектом побуждает учащегося к глубокому изучению какой-либо темы курса и освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.
Технология развивающего обучения обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного обучения. Только тогда эти знания помогают развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности.
Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.
Применение развивающего обучения направлено на подготовку учащихся к самообразованию, самоопределению, саморазвитию.
3. Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся.
Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.
Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).
На уроках производственного обучения по специальности «Технология производства швейных изделий» я применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков производственного обучения по специальности «Технология производства швейных изделий» является применение игровых технологий.
Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, на уроках производственного обучения по специальности «Технология швейного производства» по теме «Пошив юбки» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли технолога, мастера цеха, инженера по ТБ, швей. В роли начальника цеха выступает мастер производственного обучения, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.
Работа с опорными конспектами позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.
С целью формирования творческого отношения к труду на уроках производственного обучения по специальности «Водитель автомобиля категории «В» мастера производственного обучения применяет проблемно-развивающие технологии, которые повышают уровень заинтересованности учащихся в профессиональной деятельности. Использование проблемно-производственных заданий способствует прогнозированию производственных ситуаций, отработке умения применять теоретические знания на практике. При проведении уроков производственного обучения большое внимание уделяется эксплуатационным и технологическим регулировкам, техническому обслуживанию, правилам технической эксплуатации, наладке машин и подготовке их к работе.
Основной задачей в производственном обучении водителей является привитие им практических навыков по вождению и техническому обслуживанию транспортных средств, без которых невозможно обеспечить эффективное и безаварийное использование их по назначению. От знаний правил дорожного движения, профессиональной подготовки, опыта и мастерства зависит безопасность на дорогах.
С целью повышения активизации работы с одаренными учащимися созданы индивидуальные программы по вождению тракторов и автомобилей.
Использование проблемного метода на уроках производственного обучения способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, повышает интерес и мотивацию к учению, развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому и прочному усвоению изученного материала.
В целях приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям мастера производственного обучения организуют проведение производственного обучения таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ.
Современные уроки производственного обучения отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, применением ТСО, активных методов обучения, уровнем активизации познавательной деятельности, темпом прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование профессиональных умений и навыков, успешное решение задач воспитания и общего развития учащихся.
Большое практическое значение имеет воспитание в процессе производственного обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим.
4. Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
Процесс развития креативной личности учащегося невозможен без активного, нестандартного мыслящего педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия учащегося, как правило, требует выхода, поэтому одна из задач педагогов – организовать творческую деятельность, которая будет способствовать развитию творческого потенциала учащегося. Главным условием решения данной задачи является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявление творческой активности, т.е. демонстрация образца.
Развитие творческих качеств учащихся тесно связано с ростом и развитием творческих возможностей самого мастера. Именно учащиеся с высоким интеллектом и творческими способностями больше всего нуждаются в «своём» педагоге.
Мастер производственного обучения:
- обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы производственного обучения учебной группой и производственной практики;
- осуществляет тематическое и производственное планирование;
- подготавливает, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.
Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов.
Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.
Важным направлением в работе мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Мастера производственного обучения активно принимают участие в различных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках-ярмарках, проведении предметных недель.
Мастера производственного обучения должны обладают высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть персептивными способностями, культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал, быть заинтересованными в успехах учащихся.
Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе.
При совместной работе мастера производственного обучения и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности: изучение учащихся и формирование ученического коллектива, планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных мероприятий, выработка общей педагогической позиции и единых требований к деятельности учащихся, систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении воспитанников.
Разнообразные формы делового сотрудничества мастера и преподавателя в интересах подготовки квалифицированных специалистов невозможны без их общей педагогической позиции воспитателей, согласованной оценки и единого подхода к учащимся. Положительный опыт совместной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя отражает такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его хорошим специалистом.
Совместная работа преподавателя и мастера позволяет развивать творческие качества личности:
- целеустремленность;
- решительность;
- требовательность;
- независимость;
- энергичность;
- практичность;
- принципиальность;
- коммуникабельность;
- интеллигентность;
- конкурентоспособность.
Не менее важное значение играет высокая степень творческого сотрудничества преподавателя и мастера производственного обучения при проведении недели по специальности.
Целью этого мероприятия является содействие профессиональному становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся.
- Развитие технического творчества учащихся на уроках производственного обучения.
Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа- идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности.
Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.
Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску.
На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех.
Для развития технического творчества учащихся в системе профтехобразования необходимо:
1. Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.
2. Создать материально-техническую базу отвечающую современным
требованиям.
3. Активизировать познавательную активность учащихся.
4. Формировать профессиональные умения и навыки учащихся в период обучения и во внеурочное время.
Заключение
Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и вне учебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.
На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачами современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых учащихся для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств.
Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Конкурентоспособность специалиста это:
Ø компетентность и профессиональная мобильность;
Ø целеустремленность и уверенность в своих силах;
Ø предприимчивость и деловитость;
Ø эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
Список используемой литературы
- Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
- Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
- Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
- Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
- Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
- Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.
- Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994.
- Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
- Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
- ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.__
Статья
«Развитие творческой деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках теоретического и производственного обучения»
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.
Выделены следующие формы деятельности:
- индивидуальное обучение по программам творческого развития;
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:
- обучение на уровне требований передовой техники производства;
- обучение на основе производительного труда;
- наглядность обучения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- прочность усвоения знаний и навыков.
Не менее важное значение играет проведение недели по специальности.
Целью этого мероприятия является содействие профессиональному становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся.
Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску.
На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех.
Для развития технического творчества учащихся в системе профтехобразования необходимо:
1. Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.
2. Создать материально-техническую базу отвечающую современным
требованиям.
3. Активизировать познавательную активность учащихся.
4. Формировать профессиональные умения и навыки учащихся в период обучения и во внеурочное время.
Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачами современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых учащихся для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств.
Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Конкурентоспособность специалиста это:
Ø компетентность и профессиональная мобильность;
Ø целеустремленность и уверенность в своих силах;
Ø предприимчивость и деловитость;
Ø эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
мастер производственного обучения
КОГПОАУ ВТПТ СЮТКИНА
Наталья Аркадьевна
Предварительный просмотр:
КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области"
Кафедра профессионального и технологического образования
АННОТАЦИЯ
к статье СТЕПАНОВОЙ О.А., АМИРИДЗЕ С.П.
«Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер производственного обучения, преподаватель спец дисциплин КОГПОАУ ВТПТ
Сюткина Наталья Аркадьевна
Киров
2018
В статье представлены существующие подходы к организации комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются цели, содержание и варианты институционализации службы комплексного сопровождения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Нацеленность Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», на создание средствами образования условий для формирования личной успешности в обществе диктует необходимость эффективного решения вопросов обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования крайне полиморфной по своему составу социальной группы - лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В силу своей неоднородности данная группа обучающихся нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания профессионального обучения.
Обосновывается идея о том, что чем раньше ребенок с ярко выраженными особенностями сенсорного, двигательного, интеллектуального развития или комплексными проблемами и его семья получат необходимую и достаточную помощь со стороны специалистов (медицинских работников, специальных педагогов, педагогов-психологов и др.), тем большую успешность результатов можно прогнозировать.
Автор приходит к выводу: одним из условий, обеспечивающих академическую, социальную и личностную успешность лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования выступает комплексное -психолого-педагогическое и медико-социальное - сопровождение как органичная составляющая образовательного процесса. Однако, несмотря на важность и актуальность решения данной проблемы, исследователи констатируют серьезные пробелы в ее научной разработке и отсутствие адекватных теоретико-методических подходов к вопросам развития лиц с ОВЗ как субъектов профессионально-образовательной деятельности.
Считаем, что исследование различных аспектов сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ одинаково важно, как для ситуаций, в которых профессиональное обучение осуществляется в гомогенных учебных группах, так и тогда, когда овладение профессией/специальностью организовано в гетерогенных (смешанных по составу - лица с ОВЗ и их сверстники без таких ограничений) учебных группах.
Психолого-педагогическое сопровождение в контексте модернизации российского образования определяется как «особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе» и одновременно - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде. Также авторы ссылаются на выводы С.З. Хайбуллиной, соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань, подчеркивает, что «система функций психолого-педагогического сопровождения адекватна социально-экономическим условиям развития общества в переходный период и способствует формированию адаптационных навыков личности», а к общим универсальным функциям деятельности сопровождающего относятся формирующая, адаптивная, рефлексивная, информационно-коммуникативная и диагностическая. Утверждают что, в современном контексте педагогическое сопровождение рассматривается как «процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы, во времени, в конкретных институтах социума, и направленный на развитие личности ребенка». Оно выступает как «развивающийся и развивающий процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя».
Авторы считают, что основными функциями сопровождения как службы выступают диагностика, информация, консультация, первичная помощь, а вспомогательными - профилактика проблем; социальнопедагогическое проектирование; коррекция; повышение компетентности всех носителей проблемы. Широкомасштабный процесс создания и структурирования специальных служб, обеспечивающих различные виды сопровождения, и оказывающих комплексную помощь нуждающимся, в том числе и субъектам образовательного процесса (ученикам, родителям, преподавателям), начался в последнее десятилетие XX в. Их институциональное закрепление произошло в 1998 г. в результате принятия Правительством РФ постановления «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», регламентирующего работу центров психологомедико-социального сопровождения. Особую роль, по мнению Е.И. Казаковой, Л.М. Шипицыной, службы сопровождения играют при переходе с одного этапа обучения на другой, а также при необходимости выбора коррекционно-развивающих программ и системных изменений в образовательном учреждении.
Авторы выделили следующие наиболее важные характеристики на процесс комплексного педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ
- деятельностная природа сопровождения, предполагающая проявление активности и влияния на сопровождаемое явление;
- его управляемый характер, связанный с некоей заданной оптимальной траекторией, в соответствии с которой обеспечивается развертывание сопровождаемого явления;
- индивидуальный характер (содержательная
адресность, соответствующая сложившимся условиям и особенностям сопровождаемого процесса);
- функционирование в специально созданной среде, задающей оптимальные условия для существования сопровождаемого явления;
- непрерывность реализации, наличие начала и конца сопровождения;
- опора на результаты мониторинга, которые детерминируют наполнение действий по сопровождению.
И подвели итог, что организация службы комплексного (психолого-педагогического и медикосоциального) сопровождения как особой системной деятельности, нацеленной на обеспечение в рамках образовательного процесса условий профессионального обучения, воспитания и развития, адекватных индивидуальным особенностям и потребностям обучающихся с ОВЗ, а также профилактику ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в их физическом, социальном и личностном развитии, позволит расширить доступность и повысить качество образования лиц с ОВЗ в ОУ НСПО.
Предварительный просмотр:
Технологическая последовательность изготовления наволочки
Как сшить наволочку.
- Края раскроенной ткани прострочить швом вподгибку с закрытым срезом с обоих концов.
- Затем сшить боковые швы запошивочным (бельевым) выворотным швом. Для этого выкроенную деталь сложить по форме наволочки, изнаночной стороной вовнутрь. Клапан должен располагаться внутри наволочки. Прострочите боковые швы на расстоянии 0,4 – 0,6 см от края.
- Вывернуть шов лицевыми сторонами вовнутрь, прострочите на расстоянии 0,5 – 0,7 см от края. Таким образом припуск на шов, получившийся в предыдущем шве получается внутри шва, который Вы делаете сейчас.
Удачи в работе!
Технические условия на выполнение
«Запошивочного (бельевого) шва»
При пошиве постельных принадлежностей нам понадобятся три шва, два из них - соединительные - так и называются - бельевые.
Двойной выворотный шов применяется при обтачивании с одновременным соединением деталей пододеяльника и наволочек. Выполняют в два приема. Сначала детали складывают изнаночными сторонами внутрь и обтачивают по краю изделия швом шириной 0,5-0,6 см (рис.1)
Затем изделие выворачивают, выправляя шов внутрь (как показано на рис.2) и прокладывают вторую строчку на ширину 0,7-0,8 см от сгиба.
Технические условия на выполнение
«Запошивочный (бельевой) в замок»
Следующий шов носит название запошивочный или в замок. Применяется в постельном белье в тех случаях, когда необходимо соединить две детали кроя. Например, когда при недостаточной ширине ткани приходится шить простынь и пододеяльник с надставками.
Шов выполняют в два приема. Сначала детали кроя складывают лицевыми сторонами, огибая срез одной детали припуском на шов другой на 06-07 см, и прокладывают машинную строчку на расстоянии 0,5-0,6 см от сгиба (как показано на рис.3)
Технические условия на выполнение
«Шва вподгибку с закрытым срезом»
0,1 – 0,2 см
0,5 см
Для получения шва вподгибку с закрытым срезом срез детали подгибают дважды в сторону изнанки, а затем закрепляют подгибку машинной строчкой.