Самое главное украшение-чистая Совесть!
" В человеке должно быть све красиво: и лицо, м одежда, и душа, и мысли" (А.П.Чехов).
Эта страничка посвящена предметам ОРКСЭ, ОДНКР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_4_klass.docx | 31.97 КБ |
ktp_odnkr5_kl.docx | 30.03 КБ |
ktp_odnkr_6_kl.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики М.: «Русское слово», 2012г.
Курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции
Согласно учебному плану МКОУ «Анненковская СШ» для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 35 часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
*формирование семейных ценностей;
*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
*развитие навыков сотрудничества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
*овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
*умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия..
Познавательные УУД:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Коммуникативные УУД:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы светской этики»
Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 1 час
Введение в предмет – 1 час
Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики – 30 часов
Россия – наша Родина – 2 ч.
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Этика и этикет- 2 ч.
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
Вежливость -2 ч.
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга
Добро и зло- 2 ч.
Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских на- родных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Дружба и порядочность – 2 ч.
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность – 2 ч.
Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов
Гордость и гордыня – 2 ч.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа – 2 ч.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд - 2 ч.
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья - 2 ч.
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия - наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Семейные традиции – 2 ч.
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери - 2 ч.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.
Правила твоей жизни -2 ч.
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с
посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России -2 ч.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.
Защитники Отечества -1 ч.
23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Любовь и уважение к Отечеству – 1 час
Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
Итоговое повторение – 4 часа
Подготовка творческих проектов; презентации творческих проектов
3.Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ урока | Тема урока | Кол - во часов | Дата | |
п/п | план | факт | ||
Раздел I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||
1. | Введение в предмет. | 1 | ||
Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики (30 часов) | ||||
2-3. | Россия – наша Родина. | 2 | ||
4-5. | Этика и этикет. | 2 | ||
6-7. | Вежливость. | 2 | ||
8-9. | Добро и зло. | 2 | ||
10-11. | Дружба и порядочность. | 2 | ||
12-13. | Честность и искренность | 2 | ||
14-15. | Гордость и гордыня. | 2 | ||
16-17. | Обычаи и обряды русского народа. | 2 | ||
18-19. | Терпение и труд. | 2 | ||
20-21. | Семья | 2 | ||
22-23. | Семейные традиции. | 2 | ||
24-25. | Сердце матери. | 2 | ||
26-27. | Правила твоей жизни. | 2 | ||
28-29. | Праздники народов России. | 2 | ||
30. | Защитники Отечества. | 1 | ||
31. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | ||
Итоговое повторение | ||||
32. | Подготовка творческих проектов. | 1 | ||
33-34. | Защита творческих проектов. | 1 | ||
35. | Повторение.Резервный урок | 1 |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (издательство «Русское слово», 2011).Для реализации программного содержания используется учебник М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (М.: «Русское слово», 2012).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Согласно учебному плану МКОУ «Анненковская СШ» для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 35 часов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- осознание ценности человеческой жизни.
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию: приводить примеры из прочитанных текстов, оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный модуль «Основы светской этики»
Введение
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 5 классе.
Тема 1 Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам
государства.
Тема 2 Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3 Совесть
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4 Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5 Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6, Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7 Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8 Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9 Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявления великодушия и расположенности к другим людям. Правила толерантного общения.
Тема 10 Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убеждённость в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных
ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм - высшее проявление мужества.
Тема 11 Равнодушие и жестокость
Проявление жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека- высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12 Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои поступки. Умение осознать свои ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться
Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся с учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращение с просьбой к незнакомым людям в магазине, в транспорте. Формы обращения. Правила обращения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила
беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению
учащихся в школе. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговой урок
3.Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Тема 1 Гражданин России | 2 |
3. | Тема 2 Порядочность | 1 |
4. | Тема 3 Совесть | 2 |
5. | Тема 4 Доверие и доверчивость | 2 |
6. | Тема 5 Милосердие и сострадание | 2 |
7. | Тема 6 Правда и ложь | 1 |
8. | Тема 7 Традиции воспитания | 2 |
9. | Тема 8 Честь и достоинство | 2 |
10. | Тема 9 Терпимость и терпение | 4 |
11. | Тема 10 Мужество | 2 |
12. | Тема 11 Равнодушие и жестокость | 3 |
13. | Тема 12 Самовоспитание | 2 |
14. | Тема 13. Учись учиться | 3 |
15. | Тема 14. Речевой этикет | 2 |
16. | Тема 15. Мои права и обязанности | 2 |
17. | Повторение | 2 |
35 |
тематическое планирование 5 класс
№ п/п | № п/т | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | 1 | Введение в предмет | 1 | ||
2 | 1 | Основные права и обязанности граждан. | 1 | ||
3 | 2 | Государственные символы России. | 1 | ||
4 | 1 | Порядочность | |||
5 | 1 | Совесть | 1 | ||
6 | 2 | Ответственность за свои дела | 1 | ||
7 | 1 | Доверие и доверчивость | |||
8 | 2 | Доверие и доверчивость | |||
9 | 1 | Милосердие и сострадание | 1 | ||
10 | 2 | Милосердие в блокадном Ленинграде | 1 | ||
11 | 1 | Правда и ложь | 1 | ||
12 | 1 | Традиции воспитания | 1 | ||
13 | 2 | Воспитание дворян | 1 | ||
14 | 1 | Честь и достоинство | 1 | ||
15 | 2 | Честь и достоинство Александра Невского | 1 | ||
16 | 2 | Терпимость и терпение | 1 | ||
17 | 1 | Дети разных народов | 1 | ||
18 | 3 | Столовый этикет | 1 | ||
19 | 1 | Повторение и обобщение материала | 1 | ||
20 | 1 | Мужество | 1 | ||
21 | 2 | Мужество наших современников | 1 | ||
22 | 1 | Равнодушие и жестокость | 1 | ||
23 | 2 | Я люблю тебя, жизнь | 1 | ||
24 | 3 | Этикет посещения массовых мероприятий | 1 | ||
25 | 1 | Самовоспитание | 1 | ||
26 | 2 | Воспитание полководца А.Суворова | 1 | ||
27 | 1 | Учись учиться | 1 | ||
28 | 2 | Коллективизм и справедливость | 1 | ||
29 | 3 | Фруктовый этикет | 1 | ||
30 | 1 | Речевой этикет | 1 | ||
31 | 2 | День вежливости | 1 | ||
32 | 1 | Устав школы | 1 | ||
33 | 2 | Этикет народов мира | 1 | ||
34 | 1 | Обобщающее повторение. Творческие работы учащихся. | 1 | ||
35 | 2 | Итоговый урок | 1 |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Методических аспектов преподавания учебного курса «основы светской этики» в 6 классе Л.А.Кулагиной М.Т. (издательство «Министерства образования и науки, УИПКПРО, 2012год). Для реализации программного содержания используются методические рекомендации учебного курса «основы светской этики» (Ульяновск, 2012).
Данные методические разработки рассчитаны на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 12-13 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Согласно учебному плану МКОУ «Анненковская СШ» для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 35 часов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- осознание ценности человеческой жизни.
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию: приводить примеры из прочитанных текстов, оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
- Календарно-тематическое планирование 6класс
№ п/п | № п/т | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Раздел1 Этика-наука о морали- 2 часа | |||||
1 | 1 | Этика. Мораль Нравственность. | 1 | ||
2 | 2 | Быть воспитанным- что это значит | 1 | ||
Раздел2 . Этика в нашей жизни- 6 часов | |||||
3 | 1 | Премудрости дедушки Этикета | 1 | ||
4 | 2 | Речь вести-не лапти плести | 1 | ||
5 | 3 | По одежке встречают | 1 | ||
6 | 4 | Правила поведения в общественных местах | 1 | ||
7 | 5 | За общим столом | 1 | ||
8 | 6 | Культура поведения в школе | 1 | ||
Раздел 3 . Ценности человека в современном мире- 11 часов | |||||
9 | 1 | Любовь и милосердие | 1 | ||
10 | 2 | Гражданином быть обязан. | 1 | ||
11 | 3 | Добротой себя измерь | 1 | ||
12 | 4 | Спешите делать добро | 1 | ||
13 | 5 | Настоящая щедрость | 1 | ||
14 | 6 | Самый строгий судья | 1 | ||
15 | 7 | Это гордое слово «честь» | 1 | ||
16 | 8 | Каковы труды-таковы и плоды | 1 | ||
17 | 9 | Что посеешь, то пожнешь | 1 | ||
18 | 10 | Мужественный поступок | 1 | ||
19 | 11 | Мир вокруг нас | 1 | ||
Раздел 4.Семья-школа нравственности-3 часа | |||||
20 | 1 | Родительский дом-начало начал | 1 | ||
21 | 2 | Главная должность на земле-мама | 1 | ||
22 | 3 | В копилке нашей памяти | 1 | ||
Раздел 5.Учимся общаться друг с другом-5 часов | |||||
23 | 1 | Человек среди людей | 1 | ||
24 | 2 | Взаимопонимание | 1 | ||
25 | 3 | Дружба | 1 | ||
26 | 4 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | ||
27 | 5 | Умение быть собой | 1 | ||
Раздел 6.Измени себя сам-4 часа | |||||
28 | 1 | Стремимся к совершенству | 1 | ||
29 | 2 | Учимся видеть хорошее | 1 | ||
30 | 3 | Целеустремленность | 1 | ||
31 | 4 | Пожелания самому себе | 1 | ||
Презентация творческих проектов-3 часа | |||||
32 | 1 | Презентация творческих проектов | 1 | ||
33 | 2 | Презентация творческих проектов | 1 | ||
34 | 3 | Презентация творческих проектов | 1 | ||
35 | 4 | Итоговый урок | 1 | ||
ИТОГО: | 35 |