Работа с педагогами

Галина Николаевна Шевченко

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«ИКТ в дошкольном образовании»

 C:\Users\дс\Desktop\11780_70ae1cc3b5509a2c039db30d29e8f86f.jpg.jpg

Подготовил:

воспитатель первой  категории

Шевченко Г.Н.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

 «Информационная технология  – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Условия и результаты внедрения ИКТ

 Повышение ИКТ-компетентности педагога

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог  не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

 Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.

 Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.

ИКТ в дошкольном образовании.

 Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:

 - игровая деятельность;

 - создание положительных эмоциональных ситуаций;

 - работа в парах;

  - проблемное обучение.

В начале невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

 

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников

 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

 

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

 

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

 

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

 

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

 

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

 

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

 

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

 

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

 

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

 

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

 

Использование ИКТ на занятиях помогает детям

 - ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

 - овладеть практическими способами работы с информацией,

 - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

 

 Применение ИКТ на занятиях усиливает :

 - положительную мотивацию обучения

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

 

Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

 - Принцип равенства позиций

 - Принцип доверительности

 - Принцип обратной связи

 - Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.

 

 Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

  - на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

 - привлекает большое количество дидактического материала;

 - повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;

 - обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

 

Применение ИКТ:

 - расширяет возможность самостоятельной деятельности;

 - формирует навык исследовательской деятельности;

 - обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

 а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

 

Применение на занятии ИКТ способствует так же:

 - сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний детей; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

 

Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Педагогом используются развивающие методы и приемы:

1.     метод анализа

2.     метод сравнения

3.     метод обобщения

4.     метод классификации

5.     формулировка понятий

6.     внутренний план действий

 

При подготовке к занятиям педагог использует электронные ресурсы учебного назначения:

1.     мультимедийные курсы

2.     презентации к занятиям

3.     логические игры

4.     тестовые оболочки

5.     ресурсы Интернет

6.     электронные энциклопедии.

При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. План проведения занятия включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

 

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

       помогает преодолеть трудности

       создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества в учебном процессе.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА занятиях сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения ребят. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятий– принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование педагогом в ходе занятия мультимедиа презентации.

 

Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ

1.     Владеть основами работы на компьютере.

2.     Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

3.     Владеть основами работы в Интернет.

 

Применение компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности детей дошкольного возраста значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

 

Области применения ИКТ для развития дошкольников.

а) Использование глобальной сети Интернет.

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

        Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

             Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

             Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др.  Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

в) Использование развивающих компьютерных программ.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

∙€€€€€€€€ развитие широкого спектра навыков и представлений,

∙€€€€€€€€ занимательность.

      Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

        Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

г) Использование мультимедийных презентаций.

         Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

          Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

           Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

            Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог.

             Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; 
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

           Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике,  музыке, ознакомлении с окружающим миром  обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

 

            С помощью мультимедийных презентаций  разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес"  и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

           Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

           Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование информационно-коммуникативных технологий  при ознакомлении детей со сказкой»

C:\Users\дс\Desktop\картинки\Без названия (2).jpg

Подготовил:

воспитатель

Шевченко Г.Н.

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Дошкольный возраст - возраст сказки. Близок и мил им язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений, повторений, которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Эффективность любой образовательной деятельности определяется умением рационально применять информационно - коммуникационные технологии (ИКТ, с традиционными средствами обучения. Информационными технологиями обучения называют технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (аудио, видео). Современное образование заставило по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий. Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня, применение информационно - коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно - коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.

Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.

Основная цель работы по данному направлению - выявить и обобщить педагогические условия использования ИКТ, для более эффективного усвоения сказок детьми дошкольного возраста. Данная проблема и цель определяют следующие задачи:

1. Ознакомление детей с миром художественной литературы (сказками, с применением современных ИКТ и традиционных средств обучения.

2. Развитие познавательного интереса у детей к художественной литературе (сказкам, по средствам элементов современных ИКТ.

3. Воспитание у детей избирательного отношение к художественным произведениям.

Новизна педагогической концепции моей работы заключается в применении информационно-коммуникативных технологий,  а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций, прослушивающих устройств (магнитофон, магнитола, телевизионных средств (телевизор, направленных на воспитание нравственности, развитие речи, интереса и познавательной активности, эмоциональной отзывчивости при ознакомлении детей с художественной литературой - сказками.

Признавая, ИКТ – как новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!» Использование информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе требует тщательной организации и подготовки, в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПина.

Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста, я использовала:

- наблюдения за детьми, в различных видах деятельности;

- беседы с детьми;

- дидактические игры (по сказкам);

- чтение детям сказок и рассматривание иллюстраций в книгах.

Сказка сама по себе, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, малыш должен чувствовать. Она так же служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический и творческий опыт народа. Сказку используют врачи, психологи, педагоги. Каждый специалист может найти в сказке тот ресурс, который поможет решать его профессиональные задачи. Каждому возрасту - своя сказка.

Все сказки делятся на:

- коллективные (народные);

- индивидуальные (авторские).

Существуют:

- сказки о животных;

- бытовые сказки;

- волшебные сказки.

Особенности сказки:

• Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения.

• Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.

• Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание, слушание или просмотр.

• Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке.

Остановимся на преимуществах использования информационно- коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Использование ИКТ помогает:

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• расширять познавательный интерес детей;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе каждый педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

• Компьютер

• Мультимедийный проектор

• Музыкальный центр

• Телевизор

• Магнитофон

• Фотоаппарат

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

• Фотографии

• DVD – диски (видеофрагменты: фильмов, сказок, мультфильмов по сказкам)

• Презентации

• Слайды

• Возможно создание коллекции мультфильмов.

Использование интерактивных материалов при ознакомлении детей со сказками:

• в начале для обозначения темы, создавая проблемную ситуацию;

• как информационно-обучающее пособие;

• как сопровождение объяснения воспитателя (презентации; видеофрагменты и т. д.);

• для контроля усвоения материала детьми.

В своей работе я использовала следующие методы приобщения детей к художественной литературе – сказкам:

• Чтение сказок детям.

• Самостоятельное рассматривание детьми книг, иллюстраций.

• Прослушание сказок в аудиозаписи.

• Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций по сказкам.

• Пересказ сказки.

• Художественно – творческая деятельность детей.

• Организация спектаклей по сказкам.

• Свободное общение взрослых с детьми.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности дошкольника. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Сказки, способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Она учит детей слушать и слышать других людей, помогает взрослым найти общий язык с ребенком, подружиться с ним. В процессе ознакомлении детей со сказками происходит воспитание нравственности, развитие речи, формирование интереса и познавательной активности, воспитание эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные навыки:

• активизируем словарь детей через диалоговую речь;

• формируем умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

• обучаем детей навыкам пересказа сказки.

Познавательная активность:

• познание культуры народа (через сказки);

• формирование бережного отношения к культуре.

Нравственные основы:

• развитие стремление детей выражать свое отношение к содержанию сказочного произведения и его героям;

• формирование у детей умения оценивать и анализировать поступки героев сказки: что «хорошо» и что «плохо».

• закрепление в реальной жизни нравственных понятий, ярко представленные в образах героев.

Эмоциональная отзывчивость:

• определение симпатии к сказочным героям, для разграничения добра и зла;

• развитие осознанного чувства радости, удовольствия от встречи со сказкой и ее сказочными героями, появление любимых произведений.

Взаимодействие с родителями

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Знакомство детей с художественной литературой (сказками) дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. Это основа, на которой воспитывается честность, настоящая гражданственность.

 Формы взаимодействия с родителями:

• беседы с родителями;

• анкетирование;

• ознакомление родителей с содержанием работы по использованию ИКТ в детском саду;

• обучение их конкретным приемам и методам работы с ИКТ;

• ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);

• устные журналы и дискуссии с участием воспитателей, медиков, музыкального руководителя;

• организация совместных творческих проектов «Здравствуй, сказка!»;

•оформление наглядной информации для родителей на тему: «Как рассказывать детям сказки».

Вывод. Результативность.

Диагностика показала, что в результате работы по использованию информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей  дошкольного возраста со сказкой, у детей значительно повысился уровень знаний. Применяя ИКТ, в процессе ознакомления детей со сказками при тесном сотрудничестве с родителями, можно добиться позитивных результатов.

Реализуя данную систему работы, по использованию информационно - коммуникационных технологий, при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста со сказкой, я определила следующее:

1. ИКТ даёт возможность использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, повышают эффективность ознакомления дошкольников со сказкой.

2. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и способствуют повышению познавательной активности (высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей).

3. ИКТ обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста (включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная).

4. Происходит реализация личностно-профессионального роста педагога.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность процесса по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы - сказками, позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, решать познавательные и творческие задачи, обеспечивают личностно ориентированный подход.