Учебные материалы
Уроки
Учебные презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: «Число имен прилагательных»
Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».
Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения учебного текста.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.
Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах.
Ход урока
- Организационный момент.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Друг на друга посмотрите,
Посмотрите на гостей,
Улыбнитесь им скорей,
Тихо за парты садитесь,
И за работу беритесь!
- Минутка чистописания
- Откроем тетради, запишем число, классная работа (на доске)
- Выпишите буквосочетания:
ий, ой
ая, яя
- Что вы можете о них сказать? (Это окончания имен прилагательных)
- Давайте вспомним, к какому роду они относятся? ( еще –ый)
- А какие окончания имеют прилагательные ср.рода?
III. Актуализация знаний.
1).-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?
Работа у доски и в тетрадях
-Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.(слайд)
Последний …, тёплое …, зелёная …
Слова для справок: снег, солнышко, трава.
-У прилагательных выделите окончание, укажите род.
-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной, только не хватает первых весенних цветов.(слайд)
2). Повторение об имени прилагательном.
-Ребята, скажите, какую часть речи мы с вами изучаем?
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя прилагательное, будем открывать новые знания. Узнаем что – то новое об этой части речи.
- А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи.
(На доске цветик-семицветик)
Имя прилагательное это:
Самостоятельная часть речи;
Отвечает на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?»;
Обозначает признак предмета;
Украшает нашу речь;
Изменяется по родам;
В предложение является определением.
Изменяется по числам; (отдельно на доске)
IV. Самоопределение к деятельности.
- Разделите имена прилагательные на две группы. По какому признаку вы это сделаете?
пушистый, белые, весёлые, красная, звонкие, спелая, быстрые
-Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам. (слайд)
V. Работа по теме урока.
- Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам.
-Посмотрите на картинку. Что вы видите? (шар), обозначает, сколько предметов? (один), а на другой – (несколько таких же предметов). Составим словосочетания и запишем.
Воздушный шар – воздушные шары.
- Какие части речи вы использовали при записи?
- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?
- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?
- Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.)
Сказка.
- С какой частью речи связано имя прилагательное
- Да! Прилагательные и существительные очень дружны. Вот как об этом рассказывается в одной сказке…
«Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного рода, числа и падежа они не имели, то решили подружиться с существительными. Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным. Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы дружить с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа и падежа. Как говорится: «Вместе – служба, вместе – дружба!»
Покладистый – сговорчивый, уступчивый.
2. Работа по учебнику.
Упр. 135 стр. 78.
- Прочитайте.
- Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?
- Объясните значение слов, данных в задании.
Голубой - цвет.
Голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.
Голубой и темно-голубой (оттенки цветов).
Сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет).
- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?
-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова или Алексея Константиновича Толстого.
-Прочитайте ниже сведения о языке стр. 78.
-Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)
-Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.)
Упр. 136 стр. 78.
- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.
- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?
- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?
- Запишите в тетради два любых словосочетания.
- Прочитайте сведения о языке на стр. 79.
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?(какие?)
- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?(-ые, -ие)
VI. Физминутка.
- Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
VII. Закрепление.
Работа в парах.
-Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.
Пример: День теплый - дни теплые.
Каждой паре раздаются карточки.
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.
Ед.ч. Мн.ч.
Берёза кудрявая ………… какие? ……..
Облако пушистое ………… какие? ……...
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Река быстрая ………… какие? ……..
Пруд мелкий …………. какие?........
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Бабочка красивая ………… какие? …………
Облако белое ………… какие? ………….
Проверка.
Работа в группах (отработка согласования морфологических признаков прилагательных и существительных ).
1 группа.
Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные во множественном числе.
Наступила долгожданный весна. Из-за далекой синей моря прилетели ласточки. И поют они свои веселая песни про чужая края. Птицы начали вить гнезда в саду и соседняя лесу.
2 группа
Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные в единственном числе.
Весной на деревьях появляются зеленая листочки. Сквозь землю пробивается свежий трава. Расцветают первое весенние цветы. Все любят тёплый солнышко.
3 группа
Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных в единственном числе.
Наконец-то пришла весна! Небо сияет яркой голубой цветом. Дует свежее и теплое ветерок. На мокрый земле расцветают белый подснежники.
4 группа
Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных во множественном числе.
Пришла весна. Засветило яркая солнце. На крышах домов тают последний сосульки. По мокрой улицам журчат торопливый ручьи.
VIII. Итог урока.
-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
-Как определить число имен прилагательных?
Алгоритм действий:
- Найти существительное, связанное с прилагательным.
- Определить род и число у существительных.
- Указать род и число у прилагательных по существительному.
-А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно».
- Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? обозначает признаки предмета? (Верно.)
- Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (Неверно.)
- Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (Верно.)
- Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (Верно.)
- Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (Неверно.)
Самопроверка – таблица на доске.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание.
Стр. 79 упр. 137.
XI. Оценки.