Советы воспитателям

Кудрявцева Елена Игоревна

Рекомендации педагогам ДОО по музыкальному развитию и воспитанию детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащаем при помощи музыки образовательный процесс

Примерный музыкальный репертуарнотки.jpg

Утро.

Развиваем дружеские взаимоотношения, способствуем положительному эмоциональному настрою ребенка и родителей.

Репертуар: «От улыбки» (В. Шаинский — М. Пляцков-ский); «Мы — маленькие дети» (Е. Крылатов — Ю. Энтин); «Песенка друзей» (И. Ефремов — И.Токмакова); «Настоящий друг» (Б. Савельев — М. Пляцковский); «Когда мои друзья со мной» (В. Шаинский — М. Пляцковский); «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков — Ю. Энтин) и др.

Организация НОД

Постепенно переключаем внимание детей, даем содержательный сигнал к началу занятия и его завершению.

Репертуар: «Песенка про зарядку» (Г. Гладков — Г. Остер); «Шелковая кисточка» (Ю. Чичков -М. Пляцковский); «Кто же такие птички?» (А. Журбин — Б. Заходер); «Песенка про числа» (В. Высоцкий) и др.

Прогулка

Быстро и весело собираемся на прогулку.

Репертуар: «Какой чудесный день» (А. Флярковский -Е. Карганова); «Какое небо голубое» (А. Рыбников — Б. Окуджава); «Облака» (В. Шаинский - С. Козлов); «Вместе весело шагать» (В. Шаинский - М. Матусовский); «Край, в котором ты живешь» (Г. Гладков — Ю. Энтин) и др.

Тихий час

Успокаиваем детей, готовим ко сну.

Репертуар: «Колыбельная» (В.-А. Моцарт - С. Свириденко); «Колыбельная медведицы» (А. Флярковский — С. Свириденко); «Крошка Вилли-Винки» (М. Карминский — И. Токмакова) и др.

Игра

Обогащаем сюжеты детских игр, создаем эмоционально-комфортную игровую обстановку.

Репертуар: «Песенка Матроскина» (Е. Крылатов — Э.Успенский); «Чебурашка» (В. Шаинский — Э. Успенский); «Чунга-Чанга» (В. Шаинский — Ю. Энтин); «Песенка крокодила Гены» (В. Шаинский — А. Тимофеевский); «Песенка Мамонтенка» (В. Шаинский — Д. Непомнящая); «Ваня-пастушок», «Слониха, слоненок и слон», «Резиновый ежик», «Пони», «Сон-кино» (С. Никитин — Ю. Мориц); «Иван Иваныч Самовар», «Очень вкусный пирог», «Врун», «Бульдог и таксик» (С. Никитин — Д. Хармс); «Мохнатая азбука», «Жираф», «Шавка», «Лев» (С.Никитин — Б.Заходер); «Шел трамвай десятый номер», «Дятлы», «Снег», «Под Новый год» (С. Никитин — С. Михалков) и др.

Обогащаем при помощи музыки предметно - развивающую среду группы

Примерный список мультфильмов и песен, рекомендуемых для самостоятельного прослушивания детьми

 «Кот Леопольд»: «Песня Мышей» (В. Шаинский -М. Пляцковский); «Неприятность эту мы переживем» (В. Шаинский — М. Пляцковский); «Дорожная Леопольда» (В. Шаинский — М. Пляцковский); «Если добрый ты» (В. Шаинский — М. Пляцковский).

«Крокодил Гена»: «Песня Шапокляк» (В. Шаинский -Э. Успенский); «Чебурашка»

(В. Шаинский — Э. Успенский); «Песня крокодила Гены» (В. Шаинский — А.

Тимофеевский); «Голубой вагон» (В. Шаинский — А. Тимофеевский).

«Бременские музыканты»: «Песня атаманши» (Г. Гладков — Ю. Энтин); «Песня

охраны» (Г. Гладков — Ю. Энтин), «Песня друзей» (Г. Гладков — Ю. Энтин).

1241588249_0.jpg

 «Мэри Поппинс, до свиданья!»: «33 коровы» (Н. Олев - М.Дунаевский);

«Брадобрей» (Н. Олев — М. Дунаевский» «Ветер перемен» (Н. Олев — М.

Дунаевский); «Полгода плох погода» (Н.Олев — М.Дунаевский).

«Приключения Буратино»: «Песня черепахи Торт лы» (А. Рыбников — Б.

Окуджава); «Песня кота и лисы» (А.Рыбников — Б.Окуджава); «Бу-ра-ти-но!» (А.

Рыбников — Ю. Энтин) и др.

Тематические центры группы

Опытно - экспериментальный центр

Песни о животных:

«Песня волка» (А. Рыбников — Ю. Михайлов); $ «В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский — Л Носов); & «Лесной олень» (Е. Крылатов — Ю. Энтин); $ «Песня лисы» (М.Айзенберг — И.Якушенко);  «Диалог волка и козлят» (А. Рыбников — Ю. Энтин) и др.

Песни о временах года,

зима — «Три белых коня» (Е. Крылатов — Л.Дербенев);

весна — «Крылатые качели» (Е. Крылатов — Ю. Энтин);

лето — «Песенка о лете» (Е. Крылатов — Ю. Энтин);

осень — «Чему учат в школе» (В. Шаинский — М. Пляцковский) и др.

Речевой центр

Песенный материал рекомендуется подбирать в соответствии с теми произведениями, которые рекомендованы для прочтения детям:

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» «Бу-ра-ти-но!», «Песня Карабаса-Барабаса» А.Рыбников — Б.Окуджава;

 Э.Успенский «Чебурашка» «Чебурашка»  Шаинский — Э.Успенский; «Песня крокодила Гены» В. Шаинский — А. Тимофеевский и др.

1241588309_2.jpg



Предварительный просмотр:

 «Роль воспитателя в развитии 
самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.)

Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера.

«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева.

В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей».

   Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка».     

На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время.

Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)

Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43»

 

Консультация для воспитателей на тему:

«Оборудование музыкальных уголков в соответствии с ФГОС ДО».

                           

  Выполнила:

Музыкальный руководитель

Кудрявцева Елена Игоревна

Муром 2015 год

         Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.  Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно изготовить "пирамидки» и «кубы».

Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инструменты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкальные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

·       с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

·       с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

·       с одним фиксированным звуком (дудки):

·  шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

• куклы-леваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты дтя детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

 •фланелеграф или магнитная доска;

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

•арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и  большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

•портреты композиторов;

•иллюстрации из «Музыкального букваря»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и  др.;

•атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. 



Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема развития творческих качеств ребенка а именно творческих муз.способностей. Их формирование возможно лишь в тесном сотрудничестве педагогов образовательного учреждения. Помочь детям почувствовать силу и красоту воздействия музыки – задача не решимая лишь только в условиях музыкального занятия. Необходимы не только развивающие занятия, но и соответствующие условия в повседневной жизни ребенка в детском саду. Организация, которых под силу только воспитателю группы, при необходимости с помощью музыкального руководителя. В основном, работа воспитателя в музыкальном развитии детей направлена на закрепление навыков и умений, полученных на занятиях. Это может быть использование как новых, так и прослушанных музыкальных произведений при чтении художественной литературы, при беседах о временах года, при проведении занятий по развитию речи.

Особенно ценно, когда музыка, используется на занятиях связанных с искусством, а именно занятия по изодеятельности и художественному слову, сюжетно – ролевые игры таких как «Концерт», «Музыкальная школа», постановки сказок, игры драматургии.

Таким образом интерес к музыкальной деятельности постоянно поддерживается. Самое важное в том, чтобы дети видели заинтересованность самого воспитателя. В том или ином виде музыкальной деятельности.

Следует начать с подготовки к музыкальному занятию. Необходимо чтобы воспитатель сформировал эмоционально – положительную установку к занятию музыкой перед его началом.

Воспитатели должны знать музыкальный репертуар, который будет использоваться на музыкальном занятии, предварительно побеседовав с музыкальным руководителем. Воспитатель должен обладать следующими умениями, согласно педагогическим требованиям:

- эмоционален при исполнении песен, с четкой артикуляцией, правильным певческим дыханием;

- при музыкальных ритмических движениях, танцах, играх воспитатель также должен быть эмоционален, следить за качеством движения и проявлением творчества в передаче образа;

- проявлять активную помощь при перестроениях играх, драматизациях, музицировании детей.

Так воспитатель не только поддерживает интерес к музыкальной деятельности, но и активизирует творческие проявления детей а их ребенок может проявлять в основном в самостоятельной деятельности. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли восполнить свои замыслы. Ребенку могут понадобиться музыкальные инструменты, игрушки – самоделки, а главное слушатель – воспитатель. Иначе желание ребенка, творческий всплеск может угаснуть.

Воспитателю важно помнить, что если он сам полюбит музыку она станет его главным помощником в работе, невидимым психологом, формирующим эстетические, нравственные, творческие качества личности ребенка.

Задачи.

А теперь я озвучу задачи, которые может помочь решить воспитатель по муз развитию детей, а также формы их решения.

1. Исправление, закрепление навыков и умений получаемых на занятиях. (Это закрепление текста песен, движений танца, хороводных, речевых игр.)

2. Расширение муз.представлений, кругозора детей.

Это как прослушивание аудио записей, использованных на муз.занятиях, так и по выбору самого воспитателя. В помощь я предлагаю материалы программы «муз шедевры» с циклом бесед о характере музыки и аудио записями. Ее темы: «Муз жанры» (марш, песня, танец); «Настроение в музыке», «Природа и музыка», «Животные в музыке» и «Сказка в музыке».

Очень интересны детям беседы на тему «Звуки окружающего мира». Воспитатели могут использовать игры со звуком, прослушивание звуков деревянных, металлических, стеклянных, шуршащих, поэкспериментировать с этими звуками. Поиграть в дидактические игры по типу игры: «Шумовые и муз.звуки».

Шум машины во дворе,

Лай собаки в конуре, топот, стук и плеск воды,

Звуки шумовые слышишь ты.

Но ведь есть еще другие:

Угадайте какие?

Музыкальные звуки – пение, звучание муз.инструментов.

Поиграем в игру «Узнай звук по слуху»

Интересный материал по этой теме дает пособие «Звуки окружающего мира» под ред. Тютюнниковой, который я предлагаю использовать воспитателям.

Следующая задача это…

3. Развитие муз.способностей детей. В работе над этой задачей особое место занимают дид. игры:

Игры на развитие звуковысотного слуха. Они необходимы в работе с детьми уже с младшей группы. Такие как «три поросенка», «Мама и детки», «кошка и котята».

На окне сидела кошка

И мяукала немножко

А котенок услыхал

Маме- кошке отвечал.

Затем дети слушают и пропевают звукоподражания либо показывают соответствующую картинку. Вариантов таких игр очень много. В старшем возрасте дети уже самостоятельно могут озвучит высокие и низкие звуки на металлофоне. Это такие задания как: «покажи, как звенит колокольчик висящий на самой высокой ветке елочки, а теперь на нижней»

Кроме дид. игр задачу по развитию звуковысотного слуха помогают решить речевые игры, такие как «Звуки весеннего леса», «Жители нашего двора»(звукоподражания голосов животных и птиц) и другие.

Дидактические игры на развитие тембрового слуха. Это такие как «Угадай на чем играю», «Муз.домик», «Эхо».

Мишка с зайкой прибегали

Нам загадку загадали

Кто играет здесь узнай

Нам скорее отвечай.

Это может быть звучание муз.инструментов, муз. и шумовые звуки, которые дети узнают по слуху.

Игры на развитие чувства ритма

Это такие игры как «Определи по ритму», «Эхо», «Долгие и короткие звуки» здесь вы можете предложить детям прохлопать или простучать ритм вами заданный, либо по схеме.

Ритм.игры с воспитателями.

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат

Строим домик для зайчат (а стучат они вот так_- «ритм»_)

Игры на развитие диатонического слуха

Это следующие игры «Громко-тихо запоем», «Тихие и громкие звоночки», «От пальчика до ладошки», «Гномики и воликаны», «Дирижер» и др.

Игра «К нам гости пришли».

Дети, выбрав вед. «Гостя», приглашают его песенкой. Ведущий то удаляется от детей то приближается, а дети соответственно поют то тише, то громче. Очень важно не допускать крика и напряжения голоса детей.

Игра с воспитателями

Следующие игры на развитие восприятия и усвоения содержания, характера, настроения произведений: «Угадай кто идет», «Песня, танец, марш. », »Узнай произведение», «Выбери схему произведения», «Выбери линию рисующую характер пьесы»и. т.д .

Игра «Линии»

И наконец это игры на развитие творчества в пении и танце: игра «Пропой свое имя», «Придумай мелодию стихотворению» (это могут быть знакомые детям стихи «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку» и др., «Спой колыбельную кукле».

Для активизации танцевально- игрового творчества необходимо включать инсценирование песен, стихов, хороводов, придумывание танцевальных движений. Это могут быть танцевальные импровизации по типу такой, как «Паучки и бабочки», «Танец цветов», «Танец с платком» и др.

Танцевальная импровизация с воспитателями.

Эти и другие игры очень порадуют ваших детей, разнообразят игровую деятельность, а главное дадут позитивные результаты в развитии муз.и творческих способностей детей. Желаю успеха!