Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе

Иванникова Нина Владимировна

Предварительный просмотр:

Памятка

Приемы компрессии текста

Наиболее распространены 3 способа сжатия текста:

  1. исключение подробностей, деталей;
  2. обобщение однородных явлений;
  3. сочетание исключения и обобщения.

  При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

  При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Основные языковые приемы компрессии исходного текста

1.Обобщение (замена):

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения простым;
  • замена прямой речи косвенной.

2. Исключение:

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение одного или нескольких синонимов;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

3. Упрощение (слияние):

  • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи

Синтаксическая компрессия:

сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической ассиметрии (пропуска логических звеньев высказывания).

Памятка

Приемы компрессии текста

Наиболее распространены 3 способа сжатия текста:

  1. исключение подробностей, деталей;
  2. обобщение однородных явлений;
  3. сочетание исключения и обобщения.

  При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

  При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Основные языковые приемы компрессии исходного текста

1.Обобщение (замена):

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения простым;
  • замена прямой речи косвенной.

2. Исключение:

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение одного или нескольких синонимов;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

3. Упрощение (слияние):

  • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи

Синтаксическая компрессия:

сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической ассиметрии (пропуска логических звеньев высказывания).



Предварительный просмотр:

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту ..., в котором говорится о... (или)

В тексте ... поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...


        Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:


1.        
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

        Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

        Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

        Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

2.         Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Это нечто бесценное, важное, необходимое, потому что в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

        В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём пример из текста Розы Госман. Предложения 45-50 показывают нам, что Ленке всё-таки было стыдно за своё поведение, так как в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, будучи характера очень мягкого и мирного, простила Ленку, и они остались замечательными подругами.

        В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мой отец, когда ему было 15 лет, собрался с друзьями на речку порыбачить. Устанавливая удочки, он нечаянно уронил поплавок и, не умея плавать, бросился за ним. Когда ногами он уже не чувствовал дна, то понял, что начал тонуть. К счастью, в то время, когда остальные товарищи ушли в лес за дровами, неподалёку от берега разжигал костёр Гриша. Он, ни минуты не сомневаясь, кинулся на помощь. Мой отец был спасён, и до сегодняшнего дня они с Григорием остаются лучшими друзьями, готовыми помочь друг другу.

        Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что дружба - святое, и очень важно иметь такого друга, который тебя всегда поддержит и не оставит в беде.

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту ..., в котором говорится о... (или)

В тексте ... поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...


        Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:


1.        
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

        Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

        Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

        Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

2.         Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Это нечто бесценное, важное, необходимое, потому что в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

        В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём пример из текста Розы Госман. Предложения 45-50 показывают нам, что Ленке всё-таки было стыдно за своё поведение, так как в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, будучи характера очень мягкого и мирного, простила Ленку, и они остались замечательными подругами.

        В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мой отец, когда ему было 15 лет, собрался с друзьями на речку порыбачить. Устанавливая удочки, он нечаянно уронил поплавок и, не умея плавать, бросился за ним. Когда ногами он уже не чувствовал дна, то понял, что начал тонуть. К счастью, в то время, когда остальные товарищи ушли в лес за дровами, неподалёку от берега разжигал костёр Гриша. Он, ни минуты не сомневаясь, кинулся на помощь. Мой отец был спасён, и до сегодняшнего дня они с Григорием остаются лучшими друзьями, готовыми помочь друг другу.

        Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что дружба - святое, и очень важно иметь такого друга, который тебя всегда поддержит и не оставит в беде.



Предварительный просмотр:

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1. Вступление:

     а) тезис ( высказывание лингвиста),

     б) комментарий ( толкование смысла высказывания лингвиста),

     в) формулирование собственного тезиса.

2. Основная часть:

     а) аргумент №1 и пояснение,

     б) аргумент №2 и пояснение.

3. Вывод (обобщение, итог сказанного).

Тезис — это мысль, которую нужно доказать.

Тезис, аргументы и вывод должны находиться в логической связи друг с другом.

Алгоритм — последовательность действий.

Речевые клише для вступления

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Я (полностью) согласен с …. Не могу не согласиться с …. Я разделяю точку зрения …. Я поддерживаю мнение ….  Безусловно, … . Разумеется, … . Конечно, … . Я  считаю, … . По моему мнению, … . Мне кажется, …. На мой взгляд, … Я думаю, что … , Бесспорно мнение автора о том, что ….  Автор убеждён, что….

Речевые клише для аргументации в основной части

В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий языковое явление …, из … предложения прочитанного мною текста.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.

В качестве примера можно привести предложение … текста.

Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое языковое явление, как …. Это подтверждает вывод о том, что … .

Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста .

В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое языковое явление, как … .

Обратимся к предложенному для анализа тексту. В предложении … автор использует …

Речевые клише для заключения

Исходя из сказанного, ….  Нам удалось доказать, что … . Мы пришли к выводу о том, что… Автор высказывания … безусловно прав. Приведённые примеры доказывают правоту автора высказывания … Таким образом, …  Итак, …  Значит, … Следовательно, …

        Варианты синонимов

Автор — лингвист — учёный — автор высказывания — филолог.

Высказывание — изречение — мысль — суждение — утверждение — мнение — слова.

Утверждал — считал — писал — рассуждал.

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1. Вступление:

     а) тезис ( высказывание лингвиста),

     б) комментарий ( толкование смысла высказывания лингвиста),

     в) формулирование собственного тезиса.

2. Основная часть:

     а) аргумент №1 и пояснение,

     б) аргумент №2 и пояснение.

3. Вывод (обобщение, итог сказанного).

Тезис — это мысль, которую нужно доказать.

Тезис, аргументы и вывод должны находиться в логической связи друг с другом.

Алгоритм — последовательность действий.

Речевые клише для вступления

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Я (полностью) согласен с …. Не могу не согласиться с …. Я разделяю точку зрения …. Я поддерживаю мнение ….  Безусловно, … . Разумеется, … . Конечно, … . Я  считаю, … . По моему мнению, … . Мне кажется, …. На мой взгляд, … Я думаю, что … , Бесспорно мнение автора о том, что ….  Автор убеждён, что….

Речевые клише для аргументации в основной части

В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий языковое явление …, из … предложения прочитанного мною текста.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.

В качестве примера можно привести предложение … текста.

Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое языковое явление, как …. Это подтверждает вывод о том, что … .

Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста .

В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое языковое явление, как … .

Обратимся к предложенному для анализа тексту. В предложении … автор использует …

Речевые клише для заключения

Исходя из сказанного, ….  Нам удалось доказать, что … . Мы пришли к выводу о том, что… Автор высказывания … безусловно прав. Приведённые примеры доказывают правоту автора высказывания … Таким образом, …  Итак, …  Значит, … Следовательно, …

        Варианты синонимов

Автор — лингвист — учёный — автор высказывания — филолог.

Высказывание — изречение — мысль — суждение — утверждение — мнение — слова.

Утверждал — считал — писал — рассуждал.



Предварительный просмотр:

Изложение с творческим заданием для обучающихся с ОВЗ (9 кл)

        Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с собою силой-9мая и 15 сентября. Впрочем, не только в эти дни оно подчас всецело овладевает мною.

        Как-то вечером вскоре после войны в ярко освещенном «Гастрономе» я встретился с матерью Леньки Зайцева. Стоя в очереди, она задумчиво глядела в мою сторону, и не поздороваться с ней я просто не мог. Тогда она присмотрелась и, узнав меня, выронила от неожиданности сумку и вдруг разрыдалась. Я стоял, не в силах двинуться или вымолвить хоть слово.

        В тот вечер я ходил словно пришибленный. И хотя Ленька, как я слышал, погиб в первом же бою, а я пробыл на передовой около трех лет и участвовал во многих боях, я ощущал себя чем-то виноватым и бесконечно должным и этой старой женщине, и всем, кто погиб, и их матерям, отцам, детям и вдовам... С тех пор я стараюсь не попадаться этой женщине на глаза и, завидя ее на улице, обхожу стороной.

        А пятнадцатое сентября – день рождения Петьки Юдина; каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства. Приходят взрослые сорокалетние люди, пьют чай с конфетами, песочным тортом и яблочным пирогом – с тем, что более всего любил Петька. Все делается так, как было и до войны, когда в этой комнате шумел, смеялся и командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом. Во главе стола ставится Петькин стул, его чашка с душистым чаем и тарелка, куда мать старательно накладывает орехи в сахаре, самый большой кусок торта с цукатом и горбушку яблочного пирога. Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во все горло: «Вкуснота-то какая, братцы! Навались!..»

        И перед Петькиными стариками я чувствую себя в долгу; ощущение какой-то неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет меня. В задумчивости я не слышу, о чем говорят; я уже далеко-далеко: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...

(По В.О.Богомолову)

(316слов)

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа В.О.Богомолова «Сердца моего боль». Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое (в объёме не менее 70 слов) или развернутое изложение.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему важно сохранять память о прошедшей войне?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите  в объёме от  200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Беседа по тексту для выявления его особенностей

План содержания (тема, материал, основная мысль).

- Каковы ваши первые впечатления от текста?

- В чём основное намерение автора? ( Рассказать о чувстве вины, которое испытывает он перед близкими людьми своих погибших друзей)

- Какова тема текста? ( Тема памяти о тех, кто отдал жизнь за Родину)

- Какими словами выражена основная мысль? ( В предложении: «… я мысленно вижу всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-то не вернулся)

- В каком стиле написан отрывок?

-Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Боль моей памяти)

План выражения ( построение текста, тип речи, микротемы)

- На сколько частей можно разделить текст? ( На пять частей. Надо опираться на логику построения текста)

- О чём идет речь в первой части? ( о чувствах, которые испытывает автор 9 мая и 15 сентября)

- О чём рассказывает автор дальше? ( Во второй части автор рассказывает о встрече в « Гастрономе» с мамой Лёньки Зайцева, о переживаниях старой женщины)

- О чём пишет автор- рассказчик в 3абзаце? ( о чувстве вины перед матерью своего погибшего друга)

- Каково дальнейшее содержания текста?

( Автор статьи рассказывает о том, как уцелевшие друзья отмечают лень рождения своего бывшего одноклассника Петьки Юдина, убитого под Ростовом-на-Дону, вместе с его постаревшими родителями)

О чём говорится в конце текста?

( Об ощущении вины и неоплатного долга перед родителями погибшего друга и той боли, которую испытывает автор за всю Россию, где в каждой второй семье кто-то не вернулся)

- Итак, мы определили микротемы, количество абзацев, составим план.

План.

  1. Особые дни в моей жизни.
  2. Трудная встреча с матерью Лёньки Зайцева.
  3. Чувство вины и долга перед родными погибших.
  4. Вечер памяти в семье друга.
  5. Боль за всю Россию.

- Когда план составлен, надо выяснить, где в тексте базовая, основная информация, а где второстепенная?

-Помните, что для сжатия теста вы должны использовать известные вам приёмы компрессии (исключение, обобщение, упрощение).

5. Самостоятельная работа учащихся по написанию сжатого изложения.

Вариант сжатого изложения.

        Это чувство я испытываю постоянно, но с особой силой 9 мая и 15 сентября.

        Однажды я в « Гастрономе» встретился с матерью Лёньки Зайцева. Она узнала меня и разрыдалась. А я не в силах был сказать хоть слово.

        В этот вечер я вспоминал о Лёньке. Он погиб в первом же бою. И я, оставшийся в живых после трех лет на передовой, ощущал себя виноватым перед матерью своего друга.

        А 15 сентября родители Петьки Юдина отмечают его день рожденья и приглашают уцелевших друзей. Всё делается так, как было до войны. Чай, конфеты, кусок торта ставят и для Петьки.

        Чувство виноватости перед Петькиными стариками не покидает меня весь вечер. Я думаю о них и обо всей России, где в каждой семье кто-то не вернулся.



Предварительный просмотр:

Структура сочинения

I. Вступление – формулировка темы.
        Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
        Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.

III. Заключение – обобщение ваших мыслей.
        Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.

Часть сочинения

Клише

Вступление

 С давних времён люди задумывались над вопросом …

 Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

 Как следует относиться к …?

 Для чего нужно…?

 (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

 Я считаю, что…

 На мой взгляд, ….

Переход от вступления к основной части

 Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

 Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

 В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Основная часть

Тезис

 Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

 Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

 Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

Аргумент

 Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

 Вспомним произведение (название и ФИО автора) ...

 Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

 Автор повествует о …

 Писатель описывает…

 Писатель рассказывает о …

 В этом произведении в центре стоит…

 Главный герой (героиня) …

Мини-вывод

 Автор считает, что…

 Поэт думает, что…

 Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

 Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …

Переход ко второму литературному примеру

 Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

 Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

 Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

 Таким образом, можно сделать вывод: …

 Подводя итог рассуждениям, я хотел (а) бы сказать…

 Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

 В заключение хочется отметить…

 В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

 Мне бы хотелось верить, что…

 Хотелось бы, чтобы люди задумались…

 Давайте будем….

Пример работы над темой сочинения

Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»

Для начала следует написать план сочинения.

I. Вступление.
        
Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например: Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

II. Основная часть.
        
Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы – «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так:
А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина.
Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина.
В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого.
Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.

III. Заключение.
        
В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам: «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)
«Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)
        
После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения. Источник: легко-егэ.рф



Предварительный просмотр:

Следует выучить средства выразительности речи (задание 7 ОГЭ):

1. Сравнение – Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или  если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем, лед как тающий сахар.

2. Эпитет  - оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок.

3. МЕТАФОРА -  оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. « Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде (букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более).

4. Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит».

5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение  Н-р, море слез.

6. Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть  в калошу» - опозориться, держать вверх ногами» - наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.

7. Просторечные слова — слова разговорного употребления, отличающаяся некоторой грубоватостью. Н-р, болван, вертихвостка.

Следует выучить средства выразительности речи (задание 7 ОГЭ):

1. Сравнение – Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или  если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем, лед как тающий сахар.

2. Эпитет  - оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок.

3. МЕТАФОРА -  оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. « Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде (букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более).

4. Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит».

5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение  Н-р, море слез.

  1. Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть  в калошу» - опозориться, держать вверх ногами» - наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.

  1. Просторечные слова — слова разговорного употребления, отличающаяся некоторой грубоватостью. Н-р, болван, вертихвостка.

Следует выучить средства выразительности речи (задание 7 ОГЭ):

1. Сравнение – Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или  если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем, лед как тающий сахар.

2. Эпитет  - оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок.

3. МЕТАФОРА -  оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. « Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде (букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более).

4. Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит».

5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение  Н-р, море слез.

6. Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть  в калошу» - опозориться, держать вверх ногами» - наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.

7. Просторечные слова — слова разговорного употребления, отличающаяся некоторой грубоватостью. Н-р, болван, вертихвостка.

Следует выучить средства выразительности речи (задание 7 ОГЭ):

1. Сравнение – Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или  если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем, лед как тающий сахар.

2. Эпитет  - оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок.

3. МЕТАФОРА -  оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. « Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде (букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более).

  1. Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит».

5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение  Н-р, море слез.

6. Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть  в калошу» - опозориться, держать вверх ногами» - наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.

7. Просторечные слова — слова разговорного употребления, отличающаяся некоторой грубоватостью. Н-р, болван, вертихвостка.