Статьи

Сухова Светлана Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Сухова Светлана Евгеньевна

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область г.о.г. Кулебаки

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Поэтому своим кредо я считаю высказывание этого замечательного педагога: « Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…".

     Во ФГОС  ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

   Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

    Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

На фоне вышесказанного развитие мелкой моторики рук выступает актуальной проблемой.

       

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор.

Многие учёные занимались проблемами взаимосвязи общей, мелкой и речевой моторики

   Крупнейшие учёные, такие как Павлов, Лурия, Леонтьев пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи ребёнка тонкие движения пальцев рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому стимулируя мелкую моторику, мы стимулируем речевые центры, что в свою очередь активизирует речь.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики утверждают, что процесс развития мелкой моторики у детей, представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний.

Исследователь детской речи Марианелла Максимовна Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения у первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки.

О значимости руки говорится и в народной мудрости: в загадках и пословицах.

Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.

 Задачи достижения поставленной цели:

 

  • Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.
  • Выявить уровень развития мелкой моторики у детей при условии применения нетрадиционных техник лепки.
  • Показать эффективность использования нетрадиционной техники лепки для развития мелкой моторики рук у детей.
  • Создавать условия для развития кинестетических ощущений, развития силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений.

Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ.

Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

- внедрение новых педагогических технологий в работе;

-творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира.

Важным условием  для развития детей  является создание  предметно-развивающей среды

Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

- специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»   (НОД);

-  свободная самостоятельная деятельность детей;

 - образовательная деятельность в семье

В работе использовала следующие педагогические технологии:

 Здоровьесберегающие технологии.

Применяла такие методы как динамические паузы, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж.

Результатом использования технологии проблемного обучения стало повышение интереса детей к учебному процессу, потребности в самостоятельной деятельности, познавательных и творческих способностей.

Личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

Благодаря использованию технологии сотрудничества у детей стали формироваться такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

Технология по созданию портфолио воспитанников.

Но основными в моей работе были игровые технологии. С помощью их я развивала творческие способности детей, развивала речь, память и воображение.

Использовала интеллектуальные игры, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и т. д.

В результате систематического использования игровых технологий, программа на данный момент большинством детей была усвоена на оптимальном уровне.

Повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи:

  • Подготовительный. 

Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; научиться работать на ограниченном пространстве.

  • Основной.

 Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; создавать изображения из большого количества деталей, использовать разные детали для создания образа,  освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

  • Итоговый.

 Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы,  самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Для успешного освоения навыков пластилинографии используются следующие приемы:

Воспроизведение движений в воздухе. 

Совместные (или «пассивные») действия. 

Работа детей на общем фоне. 

Стихи, загадки, вопросы к детям.

Игровая мотивация и педагогическая оценка. 

       

Вся работа с детьми строится согласно перспективному плану. При планировании я опираюсь на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

1. Принцип развивающего обучения.

Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

     Я предоставляю детям  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. 

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В соответствии с этим, научила  детей с различным уровнем творческого развития,  следующим важным умениям:

 - самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

-   принимать самостоятельные и ответственные решения;

- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;

 -  строить с детьми отношения сотрудничества.

5. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

   Своеобразие и диапазон опыта  заключается в   оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии творческих способностей  и формировании мелкой моторики пальцев рук, через нетрадиционную технику рисования – пластилинографию , включая игры и упражнения в различные виды деятельности.

Новизна моего опыта заключается в создании системы работы по использованию пластилиновой живописи в сочетании с другими нетрадиционными техниками рисования, именно в условиях детского сада. Эта система включает в себя методику использования, способы получения новых оттенков и этапы работы в соответствии с возрастными особенностями детей. На каждом этапе ставятся определённые задачи.

Занятия лепкой дают свои результаты. Это видно проводя мониторинг в начале работы, в конце  

В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников

Дети,  стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.   

  Работы  детей  стали  более  интересными,  содержательными,  идея  и  замысел  богаче. А дети обрели  уверенность  в  себе и  начинают   чувствовать  себя   маленькими  творцами.  Возрос 

интерес  к  изобразительной  деятельности,  а  вместе  с  ним  и  желание.

  В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами в детском саду, на собственном сайте и на сайте ДОУ.

       В моей работе мне помогает следующая литература.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. - Ж. «Логопед», №4/2007.

Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками. - Ж. «Логопед». №2/2005.

Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников. - Ж. «Логопед», №1/2007.

Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг. - Ж. «Ребёнок в детском саду», №4-6/2003, №1/2004.

Одинокова Г. Игры с тестом, развитие умения лепить. - Ж. «Дошкольное воспитание», №2/2007.

Список использованных источников

Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.

2.        Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.

3.        Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.

4.        Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.

5.        Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

6.        Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.

7.        Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.

8.        Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ.

Сухова Светлана Евгеньевна

Россия, г.о.г. Кулебаки

e-mail: sukhova_1975@inbox.ru 

Аннотация

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в младшем дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова:

 «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В нашем детском саду, для всех возрастных групп был разработан и реализован долгосрочный образовательный проект «К 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне». Данный образовательный проект мы назвали «Этих дней не смолкнет Слава!».

Основной текст

      Россия - священная наша держава…

Одна ты на свете! Одна ты такая - 

Хранимая Богом родная земля!..

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

                                          (С. Михалков  «Гос. Гимн РФ»)

Еще наши деды и прадеды рассказывали, что с древних времен русские люди воспитывались на патриархальных ценностях, которые воспитывали такие  нравственные качества, как послушание, исполнительность, беспрекословное подчинение воле отца . За много веков в России сформировалась национальная идея, которая лежала в основе единства всего гражданского общества Российской Империи. И все вокруг от мала до велика,  ценили и жили  духовными традициями православной этики, и идеалом ее была не могучая, не богатая, а «Святая Русь».

     В  государственной  программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации »  определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».

Суть- охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Но реализация  патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней.

 В настоящее время нарушается единство культурного и информационного пространства России.    Через использование социальных и национальных факторов подогреваются негативные процессы в духовной сфере, влекущие за собой разрушение исторических, культурных, этических традиций. Утверждается культ индивидуализма, эгоизма и насилия, неверие в способность государства защитить своих граждан; обесцениваются такие понятия как долг, достоинство, честь, верность Отечеству, присяге.  Российскому образованию стремятся привить западные образовательные ценности и технологии, что неизбежно ведет к упадку духовной культуры.  Воспитание культурно-нравственной личности заключается вовсе не в тех ценностях эгоизма, карьеризма и корыстолюбия, которые нам навязывают Западные страны, а в искренней духовности, святости и любви к ближнему. Так зачем же мы так губим себя и наше будущее? Настало время глубоко и серьезно задуматься о путях нравственного развития России и, прежде всего, основах воспитания молодежи.

     Поэтому, выстраивая для страны образ будущего, к которому надлежит стремиться, необходимо исходить из того, что у России свой путь, свои ценности и идеалы. Именно в соответствии с ними веками выстраивались миропонимание, культура и мораль российской нации. Следование этой своей сути, выстраивание в соответствии с ней всей системы общественных, государственных и экономических отношений - вот единственная для нашего Народа возможность создать для себя и своих потомков действительно счастливую жизнь на своей земле. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к памяти предков, к отечественной истории. [1, с. 9 – 104; 2, с.184-192].

Все это является следствием дефицита патриотического и нравственного воспитания , как в социуме так и в семье. Родителям порой не хватает времени и знаний на воспитание своих детей, поэтому совместная деятельность педагогов, детей и родителей  способствует установлению открытых, доверительных, уважительных отношений между взрослыми и детьми,  формированию гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру.

Дошкольное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами то, что составляет  духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Патриот – это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств Родины, чувствует неразрывные корни со своей семьей, отечеством и национальной культурой.

Передать эстафету памяти, показать  подрастающему поколению  величие и самоотверженность подвигов советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

 Поэтому  работа по патриотическому воспитанию должна  проводиться комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на развитие личности высокой социальной активности и гражданской ответственности. Это должна быть отработанная система, а не случайные мероприятия.

 Поэтому в  нашем детском саду ведется дополнительная образовательная деятельность, где  военно-патриотическое воспитание детей является приоритетным направлением.

Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, и основным принципом поведения детей в их в повседневной жизни.

      Для того, чтобы заложить в молодежь правильные и нужные им духовно-нравственные ценности, нужно грамотно организовывать их досуг. Организация досуга создает благоприятные условия для общения, обмена духовными, эмоциональными ценностями, личностными интересами. У подростков наблюдается стремление более глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях.   Какие же формы и методы нужно использовать для формирования гражданских качеств? Какие необходимо проводить мероприятия, чтобы формировать у молодежи патриотические чувства?

     Мы стараемся развивать в наших воспитанниках   понимание того, что духовно-нравственный человек добрый, не причиняющий зла другому; честный и справедливый; любящий и заботливый; трудолюбивый и настойчивый; творящий и оберегающий красоту мира; стремящийся к знаниям и критично мыслящий; смелый и решительный; свободолюбивый и ответственный; самостоятельный и законопослушный; чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой; бережно относящийся к слову, своим речевым поступкам; патриотичный (готовый поступиться своими интересами); толерантный (уважающий других, не похожих на него).

     Наиболее ценный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе мероприятия,  посвященные  Великой   Отечественной  войне. Именно поэтому в нашем детском саду проводятся творческие конкурсы, викторины, познавательные беседы, дискуссии, спортивные соревнования, праздничные мероприятия, просмотры художественных фильмов и презентаций, экскурсии в музей воинской славы, участие в социально-патриотических акциях «Солдатский платок» и «История проходит через дом: Моя неизвестная бабушка»; поздравления ветеранов ВОВ, НОД - открытые занятия, просмотр презентаций, творческая мастерская -  изготовление подарков ветеранам ВОВ; караоке – «Песни военных лет»; тематическая выставка работ «День Победы»; поэтическая страничка -  стихотворения о ВОВ участие в конкурсах, патриотических акциях, литературные гостиные, уроки мужества и другие мероприятия приуроченные к этой знаменательной дате.

      В этом году страна перешла 75 – летний рубеж  со дня начала Великой Отечественной войны, поэтому  нами было принято решение разработать и реализовать проект: «Этих дней не смолкнет Слава!»,  направленный  на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через совместные виды деятельности педагогов, детей, их  родителей, участников и ветеранов ВОВ. Создание данного проекта направлено на работу по воспитанию у молодого поколения чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и подростков  к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75 -летия Победы.     

    Также   ко дню Победы нашего народа в Великой Отечественной войне воспитатели вместе со своими воспитанники выпускают  газеты, которые рассказывают об истории нашего города в те нелегкие годы войны.  Большое значение приобретают эмоциональные переживания ребят в процессе их творческих работ, которые  способствуют формированию нравственности, создают основу для полноценного содержательного общения подростков между собой и со взрослыми,  расширяют  их  познания о мире и обществе.

     Ко дню защитника Отечества (Познавательная беседа с  просмотром презентации «Знакомство с  героями ВОВ. Жуков и Рокоссовский», урок мужества с просмотром презентации «Наша армия сильна, защищает нас  она», оформление стенда «Защитники Отечества», праздничное мероприятие  «День  защитника отечества», конкурс творческих работ «Хочу в армию», поздравление мальчиков, мужчин с Днем защитника Отечества на праздничном мероприятии);

- ко Дню независимости России (просмотр презентации о  государстве «Российская Федерация», рассматривание карты России, беседа о профессиональном празднике «День пограничника», беседа   «День независимости», поэтическая страничка – стихотворения о Родине, конкурс рисунков, посвященный Дню Росси,  разучивание Гимна Российской Федерации);

     Все эти мероприятия раскрывают  историческую  ценность  и роль России в судьбах мира, сохраняя  и развивая  чувства гордости за свою страну; работают  на  воспитание  личности гражданина-патриота, способного встать на защиту  своей Родины.

 Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение и беседа. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: подросток развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить детей и подростков  через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.

Подведя итог своей статьи особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция.

    Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за  город и страну.

Библиографический список

1.  Кузьмин В., Латухина К. Верой и правом // Российская газета. – 2009. – 23 июля.

2.  Миннер В. Воспитание патриотизма // Военные знания. – 2004. - № 4. С. 25-26

3. Павловский И.В. Политика национальных интересов России: вектор развития современной России: монография.

4. Шахматова Н.В. Поколенческая организация современного российского общества: монография / под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат.унта, 2003.

      



Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

Автор: Сухова Светлана Евгеньевна

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область г.о.г. Кулебаки

   В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.

  Наш детский сад уже на протяжении многих лет сотрудничает с семьями воспитанников. Если зайти на сайт нашего детского учреждения, то можно увидеть всю ту работу, которая проводится с целью совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.

  В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

   С самого начала функционирования нашего детского сада, у нас сложились тёплые доверительные отношения с родителями наших воспитанников. И сегодня я хочу поделиться с Вами, какие формы работы с родителями мы практикуем у нас в соответствии с ФГОС в дошкольном образовании.

  В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

  Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт. Взаимодействуя друг с другом, создаются оптимальные условия полноценного развития ребенка.

  Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Поэтому я хочу поделиться с Вами как мы работаем над этой проблемой в нашем ДОУ.

В наше время, где родители хорошо информированы и обладают широким доступом к научно - методической литературе из области педагогики. Но всего этого мало, чтобы воспитать всесторонне-развитую личность. Эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.  Родители испытывают затруднения в воспитании детей, при выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении на практике информации, как правило,  из Интернета.

  Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй.

 Перестраивать что - либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стереотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

1. Традиционные

2. Нетрадиционны

Традиционные:

 коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные.

  • Коллективные: –родительские собрания – круглые столы – конференции – экскурсии по саду – анкетирование – дискуссии

  • Индивидуальные формы:  беседы – консультации – заочные консультации

  • Наглядно-информационные: – видеофильмы – фотовыставки – выставка детских работ – стенды – папки-передвижки

Нетрадиционные

  • нетрадиционные родительские собрания,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  •  совместные праздники,досуги, развлечения, чаепития,
  •  участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  •  организация совместной трудовой деятельности, н
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  •  консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы  и др.
  • Буклеты, листовки, памятники

Перед нами поставлена цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

 Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
  •  объединить усилия для развития и воспитания детей;
  •  приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;

  Для эффективной работы с семьей в новых условиях мы начинаем с анализа социального статуса, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

  Изучение семьи велось  последовательно, системно. Мы проводим анкетирование, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

   Метод анкетирования позволил нам собрать  данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что  позволило учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование мы проводим в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе для решения поставленных задач и  в конце учебного года, чтобы подвести итоги, выявить результативность проделанной работы и наметить новый план работы на год.

 Очень важно в  индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволило нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в   детском саду и дома.      

Проводим консультации, отвечая на вопросы родителей, стремимся при этом дать квалифицированный совет.

  Ведём и наблюдение как метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Мы использую не только наблюдение со стороны, а создаю специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

  • совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.), а так как мы живём на селе и у нас печное отопление, приглашаю родителей ещё и на распилку и расколку дров. У нас свой огород, где мы выращиваем абсолютно все овощи и это тоже с помощью родителей.
  • проводим совместный досуг;
  • занятия с родителями и детьми. Причём даём родителям  возможность побыть воспитателем, родители проводят занятие по различным темам: «Косманавт» . Папа космонавт где он рассказывает о своей профессии, о ее значимости. Далее можно приготовить презентацию , где дети уже наглядно видят во что одет, на чем летает и в чем заключается нелегкий труд космонавтов. Здесь же можно поиграть с детьми в п. игру «Космонавты». Соответственно всё занятие находиться под нашим контролем. После такой формы работы, родители по другому смотрят на работу воспитателя, понимая какой это труд. Дети же гордятся своими родителями.

 Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы преследуем, прежде всего, интересы ребёнка.

Мы условно разделили родителей  на три группы.

Первая группа – это  родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары. Но они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейные работы на конкурсы, подбирают фотографии на выставку, в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа  – это  родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Наша задача как педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, мы активизируем их педагогические умения, вовлекаем в работу детского сада.

Третья группа – это  семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Мы выделяем  из этой родительской группы энергичных мам и пап, которые стали членами родительского комитета и нашими активными помощниками.

 Итак, делая вывод, что  всех этих родителей  объединило одно,  желание видеть своего ребенка в детском саду, где он получит полноценное  развитие, воспитание и обучение. Их тоже интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка и  поделиться опытом с другими родителями.

  Первым и решающим условием положительного взаимодействия стали доверительные отношения между нами педагогами и родителями. У родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Как правило, во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. В таких случаях мы приглашаем родителей для встречи за круглым столом. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

Ведём  коллективную форма работы с родителями - это родительское собрание. Подготовку  к родительскому собранию начинаю задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Предварительно так же готовлюсь к  конкурсам, изготавливаю памятки, приглашения на собрания, оформляю благодарности. Собрания провожу  в форме дискуссий, круглых столов.                      

Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы.

Регулярно проходят конкурсы: «Мамины помошники» ,«Наши защитники Отечества», «Папа может», «Осенние фантазии»  и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои ,интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс.

 Интересно проходят  занятия по работе с крупами,  изготовление аппликаций нетрадиционным способом: «Портрет для папы» тестопластия, всё это можно использовать  в работе с детьми в домашних условиях.

  Родители принимают активное участие во всех праздничных мероприятиях, таких как: Новый год, День  Защитника Отечества, 8 марта, организуем чаепития и многое другое.

  В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях:«Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.

   А также мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители.                           

У них появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного  материала.

В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

У нас есть уголок для родителей.

   В котором содержатся  - материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

  • Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями: «Выставка цветов», «Выставка картин из мелко нарезанных ниток»
  • Информационные листки, которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; поздравляем с днем рождения .
  • Памятки для родителей, на различные темы.
  • Папки–передвижкикоторые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы  с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

  Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

   На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Подводя итог, хочу сказать:

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:  

  • Информировать родителей и общественность с целями дошкольного  образования, о Программе;
  • Обеспечить и создать условия для участия родителей  в образовательной деятельности;
  •  поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  •  вовлечь  семьи в образовательную деятельность;
  • поддерживать образовательную инициативу семьи;    
  • Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде, что мы и пытаемся делать.

Список использованной литературы

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с



Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие детей посредством пластилинографии.

Автор: Сухова Светлана Евгеньевна

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область г.о.г. Кулебаки

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Как свидетельствуют исследования педагогов-практиков, что в первый год обучения детей возникают сложности с овладением письмом у детей со слабо развитой моторикой. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Ручеек творчества”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, т.е. пластилинография.

  • Цель кружка: художественно-эстетическое развитие детей посредством пластилинографии.

Задачи:

  • Знакомство с техникой пластилинографии.
  • Освоение способа создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости, закрепление навыков раскатывания, сплющивания.
  • Стимулирование интереса к экспериментированию в работе; включение в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.
  • Развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений, композиционных навыков.
  • Воспитание интереса к изображаемому предмету средствами худо­жественной литературы.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка..

Основой каждого занятия является пластилинография.

Программа работы нашего кружка является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей,   и составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей  дошкольника

  «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого дети рисуют свои картины, украшая и дополняя их любым бросовым материалом.      

  Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

 Используются различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д.

    Огромное значение имеет цвет пластилина, который передает выразительность предметов, показывает свое многообразие при смешении.

  Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии, развитие интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя детей через игру из пластилина, ребенок начинает фантазировать,  способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта.

   Интересен и увлекателен этот вид творчества, здесь могут показать свои способности не только дети но и родители с удовольствием принимают участие во всех мероприятих и учатся вместе с детьми.   Ведь Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых детей. Систематическое разностороннее просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.

   Ну и в заключении хотелось бы сделать вывод : 

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Он позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

    У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить и работать в коллективе.