Методическое обеспечение образовательного процесса

Кривова Анастасия Алексеевна

Данный материал размещен с целью помощи студентам-практикантам и будущим учителям начальных классов в организации самостоятельной работы младших школьников на уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа младших школьников, включаемая в процессе обучения, это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий.

О необходимости формирования самостоятельности писал еще К.Д. Ушинский, и уже этот педагог исследовал условия формирования данного качества в учебной деятельности.

 Сегодня бесспорным является следующее:

  • повышение степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отыскиванию подобных знаний и действий.
  • формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой обучающиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия.
  • степень самостоятельности обучающихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем.
  • повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.
  • переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера также способствует формированию самостоятельности детей.

Самостоятельная работа применяется на разных этапах урока, причем от учителя требуется максимальная продуманность всех звеньев этой работы, учет и сопоставление ряда педагогических и психологических, а также методических факторов, а именно:

а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

б) специфики материала, подлежащего усвоению;

в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;

г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;

д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.

Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения, в значительной мере будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно, а также активизировать учебную деятельность.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА № 1. (как работать с параграфом учебника)

  1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
  2. Обрати внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
  3. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
  4. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.
  5. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
  6. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
  7. Если тебе необходимо, составь развернутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.
  8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
  9. Подготовь ответы и задания, которые рекомендованы учителем.

ПАМЯТКА № 2. (как составить план)

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Раздели его на отдельные логические части, выдели в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавь части.
  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
  5. Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

ПАМЯТКА № 3. (работа с понятиями)

  1. Пользуясь текстом учебника (справочника) выпиши в тетрадь заданные понятия.
  2. Подчеркни одной чертой термин и двумя чертами – определение. Например: шадуф – устройство для орошения верхних полей в Египте. Помни, что термин отвечает кратко на вопросы кто? что. Помни, что определение разъясняет как? где? для чего?
  3. Составь с каждым понятием по одному предложению.

ПАМЯТКА № 4. (составление конспекта)

  1. Конспект – изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
  2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
  3. Конспектированию предшествует составление плана.
  4. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
  5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.
  6. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
  7. В конспекте можно использовать цитаты.
  8. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях, они помогут в работе.

ПАМЯТКА №5. (подготовка доклада, сообщения)

  1. Уточни тему у учителя.
  2. Подбери литературу в  библиотеке.
  3. Отбери лишь тот материал, который тебе понятен и интересен.
  4. Составь план отобранного текста.
  5. Перепиши текст, подчеркивая то, что трудно запоминается или нужно зачитать( имена, даты и др.) .
  6. Составь 2-3 вопроса для учащихся, чтобы задать их после прослушивания.
  7. На обложке укажи тему доклада, источник информации, свои имя и фамилию, класс.
  8. Подготовь пересказ текста.

ПАМЯТКА № 6. (работа с цитатой)

  1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
  2. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно, точно выражают основные мысли автора.
  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.
  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
  5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания.
  6. Каждая цитата заключается в кавычки.
  7. После цитаты указывается источник, т. е. фамилия автора, название книги, место,  год издания, номер тома и страницы.

ПАМЯТКА № 7. (работа со статистическими данными)

  1. Вид статистических данных (таблица, график, столбиковая или круговая диаграмма).
  2. Какие сведения мы извлечем из этих данных?
  3. В каких единицах измерения приводятся данные?
  4. Какой период времени охватывают статистические данные?
  5. Сравните основные показатели.
  6. Какие выводы и прогнозы можно сделать, исходя из этих данных?

ПАМЯТКА № 8. (сравнение двух фактов)

  1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений).
  2. В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?
  3. Перечисли черты сходства.
  4. Перечисли черты различия.
  5. Сделай выводы.

ПАМЯТКА № 9. (работа с документом)

  1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах изучаемого документа?
  2. Когда был написан или создан документ? Какое значение имеет время написания документа?
  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые события?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
  6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится.


Предварительный просмотр:

                       

Конспект урока по математике

Тема: «Приёмы устных вычислений» (страница 84)

Цель: формирование знаний о приёмах устных вычислений деления и умножения трёхзначных чисел, основанных на свойствах умножения и деления суммы на число.

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать приёмы устных вычислений;
- уметь складывать единицы с единицами, десятки с десятками;
- уметь вычислять.

Личностные:

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

- совершенствование навыков самоконтроля, вычислительных навыков .

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник математики: 3 класс 2 часть: М.И Моро. УМК «Школа Россия», проектор, компьютер, презентация.

Этапы урока

Методы и приёмы


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

Приём: беседа, подводящий диалог

Здравствуйте, ребята!

- Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики.

- Математику, друзья, 
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука – 
Это математика!
 .   

- приветствуют учителя;

- присаживаются;

- слушают;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог, беседа, выделение по заданию

Чтобы начать нам работать и заниматься мы немного посчитаем.

Давайте выполним вычисления

94 : 2
700 : 100
670 : 10
3 • 5
4 • 100
 940 : 2

43 : 10
21 • 3
210 • 3
760 : 2
30 • 5

А сейчас посмотрите выражение?

Посмотрите на следующее выражение:
900:300

Кто догадался, как найти значение этого выражения, используя взаимосвязь умножения и деления?  

- слушают задание;

- Самостоятельно решают;

- слушают задание;

- 300*3=900, значит 900:300=3

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный,

Приём: беседа

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами поговорим?

- Какая тема урока будет?

- Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

- приёмы устных вычислений;

- познакомится с приёмами устных вычислений;

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый

Давайте прочитаем правило, и подтвердим наши выводы.

Сейчас устно выполним задание №1 

Хорошо, молодцы.

А теперь выполним задание №2

Проверяем!

А теперь немного отдохнем!

- слушают учителя;

- запоминают алгоритм;

- выполняют задание;

-

- слушают задание;

- вычисляют письменно с объяснением;

- отдыхают, выполняют физминутку;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический

Приём: беседа

Вычисли:  

Проверяем!

А сейчас решите самостоятельно № 3

Прочитайте задачу.

- выполняют работу;

- работают на дополнительных карточках;

- проверяют;

- слушают учителя;

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный, практический

А сейчас решите самостоятельно задачу № 5

Прочитайте задачу.

Проверим!

- слушают учителя;

- читают задачу;

- мы сможем ответить на вопросы

- проверяют;

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный, практический

Приём: беседа

А сейчас мы немного логически подумаем!

- слушают задание;

- устно выполняют;


VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Метод: словесный

Приём: беседа

Наш урок подошёл к концу. Давайте запишем домашнее задание страница 84 № 4,6

В чём испытывали затруднение?

Ребята, мы достигли цели урока?

За что вы можете себя похвалить?

Дети называют те слова, которые они могут использовать на сегодняшнем уроке
Сегодня на уроке я научился …
было интересно…
было трудно…
 Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое (показываю солнышко). А у вас?
Спасибо за урок!

- ответы детей;

- предположение детей;
- за усердную и старательную работу, за работу в парах и самостоятельно;

- дети улыбаются.