Методическое обеспечение образовательного процесса
Данный материал размещен с целью помощи студентам-практикантам и будущим учителям начальных классов в организации самостоятельной работы младших школьников на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль самостоятельной работы в начальной школе | 15.43 КБ |
Памятка для самостоятельной работы | 24.18 КБ |
Конспект урока с использованием самостоятельной работы | 201.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа младших школьников, включаемая в процессе обучения, это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий.
О необходимости формирования самостоятельности писал еще К.Д. Ушинский, и уже этот педагог исследовал условия формирования данного качества в учебной деятельности.
Сегодня бесспорным является следующее:
- повышение степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отыскиванию подобных знаний и действий.
- формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой обучающиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия.
- степень самостоятельности обучающихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем.
- повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.
- переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера также способствует формированию самостоятельности детей.
Самостоятельная работа применяется на разных этапах урока, причем от учителя требуется максимальная продуманность всех звеньев этой работы, учет и сопоставление ряда педагогических и психологических, а также методических факторов, а именно:
а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
б) специфики материала, подлежащего усвоению;
в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;
г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;
д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.
Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения, в значительной мере будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно, а также активизировать учебную деятельность.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА № 1. (как работать с параграфом учебника)
- Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
- Обрати внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
- Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
- Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.
- Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
- Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
- Если тебе необходимо, составь развернутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.
- Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
- Подготовь ответы и задания, которые рекомендованы учителем.
ПАМЯТКА № 2. (как составить план)
- Внимательно прочитай текст.
- Раздели его на отдельные логические части, выдели в каждой из них главную мысль.
- Озаглавь части.
- В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
- Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
ПАМЯТКА № 3. (работа с понятиями)
- Пользуясь текстом учебника (справочника) выпиши в тетрадь заданные понятия.
- Подчеркни одной чертой термин и двумя чертами – определение. Например: шадуф – устройство для орошения верхних полей в Египте. Помни, что термин отвечает кратко на вопросы кто? что. Помни, что определение разъясняет как? где? для чего?
- Составь с каждым понятием по одному предложению.
ПАМЯТКА № 4. (составление конспекта)
- Конспект – изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
- Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
- Конспектированию предшествует составление плана.
- В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
- Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.
- Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
- В конспекте можно использовать цитаты.
- При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях, они помогут в работе.
ПАМЯТКА №5. (подготовка доклада, сообщения)
- Уточни тему у учителя.
- Подбери литературу в библиотеке.
- Отбери лишь тот материал, который тебе понятен и интересен.
- Составь план отобранного текста.
- Перепиши текст, подчеркивая то, что трудно запоминается или нужно зачитать( имена, даты и др.) .
- Составь 2-3 вопроса для учащихся, чтобы задать их после прослушивания.
- На обложке укажи тему доклада, источник информации, свои имя и фамилию, класс.
- Подготовь пересказ текста.
ПАМЯТКА № 6. (работа с цитатой)
- Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
- Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно, точно выражают основные мысли автора.
- Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.
- Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
- Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания.
- Каждая цитата заключается в кавычки.
- После цитаты указывается источник, т. е. фамилия автора, название книги, место, год издания, номер тома и страницы.
ПАМЯТКА № 7. (работа со статистическими данными)
- Вид статистических данных (таблица, график, столбиковая или круговая диаграмма).
- Какие сведения мы извлечем из этих данных?
- В каких единицах измерения приводятся данные?
- Какой период времени охватывают статистические данные?
- Сравните основные показатели.
- Какие выводы и прогнозы можно сделать, исходя из этих данных?
ПАМЯТКА № 8. (сравнение двух фактов)
- Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений).
- В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?
- Перечисли черты сходства.
- Перечисли черты различия.
- Сделай выводы.
ПАМЯТКА № 9. (работа с документом)
- Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах изучаемого документа?
- Когда был написан или создан документ? Какое значение имеет время написания документа?
- Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые события?
- Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
- Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
- Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
Тема: «Приёмы устных вычислений» (страница 84)
Цель: формирование знаний о приёмах устных вычислений деления и умножения трёхзначных чисел, основанных на свойствах умножения и деления суммы на число.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать приёмы устных вычислений;
- уметь складывать единицы с единицами, десятки с десятками;
- уметь вычислять.
Личностные:
- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.
- совершенствование навыков самоконтроля, вычислительных навыков .
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Учебник математики: 3 класс 2 часть: М.И Моро. УМК «Школа Россия», проектор, компьютер, презентация.