Педагогическая копилка
Проекты, презентации, консультации, памятки, дидактические пособия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_logoritmike.docx | 251.3 КБ |
vmeste_s_malyshom.docx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 161»
Познавательно – речевой проект
по
музыкальной логоритмике
Автор:
Музыкальный руководитель
Романова Н.Н.
Оренбург - 2019
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Паспорт проекта
Вид проекта – познавательно - речевой
Продолжительность проекта: долгосрочный. Один год 2018 – 2019г.
Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: речевое, художественно – эстетическое развитие.
Актуальность проекта: Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.
Поэтому я решила разработать проект «Говорушки».
Актуальность проекта определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. А восприятия музыки формирует положительный эмоциональный настрой. Через движение ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает полученные знания.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей
Цель проекта: преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально - логоритмических игр и упражнений.
Задачи:
- развивать чувство ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать фонематическое восприятие и фонематическое представление,
слуховое внимание, расширять лексический запас;
- учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.);
- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий; созданию условий для совместной деятельности и формированию уважительного отношения к сообществу детей и взрослых;
Сетевая паутинка проекта
Планируемый результат:
- сформировать правильное речевое и физиологическое дыхание, правильно артикулировать звуки речи, знания по лексическим темам, умения выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;
- способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;
- свободно ориентироваться в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- сформировать готовность к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
-В результате реализации данного проекта ребенок является полноценным участником образовательных отношений, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
-Усовершенствовался навык ведения диалога, расширилось развитие и формирование познавательного интереса. Выработался навык творчески исполнять роли, импровизировать в играх. Умеет выполнять упражнения под музыку, развиты пластичность, выразительность, плавность и ритмичность движений детей.
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- информирование о результатах деятельности проекта (мастер-класс, фотоотчет, используя интернетресурсы);
- открытые занятия.
План мероприятий по реализации проекта.
I этап Предварительный
- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей;
- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию связной речи через логоритмические упражнения, музыкальные игры и упражнения;
- познакомить с планированием проекта воспитателя старшей группы;
- разработать конструкты занятий с элементами логоритмики;
Сроки реализации: сентябрь 2018
Планируемые результаты:
- Составление плана работы;
- педагоги ознакомлены с системой работы проекта по логоритмике.
II этап Основной, творческий
- выработать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки;
- развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;
- выработать правильное речевое дыхание;
- улучшать фонематический слух с помощью упражнений, попевок на развитие диатонического слуха.
- развить общую и артикуляционную моторику.
Сроки реализации: октябрь 2018 - апрель 2019
Целевые ориентиры на этапе завершения проекта:
- ребенок, при помощи логогимнастики, владеет правильным речевым дыханием и имеет длительный ротовой выдох, закреплен навык мягкого голосоведения;
- у ребенка выработаны двигательные навыки, проведена взаимосвязь речи и движения;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может построить речевое высказывание в ситуации общения;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими, слушая музыкальное сопровождение, развит ритмический слух.
III этап - Итоговый
Задачи:
- обобщить результаты деятельности по теме проекта;
- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
- подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями муниципалитета – мастер-класс с участниками проекта (логопедом, педагогами, музыкальным руководителем, выступление на МО ДОУ.
Сроки реализации: май 2019
Планируемые результаты:
- сформировано умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику;
- закреплено умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «всех вместе»;
- выработано умение красиво танцевать, правильно выполнять движения танца, слушая музыкальное сопровождение;
- отработано единство речи, мимики, жестов, выразительных речевых средств в игре;
- подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Продукты проекта:
Картотеки:
- Пальчиковые игры
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Мимические гимнастики
- Артикуляционные гимнастики
- Дыхательные гимнастики
- Картинки с трудными звуками
- Дыхательно – голосовые упражнения
- Игры для развития мелкой моторики
- Игры на развитие внимания, памяти, воображения
- Игры на формирование правильного звукопроизношения
- Игры с мячом «Мяч и речь»
- Игры на развитие словаря
- Игры по формированию грамматического строя речи
- Игры на речевое дыхание
- Игры на расслабление
- Игры на развитие голоса
- «Развиваем речь играя»
- Картотека картинок к занятиям
- Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
- Скороговорки
- Упражнения по лексическим темам
- Упражнения с массажным мячом
- Физминутки
- Упражнения по преодолению гиперсаливации
- Собрана фонотека произведений классической музыки, как современных авторов так и зарубежных
- Подборка музыки для релаксации, логоритмических упражнений, танцевальная
- Детские песни
- Картотека музыкальных игр
Список литературы:
1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет». (Творческий центр «Сфера» 2010 г.)
2. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2006. г.)
3. М. Ю. Картушина. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2004 г.)
4. Кисловская И. А. «Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально - логоритмические занятия»;
5. Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. Пермь: ПКИПКРО, 2009.
6. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М., ВЛАДОС, 2002
7. Журнал «Музыкальная палитра»
8. Журнал «Музыкальный руководитель»