Дидактические игры.

Ловецкая Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 161»

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы.

Кубики-мякиши "Умная математика", 10 шт — купить в интернет-магазине OZON с  быстрой доставкой

Воспитатель: Ловецкая С.В.

«Веселые матрешки"

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша,  я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель.    Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться.

"Справа как слева"

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание.

Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

"Игра с обручем"

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Содержание.

Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

"Широкое - узкое"

Цель: продолжить  формировать представление «широкое - узкое».

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

"Какие бывают фигуры"

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре о уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

"Кому какая форма"

Вариант . № 1.

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обрести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы да другой - мишке». Воспитатель наблюдает, как дети выполняют заданием, в случае затруднения, предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой.

Вариант 2.

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание. Аналогично варианту № 1.

"Соберем бусы"

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

"Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур.

"Соберем бусы"

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью

" У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.

"Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

"Наш день"

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной:

        Кукла Валя хочет спать.

        Уложу ее в кровать.

        Принесу ей одеяло,

        Чтоб быстрее засыпала

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.

"Составь предмет"

 Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование. На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.

Ход игры. Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки.

Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.

"Украсим коврик"

Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Оборудование. На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат

У каждого из детей три разные геометрические фигуры.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике).

После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форм). Педагог уточняет: «какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т. д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Воспитатель задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика - треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг». И т. д.

"Узнай и запомни"

Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.

По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).

"Возьми столько же"

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Оборудование. У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали натри равные части.

В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5), наборы геометрических фигур и счетных палочек. Силуэты домов, расположенные в разных частях комнаты (количество окон от 1 до 5).

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Воспитатель спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети подбирают карточки с соответствующим количеством изображений, раскладывают их в правой части таблицы.

Воспитатель предлагает взять карточки, подойти к домикам и распределить карточки в соответствии с количеством окон (найти домик, у которого столько же окон, сколько предметов на карточке).

"Нарядные зверюшки"

Цель: формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются местами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

Украсим платок

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование, «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?»

После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает). В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

"Назови свой автобус"

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером, Содержание.

Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Мишка спрятался»

Цель: развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

Оборудование. Игрушка мишка

Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается возле отдельных предметов: «Вот шкаф. Он большой, мишка, наверное, не залезет. Это полка, в ней много книг мишке будет тесно». Наконец находит подходящее место - обязательно открытое, расположенное на уровне глаз ребенка Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти игрушку. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он помогает вспомнить, куда они шли, чтобы спрягать мишку, просит снова вспомнить этот путь.

При повторном проведении игры мишку прячут в другое место и комнату обходят по другой стороне. Можно также сменить и игрушку.

Когда дети научаться быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание - спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз, В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Во время поиска игрушки, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).

"Ежик"

Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики.

"Ищи и находи"

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки paзной формы.

Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

"Картина"

Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

Оборудование. Большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносики, клей, кисточки, клееночки, тряпочки по количеству детей.

Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ).

По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой стороны. На дереве сидит птица».

Куда идет зайка?"

Цель: Закреплять знание названия форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по ее названию, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.

Оборудование. Три небольших кубика, на гранях даны изображения геометрических форм (на одном - треугольники и круги; на другом - треугольники, овалы, крути и прямоугольники; на третьем - круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, шестигранник), три картонных листа с изображением схемы пути, где ориентирами служат геометрические формы, пластмассовая фигурка зайчика (мишки, собачки и т. п. ).

1-й лист. Внизу - начальный пункт движения, от которого вправо и влево отходят два пути. На равном расстоянии от начальной точки находятся ориентиры, с одной стороны - круг, с другой - треугольник. На следующей точке ориентиры меняются: там, где был треугольник, становится круг, и наоборот. Эти ориентиры расположены около конечной цели. В конце одного пути дано изображение детского сада, другого -изображение зайкиной избушки.2-й лист. Изображение построено по тому же типу, но в одном месте каждая линия пути раздваивается. Таким образом, в конце пути оказывается уже не два пункта назначения, а четыре: детский сад, зайкина избушка, дерево, елочка

3-й лист. Та же схема пути, как и на втором листе, но в качестве ориентиров используются все шесть форм.

По мере усвоения игры, когда дети научаться последовательно проходить путь по ориентирам и правильно соотносить форму на игровом кубике с формой на листе, можно сделать новый кубик, наклеив на него другие формы, например, трапецию и т. д. Можно изменить изображение на листе - сделать три дорожки и т. д.Педагог играет: вместе с детьми. Он показывает 1-й лист и говорит: «Зайку можно провести к домику или в детский сад. К домику он пройдет по этой дорожке. Посмотрите внимательно! На ней расположены формы: сначала вот такая - круг, потом - треугольник. В детский сад зайка пойдет по этой дорожке. Здесь сначала находятся треугольник, потом - круг. Если зайка придет домой, он поиграет на бубне, а если в детский сад - попляшет с детьми. Дорогу нам покажет вот этот кубик». Педагог бросает кубик, смотрит, какая наверху форма, и дает посмотреть детям. Ставит фигурку зайчика в начало пути и ведет его к той форме, которая выпала на кубике. Если это круг - ведет налево, проводит по дорожке, обращая внимание, что нужно искать близлежащую форму, нельзя перескакивать. Потом бросает кубик второй раз. Если снова выпадает круг, зайке придется стоять на месте. А если выпадает треугольник, он продолжает путь и проходит по дорожке к домику. Зайка радуется, благодарит, берет бубен, играет. В том случае, когда зайка проходит в детский сад, он приглашает всех детей поплясать с ним. При повторном проведении игры фигуркой действует ребенок.

"Собери ягодки"

Цель: различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой. Умение сравнивать предметы контрастных размеров. Развитие памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения.

Материал: Вини-Пух, карточки с двумя полосками, корзина, счетный материал, карандаши, тетради, карты-таблицы.

Содержание. Вини-Пух приходит с корзиной, имитирует сбор ,ягод и говорит при этом:: - «Одну ягодку беру, На вторую смотрю, Третью примечаю,

А четвертая мерещится.». Вини-Пух здоровается с детьми, хочет с ними поиграть.. Вини-Пух на каждый зеленый листик накладывает красную ягодку, но при этом иногда ошибается. Дети исправляют его ошибки. Затем воспитатель снимает каждую ягодку с листика и кладет ни нижнюю полоску под листик; обращает внимание детей на расположение и соотношение ягод и листиков, их количество.

"Помоги цыплятам"

Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Содержание. Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать.

Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. Воспитатель читает стихотворение:

Речку переплыли ровно в полминутки

Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,

                           Цыпленок на утенке,

                           а курица на утке.

"Собери фигуру"

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

"Расскажи про свой узор"

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание.

По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

"Стань на место"

Цель:  упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание.

Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

"Где фигура?"

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание.

Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

"Части суток"

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание.

Воспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из - какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

"Сделай столько же движений"

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Содержание.

Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

Сложи дощечки"

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание.

Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы  детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

"Дорисуй"

Задания: Дорисовать на каждой веточке столько смородинок, чтобы их стало поровну-

по 5. Нарисовать по 5маленьких и 5 больших смородинок в квадрате и круге. Сосчитать сравнить. Объяснить, почему вы догадались, что смородинок в квадрате я круге поровну? и т. д.

"День и ночь"

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Содержание.

Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а воспитатель подает сигнал.

Вариант №2.

Перед подачей сигнала воспитатель предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.

Ведущий игрок - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

 



Предварительный просмотр:

   

 

История пуговицы — История вещей

Эти игры сделаны из вполне доступного материала - пуговиц. Наглядное пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, направленно на развитие мелкой моторики, зрительной памяти и внимания.

                              "Запомни и повтори"
 Эта игра поможет развить внимание, память.
 Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

C:\Users\Admin\Desktop\изображение_viber_2021-01-24_13-43-11.jpg

«Поменяем местами»

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Ход

Пуговицы разложены на столе в 2-3 ряда. Вначале ребенок произвольно меняет местами две любые пуговицы. Усложнение: меняет местами пуговицы, которые указывает ведущий. Например: «Поменяй местами большую круглую красную пуговицу в первом ряду и маленькую квадратную голубую во втором ряду двумя руками одновременно».

«Поезд из пуговиц»

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход

Предложите ребенку отобрать самые большие пуговицы и выложили их в ряд. Это будет поезд, где каждая пуговичка - вагончик. Потом предложите собрать самые маленькие пуговички по такому же принципу. Потом предложите выложить «поезд» из пуговиц одинакового цвета. В большие пуговички - вагоны можно посадить маленькие пуговицы, которые будут пассажирами. Для того, чтобы поезд поехал можно предложить такую игру: последнюю пуговичку ставили вперед, и так все последующие. Получился эффект движения поезда.

«Волшебные дорожки»

Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление основных цветов. Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Для игры сделаны карточки с разноцветными кружками. На некоторых последовательность выбрана произвольно, а на некоторых цвета чередуются, повторяются. Также для игры подобраны пуговицы того цвета, который встречается в игре.

Игра предназначена детям 4 - 7 лет, количество игроков - до 6 человек.

Ход.

1. Детям раздаются карточки с образцами и пуговицы.

Задание: выложить цветные дорожки по образцу.

2. Предлагается играющим (3-4 ребенка) по одной карточке.

Задание: кто быстрее выложит свою дорожку по памяти с опорой на образец

C:\Users\Admin\Desktop\изображение_viber_2021-01-24_14-25-15.jpg

«Необычное нанизывание»

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Ход

Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы, возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

«Продолжи закономерность»

Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики.

Ход

Можно предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности. Например, большая - маленькая, большая - маленькая и т. д., либо красная - синяя, красная - синяя и т. д., либо красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая, либо одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т. п., в зависимости от того, какие пуговицы вы подготовили для игры.

«Выложи узор»

Цель: Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.

Ход.

1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.

2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

C:\Users\Admin\Desktop\изображение_viber_2021-01-24_15-34-31.jpg

«Картинки из пуговиц»

Цель: Развитие творческих способностей и образного мышления

Ход

Предложите детям выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

«Пирамида»

Задача: построить пирамиду из пуговиц, чтобы выиграть в этой игре, нужно быть очень аккуратным.

Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть.

Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

«Шнуровка»

Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.

Ход

Каждому игроку выдается нитка (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая.

Воспитатель хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 161»

Театрализованные игры

для детей подготовительной группы.

Картинки по театрализованной деятельности в детском саду

Игры на мышечное напряжение и расслабление

Кактус и ива

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

Буратино и Пьеро

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

Снеговик

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

Гипнотизер

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

Игра: «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3. Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5. Как падает снежинка.

6. Как ходит тишина.

7. Как скачет солнечный зайчик.

8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12. Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17. Пчела на цветке.

18. Обиженный щенок.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22. Невеста на свадьбе. Жених.

23. Бабочка порхает с цветка

на цветок.

24. Зуб болит.

25. Принцесса капризная, величественная.

26. Бабушка старенькая, хромает.

27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

29. Сосулька.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32. Я не знаю.

33. Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

34. Я — страшная гиена, Я — гневная гиена.

От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.

35. Пожарить глазунью. Съесть.

36. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

— Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.

Игры - этюды:

Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.  

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4. Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду —

Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9. Жадный пес     Дров принес,

Воды наносил,     Тесто замесил,

Пирогов напек,     Спрятал в уголок

И съел сам.           Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом           Под развесистым кустом

И доволен был косой:                   — Крыша есть над головой! —

А настала осень,                             Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,            Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:            — Никудышный этот дом!

15. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

16. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

— Как быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

17. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ

, Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Игры на развитие выразительной мимики.

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок          И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,                      Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:            — В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

Превращение предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Превращение комнаты

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

Превращение детей

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

День рождения

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

Не ошибись

Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

Как живешь?

Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

Педагог Дети

— Как живешь? — Вот так! С настроением показать  большой палец.               — А плывешь? — Вот так! Любым стилем.                                                        — Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.                                                                                                                             — Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.                           — Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.                  — Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.                                                    — Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.                                                       — А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

Одно и то же по-разному

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Угадай, что я делаю

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Что слышишь?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Запомни фотографию

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

Кто во что одет?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».                                                                                                                         Для мальчиков:                                                                                                                     В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?                                                                                                                    Для девочек:                                                                      Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?                                                                                            Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Игры-драматизации: 

1. Игра-драматизация «Дунюшка» 
Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её. 
«Дунюшка» 
Дунюшка, вставай, уже день занимается. 
Пусть занимается, у него до вечера много дел. 
Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. 
Пусть всходит, ему далеко бежать. 
Вставай, Дунюшка, уже каша готова. 
Матушка, да я уже за столом сижу! 
Ход игры. 
Дети распределяют роли и инсценируют потешку .(Действующие лица – мама и дочка): 
Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается». 
Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел». 
Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. 
Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать. 
Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова. 
Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу! 

2. Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни». 
Песенку «Идёт кисонька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её. 
«Идёт кисонька из кухни». 
Идёт кисонька из кухни, 
У ней глазоньки опухли. 
О чем, кисонька, ты плачешь? 
Повар пеночку слизал 
И на кисоньку сказал… 
Ход игры. 
Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы. 
Дети читают стихи: 
Идёт кисонька из кухни, 
У ней глазоньки опухли. 
О чем, кисонька, ты плачешь? 
Киска: (останавливается и плача отвечает детям): 
Повар пеночку слизал 
И на кисоньку сказал… 
Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными. 
3. Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер) 
Дети сидят полукругом. Педагог читает детям отрывок из «Полезных советов» Г.Остера , затем дети заучивают его: 
Если вас зовут за столик, 
Гордо прячьтесь под диван, 
И лежите там тихонько, 
Чтоб не сразу вас нашли. 
А когда из-под дивана 
Будут за ноги тащить, 
Вырывайтесь и кусайтесь, 
Не сдавайтесь без борьбы. 
Сесть старайся рядом с тортом, 
В разговоры не вступай: 
Ты во время разговора 
Вдвое меньше съешь конфет. 
Если вдруг дадут орехи, 
Сыпь их бережно в карман, 
Но не прячь туда варенье - 
Трудно будет вынимать. 
Ход игры. 
Педагог: Ребята давайте разыграем смешные истории , дети вместе с педагогом распределяют роли Вреднули, Жаднули и Пачкули . 
Вреднуля: 
Если руки за обедом 
Вы испачкали салатом, 
И стесняетесь о скатерть 
Пальцы вытереть свои, 
Опустите незаметно 
Их под стол, и там спокойно 
Вытирайте ваши руки 
Об соседские штаны. 
Жаднуля: 
Сесть старайся рядом с тортом, 
В разговоры не вступай: 
Ты во время разговора 
Вдвое меньше съешь конфет. 
Если вдруг дадут орехи, 
Сыпь их бережно в карман, 
Но не прячь туда варенье - 
Трудно будет вынимать. 
Пачкуля: 
Если руки за обедом 
Вы испачкали салатом, 
И стесняетесь о скатерть 
Пальцы вытереть свои, 
Опустите незаметно 
Их под стол, и там спокойно 
Вытирайте ваши руки 
Об соседские штаны.

4.Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер). 
Прочитать детям сказку «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер): 
Щенок пришёл к котёнку на чердак и принёс котлету. 
— Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, — попросил щенок. — Я 
немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её. 
— Ладно, — согласился котёнок Гав. 
Котёнок остался сторожить котлету. На всякий случай, он накрыл котлету коробкой из-под торта. 
И тут прилетела муха. Пришлось её прогнать. 
Кот, который отдыхал на крыше, вдруг почуял очень знакомый и вкусный 
запах. 
— Так вот откуда пахнет котлетами... — сказал кот и просунул в щель 
когтистую лапу. 
«Ой! — подумал котёнок Гав. — Котлету надо спасать...» 
— Где моя котлета? — спросил щенок. 
— Я её спрятал! — сказал котёнок Гав. 
— А её никто не найдёт? 
— Не волнуйся! — уверенно сказал Гав. — Я её очень хорошо спрятал. Я 
её съел. 
Ход игры. 
Дети совместно с воспитателем выбирают детей на роли щенка и котёнка и инсценируют сказку: 
Воспитатель:( зовёт щенка, причмокивая губами.) На! На! Выбегает Щенок. 
Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая) 
Воспитатель: (Зовёт Котенка). Кис! Кис! Выбегает Котенок. 
Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит.) 
Выбегает Щенок, в зубах у него котлета. 
Воспитатель: Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок. 
Щенок кладёт котлету слева. 
Щенок (пугливо озираясь). Гав! 
Воспитатель: Позвал он котенка. 
Медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок. 
Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, а потом ее съем. 
Котенок (внимательно слушает, кивает). Хорошо! 
Щенок убегает . Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками. 
Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает ) 
Воспитатель: Щенок играл во дворе. Выбегает Щенок. 
Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав! Выходит Котенок
Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у! 
Щенок. Гав! 
Воспитатель: Заволновался Щенок. 
Щенок. Почему ты оставил мою котлету без присмотра? 
Котенок. Я ее спрятал! 
Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет? 
Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся. 
Воспитатель: Уверенно сказал Котенок. 
Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее… (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.) 
Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит 
Возможен и другой вариант этой инсценировки — на двух исполнителей (без слов воспитателя). 
Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое. 
Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого. Для образца предлагаем начало инсценировки. 
Выбегает Щенок., Кланяется. 
Появляется Котенок. Кланяется. 
Щенок и Котенок разбегаются и убегают в разные стороны 
Щенок ( держит котлету в лапках, озирается , кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает и тихо говорит Котенку ,выбегает Котенок, смотрит на Щенка): Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д. 



Предварительный просмотр:


дидактическая игра по правилам дорожного движения. Лото с загадкамидидактическая игра по правилам дорожного движения. Лото с загадками

 дидактическая игра по правилам дорожного движения. Лото с загадкамидидактическая игра по правилам дорожного движения. Лото с загадками

дидактическая игра по правилам дорожного движения. Лото с загадкамидидактическая игра по правилам дорожного движения. Лото с загадками



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Накорми рыбку»

C:\Users\Admin\Desktop\изображение_viber_2021-01-15_20-31-01.jpg

Математика повсюду

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь.

Тут везде идёт работа:

Все подсчитывают что-то,

Всюду можно услыхать:

Раз, два, три, четыре, пять.

И прекрасна, и сильна,

Математики страна!

М. Бозаковский

Дидактические игры по математике для дошкольников призваны разнообразить обучающий процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.

Дидактическая игра «Накорми рыбку» предназначена для детей 6-7 лет.

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти. Развитие внимания, памяти, логического мышления развитие мелкой моторики.

Правила игры: ребенок должен решить пример и положить рыбку к нужной кормушке.

Изготовление: очень несложное. Вырезать кружочки, написать на них цифры. Потом нарисовать рыбок, можно взять готовые из интернета затем пишем на них примеры.

С помощью этой игры дети научатся в игровой форме самостоятельно решать примеры, находить поиск решения, с пользой проведут время.