Классные часы

Васильева Алёна Валерьевна

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Классные часы являются основным компонентом системы работы преподавателя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Существуют различные формы классных часов, и задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом. Классные часы  также могут проводиться в форме лекции, беседы и других форм воспитательной работы.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

 Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

  Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

 Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

 Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

 Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1.     морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2.     проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3.     эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4.     вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности  за действия Родины,  ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5.     вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6.     психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7.     проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8.     общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

 

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, все коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа, посвященного Международному дню птиц

«Интересно о полезном»

Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные

- обобщать и систематизировать знания  школьников о птицах;

- раскрывать роль охраны птиц и окружающей природы;

- повышать интерес к природе родного края;

Воспитательные

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам;

- прививать любовь к родной природе;

- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем;

Развивающие

- развивать воображение и фантазию у учащихся;

- развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;

Оборудование: мультимедийная установка, плакаты для конкурса рисунков, цветные карандаши, жетоны, памятные подарки, бинокли, таблица учёта птиц. 

Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального оформления, изготовление слайдов, разработка маршрута экскурсии для наблюдений за птицами.

Ход мероприятия:

  1. Приветствие. Вступительное слово. История праздника «День птиц».
  2. Интерактивная беседа «Птицы – предвестники весны!»
  3. Конкурсная программа «А что вы знаете о птицах?»

- Разминка.

- Конкурс рисунка «Птица счастья завтрашнего дня».

- «Пятый лишний».

- «Из животных - птицу».

- «Красная Книга» Костромской области.

- «Птичья» викторина.

4. Знакомство с понятием «бёрдинг».

История праздника.

Здравствуйте! Сегодняшняя наша встреча посвящена празднику – Международному дню птиц, который отмечается 1 апреля.

Ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц (International Bird Day) — интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, затем пришел в Европу, а в настоящее время проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» во многих странах мира.

 Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе — орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году. В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему — летящую ласточку.

В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. 

После революции 1917 года детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц. С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. В 1928 году количество участников достигло 65 тысяч детей, они развесили более 15 тысяч скворечников.

Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году — благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. И сегодня он является самым известным из «птичьих» праздников в нашей стране.

Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники. Напомним, что во вторые выходные мая отмечается еще один очень известный «птичий» праздник — Всемирный день мигрирующих птиц.

В наши дни Всемирный день мигрирующих птиц — это глобальная экологическая кампания, цель которой заключается в том, чтобы расширить знания о мигрирующих птицах, их местах обитания и путях передвижения. Многочисленные публичные мероприятия Дня, среди которых наиболее распространены - фестивали птиц, образовательные и просветительские программы, наблюдения за птицами под руководством специалистов, экскурсии - призывают сохранять места обитания мигрирующих птиц по всему миру. 

Птицы – предвестники весны!

Россия – страна, славящаяся своей длинной зимой, которая порой может длиться вплоть до конца марта. Год от года люди с нетерпением ждут прихода весны, ведь именно это время года является отличной порой для начала новых свершений.

Приход весны издавна символизируют первые прилетающие из теплых краев птицы. В России существует примерно 59 видов птиц, которые совершают перелеты из мест, где они гнездятся в места зимовок и обратно.

Преодолевать огромные расстояния пернатых представителей животного мира с наступлением зимы заставляют изменения погодных условий, выживать в которых они не приспособлены. И каждый год в начале весны птицы в точности повторяют свой путь домой, безошибочно отыскивая прошлогодние гнёзда и обустраивая их для дальнейшей жизни.

Какие птицы прилетают к нам первыми весной, про каких птиц можно сказать, что они предвестники весны?

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - …
грач

Картина русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области).

Хоть и скромен с виду он:
Пестренькие перья, маленький носок,
Но имеет звонкий голосок.
В поле он живет,
Всю весну и лето песенки поет. 
(жаворонок)

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец, 
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день - …
скворец

Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц. Российскими орнитологами замечено, что скворцы способны подражать дроздам, камышовкам, варакушкам, жаворонкам, иволгам  ласточкам,  перепелам, сойкам и другим птицам и даже квакать как лягушки. Иногда прилетающие весной с юга скворцы начинают петь голосами субтропических птиц. В некоторых странах Средней Азии скворцы имитируют звуки отары овец, включая блеяние, лаяние собак.

В апреле в наших краях мы можем встретить зяблика, дрозда, трясогузку, малиновку (зарянку).

В природе всё разумно! Как только начинает сходить лёд на реках, сразу прилетают утки, гуси. Действительно, было бы глупо им прилететь первыми, а водоём для них ещё во льдах, не готов.

На территории нашей области в Кологривском  районе 15 мая 2006 года создан Государственный природный заказник «Кологривская пойма» с целью сохранения и изучения ключевой орнитологической территории Международного значения, редких видов птиц, занесенных в Красные книги РФ, МСОП и Костромской области.

«А что вы знаете о птицах?» Конкурсная программа.

Аудитория делится на 2 команды. За правильные ответы – жетоны «птички».

Разминка.

В качестве разминки предлагается ответить на ряд вопросов. Тот, кто первым угадает, о чем идет речь, должен поднять руку и назвать ответ, пояснив, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать.

1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).

2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).

4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

6. Так называют влюбленных. (Голубки).

7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).

9. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

10. Так называют плохую мать. (Кукушка).

11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).

12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

Птица счастья завтрашнего дня.

Ребята, кто из вас вспомнит, какие художники рисовали птиц? Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую я вам назову на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.

Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова.

А теперь придумайте название своей птице счастья!

Игра «Пятый лишний».

Вам предлагается из пяти птиц выбрать лишнюю, свой выбор обосновать.

«Из животных – птицу».

Я вам предлагаю ряд фотографий животных, из начальных букв вы должны составить название птицы.

Дрофа (дикобраз, рысь, окунь, филин, акула); стриж (слон, тигр, рак, индюк, жираф); сокол (саламандра, осел, корова, окапи, лиса); фазан (фламинго, аист, заяц, акула, носорог).

 «Птичья» Викторина.

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)

3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

4. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка. Она ловит на дне насекомых, червей и даже мальков рыб.)

5. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)

6. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)

9. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

10. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)

12. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)

13. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)

14. Какая птица носит название части музыкального инструмента? (Гриф.)

16. Гнездо какой птицы съедобно? (Салангана.)

17. Какие виды ласточек живут у нас? (Городская – воронок, деревенская – касатка, береговая.)

Посложнее

1. Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? (В рощах и садах, в дуплах.)

2. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных.)

3. Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Предки наших гусей и уток были перелетными птицами, Весной, во время пролета диких, домашние гуси и утки тоскуют, их тоже тянет куда-то лететь.)

4. Почему нельзя трогать руками яиц в гнездах? (Потому что птица бросает гнездо, если тронуть его руками, у птиц хорошее обоняние.)

5. Почему гнезда зяблика, щегла, пеночки-пересмешки так мало заметны на ветвях? (Потому, что эти птички убирают, «маскируют» свои гнезда снаружи лишайниками, растущими на тех деревьях, на которых строят гнезда.)

6. Детенок еще не родился, а уж отдан на воспитание, – у кого это? (У кукушки.)

7. Отчего говорят: «Как с гуся вода»? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перьев и каплями скатывается с них.)

8. Птенцы какой птицы шипят из дупла как змеи? (Птенцы вертишейки.)

9. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В ясную погоду воздух сухой, и эти насекомые поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, полный влаги и не дает им подниматься вверх.)

10. Какого цвета самый крупный из наших дятлов? (Черный с красной шапочкой – желна.)

11. Что внутри птичьих костей? (Воздух.)

12. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)

13. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (Голод птицам страшнее. Утки, лебеди, чайки иногда остаются на зиму, если им есть чем кормиться, если где-нибудь остается не покрытая льдом вода.)

14. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге зимой? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)

15. Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и жмутся к человеческому жилью? (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)

16. С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (С прилета грачей.)

Загадки

1. У нее глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем

(Сова)

2. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения,

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

(Жаворонок)

3.Окраска - сероватая,

Повадка - вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Это...

(Ворона)

4. Спинка зеленоватая,

Животиком желтовая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка

(Синица)

5. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речитсый,

Кле! Кле! Кле! - поет со свистом

(Клест)

6.Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

(Скворец)

7. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков.

(Пеликан)

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет

(Соловей)

9. Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает.

Не боится он простуд!

С первым снегом прилетает.

(Снегирь)

10. Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

(Вертишейка)

11.Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Правда ли что…?

1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. ...цапля пудрится (Да.)

Еще дальше идут чистюли-цапли. Постоянно блуждая по мелководью в поисках зазевавшейся рыбы, они легко могут испачкаться. И вот, чтобы обезопасить свой пернатый «костюм», эта птица… пудрится!
В качестве «пудры» цапля использует очень ломкий пух, который достает в определенных местах под своими перьями, а затем наносит сверху. Любая грязь, попавшая на перья, легко соскребается вместе с «пудрой».

3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных, семейства цаплевых, ночная цапля, ноги короткие и шея.) (слайд)

4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру, вид из семейства аистовых.)(слайд)

Но о том, как умело истребляет ябиру крокодилов, нельзя не сказать.

Выбрав у реки место, стратегически наиболее надежное, караулит он детенышей аллигаторов и кайманов. Выследив, бьет массивным и, видно, прочным, как дубина, клювом. Убьет и малых глотает целиком, тех, что побольше, расклевывает.

Случается, застанет его за этим детоубийством мадам-аллигатор. Остервенело бросается она на истребляющую крокодилий род голенастую птицу. Но ябиру и тут не плошает. Как матадор от быка, отскочит в сторону и бьет сбоку проползающую мимо бронированную махину клювом, как копьем, метко в глаз! Или между глаз, что так же убийственно.

5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

Последние две птицы были убиты 3 июня 1844 года. Были ли эти птицы действительно последними представителями своего вида, установить уже никогда не удастся. Во всяком случае, именно они вошли в историю. После этого еще более десяти лет поступали сообщения о встречах бескрылых гагарок в различных местах, но проверить их не удавалось».

От процветавшего когда-то вида осталось 78 чучел и тушек в музеях, около 75 яиц и несколько скелетов. Сейчас они стоят бешеных денег. Теперь на острове Элдей установлен маленький мемориал в виде статуи бескрылой гагарки, данная скульптура стала символом утраченного природного наследия.

6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

Ворон. Королек. (слайд)

7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

Грачи всеядны, но главным образом питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за пашущими землю.

8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)(слайд)

Попугай – отряд Попугаеобразные. Ворона – отряд Воробьиннообразные.

9. ...ворон может досчитать до пяти (Да.)

10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

Бесе́дковые пти́цы, или птицы-шалашники (лат. Ptilonorhynchidae) — семейство воробьиных птиц (Passeriformes).

Длина 23—35 см. 8 родов и 17 видов, обитают в Австралии, Новой Гвинее и на прилежащих островах. Самцы наряднее самок, многие имеют украшающие перья, например хохлы. Это лесные птицы, обладающие сильным полётом, на землю спускаются только во время тока. Токующие самцы сооружают на земле в начале периода размножения своеобразные шалаши из веток и украшают площадку вокруг них различными цветными предметами: цветами, ракушками, блестящими на солнце. Чем красивее получится, тем больше шансов у самца добиться самки. Никакого отношения к гнёздам эти шалаши не имеют — это место только для спаривания. Гнёзда же устраиваются на деревьях, в них бывает 1—3 яйца, которые насиживает обычно самка.

13. ... журавли любят танцевать (Да.)

Некоторые ученые склонны искать корни странной склонности птиц к танцам в их социальной организации и специализации. Они считают танцы отдушиной, куда уходит агрессия, средством для того, чтобы «выпустить пар», если журавль нервничает.

Тем не менее, журавли танцуют чаще всего в спокойной обстановке, что никак не вписывается в теорию замещения нервных переживаний физической активностью. Они танцуют без всякой видимой причины.

14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Дни наблюдений за птицами. Бёрдинг.

Наблюдение за птицами (бёрдвотчинг, бёрдинг) - популярное хобби во многих странах мира.

Отличить полевого воробья от домового, а голубую лазоревку от зарянки могут только профессиональные орнитологи. А все потому, что горожане не привыкли наблюдать за птицами. В то время как в Европе и Америке бердинг (от англ. bir — птица), или наблюдение за птицами в естественных условиях их обитания, — очень популярное хобби.

По всему миру обычные люди самых разных профессий наблюдают за птицами в природе. Это их увлечение, хобби похоже на то самое «считать ворон». Но только с хорошим биноклем, определителем, дневником наблюдения и в специальных местах, где хорошо видно пролетающих птиц. Получая удовольствие, они помогают ученым: информация, записанная любителями, – важное подспорье для профессиональных орнитологов. Потратив немного времени в выходные дни, можно не только получить яркие впечатления, но и внести свой вклад в защиту птиц.

Миграция птиц, как явление, также является ключевым индикатором биоразнообразия, здоровья экосистемы, изменений климата. Благодаря деятельности мигрирующих птиц поддерживается баланс экосистемы в целом — например, некоторые растения опыляются именно мигрирующими птицами.

  • В первые выходные октября на нашей планете отмечаются Международные дни наблюдения птиц. В это время сотни тысяч людей во всем мире отправляются в леса, парки, на луга, болота, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях. Эта экологическая акция позиционируется как новый вид отдыха для населения Земли. Впервые она прошла в 1993 году по инициативе Международной ассоциации по охране птиц (BirdLife International). Сегодня в акции принимают участие сотни тысяч любителей птиц из более 100 стран мира. Основных целей, которые ставят перед собой организаторы этого экологического мероприятия, две. Первая – общественно-просветительская – стремление привлечь внимание людей к миру птиц и проблемам сохранения мест их обитания. Вторая цель – научная – получение свежих данных о миграциях, позволяющих оценить численность разных видов птиц и выяснить пути их перелетов. 
  • Кампания Spring Alive, которая в российском варианте получил название «Весна идет!», стартовала 1 февраля 2006 года. В её основу положены фенологические наблюдения — дата первого появления в стране или регионе одного из 4 выбранных для ведения проекта видов птиц: белого аиста, обыкновенной кукушки, деревенской ласточки и черного стрижа. 
    Кампания общеевропейская и рассчитана на массовое участие детей разного возраста, а также взрослого населения. Для участия в ней не обязательно обладать специальными знаниями по биологии, достаточно любить природу, быть внимательным и наблюдательным. Её основное достоинство в широте географического охвата и доступности 
    информационного Интернет-сайта, подготовленного на многих языках европейских стран, в том числе и на русском. 

Главная задача участников Дней наблюдений – отметить на специальном листе всех встреченных за определенный промежуток времени пернатых, а затем направить результат «переписи» в национальные координационные центры. Наблюдать и учитывать птиц можно повсюду – на улицах, в парке, за городом, в лесу, – чем с удовольствием и занимаются любители природы разных профессий и дети. Оказывается, результаты такого массового одновременного учета птиц имеют и огромное научное значение. Во многих странах даже проводятся национальные состязания, в которых побеждает тот, кто сумел встретить большее количество видов птиц и смог учесть наибольшее число особей. Жители России присоединились к участию в Днях наблюдений птиц с 1995 года.