Практические занятия

Практические занятия по дисциплине статистика ко второму разделу "Экономическая статистика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»

для студентов 1 курса специальностей 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 3 курса  специальности 080401.65 «Товароведение и экспертиза товаров» заочной формы обучения

 ТЕМА: СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Задача 1.

Движение населения города характеризуется следующими данными (тыс. чел.):

Численность наличного населения на начало года (НН)

720,0

в том числе временно проживающих (ВП)

15,2

численность временно отсутствующих (ВО)

12,5

в течение года родилось (N)

6,6

                         умерло (M)

9,3

прибыло  на постоянное жительство (ППЖ)

4,2

выбыло постоянного населения (ВПЖ)

3,0

Исчислите:

  1. Постоянное население на начало года (ПННГ) исходя из взаимосвязи показателей наличного населения (НН), временно проживающих (ВП) и временно отсутствующих (ВО): ПННГ= НН-ВП+ВО

ПННГ=

  1. Наличное население на конец года (ННКГ) рассчитывается исходя из численности на начало года и показателей движения: числа родившихся (N), умерших (М), прибывших (П) и выбывших (В): ННКГ=НННГ+N-М+П-В.

ННКГ=

  1. Постоянное население на конец года рассчитывается: ПНКГ=ПННГ+N-М+ППЖПЖ.

ПНКГ=

Для расчета относительных показателей движения населения используется среднегодовая численность постоянного населения, рассчитанная исходя из численности на начало и конец периода: 

  1. Коэффициент рождаемости:
  2. Коэффициент смертности:
  3. Коэффициент естественного прироста:
  4. Коэффициент прибытия:
  5. Коэффициент выбытия:
  6. Коэффициент механического прироста, может рассчитан двумя способами:

а)

в)

  1. Коэффициент общего прироста:
  2. Показатель Покровского – соотношение числа родившихся к числу умерших:

Сделайте выводы.

ТЕМА: СТАТИСТИКА РЫНКА ТРУДА

Задача 2. На основе данных о движении кадров предприятия за два года, исчислить показатели характеризующие движение кадров на предприятии

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Отклонение

Численность работников на начало года (Ч1)

315

308

Принято работников (Оп)

25

21

Уволено работников (Оу)

32

29

В том числе:

По собственному желанию ()

5

2

По сокращению штатов ()

12

16

На пенсию, по инвалидности, по призыву в армию ()

10

8

За нарушение трудовой дисциплины ()

5

3

Численность работников на конец года (Ч21+ Оп - Оу)

Среднесписочная численность()

Оборот по приему п)

Оборот по увольнению у)

Общий оборот (Опу= Оп+ Оу)

Текучесть кадров ()

Необходимый оборот ()

Коэффициент по приему ()

Коэффициент по увольнению ()

Коэффициент текучести ()

Окончание табл.

Коэффициент необходимого оборота ()

Коэффициент общего оборота ()

Задача 3.

На основе данных представленных в таблице определить общий, специальный и частный уровни насыщенности специалистами по каждому предприятию.

Данные о численности кадров двух райпотребсоюзов (чел):

Показатели

1 райпотребсоюз

2 райпотребсоюз

по штату

фактически

по штату

фактически

Всего работников (Ч)

375

368

364

350

В том числе:

-специалистов высшей квалификации (ВО)

24

18

40

34

-специалистов средней квалификации (СО)

53

46

67

71

Коэффициент обеспеченности кадрами ()

Дополнительная потребность (избыток) в специалистах высшей квалификации

()

Дополнительная потребность в специалистах средней квалификации ()

Общий уровень насыщенности ()

Частный уровень насыщенности ()

Задача 4.

Данные по торговой фирме за два периода:

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Отклонение

Темп изменения, %

Оборот, тыс. руб.

2668,0

4405,1

Индекс цен

-

1,14

Окончание табл.

Средняя списочная численность работников, чел.

80

75

Товарооборот в сопоставимых ценах

Средняя выработка на одного работающего

-в действующих ценах

-в сопоставимых ценах

Определить абсолютный прирост товарооборота – всего, в том числе за счет изменения цен, средней выработки и численности работников.

Общий прирост товарооборота можно рассматривать как результат влияний двух факторов: интенсивного (производительности труда) и экстенсивного (численности работников).

Алгоритм расчета:

1. По данным таблицы определяется общий прирост товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным:

2. В том числе за счет изменения выработки:

3. За счет изменения численности:

4. Общий прироста товарооборота равен сумме двух приростов:

5. Удельный вес влияния интенсивного фактора:

6. Удельный вес влияния экстенсивного фактора:

7. Изменения  товарооборота за счет изменения цены:

8. Исходя из взаимосвязи индексов, определить индекс физического объема товарооборота.

Сделать выводы.

Задача 5.

Заработная плата работников торгового предприятия за два периода:

Графы данные по условию

Расчетные графы

Отделы

Базисный период

Текущий период

Фонд заработной платы всех работников в базисном периоде, руб. (pоч)

Число работников отчетного периода (ч1)

Средняя зарплата одного работника отдела, руб. (p0)

Число работников (ч0)

Средняя зарплата одного работника отдела, руб. (p1)

Фонд заработной платы всех работников, руб. (p1ч1))

1

2550

25

2150

60200

2

3400

19

3450

62100

3

5150

8

4900

29400

ИТОГО

Исчислить среднюю заработную плату одного работника по предприятию за каждый месяц. Обоснуйте применение формул средних для расчета показателей. Изучите динамику средней заработной платы, исчислив абсолютное и относительное ее изменение.

Определите:

 индекс средней заработной платы переменного состава=

=

Индекс заработной платы переменного состава – показывает, как изменилась средняя заработная плата под влиянием двух факторов: самой заработной платы и структурных сдвигов работников.

 индекс заработной платы постоянного состава =

Индекс заработной платы постоянного состава – показывает, как изменилась средняя заработная плата под влиянием изменения самой заработной платы.

 индекс структурных сдвигов

Индекс заработной платы структурных сдвигов – показывает, как изменилась средняя заработная плата под влиянием изменения в структуре работников.

Покажите взаимосвязь индексов:

Сделайте выводы.

ТЕМА: СТАТИСТИКА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статистика оборота

Задача 6.

Произвести анализ общего объема продаж за отчетный период по райпо в процессе анализа установить:

  1. Динамику продаж в действующих и сопоставимых ценах, экономию или потерю денежных средств населением в результате изменения цен.
  2. Влияние отдельных факторов на выполнение плана и динамику продаж, определив соотношение интенсивных и экстенсивных факторов развития оборота.

Показатели

2006 г

2007 г.

Индекс цен

Оборот отчетного года в сопоставимых ценах

Отчетный год в % к предшествующему году

план

факт

% выполнения плана

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Оборот розничной торговли, тыс. руб.

18294

21500

22897

1,2

Оптовая продажа организациям социальной сферы, тыс. руб.

1817

2180

2276

1,2

Чистый оборот, тыс. руб.

Оборот общественного питания (розничный), тыс. руб.

1387

1670

1796

1,18

Весь оборот, тыс. руб.

Продажа товаров населению, тыс. руб.

Денежные доходы населения, направленные на покупку товаров, тыс. руб.

36420

42700

44410

-

Охват оборотом денежных средств, %

-

Численность обслуживаемого населения, чел

16320

16340

16380

-

Продажа товаров на одного жителя, руб.

Задача 7.

Даны данные о выполнении плана по месяцам по магазину за два года. Определить ритмичность выполнения плана, а также коэффициент ритмичности по магазину за два года, если известно что за 2007 г. процент выполнения плана составил 106,5% и за 2006 г. процент выполнения плана составил также 106,5%. Расчеты оформить в таблице, сделать выводы.

Для расчетов используйте следующие формулы:

,

где - среднее квадратическое отклонение

       х - % выполнения плана оборота за каждый месяц;

      х - % выполнения плана за год;

        n – число месяцев.

,

где V – коэффициент вариации (неритмичности).

Критм.=100-V

Ритмичность выполнения плана оборота розничной торговли магазина по месяцам

Месяц

Предшествующий год

Отчетный год

% выполнения

(х -х)

% выполнения

(х -х)

Январь

98,5

99,5

Февраль

102,9

104,9

Март

108,0

107,1

Апрель

99,5

104,9

Май

108,1

106,1

Июнь

106,1

106,5

Июль

106,5

106,7

Август

107,7

108

Сентябрь

99,5

99,8

Октябрь

104,2

105,1

Ноябрь

105,1

105,0

Декабрь

106,9

108,2

Итого

106,5

106,5

=

=

=

=

Критм.=100-V=

Критм.=100-V=

Вывод:

Статистика покупательского спроса

Покупательский спрос – это экономическая категория, выражающая единство потребности населения в отдельных товарах и денежных средств на их покупку.

Объем и структура покупательского спроса зависят от большого числа различных факторов. Это, в первую очередь, факторы экономические и демографические: объем производства и структура товаров народного потребления, доходы населения и его численность, и состав, уровень и соотношение цен на отдельные товары.

Зависимость спроса (потребления) от какого-либо существенного фактора измеряется коэффициентом эластичности.

Коэффициент эластичности оборота по продаже отдельных групп товаров производиться в зависимости от изменения денежных доходов населения, общего объёма оборота, цен и др. Чаще всего рассчитывается коэффициент эластичности оборота от изменения денежных доходов населения:

                             

где Э – коэффициент эластичности показывает, как измениться продажа данного товара при изменении на 1% конкретного фактора (в данном случае этот фактор доход);

       х – денежные доходы или покупательные фонды населения на одного человека в базисном году;

    y – продажа отдельных товаров на одного человека в базисном году;

     Δх – прирост денежных доходов или покупательных фондов на одного человека;

     Δy – прирост продажи товаров на одного человека.

Задача 8. Произвести расчет коэффициента эластичности на основе данных таблицы

Таблица

Денежные доходы населения и оборот по продаже одежды и белья на одного человека в Михайловском райпо

Показатели

Условное обозначение

Базисный год

Отчетный год

Абсолютный прирост

Темп прироста, %

Среднее значение

Продажа одежды и белья на одного человека, руб.

y

21.7

28.3

Денежные доходы на одного человека, руб.

x

2231.6

2711.2

=

Расчет коэффициента эластичности можно произвести исходя из темпов прироста показателей

=                              

где Э – коэффициент эластичности;

      То – темп прироста продажи отдельных групп товаров на одного человека;

      Тдд – темп прироста денежных доходов иди покупательных фондов населения на одного человека.

Коэффициент эластичности может принимать различные значения:

Э>1 – по данной группе товаров оборот растет быстрее, чем денежные доходы населения;

0<Э<1 – по данной группе товаров оборот растет медленнее, чем денежные доходы населения;

Э<0 – по данной группе товаров оборот снижается.

Задача 9. Имеются данные о поступлении, продаже, остатках товаров и оперативной оценке неудовлетворенного спроса (по данным специально организованного наблюдения), ед.:

Наименование товара

Остатки товара на начало периода (З1)

Поступило товаров за отчетный период (П)

Продано товаров в отчетном периоде (Р)

Остатки товаров на конец отчетного периода (З2)

Не удовлетворено запросов (НЗ)

А

5640

4360

8650

1350

440

Б

4780

5210

4210

5780

430

Исчислите по каждой товарной группе:

1. Общий объем спроса, как сумму количества проданных товаров и не удовлетворенного запроса:

Наименование товара

Расчет

Результат

А

Б

2. Степень удовлетворенного спроса населения =

Наименование товара

Расчет

Результат

А

Б

3. Степень не удовлетворенного спроса населения =

Наименование товара

Расчет

Результат

А

Б

4. Товарные ресурсы = З1

Наименование товара

Расчет

Результат

А

Б

5. Уровень реализации товаров =

Наименование товара

Расчет

Результат

А

Б

6. Уровень оседания товаров в запасах =

Наименование товара

Расчет

Результат

А

Б

7. Степень обновления товарных ресурсов =

Статистика издержек обращения

Задача 10. На основе данных приведенных в таблице, определите по статейный уровень и структуру издержек обращения райпо.

(сумма – тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статей издержек обращения

Сумма, тыс. руб.

в % к обороту

в % к итогу

1

Транспортные расходы

386,4

2

Расходы на оплату труда

836,2

3

Отчисления на социальные нужды

4

Амортизация основных средств

95,2

5

Расходы на аренду и содержание зданий и сооружений, оборудования, инвентаря

315,6

6

Затраты по оплате процентов за пользование займом

36,4

Окончание табл.

7

Расходы по хранению, подработке, подсортировке, упаковке товаров

0,8

8

Расходы на рекламу

2,0

9

Отчисления в фонд подготовки кадров

58,4

10

Ремонтный фонд

-

11

Внутрихозяйственные отчисления

95,6

12

Отчисления в фонд развития потребкооперации

92,4

13

Прочие расходы

353,6

14

Итого расходов

15

Розничный товарооборот

14622,4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ

Слайд 2

1 .1. Понятие статистики. Ее предмет и методология. 1.2. Структура статистической науки. 1.3. Основные категории статистики. 1.4. Система органов государственной статистики. Задачи ведомственной статистики. Роль ее в современных условиях.

Слайд 3

1.1. Понятие статистики. Ее предмет и методология Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус», что означает «определенное положение вещей». В научный оборот термин «статистика» ввел профессор Готфрид Ахенваль (1719-1772), и понималась она тогда как государство-ведение.

Слайд 4

В зависимости от объекта изучения статистика как наука в настоящее время подразделяется на: социальную, моральную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую, биологическую и т.д.

Слайд 5

Статистика предполагает использование совокупности диалектических методов познания. В процессе статисследования применяются и специальные методы, изобретенные для лучшего представления статсовокупности.

Слайд 6

Значение статистики:

Слайд 7

Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий .

Слайд 8

Во-вторых, статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой. Между статистической наукой и статистической практикой существует тесная связь.

Слайд 9

В-третьих, статистикой считают статистические данные, представленные в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.

Слайд 10

Предметом исследования статистики считаются массовые явления социально-экономической жизни. Она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Явления и процессы в жизни общества характеризуются статистикой с помощью статистических показателей.

Слайд 11

Статистический показатель - это количественная оценка свойств изучаемого явления. В нем проявляется единство количественной и качественной сторон.

Слайд 12

Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статисследования.

Слайд 13

Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах ( стадиях ) статистического исследования .

Слайд 14

Первый этап заключается в массовом научно-организованном наблюдении, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах изучаемого явления.

Слайд 15

Второй этап включает группировку и сводку материала, представляющих собой расчленение всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных результатов в виде статтаблицы.

Слайд 16

Третий этап - это обработка статпоказателей, полученных при сводке, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.

Слайд 17

1.2. Стурктура статистической науки Общая теория статистики Экономическая статистика Социальная статистика Отраслевые статистики

Слайд 18

Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статисследования общественных явлений, наиболее общие категории статистики. В «Общей теории статистики» рассматриваются основные категории и методы статнауки, природа статсовокупностей, познавательные свойства статпоказателей, условия их применения с использованием средств современной вычислительной техники. С ее помощью создается фундамент для усвоения и квалифицированного применения статметодологии познания закономерностей развития социально-экономического явления в условиях рыночной экономики.

Слайд 19

Задачей экономической статистики является разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Слайд 20

Отрасли экономической статистики - это статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.; их задача разработка и анализ статистических показателей развития соответствующих отраслей.

Слайд 21

Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений. К ее отраслям относятся статистика народонаселения, политики, здравоохранения, науки, просвещения, права и др.

Слайд 22

Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической или социальной статистики, а те и другие основываются в свою очередь на категориях (показателях) и методах анализа, разработанных общей теорией статистики.

Слайд 23

1.3. Основные категории статистики признак; вариация; статистическая совокупность; показатель; система показателей.

Слайд 24

Признаком в статистике принято называть свойство, качество, характерную черту или иную особенность единиц, объектов, явлений, которые могут быть наблюдаемы или измерены.

Слайд 25

Таблица 1.1 Классификация статистических признаков Классификационный признак Вид признака 1. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности 1. Количественные − признаки, имеющие непосредственное количественное выражение. 2. Качественные (атрибутивные) − признаки, не имеющие непосредственного количественного выражение 3. Альтернативные − когда имеются противоположные по значению варианты признака

Слайд 26

2. От степени важности 1. Основные − определяют главное содержание процессов, явлений 2. Второстепенные − не связаны непосредственно с внутренним содержанием явлений 3. От стадии нахождения информации 1. Первичные − признаки, получаемые при сборе статданных. 2. Вторичные − признаки, получаемые в результате обработки статданных.

Слайд 27

4. От возможных изменений 1. Постоянные − имеют неизменные значение у всех единиц. 2. Варьирующие − принимают различные значения или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности

Слайд 28

Вариация − колеблемость, многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности явлений. Отдельное значение признака называют вариантом этого признака. Варьирование (изменение) признаков может происходить во времени, в пространстве, во взаимном изменении одного признака от другого.

Слайд 29

Статистическая совокупность − это масса единиц, объединенных единой качественной основой объектов, явлений, но различающихся между собой по ряду варьирующих признаков в пределах общего качества. Статистическая совокупность − множество объектов или явлений, изучаемых статистикой, которые имеют один или несколько общих признаков и различаются между собой по другим признакам. Отдельные объекты или явления, образующие статсовокупность, называются единицами совокупности .

Слайд 30

Рис. 1.2. Виды статистической совокупности Статистическая совокупность Однородная Разнородная Стабильная Динамическая

Слайд 31

Показатель − обобщающая количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени. Совокупность показателей, всесторонне отображающих развитие общества, образует их систему.

Слайд 32

1.4. Система органов государственной статистики. Задачи ведомственной статистики. Ее роль в современных условиях.

Слайд 33

Таблица 1.2 Система органов государственной статистики Статистическая служба Задачи статистической службы Работа статистической службы 1. Органы государственной статистики − Государственный комитет РФ по статистике (Госкомтат России) представление официальной информации Президенту, Правительству, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии; координация статистической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти; анализ экономико-статистической информации, составление национальных счетов и выполнение балансовых расчетов. Выполняют переписи и единовременные учеты, необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения. Публикуют данные об экономическом и социальном развитии страны и отдельных регионов

Слайд 34

Окончание табл. 1.2 2. Ведомственная статистика, ведущаяся на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах. обеспечение информацией, характеризующей выполнение внутренних планов; выявление внутрифирменных резервов для увеличения выпуска продукции; нахождение путей улучшения использование производственного потенциала Выполняет работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства и планирования их деятельности.

Слайд 35

ТЕМА 2. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ 2.1. Статистические величины их классификация 2.2. Абсолютные величины, их основные виды 2.3. Относительные величины, их значение и основные виды 2.4. Средние величины

Слайд 36

2.1. Статистические величины их классификация Статистический показатель представляет собой количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Слайд 37

Статистические показатели выполняют функции: позновательную; управленческую; стимулирующую.

Слайд 38

Таблица 2.1 Классификация статистических показателей Классификационный признак Вид показателя Определение показателя 1) по охвату единиц совокупности: индивидуальные − характеризуют отдельный объект или отдельную единицу совокупности сводные (обобщающие) − характеризуют группу единиц, представляющую собой часть статистической совокупности или всю совокупность в целом

Слайд 39

2) по сущности изучаемых явлений: объемные − получают путем сложения значений признака отдельных единиц совокупности качественные − выражающие собой количественное соотношение, типичные свойства изучаемых совокупностей 3) в зависимости от формы выражения: абсолютные относительные средние

Слайд 40

4) в зависимости от временного фактора: моментные − на определенный момент времени интервальные − за определенный период времени 5) от принадлежности к объекту однообъектные − характеризую только один объект межобъектные − сопоставления двух величин, относящихся к разным объектам

Слайд 41

1.2. Абсолютные величины, их основные виды Абсолютные величины характеризуют абсолютные размеры изучаемых статистических процессов и явлений, а именно их массу, площадь, протяженность. В зависимости от социально-экономической сущности исследуемых явлений, их физических свойств абсолютные статистические показатели выражаются чаще всего в следующих единицах измерения: натуральных; стоимостных; трудовых; временных; подсчетом единиц совокупности.

Слайд 42

2.3. Относительные величины, их значения и основные виды Относительный показатель представляет собой результат сопоставления абсолютных показателей между собой. Относительные показатели могут выражаться в: коэффициентах − если за базу сравнения принимается 1; процентах (%) − если за базу сравнения принимается 100; промилле (‰) − если за базу сравнения принимается 1000.

Слайд 43

Наименование показателя Методика расчета Экономическое содержание показателя 1. Относительная величина динамики (ОВД) где у 1 − фактический уровень показателя в отчетном периоде; у 0 − фактический уровень показателя в базисном периоде. − характеризует изменения явления во времени, показывает во сколько раз увеличился уровень показателя по сравнению с каким либо предшествующим периодом, выявляет направления развития, измеряет интенсивность развития 2. Относительная величина планового задания (ОВПЗ) где у пл − планируемый уровень показателя на отчетный период − предусматривает определение во сколько раз должна увеличиться (уменьшится) величина показателя по плану в сравнении с его уровнем предшествующего периода Таблица 2.2 Классификация относительных показателей

Слайд 44

3. Относительная величина выполнения планового задания (ОВВП) − показатель, характеризующий уровень выполнения предприятием своих обязательств, предусмотренных планом 4. Относительная величина структуры (ОВС) − характеризует состав изучаемых совокупностей, то есть долю отдельных частей в общем объеме совокупностей

Слайд 45

5. Относительная величина координации (ОВК) где у i − сравниваемая часть совокупности; х i − часть, принимаемая за основание или базу сравнения − характеризует соотношение между частями одного целого 6. Относительная величина интенсивности (ОВИ) где Х i − показатель, характеризующий среду распространения явления I . − показывает насколько широко, распространено изучаемое явление в той или иной среде.

Слайд 46

2.4. Средние величины В качестве одной из важнейших характеристик вариационного ряда является средняя величина, представляющая обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности.

Слайд 47

Рис. 2.1. Структура средних показателей

Слайд 48

простая взвешенная Средняя арифметическая Средняя гармоническая Таблицы 2.3 Средние величины

Слайд 49

ТЕМА 3. РЯДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 50

Рис. 3.1. Показатели рядов динамики

Слайд 51

Таблица 3.1 Показатели анализа динамики Показатели Цепной метод Базисный метод Абсолютный прирост Относительный прирост (темп роста) Темп прироста Средний абсолютный прирост Абсолютное значение 1% прироста Средний темп роста


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 4. Индексный анализ

Слайд 2

Цель занятия: Рассмотреть методику расчета экономических индексов и их использование для анализа социально-экономических явлений общественной жизни.

Слайд 3

4.1. Назначение и виды индексов 4.2. Индивидуальные индексы и сводные индексы в агрегатной форме 4.3. Средние индексы 4.4. Индексы переменного и постоянного состава

Слайд 4

4.1. Назначение и виды индексов Индекс − это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях.

Слайд 5

Индекс характеризует изменение исследуемого явления во времени, в пространстве или по сравнению с некоторым эталоном (планируемым, нормативным уровнем и т.п.) Если в качестве базы сравнения используется уровень за какой-либо предшествующий период − получают динамический индекс ; если же базой сравнения является уровень того же явления по другой территории − территориальный индекс.

Слайд 6

Индексный метод направлен на решение следующих задач: 1) характеристика общего изменения уровня сложного социально-экономического явления; 2) анализ влияния каждого из факторов на изменение индексируемой величины путем элиминирования воздействия прочих факторов; 3) анализ влияния структурных сдвигов на изменение индексируемой величины.

Слайд 7

Общеприняты обозначения показателей индексного анализа: i – индивидуальный индекс I – сводный (агрегированный) индекс p – цена q – количество z – себестоимость r – урожайность s – посевная площадь rs – валовый сбор zq – затраты на производство pq – оборот торговли 1 – текущий (отчетный) период 0 – базисный период

Слайд 8

Таблица 4.1 Классификация индексов Классификационный признак Виды индексов 1. В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности − индивидуальные индексы − сводные индексы 2. В зависимости от объекта исследования − индексы количественных показателей (индексы численности единиц изучаемой совокупности, характеризующие изменение объема изучаемого признака) − индексы качественных показателей (индексы, измеряющие соотношение уровня признака в расчете на единицу совокупности) 3. По базе сравнения − индексы сравнения в статике (по территории, объектам, формам собственности) − индексы сравнения в динамике 4. При исследовании средних качественных показателей − индексы переменного состава − индексы постоянного состава

Слайд 9

Таким образом, индексы это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию

Слайд 10

4.2. Индивидуальные индексы и сводные индексы в агрегатной форме Индивидуальный индекс, характеризует изменение во времени или в пространстве отдельных элементов той или иной совокупности. Сводный (агрегированный) индекс − это сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из непосредственно несоизмеримых элементов.

Слайд 11

Таблица 4.2 Методика расчета и экономическое значение индивидуальных и агрегированных индексов Наименование индекса Индивидуальный индекс Сводные индексы Формула Экономическое значение Формула Экономическое значение Индекс цены Показывает во сколько раз увеличилась (уменьшилась) цена на конкретный товар в отчетном периоде по сравнению с базисным Показывает во сколько раз увеличилась (уменьшилась) цена по товарной группе или в целом по торговой организации в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом

Слайд 12

Индекс количества Показывает во сколько раз увеличилось (уменьшилось) количество реализованного конкретного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным Показывает во сколько раз увеличилась (уменьшилась) количество товаров по товарной группе или в целом по торговой организации в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом

Слайд 13

Индекс товарооборота Показывает во сколько раз увеличился (уменьшился) товарооборот конкретного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным Показывает во сколько раз увеличился (уменьшился) товарооборот по товарной группе или в целом по торговой организации в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом

Слайд 14

Пример 4.1. Имеются данные о ценах и реализации продуктов торговыми предприятиями Республики Бурятия за 2007-2008 гг. (Торговля Республики Бурятия: статистический сборник №13−05−14/Бурятстат − Улан-Удэ, 2009 г.).

Слайд 15

Наименование продуктов Цены, руб. Количество, тн. 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. Говядина (кроме бескостного мяса) 126,32 145,48 15185,6 15637,5 Куры (кроме куриных окорочков) 86,91 98,38 6717,4 7037,8 Рыба замороженная неразделанная (кроме деликатесной) 47,97 57,91 10313,9 10948,8 Сахар-песок 21,84 25,09 25890,0 24913,3 Картофель 17,75 30,54 3982,0 2768,1 Таблица 4.3 Данные о ценах и реализации продуктов торговыми предприятиями Республики Бурятия за 2007-2008 гг.

Слайд 16

Оборот розничной торговли Республики Бурятия по прочим продовольственным товарам составил в 2007 г. − 31706,9 млн. руб., в 2008 г. в действующих ценах − 37958,6 млн. руб., в сопоставимых ценах − 33438,3 млн. руб. Определить: индивидуальные индексы цен и физического объема продаж; общий индекс цен; общий индекс физического объема продаж; общий индекс оборота в действующих ценах; абсолютную сумму прироста оборота − всего, в том числе за счет изменения цен и количества проданных товаров. Сделайте выводы.

Слайд 17

Наименование продуктов Цены, руб. Количество, тн. Оборот розничной торговли, млн. руб Оборот розничной торговли 2008 г. в сопоставимых ценах ( p 0 q 1 ) 2007г. ( p 0 ) 2008г. (p 1 ) 2007г. (q 0 ) 2008 г. (q 1 ) 2007г. ( p 0 q 0 ) 2008 г. ( p 1 q 1 ) А 1 2 3=2/1 4 5 6=5/4 7=1×4 8=2×5 9=1×5 Говядина (кроме бескостного мяса) 126,32 145,48 15185,6 15637,5 Куры (кроме куриных окорочков) 86,91 98,38 6717,4 7037,8 Рыба замороженная неразделанная (кроме деликатесной) 47,97 57,91 10313,9 10948,8 Сахар-песок 21,84 25,09 25890,0 24913,3 Картофель 17,75 30,54 3982,0 2768,1 Прочие 31706,9 37958,6 33438,3 ИТОГО: × ×

Слайд 18

Наименование продуктов Цены, руб. Количество, тн. Оборот розничной торговли, млн. руб Оборот розничной торговли 2008 г. в сопоставимых ценах ( p 0 q 1 ) 2007г. ( p 0 ) 2008г. (p 1 ) 2007г. (q 0 ) 2008 г. (q 1 ) 2007г. ( p 0 q 0 ) 2008 г. ( p 1 q 1 ) А 1 2 3=2/1 4 5 6=5/4 7=1×4 8=2×5 9=1×5 Говядина (кроме бескостного мяса) 126,32 145,48 1,154 15185,6 15637,5 Куры (кроме куриных окорочков) 86,91 98,38 1,132 6717,4 7037,8 Рыба замороженная неразделанная (кроме деликатесной) 47,97 57,91 1,207 10313,9 10948,8 Сахар-песок 21,84 25,09 1,149 25890,0 24913,3 Картофель 17,75 30,54 1,721 3982,0 2768,1 Прочие 31706,9 37958,6 33438,3 ИТОГО: × ×

Слайд 19

Наименование продуктов Цены, руб. Количество, тн. Оборот розничной торговли, млн. руб Оборот розничной торговли 2008 г. в сопоставимых ценах ( p 0 q 1 ) 2007г. ( p 0 ) 2008г. (p 1 ) 2007г. (q 0 ) 2008 г. (q 1 ) 2007г. ( p 0 q 0 ) 2008 г. ( p 1 q 1 ) А 1 2 3=2/1 4 5 6=5/4 7=1×4 8=2×5 9=1×5 Говядина (кроме бескостного мяса) 126,32 145,48 1,154 15185,6 15637,5 1,030 Куры (кроме куриных окорочков) 86,91 98,38 1,132 6717,4 7037,8 1,048 Рыба замороженная неразделанная (кроме деликатесной) 47,97 57,91 1,207 10313,9 10948,8 1,062 Сахар-песок 21,84 25,09 1,149 25890,0 24913,3 0,962 Картофель 17,75 30,54 1,721 3982,0 2768,1 0,695 Прочие 31706,9 37958,6 33438,3 ИТОГО: × ×

Слайд 20

Наименование продуктов Цены, руб. Количество, тн. Оборот розничной торговли, млн. руб Оборот розничной торговли 2008 г. в сопоставимых ценах ( p 0 q 1 ) 2007г. ( p 0 ) 2008г. (p 1 ) 2007г. (q 0 ) 2008 г. (q 1 ) 2007г. ( p 0 q 0 ) 2008 г. ( p 1 q 1 ) А 1 2 3=2/1 4 5 6=5/4 7=1×4 8=2×5 9=1×5 Говядина (кроме бескостного мяса) 126,32 145,48 1,154 15185,6 15637,5 1,030 1918,2 2274,9 1975,3 Куры (кроме куриных окорочков) 86,91 98,38 1,132 6717,4 7037,8 1,048 583,8 692,4 611,7 Рыба замороженная неразделанная (кроме деликатесной) 47,97 57,91 1,207 10313,9 10948,8 1,062 494,8 634,0 525,2 Сахар-песок 21,84 25,09 1,149 25890,0 24913,3 0,962 565,4 625,1 544,1 Картофель 17,75 30,54 1,721 3982,0 2768,1 0,695 70,7 84,5 49,1 Прочие 31706,9 37958,6 33438,3 ИТОГО: × ×

Слайд 21

Наименование продуктов Цены, руб. Количество, тн. Оборот розничной торговли, млн. руб Оборот розничной торговли 2008 г. в сопоставимых ценах ( p 0 q 1 ) 2007г. ( p 0 ) 2008г. (p 1 ) 2007г. (q 0 ) 2008 г. (q 1 ) 2007г. ( p 0 q 0 ) 2008 г. ( p 1 q 1 ) А 1 2 3=2/1 4 5 6=5/4 7=1×4 8=2×5 9=1×5 Говядина (кроме бескостного мяса) 126,32 145,48 1,154 15185,6 15637,5 1,030 1918,2 2274,9 1975,3 Куры (кроме куриных окорочков) 86,91 98,38 1,132 6717,4 7037,8 1,048 583,8 692,4 611,7 Рыба замороженная неразделанная (кроме деликатесной) 47,97 57,91 1,207 10313,9 10948,8 1,062 494,8 634,0 525,2 Сахар-песок 21,84 25,09 1,149 25890,0 24913,3 0,962 565,4 625,1 544,1 Картофель 17,75 30,54 1,721 3982,0 2768,1 0,695 70,7 84,5 49,1 Прочие 31706,9 37958,6 33438,3 ИТОГО: × × 1,138 1,051 35339,8 42269,5 37143,7

Слайд 22

4.3. Средние индексы В ряде случаев на практике вместо индексов в агрегатной форме удобнее использовать средние арифметические и средние гармонические индексы. Любой сводный индекс можно представить как среднюю взвешенную из индивидуальных индексов. Однако при этом форму средней нужно выбрать таким образом, чтобы полученный средний индекс был тождественен исходному агрегатному индексу.

Слайд 23

Пример 4.2. Имеются данные о реализации овощной продукции и изменении цен за 2008 г. Определить общий индекс цены. Решение оформить в таблице 4.5. По результатам расчета сделать выводы.

Слайд 24

Таблица 4.5 Товарооборот предприятия за 2007−2008 г. Графы данные по условию Расчетные графы Товар Реализация в 2008 г., тыс. руб. p1q1 Изменения цен в 2008 г. по сравнению с 2007 г., % Морковь 2300 +4,0 Свекла 2100 +2,3 Лук 2900 − 0,8 ИТОГО

Слайд 25

Таблица 4.5 Товарооборот предприятия за 2007−2008 г. Графы данные по условию Расчетные графы Товар Реализация в 2008 г., тыс. руб. Изменения цен в 2008 г. по сравнению с 2007 г., % Морковь 2300 +4,0 1,04 Свекла 2100 +2,3 1,023 Лук 2900 − 0,8 0,992 ИТОГО 7300

Слайд 26

Таблица 4.5 Товарооборот предприятия за 2007−2008 г. Графы данные по условию Расчетные графы Товар Реализация в 2008 г., тыс. руб. Изменения цен в 2008 г. по сравнению с 2007 г., % Морковь 2300 +4,0 1,04 2211,5 Свекла 2100 +2,3 1,023 2052,8 Лук 2900 − 0,8 0,992 2923,4 ИТОГО 7300 7187,7

Слайд 27

Вычислим средний гармонический индекс цены

Слайд 28

При расчете сводного индекса физического объема товарооборота можно использовать среднюю арифметическую форму.

Слайд 29

Пример 4.3. В нашем распоряжении имеются следующие данные (табл. 4.6).

Слайд 30

Таблица 4.6 Реализация товаров в 2007 г. Графы данные по условию Расчетные графы Товар Реализация в 2007 г., тыс. руб. p0q0 Изменения физического объема реализации в 2008 г. по сравнению с 2007 г., % Мандарины 1300 − 6,4 Грейфрукты 480 − 8,2 Апельсины 1900 +1,3 ИТОГО

Слайд 31

Таблица 4.6 Реализация товаров в 2007 г. Графы данные по условию Расчетные графы Товар Реализация в 2007 г., тыс. руб. Изменения физического объема реализации в 2008 г. по сравнению с 2007 г., % Мандарины 1300 − 6,4 0,936 1216,8 Грейфрукты 480 − 8,2 0,918 440,6 Апельсины 1900 +1,3 1,013 1924,7 ИТОГО 3680 3582,1

Слайд 32

Вычислим средний арифметически индекс физического объема

Слайд 33

4.4. Индексы переменного и постоянного состава Индексный метод используется и для исследования среднего качественного показателя. Все рассмотренные ранее примеры рассматривались по нескольким товарам, реализуемым в одном месте. Рассмотрим теперь случай, когда один товар реализуется в нескольких местах или вид продукции производится на ряде предприятий. Если реализуется только один вид продукции, вполне правомерно рассчитать его среднюю цену в каждом периоде.

Слайд 34

Индекс переменного состава

Слайд 35

И ндекс структурных сдвигов

Слайд 36

Индекс постоянного (фиксированного) состава

Слайд 37

Между данными индексами существует взаимосвязь:

Слайд 38

Пример 4.4. Проведем анализ изменения цен реализации на мясо говядины на двух рынках г. Улан-Удэ за 2007-2008 гг.

Слайд 39

Таблица 4.7 Реализация мясо говядина на двух рынках г. Улан-Удэ за 2007-2008 гг. Графы данные по условию Расчетные графы Рынок 2007 г. 2008 г. Объем реализации в 2007 г., тыс. руб. ( p 0 q 0 ) Объем реализации в 2008 г., тыс. руб. ( p 1 q 1 ) Объем реализации 2008 г. в сопоставимых ценах, тыс. руб. ( p 0 q 1 ) Цена, руб. (р 0 ) Продано, тн. ( q 0 ) Цена, руб. (р 1 ) Продано, тн. ( q 1 ) ПО «Центральный рынок» г. Улан-Удэ 168 680 185 717 Рынок «Крестьянский» 154 705 165 700 ИТОГО:

Слайд 40

Таблица 4.7 Реализация мясо говядина на двух рынках г. Улан-Удэ за 2007-2008 гг. Графы данные по условию Расчетные графы Рынок 2007 г. 2008 г. Объем реализации в 2007 г., тыс. руб. ( p 0 q 0 ) Объем реализации в 2008 г., тыс. руб. ( p 1 q 1 ) Объем реализации 2008 г. в сопоставимых ценах, тыс. руб. ( p 0 q 1 ) Цена, руб. (р 0 ) Продано, тн. ( q 0 ) Цена, руб. (р 1 ) Продано, тн. ( q 1 ) ПО «Центральный рынок» г. Улан-Удэ 168 680 185 717 114240 132645 120456 Рынок «Крестьянский» 154 705 165 700 108570 115500 107800 ИТОГО: х 1385 х 1417 222810 248145 228256

Слайд 41

4.1. Назначение и виды индексов 4.2. Индивидуальные индексы и сводные индексы в агрегатной форме 4.3. Средние индексы 4.4. Индексы переменного и постоянного состава

Слайд 42

Спасибо за внимание.