Читаем с детьми дома
В данном разделе представлены полезные материалы для чтения с детьми дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Читаем детям" | 44.6 КБ |
Стихи о маме | 1.68 МБ |
Читаем о пожаре | 520 КБ |
Список литературы для чтения дома | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Золотой петушок» города Губкин Белгородской области
Консультация для родителей:
«Читаем дома детям»
Подготовила воспитатель:
Воронова О.К.
2023 г.
Основные правила чтения вслух маленьким детям
Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.
Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.
Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста и младенцам.
- При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.
- Любимые книги ребенка надо перечитывать по много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
- Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
- Чем ребенок младше, тем лучше он реагирует на распевную речь. Текст, произносимый на распев, должен произноситься несколько громче, выше и медленнее, чем обычно. Это дает возможность младенцам отличать слоги от целых слов. Чтение на распев часто называют материнским чтением. Однако так младенцам должны читать и мужчины.
- Детям следует читать книги только со счастливым концом.
- Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.
- Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.
- Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку. Это – основные правила чтения.
А теперь ответы на несколько вопросов, которые наиболее часто задают родители детским психологам.
С какого возраста надо начинать читать ребенку вслух?
Согласно последним научным предположениям, читать вслух малышу надо с возраста 9 месяцев.
Как часто надо читать ребенку вслух?
Не реже, чем два раза в день, каждый день. Очень хорошо, если второе чтение будет приурочено к отходу ребенка ко сну.
Как долго надо читать ребенку вслух?
Минимальное время чтение должно составлять от 5 до 10 минут в зависимости от возраста. Максимальное диктуется заинтересованностью ребенка: пока он не устанет.
Как долго надо читать ребенку на распев?
Приблизительно до трехлетнего возраста.
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
В возрасте 4-5лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой (произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена), с творчеством К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и многих других.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.
(Аркадий Марков)
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться
Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи; • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
- Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
- Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
- Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
- Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
- Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
- Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
- Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
- Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
- Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
- С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
- Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
- Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
В заключении несколько советов для родителей: внимательно относитесь к выбору книг для чтения и организации самого процесса чтения детям.
Например: для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Будь осторожен с огнем
С открытым огнем обращаться опасно
А если зажег – никуда не роняй
Пожарное пламя горячее, знай!
Но, если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой.
Не играй со спичками – это опасно!
Я спичек коробок нашел
И высыпал на стол.
Хотел устроить фейерверк,
Все полыхнуло, свет померк.
Не помню больше ничего,
Лишь пламя жжет меня всего.
Я слышу крики, шум воды.
Как много от огня беды,
Но спасти меня успели,
А квартиру не сумели.
Хочу напомнить всем, друзья,
ИГРАТЬ СО СПИЧКАМИ НЕЛЬЗЯ!
Не подходи к газовой плите
На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать.
И газ включать и выключать,
НО К ГАЗУ ТЫ НЕ ПОДХОДИ,
НЕМНОЖКО ПОДРАСТИ!
Если увидел пожар – зови на помощь
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай
И в «01» поскорее звони
Срочно пожарным, помогут они.
И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти
Не оставайся в квартире с огнем
А выбирайся доступным путем
Мокрым шарфом нос и рот завяжи
К двери входной через дым поспеши.
Если электроприбор включен в розетку
Если прибор невзначай заискрил,
Греть перестал или вдруг задымился,
Ты побыстрее его выключай,
Только потом до конца выясняй,
Что же случилось и как же с ним быть,
Можно ли этот прибор починить?
Будет включенным прибор оставаться,
Очень опасно к нему прикасаться.
Или получишь тока удар,
Или от искры начнется пожар.
Так что ты времени зря не теряй
И из розетки прибор выключай.
Выдернул вилку?
Тогда все в порядке,
Смело теперь устраняй неполадки!
Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками
Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды,
Такая халатность – шаг от беды!
Сначала их вытри, дружок,
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно,
Зачем же тебе рисковать понапрасну?
Будь осторожней при обращении с источником тока
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен,
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой
Ток в розетке очень злой.
Не пользуйся электроприборами, когда сидишь в воде
Помни: в ванне и под душем Если рядом есть вода,
Фен тебе совсем не нужен. Электричество – беда!
Плеер тоже подождет,
До него дойдет черед!
В ванне ты пока сидишь,
Обойдись без них, малыш!
Н. А. Афанасьева
Как сгорел один дом
Расскажу я Вам о том, Как сгорел однажды дом. Две девчонки, две сестрички, Раздобыли где-то спички, -Знаешь, что? – Сказала Валя, -Мы – туристы на привале, Разожжем костер сейчас. Ну, а будет он у нас Под столом. Неси газеты, Пускай хворост будет это. – А в корзинке сварим кашу, – Подсказала ей Наташа. – Чиркнем спичкой. Раз, два, три! Огонек горит. Смотри! Ай! Упала спичка! Ой? Ой! Какой Огонь большой! Испугались девчонки, Растерялись, как тут быть? Чуть дыша, стоят в сторонке: Убегать или тушить? Валя быстро догадалась: - Надо бы водой плеснуть! Но воды-то оказалось Только в чайнике чуть-чуть. | И опять сказала Валя: – Мы его накроем шалью И платком, и одеялом. Но огню и горя мало. Шали нет, платка не стало, Загорелось одеяло. А огонь-то разыгрался, Влез по скатерти на стол, В книгу папину забрался, Вдоль по комнате пошел, Побежал по занавескам, По картине на стене, Разошелся с шумом, треском, Все вокруг уже в огне. А Наташа вместе с Валей Больше медлить уж не стали, Побежали в коридор, А потом скорей во двор. Пламя выше, пламя круче, Дым столбом до самой тучи. | А народ кругом толпится, Кто с лопатой, кто с ведром, И пожарная уж мчится, Но в огне уже весь дом, Долго бились с пожаром, Не один час и не два. Да усилия все даром, Нет ни дома, ни двора. Онемев, стоят сестрички А народ шумит кругом: – От одной лишь только спички, Как в костре, сгорел весь дом. Говорят все и не даром: Трудно справиться с пожаром. Так что помните, подружки: Спички – это не игрушки! Знать бы надо всем, друзья, Что играть с огнем нельзя! |
Н. А. Афанасьева
Хорек и уголек
Как-то раз один хорек Шел тропинкою лесной И увидел уголек Под высокою сосной. – Это кто? – Хорек подумал. (Любопытный был зверек.) Только тут вдруг ветер дунул, Покачался огонек. – Подразниться что ли хочешь? – Возмутился наш хорек. – Что мне голову морочишь? Спрячь скорей свой язычок. Но никто не испугался Добродушного зверька. Огонек же разгорелся, Будто бы дразнил хорька. | – Ах, ты так! – вскричал малыш – Ну, так я тебе задам? Вылезай, чего сидишь? Тебе помочь или ты сам? И опять никто не вышел На сердитый зов хорька. А огонь все выше, выше, Опалил усы зверька. Нет, не выдержал наш хорь, Хлопнул лапой наглеца. Только тут такая боль Обожгла вдруг храбреца, Что, не ведая дорог И от страха став весь серым, Под собой не чуя ног, Он бежал, как угорелый. | Возле дома малыша Уже ждали мама с папой. Наш хорек, едва дыша, Рассказал им все про лапу. Но послушайте, ребята, Им про боль твердит сынок. А они же вдруг куда-то Побежали со всех ног. Наш малыш не рассердился, Не обидчив был он, нет. Правда, очень удивился, Но помчал за ними вслед. Первым старый хорь примчался, Лапой пот стряхнул с усов. А огонь уж разгорался, Этот страшный враг лесов. |
Л.С. Власова
С огнем шутить нельзя
Осень. Дремлет школьный сад. Листья желтые летят, Плавно в воздухе кружат, Под ногами все шуршат. Вова с Геной шли по саду – Им домой ведь было надо. Привлекло их вдруг внимание Незнакомых школьников старание. На субботник вышел класс, Дружно трудится уж час. Кучи листьев вмиг собрали, Поработали, устали. На обед ушли мальчишки, Вова с Геной поспешают, | Приловчившись, шалунишки Спичкой, листья зажигают. Запылал огонь так ярко, Листья пламенем объяты, Подкрался огонь к забору… «Как красиво», – думают ребята. Вмиг огнем все охватило – Стало страшно, а красиво было! Неба синь и гарь пожара… Огненная змейка дальше побежала. Испугались Вова с Геной, Убежали, струсили они. Далеко теперь, наверно, Только пятки их видны. | Тут прохожие кричат? «Что такое? Горит сад!» На их крик сбежались люди: Кто с лопатой, кто с ведром.. Быстро все так потрудились, Ловко справились с огнем. Дорогие ребятишки, Почитайте эту книжку И подумайте о том, Что шутить нельзя с огнем! |
Р. Н. Салихова
Сорока-Ворона
Сорока-ворона на плите Кашу варила, Газ оставляла, На порог скакала, Гостей созывала. | Гости не бывали, Каши не видали. Каши не видали, Каши не едали. | Сорока рядом с плитой не стояла, За кашей не смотрела, Кашу не мешала, Огонь не убавляла. Огонь разбушевался, Каша пригорела. |
Л. С. Билалова
Пожарные
Однажды Коля, Оля, Анна Играть в пожарные взялись, Воды ведро набрали в ванной, Но вот пожара не нашли. Тогда решили сделать сами, Но для пожара нужно пламя, Бумага, спички, керосин… – Пожар готов! Тушить бежим! | Ребята бегали гурьбой, Но вот беда – огонь не тухнет И не залить его водой! Как жалко! Домик Жучки рухнет! Плачет Анечка навзрыд, Ну, а Коля говорит: «Нам не справиться самим, Скорее, позвоним: 01!» | Приехали быстро пожарные, Ведь огонь на сарай перешел. Потушили огонь коварный – Стало всем на душе хорошо. Играйте в пожарных, дети, Но, огонь не разводите. Он захватить вас может в сети И погубить все, все на свете! |
Н. Н. Ташлинцева
Колино горе
На селе построен дом Хорошо живется в нем, Славный дом, отличный дом – Есть большая печка в нем. Мальчик Коля в доме жил, И с огнем он не дружил. Он со спичками играл, Зажигал и в печь бросал, Но шалил не долго он, Загорелся Колин дом. Дым столбом стоит кругом – | Стало плохо Коле в нем. Мальчик бросился бежать, Стал пожарных в помощь звать: - Вы, пожарные, придите! Помогите, помогите! Потушите вы мой дом, Буду я дружить с огнем… И пожарный командир Мальчика предупредил: -Будет умницей лишь тот, Кто за правило возьмет: | Ты со спичкой не играй, В шкафчик с дверцей убирай, Телевизор выключай, Если ты пошел пить чай. Если ты увидел вдруг, Что огонь везде вокруг, Время даром не теряй- Ты пожарных вызывай. Трубку телефона ты сними, «01» быстрее набери! |
Л.М. Садыкова
Огонек
Как-то вдруг огонек Пошалить задумал В помощь друга-ветерка Пригласить надумал. По траве за листвой, | Зажигая ветки, Побежали друзья, Прыгая, как детки. Пошалили у лесочка, На полянке, на лугу, | И теперь от «дружбы» этой Не живет никто в лесу. |
Л. М. Садыкова
В дозоре
Мне с высокой каланчи, Видно все в округе. Если вдруг костер зажгли, | Дым клубится всюду, Объяви тревогу ты, Чтобы не было беды | Срочно в трубы затруби, Ведь стоишь в дозоре ты… |
Т. М. Фазылова
Наш пожарный
На посту стоит герой – Наш пожарный боевой – Вот уж сутки на пролет Службу верную несет. Он в труде напорист, скор, Быстро даст огню отпор. Ой! Пожар! Наш дом горит! В нем кругом огонь царит, Тут пожарный, не теряя время даром, Встретился с большим пожаром. | В его руках блестит багор, А на спине его топор, Брандспойт, противогаз… И вот огонь уже погас. Ура, друзья! Поник пожар, Он быстро прекратился, А сам огонь, наверное, в пар От страха превратился. | Говорят в округе все недаром: «Трудно справиться с пожаром». Вы запомните, друзья, Что с огнем шутить нельзя. |
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для чтения
детям 5 -7 лет по программе
Уважаемые родители, почитайте дома детям!
Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература
1. Русский фольклор. Песенки (обрядовые: к масленице, к Рождеству, колядовые …). Игровой фольклор (прибаутки, дразнилки, небылицы…).
2.Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная», «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Финист – Ясный сокол», «Заколдованная королевна», «Жар птица и Василиса Царевна».
3. Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин – царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской» и др.
4. Фольклор народов мира. Сказки: «Кот в сапогах», «Мальчик – с – пальчик» (фр.), «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.)и др.
5. Поэтические произведения: И. Бунин «Первый снег», С. Есенин «Береза», А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало», С. Маршак «Тает месяц молодой», А. Плещеев «Весна», «Мой садик», В. Берестов «Читалочка», «О чем поют воробушки», «Дракон», Б. Заходер «Повара», Е. Михайлова «Что такое Новый год», И Токмакова «Кораблик», «Мне грустно», Э. Мошковская Хитрые старушки», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» и др.
6. Поэтические сказки: П. Ершов «Конек – горбунок», А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», К. Чуковский «Бармалей».
7. Басни поэтические и прозаические: И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»; С. Михалков «Аисты и Лягушки», «Слон – живописец», «Соловей и Ворона».
8. Прозаические произведения русской и зарубежной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Оранжевое горлышко»; В. Гаршин «Лягушка – путешественница»; Р. Киплинг «Маугли», Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку», М. Пришвин «Весна в лесу», «Золотой луг»; С. Аксаков «Аленький цветочек», Г, Х, Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Бр. Гримм «Бременские музыканты»; В, Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Тайное становится явным»; Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»; рассказы о детях Л. Толстого и др.
9. Сказки повести: А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»; В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал»; А. Милн «Винни – Пух и все – все – все»; Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»; Дж. Родари «Приключения Чипполино»; А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»; Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная».