«Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов»
Опубликовано 24.01.2021 - 13:17 - Осипова Елена Владимировна
Содержание проекта
1. Актуальность проекта 3
2. Паспорт проекта 6
3. Этапы реализации проекта 11
4. Мероприятия по реализации проекта 13
5. Результаты внедрения проекта 18
6. Ресурсное обеспечение проекта 21
7. Список литературы 28
Актуальность проекта
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.
Для подобных игр есть название - песочная терапия. Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо
только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка и интерактивной песочницы в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России.
Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.
Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком. С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!»,
«Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу…!». Дети переносят в песочницу модель своей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого мира глазами ребенка.
Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее
организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Паспорт проекта
Полное наименование
проекта «Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов».
Авторы проекта Воспитатель:
Осипова Е.В
Тип проекта Познавательно - игровой
Вид проекта Обучающий, исследовательский, творческий
Продолжительность
проекта Долгосрочный, 6 месяцев
Объект
исследования Кинетический песок и его возможности для обучения
и развития детей в ДОУ
Участники проекта Дети среднего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели.
Цель Развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между
взрослым и ребенком.
Задачи • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
• Развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
• Развитие речи, обогащение и активизация словаря детей;
• Закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»;
• Развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые
нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение);
• Приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности;
• Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок»,
«ребенок-взрослый»;
• Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
• Привлечение родителей (законных
представителей) к совместной деятельности с детьми.
Проблемные вопросы Что можно построить из кинетического песка?
• Целесообразно ли использовать кинетический
• Песок на обучающих и развивающих занятиях в ДОУ?
• Какие игры с кинетическим песком можно использовать в работе с детьми?
• Является ли кинетический песок универсальным
• Средством в работе с детьми и взрослыми?
Формы реализации проекта С детьми:
• В организованной образовательной деятельности с детьми по всем образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие»;
• Педагогическое обследование детей, результаты которого могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность взрослых с детьми;
• Самостоятельная и совместная игровая деятельность детей;
• Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей.
С родителями и педагогами:
• Анкетирование родителей (законных представителей);
• Просветительская работа с родителями и
• Педагогами в форме консультаций -
презентаций,
• Семинаров-практикумов, оформление информационного уголка для родителей и педагогов;
• Привлечение родителей к составлению методических рекомендаций для работы с кинетическим песком;
• Совместные развлечения с использованием кинетического песка;
• Индивидуальная консультативная работа;
«играем с кинетическим песком»;
• Родительские собрания с показом практической работы с детьми.
Методы проекта Информационно-рецептивный: показ воспитателя, рассматривание, наблюдение;
Исследовательский метод: вопросы, опыты по исследованию свойств кинетического песка;
Репродуктивный метод: ООД, игры и упражнения с кинетическим песком;
Эвристический метод: эвристическая беседа,
консультации для родителей, объяснения, словесные рекомендации, индивидуальные беседы.
Принципы проекта Сочетание научности и доступности материала:
• Профессиональная компетентность педагога;
• Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
• Принцип непрерывности (занятия планируются на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
• Принцип психологической комфортности; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах
Деятельности;
• Сотрудничество ДОУ с семьей.
Условия реализации проекта • Организация развивающей предметно- пространственной среды (РППС) в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
• Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
• Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
• Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с кинетическим песком;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
• Обогащение РППС в группе и дома.
Предварительная работа С детьми:
• Проведение игр с кинетическим песком (педагогическое обследование имеющихся у детей знаний и навыков для игр с песком)
навыков для игр с песком);
С родителями:
• Анкетирование родителей, с целью выявления их отношения к теме проекта;
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта на родительском собрании;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
• Консультация «знакомство с кинетическим песком».
С педагогами:
• Проведение консультации для педагогов на тему «Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми»;
• Презентация проектной деятельности (информирование педагогов с целью, задачами и этапами реализации проекта).
Взаимодействие с
педагогическими работниками Совместно с педагогами разработка конспектов
занятий, развлечения для детей с использованием игр с кинетическим песком.
Этапы реализации проекта 1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Презентационный.
Ожидаемый Для детей:
результат по • Знакомство детей с основными свойствами
проекту кинетического песка, правилами работы с песком,
способами работы, дети научатся создавать
собственные песочные композиции; развитие мелкой
моторики рук;
• Развитие тактильной «чувствительности» как
основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
• Развитие у детей творческих способностей:
креативности или оригинальности мышления, а
именно способности порождать новые
нестандартные идеи и варианты для решения
поставленной задачи, богатое воображение;
• Совершенствование речевых и
коммуникативных навыков, расширение словарного
запаса детей;
• Совершенствование игровой деятельности, что
способствует приобретение коммуникативных
навыков и навыков совместной деятельности детей
Для родителей:
• Развитие у родителей интереса к
образовательному процессу в ДОУ, к развитию
творчества, знаний и умений у детей, желания
участвовать в жизни группы;
• Становление партнерских отношений
родителей и педагогов в совместной организации
жизни группы; обогащение родительского опыта в
воспитании детей; обмен опытом семейного
воспитания педагогов и родителей;
• Обмен опытом семейного воспитания
педагогов и родителей;
• Создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.
Для педагогов:
• Знакомство педагогов с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, рекомендациями по организации занятий и применение дополнительных материалов (игрушек) в работе с кинетически песком;
• Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми;
• Повышение уровня профессиональных знаний и
навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность;
• Развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений в работе с детьми и родителями;
• Развитие творческого потенциала и креативности педагогов, их самостоятельности и инициативы в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании детей.
Этапы проекта
I этап
Подготовительный 01.09. – 03.10.2020 г. 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Создание банка идей и предложений.
3. Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения проекта.
Ожидаемые результаты по I этапу 1. Определение целей и задач проектной деятельности
2. Составление плана работы по проектной деятельности.
3. Проведение педагогического обследования детей и анкетирования родителей с целью определения актуальности проекта.
4. Оформление информационного уголка для
10
родителей: размещение рекомендаций, консультаций, буклетов по теме проекта.
5. Привлечение родителей к сбору методического материала и коллекции игрушек по разной тематике для песочной терапии.
II этап Основной
03.10. – 01.02.2021 г. 1. Планирование работы с узкими специалистами по разработке конспектов
2. ООД, сценария развлечения с использованием кинетического песка.
3. Разработка конспектов занятий с использованием кинетического песка.
4. Подготовка консультаций, семинаров – практикумов, мастер – классов, развлечений по использованию кинетического песка для родителей и педагогов.
5. Привлечение родителей к сбору и оформлению методических рекомендаций, картотеки игр и упражнений для работы с кинетическим песком.
Ожидаемые результаты по II этапу 1. Проведение ООД, развлечений с использованием кинетического песка и интерактивной песочницы, как воспитателем, так и совместно с узкими специалистами.
2. Просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций, семинаров-практикумов, мастер – классов.
3. Картотеки игр и методические рекомендаций по использованию кинетического песка для воспитателей и родителей.
4. Проведение игр с использованием кинетического песка с родителями и детьми.
III этап
Презентационный 01.02– 28.02.2021 г. Обработка и обобщение полученных данных, которые должны подтвердить поставленные цель и задачи, актуальность проекта (систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов, подготовка презентации для представления результатов проекта для педагогов ДОУ и
родителей).
Ожидаемые результаты по III этапу 1. Педагогическое обследование детей и анкетирование родителей.
2. Обработка результатов педагогического обследования и анкетирования, с целью соотношение целей и результатов проекта.
3. Выставка «Чудеса из песочницы» (фото)
4. Презентация проекта для педагогов
5. ДОУ и родителей.
11
Мероприятия в рамках проекта
«Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми, для родителей и педагогов»
Месяц проведения Мероприятие Цель
С детьми
Сентябрь 1. Педагогическое
обследование детей (оценка индивидуального развития детей с помощью игр с кинетическим песком). • Определение
актуальности проекта и обследования первоначальных знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим
песком.
2. Игра - занятие на тему
«Знакомство с кинетическим песком. Путешествие в песочную страну». • Познакомить детей свойствами, правилами способами работы
кинетическим песком; со и с
3. ООД по познавательному развитию на тему «Дары осени». Практическая часть «Поможем зайке посадить огород». • Закрепление знаний детей об овощах и фруктах; приобретение
коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с
детьми и педагогом.
Октябрь 1. ООД по развитию речи на тему «Наш южный край». Практическая часть «Мой родной город Нефтекумск» • Закрепление знаний детей о родном крае, городе, его жителях, флоре и фауне;
• Приобретение навыков и знаний работы с интерактивной песочницей;
• Приобретение
коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с
детьми и педагогом.
2. Проведение ООД по физическому развитию на тему «В гости к лесным жителям». Практическая часть «Строим спортивную площадку для лесных зверят». • Формирование интереса к занятиям физическими упражнениями, развитие творческой двигательной
активности, воображения, моторики, речи;
Ноябрь 1. Проведение ООД по • Расширять знания о
рисованию на тему «Ежик». Практическая часть «Лепим ежиков из кинетического песка». ежике, как о диком животном;
• Упражнять в технике печатания;
• Приобретение
коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с
детьми и педагогом.
2. Совместное развлечение для родителей и детей на тему
«Песочные сказки». • Установление и развитие отношений партнерства в
системе в сотрудничестве в системе «ребенок - родители».
Декабрь 1. ООД по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией повар. Экскурсия на кухню». Практическая часть «Мы повара». • Познакомить детей с
профессией повар и его работой;
• Приобретение
коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с
детьми и педагогом.
2. Проведение развлечения в бассейне на тему «Птичий двор. Приключение у пруда». Практическая часть «Ферма для животных» • Закрепить знание детей о домашней птице и домашних животных;
• Приобретение
коммуникативных навыков и навыков совместной
деятельности в общении с детьми и педагогом.
Январь 1. Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей «Волшебство в песочнице». • Развивать интерес к
совместной деятельности детей и родителей, развивать творческое воображение.
2. ООД по познавательному развитию на тему «Мебель для Карлсона» Практическая часть
«Печем угощенья для Карлсона». • Закрепить знание детей о предметах мебели;
• Приобретение
коммуникативных навыков и навыков совместной
деятельности в общении детьми и педагогом.
Февраль 1. Фотовыставка «Чудеса из песочницы» (играем с песком дома) • Развивать интерес к
совместной деятельности детей и родителей,
• Развивать творческое
воображение;
• Приобретение навыков совместной деятельности
детей и родителей.
2. Педагогическое обследование детей. • Обследования знаний, навыков и умении детей в работе с обследования знаний, навыков и умении детей в
работе с кинетическим песком.
• С родителями
Сентябрь 1. Анкетирование родителей. • С целью определения актуальности проекта;
2. Сбор коллекции игрушек и бросового материала для игр в песочнице. • Практическое оснащение
проекта для игр с кинетическим песком;
3. Подборка методической литературы для работы с кинетическим песком. • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Октябрь 1. Семинар – практикум для родителей «Кинетический песок – универсальное
2. Средство для развития и обучения детей». • Познакомить родителей с кинетическим песком, его свойствах, правилах и способах роботы с ним.
3. Оформление
информационного уголка для родителей: размещение
рекомендаций, буклетов и консультаций по данной теме. • Информирование родителей о кинетическом песке и способах работы с ним.
Ноябрь 1. Совместное развлечение для родителей и детей «Песочные сказки». • Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей;
• Развивать творческое воображение;
• Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе
«ребенок -родители».
Декабрь 1. Консультация для родителей
«Интерактивная песочница в работе с детьми дошкольного возраста». Демонстрация интерактивной песочницы
«Играем вместе». • Познакомить родителей с интерактивной песочницей и ее возможностями для обучения и развития детей.
Январь 1. Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей «Волшебство в песочнице». • Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей;
• Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе
«ребенок родители»;
обогащение родительского опыта в воспитании детей.
2. Разработка методических рекомендаций, упражнений, картотеки игр с кинетическим песком для воспитателей и
родителей. • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
Февраль 1. Фотовыставка «Чудеса из песочницы» (играем с песком дома). • Создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных,
коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском
саду.
2. Анкетирование родителей. • С целью соотношение целей и результатов проекта.
3. Выступление воспитателя с презентацией на родительском собрании. • Представления
результатов проекта родителям;
• Развитие у родителей желания участвовать в жизни группы;
• Становление
партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
С педагогами
Сентябрь 1. Консультация для педагогов
«Кинетический песок – универсальная игрушка для детей». • Познакомить педагогов ДОУ с кинетическим песком,
его свойствах, правилах и способах работы с ним;
2. Мастер – класс для воспитателей «Игры и упражнения с кинетическим • Повышение профессиональной
компетенции педагогов в
песком». использовании инновационных технологий в
работе с детьми.
Октябрь 1. Проведение ООД по физическому развитию на тему
«В гости к лесным жителям». Практическая часть «Строим спортивную площадку для лесных зверят». • Повышение профессиональной
компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми;
Ноябрь 1. Проведение ООД по рисованию на тему «Ежик». Практическая часть «Лепим ежиков из кинетического песка». • Повышение профессиональной
компетенции педагогов в использовании
инновационных технологий в работе с детьми;
Декабрь 1. Проведение развлечения в
бассейне на тему «Птичий двор. Приключение у пруда». Практическая часть «Ферма для животных». • Повышение профессиональной
компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в
работе с детьми;
Январь 1. Консультация для педагогов
«Интерактивная песочница в работе с детьми дошкольного возраста». Демонстрация интерактивной песочницы
«Играем вместе». • Познакомить педагогов ДОУ с интерактивной песочницей и ее возможностями для обучения и развития детей;
• Повышение профессиональной
компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми.
Февраль 1. Презентация проекта на
педсовете. • Представления
результатов проекта родителям;
• Формирование у
педагогов потребности в профессиональном росте.
Результаты внедрения проекта
С целью определения актуальности проекта «Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми, родителями и педагогами», мы провели анкетирование родителей детей в группах среднего (25 семей) возраста. В начале проекта, выяснилось, что из опрошенных в ходе анкетирования, только 9 семей (40%) слышали о кинетическом песке, его возможностях в развитии ребенка и играют дома с кинетическим песком, а также хотели бы узнать об играх с кинетическим песком и их возможностях в обучении и развитии детей, так как считают эффективным этот метод в развитии и обучении детей. 16 семей (60%) слышали о кинетическом песке, но считают, что этот метод песочной терапии не эффективен для развития и обучения детей и не стоит уделять этому большое внимание.
На презентационном этапе, проведя повторное анкетирование, мы получили следующие результаты: 20 семей (90%) считают, что игры с кинетическим песком эффективны в развитии и обучения ребенка и интересны детям, остальные 5 семей (10%) по-прежнему считают, что игры с кинетическим песком малоэффективные в развитии и обучении детей. С этими семьями, педагогам рекомендовано запланировать индивидуальную работу, в виде консультаций, рекомендаций, мастер – классов по работе с кинетическим песком.
Педагогическое обследование детей проводилось в начале проекта и после его завершения с целью определения: знаний о свойствах кинетического песка, правилах и способах работы с песком;
• Умении создавать собственные песочные композиции;
• Развития мелкой моторики рук;
• Развития познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь);
• Развития тактильной «чувствительности» как основы развития
«ручного» интеллекта ребенка;
• Развития у детей творческих способностей: креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение;
• Речи и словарного запаса детей;
• Развития игровой деятельности;
• Коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей;
• Психического здоровья ребенка (стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения, свободный естественное проявление чувств и эмоций, гармоничные отношения ребенка в социуме, развитие индивидуальности ребенка, активность, коллективизм, уверенность в себе, высокая коммуникабельность, уравновешенность).
В обследовании принимали участие 25 детей среднего дошкольного возраста.
Для педагогического обследования детей я использовала игры с кинетическим песком по программе Е.Ю. Конанихиной «Волшебный мир песка», «Чудесный песок», как индивидуально так с подгруппой детей в непринужденной обстановке в вечернее время.
Результаты обследования показали, что на начальном этапе работы знания и навыки игры с кинетическим песком были поверхностными, дети не могли самостоятельно выполнить задание игры, сделать общую постройку, подобрать необходимые атрибуты и игрушки, распределить роли и играть вместе, дети были раздражительны и агрессивны, не могли поделить игрушки, при этом дети не получали удовольствие от игры.
Заключительная диагностика показала, что у детей вырос интерес к совместной деятельности детей к играм с кинетическим песком, наблюдалось развитие познавательного интереса, творческого воображения, мелкой моторики руки, речи детей, игровой деятельности, коммуникативных навыков, изменился стиль общения со сверстниками. Играя с кинетическим песком, у детей наблюдалось радостное настроение, они были доброжелательны, распределяли роли между собой, подбирали необходимые игрушки, предлагали идеи и варианты для решения поставленной задачи, при этом у них получилось создать совместную постройку и получить удовольствие от игры.
Результаты педагогического обследования на начало и на конец проекта отображены в диаграмме.
Данные педагогического обследования показывают эффективность применения песочных игр в работе с детьми.
В ходе реализации проекта мы получили определённые результаты:
• Дети познакомились с: основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, научились создавать собственные песочные композиции и подбирать необходимый материал (игрушки) для игры с кинетическим песком. В результате чего у них развились: мелкая моторика рук детей, познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь), тактильная
«чувствительность» как основа развития «ручного» интеллекта ребенка, творческие способности (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение), речевые и коммуникативные навыки; расширился словарный запас детей; совершенствовалась игровая деятельность ,что способствовало приобретению коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей; укрепилось психическое здоровья ребенка;
• У родителей возрос интерес к образовательному процессу в ДОУ, к развитию творчества, знаний и умений у детей и желание участвовать в жизни группы, установились партнерские отношения между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы, обогатился опыта в воспитании детей;
• В семьях воспитанников появился кинетический песок, что создало благоприятные условий в семье для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду:
• Педагоги познакомились с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, рекомендациями по организации занятий и применение дополнительных материалов (игрушек) в работе с кинетически песком;
• У педагогов повысилась профессиональная компетентность, в
использовании инновационных технологий в работе с детьми и возросли
потребности в профессиональном росте. Мы пришли к выводу, что занятия и игры с кинетическим песком:
• Объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями;
• Вызывают у детей положительные эмоции (радость, удивление), уменьшают
• Негативные проявления (страх, тревожность) и проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
• Совершенствуют гуманные чувства детей, делают их добрее и учат их выражать свои эмоции в безобидной форме;
Использование игр с кинетическим песком способствовало развитию воображения, коммуникативных навыков, формированию познавательного интереса, образного мышления, развитию мелкой моторики, умению работать коллективно, доводить начатое дело до конца;
• Повышается мотивация ребенка к ООД;
• Установились доверительные отношения между детьми и педагогом;
• Произошло установление партнерских отношений родителей и педагогов.
В заключении хотим отметить, что, в результате реализации данного проекта, педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2015
2. Н.А. Кочкина Метод проектов в дошкольном образовании. 2012
3. Интернет сайт «Дошколенок»
4. Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования - наша сет
5. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М.: Генезис, 2016 – 128стр.
6. Конаныхина Е.Ю. Программа «Секреты Волшебной Песочной страны».
7. Конаныхина Е.Ю. Программа «Кинетический песок – чудесный материал в работе с детьми и взрослыми», «Чудесный материал».
8. Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" — СПб. Речь, 2013.
9. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация
«педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" //
10. Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74.