Главные вкладки
Гадельшина Эльвира Равилевна
«Кодекс профессиональной этики педагога»
(был принят на основании Письма Мин.просвещения РФ и Профсоюза работников нар.образования и науки РФ от 20.08.2019 г.)
«Кодекс профессиональной этики педагога» разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Когда появляются документы ,регулирующие принципы образовательной политики, возникает вопрос : «Зачем?».Ответ давайте поищем в целях этого Кодекса.
Целями Кодекса являются:
1. Установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
2. Содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций ,осуществляющих образовательную деятельность;
3. Обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
Как вы думаете, почему возникла необходимость в создании данного Кодекса?
Я хочу поделиться с вами своими мыслями по этому поводу, выделив одну из целей более крупно. Остановимся на второй цели.
Итак, даже те, кто не учился в советской школе, знают фильмы того периода, в которых запечатлён образ учителя : «Первый учитель», «Весна на Зареной улице», «Большая перемена», «Доживём до понедельника», «Не болит у дятла голова» и т.д.
Каким предстаёт учитель в этих фильмах? Учитель –образец для подражания:
-интеллигентный;
-порядочный;
-ответственный;
-целеустремлённый;
-любящий детей;
-профессионал.
Учитель –уважаемая профессия.
В Кодексе записано ,что он должен содействовать укреплению авторитета педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность.
А что же подорвАло авторитет учителя?Конечно же, телевидение (фильмы,ток-шоу),Интернет… В общем, средства массовой информации.
Современный мир — это мир новых возможностей (технический прогресс пошел полным ходом вперед), но в то же время – тяжелый мир: наркотики, распущенность не только взрослых людей, но и детей, которые курят, пьют и принимают наркотики еще даже не дожив до совершеннолетия — губят свою жизнь!
В этом мире профессия учителя стала не столь престижной, как раньше.
Возьмем несколько примеров образа учителя в современном российском кинематографе.
Ученики в фильмах про школу хамят учителям, срывают уроки. При просмотре этих фильмов видишь, что учитель доведен поведением таких учеников до крайности: он запирает их в шкафу или при игре в карты оскорбляет их, как это показано в фильме А. Веледенского «Географ глобус пропил», герой которого Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии; берет целый класс в заложники, как в кинокартине А. Петрухина «Училка». В таких фильмах, как «Школа» В. Гай Германики, «День учителя» В. Акопяна учителя представлены как неуспешные, малообразованные, не уверенные в себе и не вызывающие уважения люди. Но как может такой человек быть учителем?
Вывод : Учитель не защищен в условиях свободы слова и информации от обесценивания и прямой клеветы своей профессиональной деятельности.
Я допускаю,что в школах есть учителя, попавшие в профессию случайно («Физрук», «Географ глобус пропил»), так как конкурс в педагогические вузы в настоящее время низкий.Но я не согласна с тем,что в современном обществе мало уделяется внимания повышению престижа профессии учителя и его авторитета.Президент РФ Владимир Владимировч Путин на встрече с финалистами конкурса «Учитель Года -2020» отметил, что конкурсные уроки и мероприятия данного конкурса мало освещаются в средствах массовой информации.
Учитель – профессия публичная. Общество всегда тщательно следило за учителем, его поведением, моральными нормами и предъявляло к нему высокие требования. А почему? Потому что учителю доверено самое главное –формирование личности человека ,будущего гражданина страны.
Кодекс профессиональной этики педагога принят в 2019 году .Я хотела бы его сравнить с правилами поведения учителей 20 века на примере Царскосельской Императорской Николаевской гимназии для мальчиков:
Правило поведения учителей (начало 20-го века)
.
1. Учительница не имеет права ходить на свидание с мужчиной.
2. Учителям не разрешено жениться и выходить замуж в течение учебного года.
3. Все учителя обязаны находиться дома с 8 часов вечера до 6 утра, если только они не заняты делами, касающимися школы.
4. Учителям не разрешается проводить длительное время в кафе и ресторанах.
5. Запрещено уезжать за пределы города без специального разрешения администрации школы.
6.Курение запрещено.
7. Учительница не имеет права ехать в экипаже или автомобиле с мужчиной, если это не ее брат или отец.
8. Учителям запрещено носить одежду ярких цветов.
9. Запрещено красить волосы.
10. Учительница должна носить под верхним платьем не менее двух нижних юбок.
11. Платье не должно быть короче, чем 7 сантиметров выше щиколотки.
На мой взгляд , практически ничего не изменилось в тех требованиях, которые общество предъявляет к моральным нормам и правилам поведения учителей.
И хорошо было бы , чтобы государство(гос.политика) и общество(мнение) защищало авторитет учителя и поднимало престиж профессии педагога. А вы как считаете?
Требования современного мира к завтрашнему выпускнику
Быстро меняющийся мир меняет и представления о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он должен выйти из школы в большую жизнь. Эти представления формируются исходя из интересов общества, государства, семьи и отдельной личности.
Меняющийся социум предъявляет новые требования к выпускникам школы, к качеству образования, которое дает современная школа. Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования.
Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Необходима позитивная и устойчивая мотивация активной жизнедеятельности растущего человека, его стремления к достижениям в созидательной, трудовой, творческой деятельности, стремления к жизненному успеху на нравственно-правовой основе.
Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Уровень образования в мире непрерывно растет. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.
России нужен человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных, религиозно-этнических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и заканчивая сознанием глубокой ответственности перед Родиной. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие и становится под угрозу само существование современной цивилизации. Определяя требования современного мира к выпускникам необходимо учитывать мнение родительской и педагогической общественности. Предполагается, что первые лучше представляют, каким должен быть их ребенок по окончанию школы, а вторые — как добиться желаемого для родителей результата. И родители, и педагоги должны сформировать свой социальный заказ к школе. И вот что на это говорит статистика, полученная в результате исследования Центра социологических исследований и социального проектирования.
Для ответа на вопрос о том, каким именно критериям должен соответствовать современный выпускник школы, участникам социологического исследования был предложен спектр из 16 ключевых компетенций, востребованных сегодня как самой школой, так и окружающим ее социумом. На диаграмме ниже представлены наиболее популярные ответы, полученные в результате опроса.
hello_html_m3381a64.jpg
Анализ социального заказа родителей, предъявляемого к современному выпускнику школы, подтверждает, что этот заказ является предельно нечетким, поверхностным и противоречивым. С одной стороны, современная школа, по замыслу, призвана готовить человека, успешного в своей деловой карьере и в жизни в целом, т.е. конкурентоспособного в современном мире выпускника школы. С другой стороны — такие вроде бы важные в деловом мире характеристики, как индивидуальная и социальная ответственность, критическое мышление, конкурентоспособность практически не звучат в анкетах родителей, характеризующих идеальную модель выпускника школы.
Несколько иначе видят портрет современного выпускника представители педагогической общественности. В первую очередь необходимо отметить, что педагоги, принимавшие участие в анкетировании, солидарны с родителями в критерии «конкурентоспособность в современном мире» — т.е. они также не выделяют его в качестве основного. В тоже время для педагогов свойственно все-таки говорить о таких компетенциях выпускника, как ответственность, критическое мышление и т.д.
hello_html_82fc075.jpg
Примечательно, что педагоги к современному выпускнику предъявляют требования по знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни, тогда как еще совсем недавно главной отличительной чертой нашего образования было наличие хорошего багажа академических знаний. Это связано с тем, что постепенно педагогическая общественность приходит к пониманию того, что не надо ребенка перегружать теми знаниями, которые ему могут не понадобиться в повседневной жизни. Таким образом, для родительской и педагогической общественности при формировании социального заказа характерны следующие требования к выпускнику современной школы: набор достаточных знаний и умений; умение находить выход из любой ситуации; умение формулировать цели и выстраивать пути для их достижения.
Исходя из всего вышесказанного, можно составить следующую модель выпускника школы:
· Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;
· гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей др. национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества;
· человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;
· человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающих свободу выбора и права других людей;
· личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культурных отношений;
· житель планеты земля, сознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.
Система образования – одна из наиболее активно развивающихся сфер нашей жизни. Программа развития образования до 2020 года имела много редакций. Сейчас активно обсуждаются и в прессе, и в интернет-сообществе, и на правительственных заседаниях и в учреждениях образования основные тенденции образования. Уже не первый год идет реформа системы образования, которая вызывает неоднозначные оценки в обществе. Если нашим родителям приходилось неделями ждать, когда в библиотеке окажется нужная книга, искать преподавателя через знакомых или с трудом «доставать» дефицитные аудиозаписи – нам сегодня ничто не мешает черпать информацию из открытых источников. Однако, современное образование – это не только стремительно меняющиеся технологии.
Если размышлять о трендах современного образования, то максимум внимания нужно уделить…нет, не технологиям, а методологической основе. Техническое оснащение – это всего лишь вспомогательное средство, которое еще нужно суметь правильно использовать. (К примеру, интерактивные доски висят почти в каждом классе, но не каждый учитель знает их функционал и правильное применение). А вот правильный подход к вопросу образования, разработка новых моделей обучения и общие направления подготовки молодых специалистов – это вещи, о которых действительно стоит задуматься.
Меня, как педагога дополнительного образования, работающего с молодежью, очень волнует эта тема. В частности меня интересует вопрос, как быть востребованным и интересным для молодежи, и каким должно быть современное дополнительное образование.
Во-первых, образование должно иметь практическую значимость.
Знания должны быть практически применимы. Любая теория, не будучи подкрепленной реальными действиями, оказывается почти бессмысленной. А хитрый человеческий мозг очень скоро сотрет из памяти все, что считает лишним. Отсюда вывод: усваивая информацию, ребенок или подросток должен понимать, зачем ему это учить и как ему это пригодится в дальнейшем.
Задача современного образования – дать возможность применить на практике полученные знания. Очень хорошо в этом помогает проектная деятельность, когда ребенок, используя полученные знания – проектирует какую-нибудь деятельность, будь то статья или репортаж по журналистике или социальный проект…
Во-вторых, нужно отметить, такой важный тренд современного образования, как неформальное обучение. Я неслучайно поставила этот нестандартный метод на второе место. Никакие высокие технологии не заменят человеку свободного живого общения. Практика показывает, что огромное количество новых знаний мы усваиваем в непринужденных беседах на экскурсиях, мастер-классах, в походах или в коридорах, где часто разворачиваются настоящие дискуссии. Простой обмен мнениями может оказаться очень полезным по крайней мере для одной из сторон.
Как это использовать в обучении? Очень просто. На кафедре русской литературы у нас работал замечательный профессор Б. Он не только читал восхитительные лекции, но и проводил колоссальную «внеплановую» работу. Водил на экскурсии, устраивал коллективные просмотры хорошего кино с последующим обсуждением, поил нас вкусным чаем, водил на спектакли театра «КнаМ» и «Драмтеатра», а однажды организовал группу энтузиастов и с их помощью своими руками сделал ремонт в помещении кафедры. Объем информации, полученный на этих неформальных встречах, измерению не поддается. Сколько всего мы узнали о литературе, архитектуре, киноискусстве… Красили стены, стоя на шатающихся стремянках, а Б. в это время декорировал дверной проем и рассказывал нам о творчестве Шмелева. Из современных педагогов такой тренд ярко реализуют педагоги нашего города Илья Серых и Алексей Воронин.
Разумеется, очень немногие педагоги готовы посвящать свое свободное время детям и подросткам. Но если один-два раза в месяц найти время поболтать с молодежью за чашкой чая, задачу можно считать выполненной. Педагог, открытый для общения, не только вызывает уважение подростков, но и стимулирует их к увлеченности и быстрому освоению материалов.
В-третьих, я бы отметила важность технологического оснащения.
Все уже наслышаны о дистанционном обучении, онлайн-курсах, возможности индивидуальных и групповых занятий по skype и так далее, и так далее. Хорошо, если каждый центр, школа смогут предоставить своим ребятам возможность получать часть знаний с помощью онлайн-технологий. Например, дистанционно может преподаваться одна из дисциплин, проводиться курс углубленного изучения какого-либо предмета.
В список трендов современного образования можно включить и социальные сети. Почти сразу после их появления люди поняли, что просто «чатиться» им неинтересно – теоретически, теперь любую соцсеть можно использовать и для обучения. Статьи, таблицы, аудио- и видеоматериалы – все это доступно любому пользователю. А Youtube – это вообще кладезь полезной информации, сколько там учебных и документальных фильмов, не сосчитать. Но здесь есть одна проблема. Называется она – отвлекающие факторы. Каждому из нас знакомо: зашел в интернет на две минуты, а вышел через три часа. На любом сайте, предназначенном больше для развлечения, чем для обучения, очень легко «зависнуть» в ущерб учебе. Да и нужную информацию приходится «выкапывать» — по одному запросу в Youtube вам выводится двадцать видео, из которых в лучшем случае два окажутся содержательными… Поэтому, нужно детей учить быстро ориентироваться в информации и уметь отсеивать ненужную и отбирать качественную информацию.
Итак, дополнительное образование – это сам по себе уникальный тренд нашего российского образования, ведь такой системы нет нигде. Что ожидается от нас в новых условиях? Новое содержание, направленное на развитие практик социального проектирования и детского самоуправления, добровольческой деятельности несовершеннолетних; участие детей и подростков в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности. Чтобы это реализовать, необходимы: системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности (разработка современной методологии), соответствующее программное обеспечение (в том числе техническое), а также высокий профессионализм педагога.