Наставничество
2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии педагога.
Наставничество в дошкольном учреждении – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми воспитателями и другими педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ
Подписан
«Детский сад цифровой
подписью: МДОУ
«Детский сад №5
СЕРПАНТИН» СЕРПАНТИН»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 СЕРПАНТИН»
Персонализированная программа наставничества
«педагог - педагог» на 2023 год
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Высокая профессиональная компетентность педагогов необходима для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. В образовательных учреждениях молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а администрация, воспитанники и их родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Идея создания персонализированной программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Цель: обеспечить вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению профессиональной деятельности.
Задачи:
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, ознакомление с традициями и укладом учреждения, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- помочь педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять свои идеи в воспитательно- образовательный процесс;
- способствовать планированию карьеры молодого педагога, мотивации к повышению квалификационного уровня;
- отслеживать динамику развития профессиональной деятельности;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество.
Этапы реализации программы
Программа наставничества долгосрочная и рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Этапы реализации программы:
1 этап - адаптационный (диагностический).
Выявление профессиональных затруднений молодого педагога, разработка основных направлений работы с педагогом.
- этап - основной (проектировочный).
Реализация программы наставничества, осуществление корректировки профессиональных умений наставляемого, оказание методической помощи.
- этап - контрольно-оценочный.
Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым: консультирование, открытые занятия, мероприятия наставника, тренинги, творческие мастерские, мастер-классы.
Ожидаемые результаты:
- для наставляемого: повышение квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщение передового педагогического опыта, рост профессиональной и методической компетенции, повышение уровня готовности к педагогической деятельности. Умение планировать образовательную деятельность, как собственную, так и воспитанников, на основе творческого поиска, через самообразование. Успешная адаптация молодого педагога в ДОУ.
- для наставника: эффективный способ самореализации, достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Для достижения запланированных эффектов используется в комплексе как традиционный вид наставничества («один-на-один»), где взаимодействие между более опытным и начинающим педагогом происходит в течение определенного продолжительного времени, так и ситуационный вид, где наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Сведения | Наставляемый | Педагог - наставник |
ФИО | Завгородняя Татьяна Евгеньевна | Колчина Ольга Георгиевна |
Образование | среднее профессиональное | среднее специальное |
Какое учебное заведение окончил | Ростовский педагогический колледж | Ростовское педагогическое училище |
Специальность | Воспитатель детей дошкольного возраста | Учитель музыки, музыкальный воспитатель |
Педагогический стаж | 1 г. 4 месяца | 38 лет |
Занимаемая должность | Воспитатель | Воспитатель |
В рамках проектировочного этапа реализации персонализированной программы наставничества определяются ресурсы и дефициты наставляемого.
Имеет следующие ресурсы: методика проведения занятий по робототехнике, изодеятельности.
Но наряду с этим необходимо учесть следующие профессиональные затруднения и дефициты: недостаточные знания нормативно - правовой базы в сфере дошкольного образования: недостаточное владение методами и приемами обучения.
Модель взаимодействия: опытный педагог – молодой педагог.
Исходя из модели взаимодействия, разработан индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на срок реализации программы. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана анализируется педагогом-наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
План работы педагога-наставника
Сроки | Планируемые мероприятия | Деятельность молодого педагога |
февраль 2023 | Изучение нормативно - правовой базы ОУ:
| Совместное формирование плана воспитательно-образовательной работы, документации педагога в соответствии с требованиями. |
март 2023 | Диагностика профессиональных затруднений молодого педагога. | Тестирование, беседа. |
апрель 2023 | Практическое занятие «Календарный план воспитательно- образовательной работы». | Разработка конспектов: тема, цели, задачи, пособия, ход занятия. Совместный анализ ошибок. |
май 2023 | Проведение педагогического мониторинга | Проведение мониторинга, анализ |
июнь – август 2023 | Рабочая программа воспитателя | Разработка программы, анкетирование родителей, составление плана взаимодействия с родителями |
август 2023 | Оформление группы к новому учебному году | Подготовка и размещение материала по центрам развития, игровым зонам в группе, оформление родительского уголка |
сентябрь 2023 | Проведение педагогического мониторинга, Заполнение приложения рабочей программы | Проведение мониторинга, анализ, заполнение карт развития |
октябрь 2023 | Практическое занятие «Методика организации и проведения занятий по речевому, познавательному развитию с детьми дошкольного возраста». | Разработка конспектов: тема, пособия, цели, задачи, ход занятия. Совместный анализ ошибок. |
ноябрь 2023 | Практическое занятие «Методика организации и проведения занятий по художественно- эстетическому развитию с детьми дошкольного возраста». | Разработка конспектов: тема, пособия, цели, задачи, ход занятия. Совместный анализ ошибок. |
декабрь 2023 | Самоанализ. Оценка молодым педагогом собственного квалификационного уровня. | |
январь 2024 | Подведение итогов работы за год. . |