Принципы воспитания и правила жизни
Януш Корчак — польский педагог, детский писатель, врач, публицист.
Основа воспитательной системы Януша Корчака – счастливое детство. И это не просто общая формулировка. Счастливое детство – это уважение прав и свобод ребёнка, а также абсолютное доверие к нему.
Этот удивительный человек использовал в отношениях с детьми следующие принципы.
10 принципов воспитания Януша Корчака
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак написал много статей, очерков, радиобесед, документальных повестей. Эссе «Правила жизни» сам Корчак называл «научной книгой», которая обращена к детям. В ней он приводит примеры из личной практики и советует детям и взрослым, как поступать в тех или иных ситуациях.
Правила жизни с детьми от Януша Корчака
1. Не вмешивайтесь в конфликт, не разобравшись в ситуации
«Я убедился, что самое худшее как дома, так и в школе — это вынужденные уступки», — писал Корчак в своем эссе «Правила жизни». Братья и сестры постоянно ссорятся, и поводом для драки может стать все что угодно — игрушки, еда, место за столом… Но не стоит настойчиво просить уступить одного из них по половому или возрастному признаку, не разобравшись в ситуации. Виновником может оказаться и младший, и девочка. А несправедливость, особенно со стороны взрослых, как ничто раздражает и обижает детей.
2. Не заставляйте детей разговаривать с посторонними
Дети имеют полное право не общаться и даже не здороваться с мамиными знакомыми, и ругать их за это не нужно. Дело в том, что тот или иной человек может попросту не нравиться ребенку, а его чувства нужно уважать. К тому же дети смущаются при разговоре с посторонними гораздо больше, чем взрослые, — ведь за их поступками пристально следят. А еще родители имеют привычку отчитывать ребенка каждый раз, когда что-то идет не так. А между тем каждый второй прохожий норовит заговорить с чужим ребенком.
3. Уважайте чувства детей
С ребенком нужно общаться на равных, а значит, уважать его чувства, считал Корчак. Его не нужно заставлять отвечать, если он не хочет. А еще ему нужно ваше внимание, так что от разговоров с другом или подругой надо периодически отвлекаться. Да и отношение ребенка к взрослым бывает разным: кому-то из гостей он рад, а от кого-то даже подарок принимает с неохотой, и это его выбор — примите его, как свой собственный.
4. Не обнимайте ребенка против его воли
И вновь речь об уважении. О нарушении границ тела Януш Корчак пишет будто от лица ребенка. Взрослый может сделать замечание или того хуже — начать целовать и обнимать дитя, брать его за руки, сажать на колени. «По какому праву? Всегда неспокойно на сердце, когда подходишь ко взрослым гостям, — никогда не известно, что тебя ждет», — пишет Корчак.
5. Не мешайте детям играть
Детям нельзя указывать, с кем и как играть: ведь главное в играх — это свобода, уверял педагог. И еще: игра важна ничуть не меньше, чем чтение книг. Ведь можно умно играть в солдатиков и глупо — в шахматы, с фантазией изображать вождя краснокожих или читать книги, не вникая в содержание.
6. Учите ребенка тратить деньги
Учите детей тратить деньги: с ними важно говорить о том, что они покупают и почему это для них важно. Корчак рассказывал, что много лет заведовал кассой и знал, кто из детей и сколько из нее берет и когда возвращает. Так вот, как и взрослые, все дети разные: одни могут копить на крупную покупку вроде коньков, другие — тратить на сладости или игрушки, третьи отдают карманные деньги родителям. И это опять же их право. Корчак считал, что небольшая сумма должна появляться в кармане ребенка регулярно, даже если он не слишком хорошо себя вел или получил двойку, — для того, чтобы он учился ими распоряжаться.
7. Обсуждайте взрослые проблемы
Взрослые совершают ошибку, замалчивая свое горе, и думая, что ребенок не замечает семейных проблем. Ведь несчастье мамы или папы для него страшнее, чем свое собственное.
8. Не сердитесь на детей
Как и взрослые, дети ошибаются и совершают плохие поступки. Но не стоит сердиться на них, потому что это не исправляет ситуацию, а только еще больше усугубляет ее. Ребенку нужно спокойно объяснить, в чем именно его вина, а лучше поговорить с ним и выяснить, как он сам оценивает свои действия. Ведь на самом деле ему может быть очень стыдно, даже если он делает вид, что это не так.
9. Не пугайте детей
Детям свойственны активные игры — они вечно бегают, прыгают и познают окружающий мир способами, от которых у взрослых волосы встают дыбом. Но дети вовсе не самоубийцы и не хотят сломать себе ногу, броситься под машину или выколоть себе глаз — их просто нужно научить беречь себя. Однако слишком часто пугать их возможными последствиями (упадешь! убьешься!) не стоит — ребенок может начать бояться всего вокруг или, наоборот, делать недозволенное на зло родителям.
10. Любите ребенка таким, какой он есть
Януш Корчак утверждал: детей нужно направлять, а не заставлять их слепо подчиняться собственным приказам. При этом обязательно надо принимать в расчет индивидуальные особенности ребенка — его характер, способности и желания. Однако взрослые часто забывают о том, что дети — тоже личности, со своими достоинствами и недостатками. Один хочет, чтобы чадо было в точности, как он сам, второй силится сделать ребенка таким, как ему хочется, делая сына или дочь жертвой своих не исполнившихся желаний.
Михаил Лабковский.
У меня был профессор в университете, который про свою аспирантку (психотип «отличница») сказал:
— Я ее боюсь, она такая неленивая! Покоя не дает ни себе, ни мне.
Есть люди, которые даже после работы, и в выходные, и в отпуске, в общем, всегда находятся в некоем подвижном состоянии. От них в глазах рябит. Не умеют они, например, просто валяться на пляже, наблюдать за горизонтом… Нет, они нанимают катер, чтобы в шесть утра подальше от берега ловить специальную глубоководную рыбу и потом жарить ее на кухне гостиницы к ужасу шеф-повара. А в обед они уже едут осматривать какой-нибудь замок или холм, или могилу знаменитого поэта. Вечером – дискотека. А как же? Мы что, зря приехали, что ли? «Время надо проводить с пользой» — их девиз. При этом непонятно, в чем измеряется польза.
Сказать, что они получают удовольствие от своей бешеной активности? Чаще всего НЕТ. Просто они не могут остановиться и считают это большим достоинством. Мол, уж такой я человек, всё в делах, всё в делах!
При этом такие люди еще и не дают покоя никому вокруг. Особенно достается детям (не обязательно их собственным). А ну марш с дивана, чего разлегся?
— Уже все сделал? Уроки письменные? А устные?
— И портфель собрал (или что там у тебя вместо портфеля)?
— В комнате приберись тогда! Носки валяются…
— Может, хоть книжку какую почитаешь?
— Тогда погулять пойди на воздух!
Ребенок смотрит с испугом и иногда действительно идет заниматься чем-то, с точки зрения взрослого, полезным. Потом снова пытается лечь. И тут вроде как можно оставить его в покое, но нет. Сторонники деятельного отношения к жизни не выносят, когда дети «ничего не делают». И снова, и снова куда-то их гонят или ведут, или начинают рассказывать про печальные судьбы бездельников и дворников.
Думаете, таким образом они приучают ребенка к труду? И он слушает упреки и внезапно понимает: действительно, что это я разлегся и как мне не стыдно?
Нет, он думает – как меня все это задолбало!
Но тут надо понимать, что люди ведут себя подобным образом не потому что такие вредные уродились, а потому что их так же гоняли собственные родители, а когда родители их родителей были детьми, старшие говорили чего и похуже. Например:
— Ишь, каникулы у него! Вот у нас никогда не было свободного времени! Мы работали с 11 лет. На заре вставали курям корм задать, потом в коровник, и в поле… Вот и выросли крепкими, работящими…
А еще задавали риторические вопросы:
— Как это, чтоб у человека дел не было?
— Или ты думаешь, кто-то за тебя будет в жизни что-то делать?
Не мудрено, и так сложилось исторически, что постоянная судорожная активность считается нормой, хорошим знаком и всячески одобряется социумом.
Но жизнь изменилась, перестроилась. И сейчас дело не в том, что наши предки, предки наших предков и предки их предков работали не покладая рук ради пропитания и нам нельзя отставать. Проблема в том, что во многих из нас присутствует ТРЕВОГА. Большая и зачастую необъяснимая.
Люди суетятся без видимой необходимости и результатов только для того, чтобы эту тревогу заглушить. Им кажется, что если они остановятся, что-то случится, что-то будет упущено, катастрофа и конец света. На самом деле, конечно, ничего подобного, и головой они это понимают, но голова тут ничем помочь не может.
Не справляясь с беспокойствами самого разного толка и не умея оставаться с ними один на один, «тревожные» стремятся придать смысл абсолютно любому своему действию. И если что делают, то только – с целью.
Гулять, просто гулять, прогуливаться ради удовольствия – никогда, разве что по магазинам, или мусор выбросить, хлеб купить, или пожить культурной жизнь – сходить в кино или в театр. И снова вопрос: а достигая своих целей, мелких и крупных, получают они удовольствие? И снова – нет. Тревога так просто не отпускает, им надо бежать дальше. И убегание как раз и есть симптом и следствие неспособности получить удовольствие от жизни. О том, что само удовольствие может быть целью, тревожные люди обычно и слышать не хотят.
Люди, позвольте же себе полениться! Это не стыдно, не вредно, и никто не будет вас ругать за несделанное домашнее задание, вы же взрослые. Отвыкайте от жизни в старомодном стиле «хватай мешки, вокзал уходит». Хвалите себя не за ударный труд, а за гармонию с собой.
И пожалуйста, дайте ребенку эти два часа в день, про которые я говорю на каждой лекции «про детей». Для нормального развития психики и мозга у ребенка должно быть свободное время, совсем свободное. Обязательно.
Как психолог еще раз: выигрывает не тот, кто все время тревожится и суетится, а тот, кто спокоен, уверен в себе и умеет концентрироваться в нужный момент.
Учитесь просто сидеть, лежать и ни о чем не тревожиться, не думать, не страдать, не планировать, не вести бесконечные диалоги и монологи с обидчиками, не смотреть телевизор или сериал в компе, не листать журнал. Для достижения многих вещей в этой жизни сначала требуется ничегонеделание. Войти в состояние ничегонеделания, поймать его и длить, длить… Если не можете справиться с тревогой сами, обращайтесь за помощью к специалистам – психологу, психотерапевту, психиатру. Жизнь того стоит.
Поймите, ваша фамилия не Стаханов и вам не надо укладывать пятилетку в три года. Вам бы просто жить и жить по возможности с наслаждением.
Мамская задача
У меня два сына. Старший дожил до 18 лет, как я теперь понимаю, случайно. Он побывал во всех кружках и секциях, которые только можно было найти в городе, учил английский всеми возможными способами, включая посещение заграничных школ. Исколесил полмира, осваивая в поездках историю и географию. Посещал театры, музеи и выставки не меньше двух раз в неделю. Дружил с приличными детьми не менее приличных родителей. Потому что я была очень хорошей мамой и мечтала, чтобы он был лучше всех, непременно закончил самый крутой институт и построил сногсшибательную карьеру. После окончания девятого класса он собрал вещи, помахал мне ручкой и уехал за тысячу километров в провинцию. Поступил в автодорожный техникум и поселился в общежитии.
Надо ли объяснять, что я пережила? Спас меня год еженедельной психотерапии. Рыдая, я раз за разом задавалась вопросом: почему он так со мной? Я ему, а он мне… Неблагодарный!..
Потом началась глубокая переоценка, долгая и сложная. Как будто много лет назад чья-то уверенная рука перевела железнодорожную стрелку, и поезд с рельс моей жизни перескочил на рельсы жизни моего сына. Сейчас важно было отпустить ситуацию, перестать искать виноватых и вернуться на свои рельсы. Я избавлялась от контроля, тревожности и гиперопеки, училась принимать детей такими, какие они есть, и не пытаться их насильно осчастливить.
Через год я хвасталась психологу, что сын хорошо учится в техникуме и стал очень самостоятельным. Что у него появились настоящие друзья и он теперь улыбается гораздо чаще, чем в Москве. Что после техникума он собирается в армию, а потом в институт. И что я горжусь им! Я перестала винить себя за то, что не знаю, на какие деньги он живет, что он ел сегодня на ужин и есть ли у него теплая шапка и ботинки. Что ни разу не видела его зачетку, мы созваниваемся раз в месяц, а встречаемся раз в полгода. Ужас, да? Нет.
У нас теплые отношения, и встречи приносят нам настоящую радость. Он первый поддержал меня, когда я сообщила, что оставляю бизнес в столице и уезжаю жить к морю. Он сказал: «Мам, жизнь одна. Делай так, как хочешь».
Как я раньше понимала свою «мамскую» задачу? Мне казалось, что мой ребенок должен:
— Учиться в хорошей общеобразовательной школе, только на четверки и пятерки.
— Соблюдать режим дня и гигиену, правильно питаться.
— Быть занят весь день (чтобы не болтался во дворе с плохими компаниями и не играл весь день в компьютерные игры).
— Разносторонне развиваться, заниматься музыкой и спортом, знать несколько языков, робототехнику.
— Посмотреть мир.
Категорично? Это еще не все! Он должен попробовать как можно больше занятий и как можно раньше определиться, что будет делать всю оставшуюся жизнь. А если определиться не может, значит, решу я. Потому что ребенок мой и я лучше всех знаю, что ему нужно.
Сейчас я вижу в своих действиях только одно — манипуляции. Ведь решить, что для ребенка хорошо, и обеспечить ему это «хорошо», это манипуляции. Забота — это другое: дать ребенку то, чего он сам хочет. Давая ребенку самое лучшее, я не учла главного: он это «лучшее» не просил.
Что от родителей по большому счету требуется? Научить детей жить без нас. Это значит любить их и обеспечивать им безопасность и в этом безопасном пространстве разрешать самим принимать решения и нести за них ответственность.
А что мы обычно делаем? Проживаем жизнь за собственного ребенка, заставляя его соответствовать нашим ожиданиям и исполнять наши мечты.
Сейчас дорос до школьного возраста младший. Я наблюдаю за ним и учусь у него жить с удовольствием. Наша жизнь устроена комфортно, неспешно, без суеты. Я вижу недоумение в глазах мам его одноклассников — ведь надо непременно чем-то заниматься (спортом, языками, танцами), ребенок должен развиваться!
Для чего надо? Кому должен? А жить когда? Он хочет попробовать себя в боксе, мы идем в спортзал. Хочет посмотреть фильм — покупаем билеты в кинотеатр. Английский язык он учит самостоятельно на сайте, я узнала об этом случайно пару дней назад.
В пятницу мы прогуляли школу, в субботу целый день путешествовали по побережью, питаясь хотдогами и пончиками. Ничего у нас не запланировано, каждое утро, просыпаясь, мы решаем, как проведем этот день.
– Саша, я пишу статью. Ответь на вопрос: ты сегодня счастлив?
– Я счастлив на 101 процент.
– Почему?
– Потому что мне хорошо и радостно. Мне нравится, как прошел день.
Пожалуйста, любите своих детей и живите своей, а не их жизнью.
© Галина Нарожняя