Главные вкладки
Казначеева Ольга Константиновна
Казначеева Ольга Константиновна, учитель физики, гимназия №29 г. Уссурийска
ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИКА. ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ РОБОТ?
Известно, что с возрастом интерес подростков к себе быстро меняется. Так у семиклассников возникают общие увлечения делового характера, появляется особый интерес к развитию своих способностей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учителю сложно поддерживать постоянно интерес к предмету на уроках. Выполняя учебно – исследовательскую работу, учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только развитию мышления, но и более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений, формирует исследовательские навыки, а разумно подобранные, с учетом уровня знаний, интересов и способностей учеников, учебно-исследовательские задания являются хорошим стимулом для мотивации изучения предмета.
Взрослея, восьмиклассники начинают высоко ценить самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества. Опираясь на эти виды, друг за другом появляющихся интересов подростков, можно активно развивать у них нужные ролевые, деловые и другие полезные качества, в частности, творческие. Индивидуальная исследовательская работа учащихся проходит под руководством школьных учителей. В начале учебного года ученик, выбирает тему для самостоятельной исследовательской работы в течение года или меньшего промежутка времени. В этом вопросе учащимся предоставляется большая свобода – они самостоятельно очерчивают круг объектов и явлений, изучением которых они хотят заняться. После составления плана работы совместно с преподавателем, учащийся приступает к работе, которая проходит поэтапно: согласуются сроки выполнения каждой части работы, предварительные результаты демонстрируются перед классом или группой.
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).
Роль "учителя" сводится к оказанию необходимой помощи в поисках литературы, в исследовании теоретических вопросов, в постановке эксперимента, в конечном счете, к стимулированию активности, самостоятельности и заинтересованности ученика в продолжение исследований. Форма взаимодействия "учитель – ученик" демократическая, в виде сотрудничества соратников на основе общей цели, при этом учитывается важность для ученика любого возраста осознания своей значимости, ориентации на личностный успех.
Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного на разумном отношении к его источнику.
Еще большие возможности для ускоренного развития деловых качеств детей – подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т. п. Очень важный вид деятельности – это учебно-исследовательская работа, проектная деятельность. Именно, поэтому план реализации исследовательской работы учащихся по физике можно разделить на три этапа:
1. Экспериментальная деятельность учащихся 7 – 8 – х классов.
2. Предпрофильная проектная деятельность учащихся 8 – 9 – х классов.
3. Индивидуальная проектная и исследовательская деятельность учащихся 10 – 11 – х классов.
В 7- 8 классах общая тема исследовательской работы учащихся может быть такой: «Что такое «ничего» и для чего же нам оно?». Где учащиеся смогут рассмотреть проблему по загрязнению окружающей среды, так как в век развитых технологий приносит свои плоды, а это значит, что создается много продукции. Но при неправильной утилизации бытовых приборов в окружающую среду выбрасываются вредные вещества, поэтому чтобы не загрязнять нашу планету, мы хотим дать вторую жизнь для гаджетов.
Восьмиклассники, познакомившись с данным материалом, активно создают USB – лампы или USB – вентиляторы. Внедрение USB – гаджетов в учебный процесс на уроках физики стимулирует у учащихся познавательный интерес к предмету, повышает их активность на уроках, способствует более глубокому изучению материала и понятию физических процессов. Кроме этого ученики приобретают инженерные навыки: проектирование, моделирование, конструирование, разработка технического процесса, сборка конструкций, своих макетов и испытание работоспособности изделия. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки. В этом направлении развивается и робототехника в школе.
Инновационный путь развития России в современном мире невозможен без системного обновления образования, которое должно продуктивно использовать все имеющиеся ресурсы для развития интеллектуального и творческого потенциала следующего поколения. Современный досуг при всем своем многообразии, свободе выбора его форм и личностных интересов обладает значительной воспитательной ценностью. Дополнительное образование в нашей школе осуществляется через многочисленные кружки и секции. Одним, из которых, является кружок по робототехнике.
В кружке по робототехнике осуществляется обучение программированию роботов Lego Mindstorms EV3 и навыкам конструирования. Так как, для успешного участия школьников в различных конкурсах и олимпиадах понадобятся оба этих навыка. Участниками кружка могут стать учащиеся школы всех возрастных категорий, необходимо только желание работать.
Когда мы говорим о том, что будет работать кружок по робототехнике, то появляется масса желающих, причем большинство этих желающих являются учениками среднего звена. Почему так?
Как говорилось ранее, учащимся среднего звена очень интересно конструировать, придумывать различные модели, они, в основной массе, даже не подразумевают, что на этих занятиях они приобретут базу для программирования в старшей школе, научатся управлять роботом. А для учащихся старшего звена робот интересен как исполнитель. Робот воспринимается учащимися не как игрушка, а как управляемая модель конструктора.
Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится подростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися. От учителя зависит правильная организация кружка — это уже половина работы.
Таким образом, педагог, имея необходимое оборудование, может построить непрерывную модель обучения робототехнике в школе.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что создание моделей приборов, технических устройств, использование конструкторов, воспроизведение множества экспериментов делает возможным изучение основ инженерного проектирования, развитию робототехники в школе, а так же позволяет формировать у учащихся навыки программирования, стимулирует интерес к технике и конструированию, способствует развитию логического и алгоритмического мышления учащихся. Кроме этого можно вовлечь в процесс обучения с помощью роботов не только учащихся, но и учителей различных предметов. А выпускники, активно участвующие в различных мероприятиях, будут иметь большой багаж знаний не только по программированию, но и по физике, конструированию, химии и другим предметам. Фактически, такие учащиеся выпускаются уже сформированной личностью, готовой профессионально взаимодействовать на равных правах со специалистами, точно знающих, какую профессию они хотят получить в будущем.
Список литературы
1. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2: Психология образования. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 496 с.