Самообразование
Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolyata_srednyaya_gruppa_21-22g.docx | 65.15 КБ |
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2019.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад «Родничок»
Долгосрочный проект
«Эколята-дошколята»
по экологической направленности в средней группе
Воспитатель:
Наруллаева Зарина Аслановна
Пойковский, 2021-22год
«Любовь к Родине начинается с восхищения красотой
того, что видит перед собой ребенок, чем он
любуется, во что вкладывает частицу своей души»
В.А. Сухомлинский
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Природа – великий и мудрый воспитатель. К великому сожалению, ещё многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться «читать» книгу природы. Все в окружающем мире взаимосвязано и взаимозависимо. Ядовитый мухомор – лекарство для животных, комары – незаменимый корм для рыб, волки – санитары леса… Мы должны любить и беречь природу. Но иной раз люди не задумываются, наносят вред природе.
Человек – часть природы и не может существовать без нее. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе – своему дому. С появлением и ростом городов, увеличением числа заводов и транспорта, ростом населения все больше увеличивается разрушительное влияние человека на окружающую среду. Огромное количество вредных промышленных отходов вызывает сильное загрязнение воздуха, почвы, гибель многих растений и животных.
Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, тогда не выживает и человек. Сохранить окружающую среду можно только при условии, что каждый человек, даже ребенок, осознает необходимость охраны природы и будет разумно, бережно относиться к природным богатствам.
Наблюдая несанкционированные свалки, невозможно молча и равнодушно смотреть на все происходящее вокруг. Страшно даже представить, как будут обстоять дела с загрязнением окружающей среды в ближайшие годы. Если люди не опомнятся и не остановятся, что ждет нашу природу? Без сомнения, данная проектная работа не внесет новых открытий в нашу жизнь, но тема эта важная и нужная для нас, болезненная и актуальная на сегодняшний день.
Детский сад – это образовательная организация, обеспечивающая всесторонне развитие дошкольников. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Данная проектная работа затрагивает экологическую проблему, которая является глобальной и от решения, которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Представленный проект реализует приоритет экологического подхода в современной системе образования, когда на первое место выдвигается не информированность человека, а его умение разрешать возникающие жизненно важные проблемы, способность применять имеющиеся знания на практике, в реальной жизнедеятельности, сформированность безопасного для человека и природы стиля поведения. В связи с реализацией компетентностного подхода в экологическом образовании детей в последние годы уделяется большое внимание проектной технологии (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Цветкова, Т.А. Шорыгина, т.д.). Именно проект – это метод целенаправленного практического действия, идущий от детских потребностей и интересов, развивающий детскую самостоятельность и активность, а значит являющийся важнейшим средством воспитания экологической культуры и формирования основ безопасного, экологически грамотного поведения ребенка в окружающем мире, экологической компетентности растущей личности.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы посредством различных видов деятельности
Задачи:
- Побуждать детей видеть и понимать прекрасное в природе.
- Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека.
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
- Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
- Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности. У детей чувство сопричастности
- Воспитывать у детей чувство сопричастности к защите экологических объектов
Гипотеза: данный проект позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор.
Проблемные вопросы:
- На кого жалуется окружающая нас природа?
- Какие жалобы можно записать в «жалобную книгу природы»?
- Чем можно помочь природе?
В основу этого проекта положены следующие идеи:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Обеспечение проекта:
Методическое: педагогическая, методическая, детская, художественная литература.
Дидактический материал.
Материально – техническое: краски, карандаши, природный и бросовый материал и т. д.
Виды деятельности:
- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, наблюдения за объектами и явлениями природы);
- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);
- коммуникативная деятельность (беседы, сочинение рассказов);
- трудовая деятельность (изготовление кормушек для птиц, их подкормка; труд на участке детского сада);
- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры)
-художественно-эстетическая деятельность (слушание музыки);
- чтение художественной литературы (восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 7 месяцев (октябрь-апрель).
1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.
2 этап: составление перспективного плана работы, диагностирование детей.
3 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.
4 этап: презентация проекта родителям (викторина, анализ и оценка полученных результатов, презентация для детей ДОУ.
Прогнозируемый результат:
- дети должны выявить экологические проблемы и попытаться найти выход из них;
- убедить всех остальных в том, что в деле защиты природы нет посторонних, все должны заботиться об окружающей среде.
План реализации проекта
- Подготовительный
Цель: создание условий для формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
Введение в проект:
| октябрь | дети | воспитатели | |
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о проблеме загрязнения окружающей среды?» | октябрь | родители | воспитатели | |
Создание лэпбука «Эколята-защитники природы» | октябрь | воспитатели |
- Основной
Цель: Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы посредством различных видов деятельности. Развивать фантазию, творчество детей и их родителей.
№ п/п | Мероприятия | Цель | Ответственные | Сроки |
Октябрь. 12 октября – Всемирный день перелетных птиц. Тема: Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни.» 16 –октября-Всемирный день хлеба. Тема «Волшебница мука» | ||||
1. | Беседа с детьми на тему «Экологический светофор» Стихи и загадки о ранней осени | Знакомство детей со светофором, который поможет нам, навести порядок в природе. | Воспитатели,дети | 2 неделя |
2. | Подготовка плаката – стенгазеты с рисунками к правилам «Эколят-дошколят» | Учить наблюдать за природой, помогать природе, правильно вести себя на природе | Родители, воспитатели | 3 неделя |
3. | Проект «Волшебница мука» | Знакомство детей с историей хлеба. Как хлеб попадает на стол. | Воспитатели,дети родители | 4 неделя |
Ноябрь. 12 ноября – Синичкин день. Тема: «Кормите их, согрейте их! Подвесьте домик на суку!» | ||||
1. | Чтение и обсуждения рассказа «Птичья столовая» Создание папки передвижки | Учить детей выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. Вызывать желание помочь птицам. | Воспитатели, дети, родители. | 1 неделя |
2. | Беседа на тему: «Синичкин день!». Заучивание стихотворения Э. Булгаковой «Синички». | Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях, прививать любовь к стихотворному творчеству. | Воспитатели, дети. | 2 неделя |
3. | Аппликация «Птичка синичка». Организация выставки детских работ | Закреплять умение детей конструировать птиц Организация выставки детских работ | Воспитатели, дети, родители. | 3 неделя |
Декабрь. 19 декабря – День вечнозеленых растений. Тема: «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры». | ||||
1. | ООД Чтение произведения «История одной елочки» | Расширять знания детей об объектах природы | Воспитатели, дети | 1 неделя |
2. | Беседа «Берегите елочку» | Формирование у детей представление о елке живой и искусственной. Углубление и обобщение знаний о природе, воспитание бережного к ней отношения. | Воспитатели, дети | 2 неделя |
3. | Изготовление искусственной елочки из фетра «В защиту елочки» | Продолжать воспитывать бережное отношение к вечнозеленым деревьям. | Родители, дети | 3 неделя |
Январь. Тема: «Холодно зимой снегирю! Рассыпьте крошки на снегу!» | ||||
1. | Заучивание стихотворения Э. Булгаковой «Синички». Изготовление кормушек. | Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях, прививать любовь к стихотворному творчеству. Вызывать желание помочь птицам. | Воспитатели, дети. родители | 2 неделя |
2. | Акция «Птичья столовая» | Учить детей выражать свое отношение к птицам. Вызывать желание помочь птицам. | Воспитатели, дети | 3 неделя |
3. | Изготовление буклетов «Помогите птицам!» | Вызвать желание участвовать в акциях «Покормите птиц» | Воспитатели, родители, дети | 4 неделя |
Февраль. 2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий. Тема: «Родник иссяк, ручей ослаб! Вода из крана кап-кап-кап!» | ||||
1. | ООД по познавательному развитию «Берегите воду! Путешествие капельки». | Расширить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, что без нее не могут жить человек, растения, животные | Воспитатели, дети | 1 неделя |
2. | Открытое ООД -экспериментирование «Волшебница вода» | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении | Воспитатели, дети | 2 неделя |
3. | Рекомендации для родителей «Волшебница вода» | Расширить представление родителей о новых играх с детьми | Воспитатели, родители | 3 неделя |
4. | Акция «Жизнь в капле воды» Выставка рисунков «Закрывайте покрепче кран. чтоб не вытек океан» | Воспитание бережного отношения к пресной воде | Воспитатели, дети,родители | 4 неделя |
Март. 20 марта – Всемирный день Земли. Тема: «Береги планету эту, другой такой в Вселенной нету!» | ||||
1. | Презентация «Земля – наш общий дом | Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам | Воспитатели, дети | 1 неделя |
2. | Развлечение «День Земли!» | Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу. | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети | 3 неделя |
3. | Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Научите детей любить природу!» | Продолжать сотрудничество с родителями в рамках реализации проекта | Воспитатели, родители | 2 неделя |
4. | Выставка рисунков совместно с детьми на тему: «Береги природу!» | Совместная деятельность родителей и детей | Родители, дети | 4 неделя |
Апрель. 19 апреля – День подснежника. Тема: «Мы такие хрупкие и нежные. Не рвите нас!» | ||||
1. | Рассматривание иллюстраций «Первоцветы» | Дать элементарные представления о первых весенних цветах | Воспитатели, дети | 1 неделя |
2. | ООД по познавательному развитию «Первоцветы» | Дать элементарные представления о первых весенних цветах, активизировать речь за счет прилагательных, научить определять их по описанию, вызвать у детей интерес к окружающему миру | Воспитатели, дети | 2 неделя |
3. | Художественное творчество (аппликация) «Первоцветы» | Повторить и закрепить представления о весне; обучать передавать образ цветка «Подснежник» | Воспитатели, дети | 3 неделя |
4. | Папка-передвижка «Первоцветы» | Воспитатели, родители | 4 неделя | |
Май. 14 мая – Экологическая тревога. Тема: «Убери мусор!» | ||||
1. | Экологическая игра «Сортируй мусор» | Формирование знаний о сортировке мусора. | Воспитатели, дети | 1 неделя |
2. | Субботник «Убери мусор! Посади дерево!» | Воспитатели, дети, родители | 2 неделя | |
3.. | Презентация проекта «Жалобная книга природы» | Учить детей презентовать итоги деятельности общественности. Презентовать альбом «Жалобная книга природы». | Воспитатели, дети ,родители | 3 неделя |
- Заключительный
Цель: Презентация проекта «Жалобная книга природы»
Анализ и оценка полученных результатов:
- у детей расширились знания о необходимости бережного отношения к природе; дети эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют сочувствие, стремление оказывать помощь;
- возрос интерес к объектам природы ближайшего окружения; дети различают и называют птиц прилетающих на участок, могут рассказать о них, отражая в речи результаты наблюдений;
- родители приняли активное участие в жизни группы и экологического воспитания детей.
Вывод: реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети проявляют любознательность, высказывают свои мнения, стремятся отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием включаются в поисково-исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Благодаря проведенной работе дети осознанно могут ответить на вопрос, почему нужно бережно относиться к объектам природы.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №27-ФЗ (в ред. от 04.06.2014)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. «Мозаика-Синтез». 2015г.
4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. «Мозаика-Синтез». 2015г.
5. Николаева С.Н. Юный эколог: парциальная программа для детей 3-7 лет «Мозаика-Синтез». 2016г.
6. Тугушева Г.П.,ЧистяковаА.Е.,Экспериментальная деятельность «Детство-Пресс».2007г.
7. Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2019-2020
Тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
Задачи:
•Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
•Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.
•Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
•Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
•Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.
•Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
•Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
•Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.
•Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.
Актуальность темы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Я считаю, что развитие речевой активности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть активной речью, использовать все вербальные и невербальные средства общения.
Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:
- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);
- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;
- соблюдение норм литературного языка;
- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.
Необходимо организовать деятельность с ребенком таким образом, чтобы она была направлена на речевую самостоятельность и инициативность. Именно поэтому я уделяю особое внимание:
- формированию у детей умения играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
-развитию способности дошкольников объединяться на основе интереса к деятельности;
- педагогической поддержке различных видов деятельности детей.
Для развития активной речи я использую следующие формы взаимодействия:
- предлагаю дидактические игры, проблемные ситуации, развивающие упражнения;
- применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и развитие речи;
- вовлекаю воспитанников в различные виды детской деятельности.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я считаю тему по самообразованию актуальной.
Перспективное планирование
Формы работы | ||||||
Сентябрь | Самореализация | С детьми | С родителями | |||
Изучить литературу по данной теме. Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах. Проведение диагностики уровня развития речи детей. Разработка анкеты | Игры «Кто это?». «Что это?» «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Весёлый язычок» «Из какой это сказки?». проведение игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук» | Анкетирование родителей: «Речь Вашего ребёнка» Папка — памятка «Артикуляционная гимнастика» | ||||
Октябрь | Оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности: «Центр красивой речи», «Юные исследователи», «Волшебный театр», «Юные сказочники», «Здравствуй, книжка» Подбор сюжетных картинок и пособий. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Папки-передвижка «Как развить речь ребенка» Консультация «Научите ребенка красиво говорить» | |||
Ноябрь | Разработать учебно-методический комплект, включающий: картотеку «Коммуникативные игры» | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Папки-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» | |||
Декабрь | Проведение диагностики уровня развития речи детей. Консультация для педагогов«Дидактические игры по развитию речи детей» | Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | |||
Январь | Участие в конкурсах профессионального мастерства Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». | Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?» | |||
Февраль | Разработать картотеку дидактических игр и игровых упражнений по развитию речи | Дидактические игры и игровые упражнения «Покажи картинку», «Глухой телефон», «Эхо», «Подбери слово», «Кто больше назовет слов со звуком», «Где звук?». «Цепочка слов (звуковое домино)» Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. | Консультация «Развитие речевой активности детей» | |||
Март | Разработать картотеку игровых ситуаций, пальчиковой гимнастики «Веселый язычок» | Игровые ситуации «Как мы провели праздник», «Что мы видели на экскурсии», «Мой лучший друг», «Как мы заботимся о малышах», «Как я помогаю маме, бабушке» | Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи детей» | |||
Апрель | Мастер – класс для воспитателей Тема: «Играя – развиваем речь детей» | Работа над развитием речи через театральную деятельность, инсценировка сказки: «Кошкин дом». Вечер загадок. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | |||
Май | Подготовка к конкурсу чтецов. Проведение диагностики уровня развития речи детей. | Участие в конкурсе чтецов. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Развлечение "Волшебная книга сказок" | Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» |