учителям

Чеканова Даяна Артёмовна

Материалы для учителей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика в работе классного руководителя

Диагностика – не панацея, а средство,

которое может помочь сделать

проблему беcпроблемной.

Д.Добсон

  1. Роль диагностики в работе классного руководителя

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.

Наука выделяет следующие ее функции:

1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания.

2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем.

3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

II.     Понятие о диагностике

Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.

Диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

В результате   через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.

В соответствии с этим существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя:

1) начальная;

2) корректирующая (текущая);   

3) обобщающая (итоговая)

         1. Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или году классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика.

Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики:

а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;

б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;

в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

         При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

         Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.


  1. Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация,  полученная в результате текущей диагностики помогает  быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать  работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику  воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

   3.  В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.


Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

         Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

- уровень знаний учеников

- степень социального и психологического развития,

 что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

III. Предмет и методы диагностики.

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса.

Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.

         Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

¯    демографические данные об ученике и его семье;

¯    данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

¯    познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

¯    эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

¯     направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);

¯    поведение, поступки учащихся;

¯    изучение класса  в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

         Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик  классному руководителю  простых, нетрудоемких, интересных для учеников и одновременно надежных.

Примеры методов начальной диагностики

при планировании воспитательной работы в классе.

Метод  опроса. Он широко представлен в педагогической литературе, с его помощью выявляются  ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.

Диагностика ценностных ориентаций учеников:

1) Что тебе нравится в школе, что не нравится?

2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам (а) хочу учиться)

3) Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)?

4) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?

Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Метод беседы- более гибкий способ изучения учащихся, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. 

Например: как обычно проходит твой вечер вместо того, чтобы спросить: Любишь ли ты смотреть телевизор?) 

Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы  в краткой форме лучше записать.


Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников.

По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов).

Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений.

Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

 Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении? а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа

2. Если есть, то в чем они заключаются? а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м?

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю? 

После обработки результатов  следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.

Метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме. 

Например, «Как поступить?»

Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»

1. Описываются школьные ситуации: а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?» б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д.

2. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов.

Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:

1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)

2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)

3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)

4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)

 Метод  незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Цель - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Так же, можно выявить отношение ребенка к различным поступкам, выявить ценности. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки  собственной работы,  внесение изменений в учебно-воспитательный процесс. Можно использовать этот материал для выпуска стенгазеты на тему «Зачем нам учиться?». 


 Метод социометрического выбора- метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода можно решить 2 задачи:

1) выявить лидеров и изолированных детей;

2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.

IV. Роль диагностики в эффективной работе с родителями.

Диагностика   может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Любая информация, которую классный руководитель может получить  от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности:

  • Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.
  • Во-вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.
  • В-третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов.

Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы:

  • что я хочу получить в результате диагностики?
  • как я буду работать с полученным материалом?
  • что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;
  • тематических и индивидуальных консультаций;
  • внеклассных мероприятий;
  • организации поездок и экскурсий;
  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
  • при анализе работы с классом.

Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения  в школе (Приложение №1). Она может заключаться  не только в анкетировании родителей. Достаточно  информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет   определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если  родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает  негативные моменты  из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать  подобный негатив в школьной жизни  своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать  фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным  школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю  снять  напряженность конфликтных ситуаций уже в самом  начале  работы с классным коллективом.

Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей  собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.


Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно  провести родительское собрание, которое  позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым (Приложение №3). 

Для того чтобы  определить, насколько хорошо родители знают  своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям (Приложение №4). 

Можно провести  исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое (Приложение №5).Анкета поможет   родителям самостоятельно определить уровень  проявления способностей ребенка. 

Данные исследования  помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным  на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Итоговая  диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и    родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе  стояла проблема  общения ребят друг к другу: можно провести  рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся класса предлагается отправиться  на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя  какое-то количество времени  после окончания школы. Для этого необходимо  нарисовать  корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать свое мнение.     

Приведенные выше диагностические методики – лишь малая часть того, что может использовать классный руководитель при подготовке родительских собраний в классе.

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя  по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.



Предварительный просмотр:

Связь педагогики с другими науками.

Что такое педагогика?

Педагогика- слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческими философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран.

Какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?

  • Выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.
  • Подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему.
  • Педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль челоковедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только фундаменте целостного и системного значения о развивающимся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
  • Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.
  • Значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории-«воспитание», «обучение», «образование».

Какая взаимосвязь педагогики с другими науками?

Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т.д.

Рассмотрим более подробно связь педагогики с общественными науками. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. Педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психологической деятельности и развития и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания обучающихся через коллектив.

Педагогика тесно связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучающегося является закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание преподавателем физиологических процессов развития, обучающегося и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к обучающимся и к себе.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них.

В структуре социологического отражения развиваются: социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, села.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук.

Существуют два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным- у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень обучающегося, по мнению педагога- следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития обучающегося.

Педагогика также тесно связана с такими самостоятельными областями как этика.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в преподавательской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Практическая деятельность преподавателя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога.

Среди задач педагогической этики - поднят уровень морально-педагогической подготовки преподавателя, и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.

 К педагогической деятельности применимы все основные моральные

понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических

воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую

этику в относительно самостоятельный раздел этики.

Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический

 авторитет.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

 Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которойявляется специфика

действия экономических законов в сфере образования.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных обучающихся.

Вывод: Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимного дополнения:

творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

• заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (математическое моделирование, социологические опросы и др.);

применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других науках;

участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.).

Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение обучающихся в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на преподавательские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции).

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой. Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Связана педагогика и с кибернетикой – наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Вывод: Формы взаимного дополнения педагогики с вышеназванными науками:

— использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;

-творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

-использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;

-участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.

Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержания, формы и методы.