Что должен знать и уметь третьеклассник ?

Арчибасова Елена Владимировна


Что должен знать и уметь ребенок по русскому языку
По окончании 3-го класса ребенок должен знать и свободно определять:
части слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа);
части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, союз);
члены предложения (главные - подлежащее и сказуемое, второстепенные - дополнение, обстоятельство, определение, союз, предлог).
предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
однородные члены предложения;
правописание парных согласных в корне;
правописание непроизносимых согласных;
правописание слов с двойными согласными;
изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
имя числительное, правописание количественных числительных.
По завершении курса русского языка за 3-й класс ребенок должен уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать, а также писать под диктовку тексты;
ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и знаки препинания при однородных членах предложения;
во время написания диктанта помнить об изученных правилах и орфограммах;
разбирать слово по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу слова;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж, время);
изменять имена существительные по числам, склонять их;
изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глаголы по временам и родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении;
производить синтаксический разбор предложений, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними;
произносить предложения интонационно правильно;
писать небольшие изложения по плану;
определять тему и основную мысль текста, знать какие бывают типы текстов;
делить текст на части, устанавливать связь между частями, знать что такое «абзац»;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
писать небольшие сочинения повествовательного характера по сюжетной картинке или личным наблюдениям.
распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,
устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;
выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
обозначать парные согласные в корне;
писать слова с непроизносимыми согласными;
писать слова с двойными согласными;
изменять имена существительные по падежам;
склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
пользоваться словарями и справочной литературой.
Словарь
Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, комбайн, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, слышать, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь.


Что должен знать и уметь ребенок по математике
По окончании 3-го класса ребенок должен знать:
названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
названия компонентов и результатов арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
единицу длины - километр и соотношения 1км=1000 м, 1м=1000 мм;
единицы измерения площади - квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения 1см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
единицу измерения времени - век;

По завершении курса математики за 3-й класс ребенок должен уметь:
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
письменно складывать и вычитать двузначные и трёхзначные числа в пределах 1000;
умножать и делить многозначное число на однозначное на основе таблицы умножения;
выполнять проверку вычислений;
термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл.
прочитать и записать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;
решать задачи разных типов в одно-три действия;
составлять задачи, обратные данной;
выполнять краткую запись задачи одним из изученных способов;
преобразовать задачу из сложной в более простую;
преобразовать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточном количеством данных
выбирать действия и обосновывать свой выбор при решении простой и составной задачи на 2-3 действия;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать уравнения и неравенства;
строить прямоугольник, многоугольник, квадрат согласно заданным данным, находить периметр, площадь с использованием формулы;
строить окружность заданного радиуса при помощи циркуля;
выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения;
выражать время, используя различные единицы измерения.
различать периметр и площадь прямоугольника (квадрата), окружность и круг.
воспроизводить по памяти табличные случаи умножения и деления.
читать и записывать цифрами в десятичной системе счисления трехзначные натуральные числа и называть их в порядке возрастания и убывания;
сравнивать целые неотрицательные числа в пределах 1000;
сравнивать длину, массу, время, площадь;
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах тысячи без перехода через нее; умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число в случаях получения результата, не выходящего за пределы трехзначных чисел;
находить значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками и без скобок, используя правила порядка выполнения арифметических действий;
решать текстовые задачи в 1-3 действия.
выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия.


Что должен знать ребенок по литературному чтению
По окончании 3-го класса ребенок должен знать и обладать следующими навыками:
осознанно читать вслух не менее 80 - 90 слов в минуту;
правильно, выразительно и с определенной скоростью читать тест целыми словами с переходом к чтению словосочетаниями, соблюдать ударения в словах, правильно интонировать, делать смысловые ударения и паузы;
определять главную мысль прочитанного произведения, делить его на части и озаглавливать их;
составлять простой план произведения в форме вопросов или предложений;
находить в тексте слова и выражения, используемые автором для характеристики действующих лиц, для описания картин природы;
самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью учителя или по словарю выяснить их значения;
понимать значение новых слов, состоящих из знакомых значимых частей (корня, суффикса, приставок);
различать произведения по жанрам (стихотворение, сказка, рассказ);
понимать текст, прочитанный про себя.


Что должен знать ребенок по предмету «окружающий мир»
По завершении курса окружающий мир за 3-й класс ребенок должен знать и оперировать понятиями:
человек - часть природы и общества;
что такое тела, вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
группы животных (черви, моллюски, иглокожие, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязь между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязь между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены, основы здорового образа жизни;
правила безопасности дома и на улице, основные дорожные знаки;
правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей, товары и услуги;
роль природных богатств в экономике;
основные отрасли сельского хозяйства и промышленности;
роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
Города России, их главные достопримечательности;
страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);
страны  Европы, их столицы (с опорой на карту).