Методы, формы организации деятельности учащихся

Ефимова Лидия Михайловна

Урок русского языка 3 класс. Тема "Понятие об окончании и его роль в предложении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Билютайская основная общеобразовательная школа»

Урок русского языка

3 класс

Тема: Понятие об окончании

и его роль в предложении

учитель начальных классов:

Ефимова Лидия Михайловна

с. Билютай

2016

Технологическая карта урока.

Предмет:

Русский язык. 3 класс

Тема урока:

Понятие об окончании и его роль в предложении.

Тип урока:

Урок освоения  нового знания

Дидактическая цель урока:

Познакомить учеников с окончанием как изменяемой частью слова, его ролью в предложении.

Планируемый образовательный результат:

– личностные УУД:

воспитывать интерес учеников к изучению русского языка.

– познавательные УУД:

формировать умение наблюдать за учебным материалом, делать выводы на основании наблюдения. 

– коммуникативные УУД:

учить аргументировать ответ, сотрудничать с одноклассниками в парной работе.

–  регулятивные УУД:

учить принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия.

Основные изучаемые термины и понятия:

Окончание, основа, нулевое окончание

Ресурсы:

Презентация к уроку, видеопроектор, карточки с заданиями обучающего и закрепляющего характера, доска, цветной  мел, рабочие тетради, учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть.

Этап

Слайд

 презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Слайд №1

Слайд №2

Включение в деловой ритм.

— Прозвенел звонок и смолк.

    Начинается урок.

Подготовка класса к работе.  

Отвечают учителю рифмовку.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

– выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л);

– умение отвечать за себя и других участников учебного процесса (К).

— Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

— Сегодня я предлагаю вам продолжить путешествие по стране Морфемика. Прошлый раз мы изучали город Корень, а сегодня отправимся дальше.

Открывают тетрадь, записывают число и «классная работа»

              

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

  1. Фронтальный опрос по теме «Корень».

— Вспомните, что называется корнем?

— Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение. 

- Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково

– действие смыслообразования (Л);

– волевая саморегуляция (Р);

– контроль и коррекция (Р);

– умение структурировать знания (П);

– анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Слайд №3

Слайд №4

  1. Работа в парах

— У вас на столах лежат полоски со словами. Составьте из них предложение.

Целый день  у дом  прыгают  домашние  кролик

— Измените слова дом и кролик и запишите получившееся предложение в тетрадь.

Найдите в предложении однокоренные слова и выделите в них корень

— Почему эти слова называются однокоренными?

Дети сообщают, что нужно изменить форму слов дом и кролик, чтоб получилось связное предложение.

Составляют из слов предложение, записывают в тетрадь.

Один ребенок работает у доски.

- Дома, домашние

- У этих слов общее лексическое значение и общий корень

— Подчеркните грамматическую основу

— Дайте характеристику предложению

— Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков

— Докажите свое мнение

— Найдите одно слово, в котором звуков больше, чем букв

— Докажите свой ответ

Контролирует правильное написание и разбор предложения у доски. Организует самопроверку.

- Кролики прыгают

- По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию грамматических основ – простое, и по наличию второстепенных членов –распространенное

- День

- Мягкий знак не обозначает звук

- Прыгают, домашние

- йотированная буква ю, е, стоит после гласного, значит, обозначает два звука

3. Постановка учебной задачи

 

Слайд №5

Создает проблемную ситуацию.

— Вот теперь мы готовы отправиться в путешествие дальше. А куда мы отправимся вам надо узнать.

Организует работу в парах.

Активизирует знания учащихся.

 Работа в парах

 Прочитайте слова в столбиках

кролик                       кролик

кроличий                   кролику

крольчиха                 за кроликом

крольчата                  кролики

— По какому признаку я их разделила?

— Докажите

Работают в парах.

Сравнивают слова в столбиках, объясняют способ деления.

- В первом столбике однокоренные слова, а во втором нет

- В первом столбике слова имеют общее значение и одинаковый корень, а во втором имеют одно лексическое значение, но разную форму слова

– действие смыслообразования (Л);

– волевая саморегуляция (Р);

– прогнозирование (Р);

– целеполагание (Р);

– оценка (Р);

– анализ, синтез, выбор основания для сравнения (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Слайд №6

— Какая часть слова меняется во втором столбике? Предположите, как она называется? (подсказка: этой частью оканчивается слово)

— Эта часть слова называется окончанием.

— Вам знакомо это понятие? Покажите светофорчики.

Подводит к формулированию темы и цели урока.

Ученики высказывают свои предположения

Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.

Слайд №7

— Многие подняли зеленый и желтый цвет, так над чем мы сегодня будем работать?  Сформулируйте тему урока.

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Слайд №8

Слайд №9

Организует учебный диалог по исследованию проблемной ситуации.

— Исходя из темы урока, постарайтесь определить, какие задачи мы должны решить?

Предлагает сформулировать дидактическую цель урока.

Записывает цель урока 

Ученики предлагают варианты ответов, вместе подводим к плану работы.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

– самопознание: осмысление личных мотивов выполнения учебных действий (Л);

– планирование и прогнозирование (Р);

– постановка учебной задачи (Р);

– умение структурировать знания (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– моделирование (определение последовательности учебных действий для решения поставленной учебной задачи) (П);

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);

– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

5. Работа по теме урока

ФИЗМИНУТКА

Слайд №10

— За горами Морфемики расположена деревня под названием Окончание.  

Все жители деревни - домоседы. Они очень редко покидают свои домики. Давайте с ними познакомимся.

Организует квазиисследование для нахождения способа решения учебной задачи:

- выведение определения окончания.

- работа в тетрадях (выписывание словосочетаний)

Обсуждают варианты решения учебной задачи.

Отвечают на вопросы, анализируют, выводят понятие «окончание»

– самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л);

–  действия контроля в форме сличения способа действий и его результата с тем, что по этому поводу содержится в учебнике (Р);

– оценивание качества и уровня усвоения (Р);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– обобщение, подведение под понятие (П);

– смысловое чтение любого текста (П);

– создание способов решения проблем поискового характера (П);

умение выражать свои мысли, аргументировать их (К);

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К)

Слайд № 11

— А чтобы это сделать, нужно выполнить задание.

1. Понятие об окончании и его роли в предложении.

— Прочитайте предложения (на доске).

— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

Учитель стирает скобки, записывает слова верно.

— Назовите корень в измененных словах

— Проверьте, изменилось ли что-нибудь в корне слова?

— Проверьте, изменилась ли часть слова после корня?

— Как называется эта часть слова?

— Так что же такое окончание?

—  А смысл слова изменился?

—  А почему нужно было изменить окончание в слове дача?  

—  Для чего же служит окончание?

— Вы верно выполнили задание, а вот и жители деревни Окончание.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Мы часто отдыхаем на (дача).

- Изменить форму слова дача.

- дач-

- не изменилось

- изменилась

- Окончание

- Изменяемая часть слова

- Нет

- Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу

- Для связи слов в предложении

Слайд  №12

—  Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания  □.

Организует самопроверку

Составляют и записывают словосочетания, выделяют окончание: (наша дача, ездим на дачу, раскинулся за дачей, отдыхаем на даче)

Слайд №13

  1. Понятие об нулевом окончании .

— В карточке №1 нужно выделить окончание в словах.

Выделите окончание в словах.

Дома, к дому, домом, дом.

Под столом, у стола, в столе, стол.

Книга, книгу, в книге, много книг.

— Во всех ли словах у вас получилось выделить окончание?

— А может быть такое, чтоб у слова не было окончания?

— Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте правило.

Выделяют окончание в словах  карточки №1. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания.

Читают правило в учебнике.

Слайд №14

3. Работа по учебнику:  Знакомство с правилом (с. 60).

— Прочитайте правило.

— Что такое окончание?

— Каким может быть окончание?

— Что можно сказать о нулевом окончании?

— Как называется часть слова без окончания?

Та слова часть, что изменяется

Окончанием называется.

Остальную же часть слова.

Именуем мы основой.

— А теперь вы можете выделить окончание в пропущенных словах?  

— Выпишите в тетрадь слова с нулевым окончанием и обозначьте его.

 

Организует самопроверку

- Изменяемая часть слова

- Нулевым

- Нулевое окончание  не выражено звуком и не обозначено буквой

- Основа

- можем

Выписывают слова с нулевым окончанием: (дом, стол, книг)

6. Первичное закрепление

 

Слайд № 15

Устанавливает осознанность ситуации.

Организует работу по учебнику  

упр. 131 (с. 61).

Задает вопросы для осознанности выполняемого упражнения.

— Прочитайте текст.

— Найдите слово, которое встречается в тексте два раза в форме единственного и множественного числа.

— Это однокоренные слова?

— Выполните задания к упражнению.

— Назовите окончание в слове голубь.

— Назовите окончание в слове голуби,

— Прочитайте однокоренные слова.

— Назовите корень в этих словах

- Голубь и голуби

- Нет. Это формы одного слова

Выполняют упражнение с проговариванием алгоритма вслух.

Применяют на практике полученные знания.

Записывают слова в тетрадь.

- Нулевое

- (-и.)

- Голубь, голубятни

-  голуб-

– самопознание: удовлетворение личных мотивов выполнения учебных действий (Л);

– коррекция собственных ошибок и недочетов (Р);

– оценивание качества и уровня усвоения (Р);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– смысловое чтение любого текста (П);

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К);

умение выражать свои мысли, аргументировать их (К);

7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

 

Слайд №16

Организует деятельность по применению новых знаний.

 

— Жители деревни Окончание предлагают вам задание. В карточке №2 стихотворение. В некоторых словах пропущено окончание, допишите его.

Допишите окончания к словам

У норы добычу ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот...
А теперь и за версту
Не приблизится к кот…
Крыса старая и та,
Видя грозного кот…,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот…,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот...

Самостоятельная работа

самоопределение (Л);

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р);

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К)

Слайд №17

Самопроверка по эталону

— Проверьте, правильно ли вы дописали окончание.

— В каких словах пришлось дописать окончание?

— Почему? Для чего служит окончание?

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- кота, коту, котом, коте

- Для связи слов в предложении

Слайд №18

Слайд №19

Работа в паре.

— Посмотрите на дома в деревне Окончание. Отвечая на вопросы составьте предложения со словом ДОМ в разных формах. Вам помогут вопросы на карточке №3.

Составьте текст, отвечая на вопросы.

— Сколько этажей в доме?

— Что ведёт к дому?

— Чем огорожен дом?

— Что растет за домом?

— Запишите текст в тетрадь, выделите окончание в слове ДОМ во всех предложениях.

Составляют текст по картинке и вопросам.  Записывают его в тетрадь.

Работа в паре.

Карточка №4

Составьте слова из предложенных корней и окончаний

ем,  а,  ы,  ом,  у,  е,  я,  ю

лес

мор

бег

дуб

гриб

Образуют пары. Предлагают варианты ответов. Договариваются. Записывают.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Слайд №20

Организует рефлексию.

Фронтальный опрос по новой теме.

Сопоставление плана работы с выполнением заданий.

Вспомните, какие задачи мы ставили вначале урока?

 Поднимите сигнальные карточки, кто считает, что мы выполнили запланированное.

Отвечают на вопросы.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

- ознакомиться с определением окончания;

- узнать, каким бывает окончание;

- научиться графически выделять окончание в словах;

- определить, какую роль в предложении играет окончание

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– действие смыслообразования (Л);

– прогнозирование (Р);

– волевая саморегуляция (Р);

– выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и сто еще подлежит усвоению (Р);

– оценка процесса и результата своей деятельности (Р);

– умение структурировать знания с учетом вновь приобретенных (П);

– умение выражать свои мысли (К)

Слайд №21

Организует работу в парах для определения усвоенных знаний (карточка №5)

 Чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю заполнить кластер. Объединитесь в пары.

— Что такое окончание?

— Как называется часть слова без окончания?

— Что такое нулевое окончание?

Работают в парах (заполняют кластер) Применяют на практике полученные знания. Делают вывод

Слайд №22

— Оцените свою работу на уроке.

Организация оценивания своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Слайд №23

Записывает Д/З, объясняет выполнение.

Записывают № упражнения в дневник.