Учителям
Уважаемые коллеги, на данной страницы вы можете найти полезную информацию для себя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napalkova_sveta_analiz_ktp.docx | 18.81 КБ |
voprosy_k_rasskazu.docx | 15.65 КБ |
analiz_proizvedeniya_na_uroke_lit.cht_.docx | 19.81 КБ |
sravnitelnaya_harakteristika_traditsionnogo_i_razvivayushchego_obucheniya.docx | 19.04 КБ |
struktura_uroka_russkogo_yazyka.docx | 17.25 КБ |
sistemy_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Работу выполнила студентка 321 группы Напалкова Светлана
Анализ календарно-тематического планирования воспитательной работы в начальной школе классным руководителем.
- Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает
- наименование разделов и тем;
- количество часов;
- вид занятия;
- виды контроля или самостоятельной работы;
- дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)
- КТП которое представлено актуально, потому что важно создать условия для самостоятельного осознанного каждой личностью способа существования, стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Воспитательные задачи соответствуют возрасту. КТП расчитан на 1, 3 классы и в задачах указаны такие пункты, которые вполне соответствуют возрасту.
- Формы, которые выбрал педагог, соответствуют возрасту учащихся. Ведь именно в младшем возрасте закладываются такие качества как: Воспитание творческой самостоятельности, организованности. Формирование культуры общения со сверстниками и педагогами. Оказание помощи в конфликтных ситуациях.
- -План воспитательной работы обширный, в плане нет одного и того же. Всё четко расписано. Учащиеся будут углублять свои знания, получать много полезной информации. Разработан такой план, который будет интересен учащимся.
-Практическая направленность заключается в том, что не будет постоянно одного и того же, а будет разнообразие. Например, дни открытых дверей, классные часы на актуальные в настоящий момент темы, спартакиады, выставки, акции, концерты. И большой плюс в том, что будут задействованы не только дети, но и родители. Это поможет больше сплотиться со своим ребенком, а так же найти общий язык с другими родителями.
-Ожидаемые результаты соответствуют содержанию. Благодаря мероприятиям разного рода будут накапливаться знания, умения. Будут новые знакомства, которые будут вести к установлению взаимоотношений с большим количеством сверстников и взрослых
-Каждый месяц чётко прописан в плане, где указаны мероприятия, которые будут проводиться в данном месяце. Указаны дата, учитывались каникулы.
4. -Анализ работы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа педагога. Цель была создание условий для самостоятельного осознанного каждой личностью которая была достигнута.
-Педагог выбрал индивидуальную, коллективную и групповые формы. Что будет способствовать большему взаимодействию учащихся. У них будет возможность поработать не только по одному, но и в группе. Научиться решать конфликтные ситуации.
Предварительный просмотр:
Работу выполнила студентка 321 группы Напалкова Светлана
Вопросы к рассказу Н. Носова «На горке»
Фактуальные вопросы:
- Чем целый день занимались ребята?
- Чем занимался Котька Чижов во время строительства горки?
- Что произошло, когда ребята ушли обедать?
- На чём Котька пытался скатиться с горки?
- Какими инструментами работали ребята?
Подтекстовые вопросы:
- Каким мы видим Котьку в начале рассказа?
- Изменилось ли отношение Котьки к труду после наказания?
- Почему ребята звали Котьку вместе с ними строить горку?
- Почему Котька так спешил выйти на улицу?
- Почему Котька вышел после того, как ребята разошлись?
Концептуальные вопросы:
- Как вы оцениваете поступок Котьки? С вашей точки рения он правильно поступил?
- Простили бы вы друга за подобный поступок. Почему?
- Как вы считаете, Котька положительный или отрицательный герой?
- Как вы считаете, чему научила Котьку история с горкой и песком?
- Как вы думаете, что испытывал Котька, когда по требованию ребят
«стал посыпать горку снегом»?
Предварительный просмотр:
Этап анализа художественного произведения на уроке литературного чтения
Основным вариантом литературно-методического анализа текста является постановка вопросов. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности текста. Следовательно, чтобы дети смогли понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому, вопросы, над которыми на уроке предлагает поразмышлять учитель, должны быть разнообразными по глубине и уровню сложности.
3 уровня вопросов:
- Фактуальный
- Подтекстовый
- Концептуальный
Фактуальные вопросы – это вопросы о фактической основе произведения, о событиях, которые происходят в произведении. Ответ на фактуальный вопрос можно легко найти в тексте.
Подтекстовые вопросы – вопросы об информации, о которой явно в тексте не говорится, но которая подразумевается.
Концептуальные вопросы – вопросы об авторской позиции, об отношении автора к событиям, героям, явлению и т.д., а также о собственном отношении к читаемому, о собственном опыте по теме читаемого.
Обратимся к примеру, рассмотрев вопросы для анализа текста П. Сидорова «Петух».
Петух
Летом я гостил у бабушки за городом. Однажды мы сели обедать. У окна появился петух. Петух был красивый, весь рыжий, с белыми серёжками и большим чёрным клювом. Гребень его держался гордо и походил на яркое пламя с застывшими язычками.
Петух важно прошёлся, а потом остановился. Он покосился на бабушку, которая резала хлеб. Я поманил пришельца, но он и глазом не моргнул. Тогда я бросил ему корку. Петух есть не стал, а отдал корку курам.
Вопросы, обращающие детей к фактам произведения (фактуальные вопросы):
-Где рассказчик гостил летом?
-Когда он увидел петуха?
-Как выглядел петух?
-На что был похож гребень птицы?
-Кому петух отдал корку хлеба, которую ему бросил рассказчик?
Вопросы на подтекст произведения (подтекстовые вопросы):
-Предположите, кто является рассказчиком?
-Почему гребень петуха сравнивается с пламенем?
-Почему петух глазом не моргнул, когда рассказчик позвал его?
-Почему петух отдал корку курам?
Вопросы, помогающие выработать собственное отношение к произведению и понять авторскую позицию (концептуальные вопросы):
- Как автор относится к петуху? (Восхищается его красотой, судя по описанию). Докажите. Найдите в тексте слова, доказывающие это (в тексте есть слова красивый, гордо, важно).
-А вы бы бросили корку петуху на месте мальчика? Почему?
- Как вы оцениваете поступок петуха, когда он не стал есть корку, а отдал её курам? С вашей точки зрения, правильный ли это поступок?
! Следует знать, что непосредственно на самом уроке такой порядок работы, когда учитель сначала задаёт вопросы фактульные, затем подтекстовые, а потом концептуальные, является ошибочным. По произведению должны быть заданы вопросы всех трёх уровней сразу (типы вопросов должны чередоваться).
Предварительный просмотр:
Работу выполнила студентка 321 группы Напалкова Светлана
Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения
Характеристика системы | Традиционная система | Развивающая система |
Цель обучения (Передача знаний, умений, навыков / Научить детей учиться) | Передача знаний, умений, навыков | Научить детей учиться |
Содержание обучения (Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений / Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем) | Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем | Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений |
Методы обучения (Объяснительно-иллюстративный метод / Поисково-исследовательский метод) | Объяснительно-иллюстративный метод | Поисково-исследовательский метод |
Главный девиз педагога («Делай, как я» / «Думай, как сделать») | «Делай, как я» | «Думай, как сделать» |
Кредо педагога («Я – вместе с вами» / «Я – над вами») | «Я – над вами» | «Я – вместе с вами» |
Роль учителя (Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций / Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом) | Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций | Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом |
Функция педагога (Сообщение знаний / Формирование творческой личности) | Сообщение знаний | Формирование творческой личности |
Стиль преподавания (Авторитарный / Демократичный) | Авторитарный | Демократичный |
Стиль взаимодействия учителя и ученика (Монологический (со стороны учителя) / Диалогический) | Монологический (со стороны учителя) | Диалогический |
Преобладающий способ обучения (Проблемно-поисковый / Информационный) | Информационный | Проблемно-поисковый |
Преобладающая форма организации занятий (Групповая / Фронтальная) | Фронтальная | Групповая |
Преобладающая деятельность учащихся (Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида / Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму) | Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму | Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида |
Позиция ученика (Активная / пассивная) | Пассивная, при отсутствие интереса | Активная, при наличие интереса |
Мотив к учению (Создаётся эпизодически / Создаётся всегда целенаправленно) | Создаётся эпизодически | Создаётся всегда целенаправленно |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Структура урока ОНЗ по технологии ПДО
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Создание проблемной ситуации. Постановка темы и задачи урока
IV. Открытие нового знания – ОНЗ
V. Воспроизведение нового знания
- на данном этапе необходимо обязательно вернуться к проблемной ситуации, поставленной в начале урока
- от каждого школьника требуется выразить новое знание (можно использовать схемы, таблицы, алгоритмы, правила с «пропусками»)
VI. Промежуточная рефлексия (переход от «теории» к «практике»)
- Чем мы только что занимались? / Что узнали?
- Зачем нам это нужно?
- Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
VII. Закрепление нового знания (выполнение упражнений)
VIII. Рефлексия, подведение итогов урока
Структура урока закрепления знаний
Цель: закрепить теоретические сведения, отработать их применение на основе системы упражнений.
I. Организационный момент
II. Актуализация (воспроизведение) знаний по теории
III. Постановка цели и задач урока
IV. Закрепление знаний (упражнения)
V. Применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
Структура урока повторения
Цель: восполнить пробелы в языковых знаниях учащихся.
Структура такая же, как в уроке закрепления
Различие в том, что материал рассматривается не полностью, а только плохо усвоенные темы.
Структура урока обобщения
Цель: обобщить и привести в систему знания по родственным темам.
I. Организационный момент
II. Актуализация (воспроизведение) знаний по теории
III. Постановка цели и задач урока
IV. Обобщение и систематизация знаний: рассказ по плану, схема, таблица, опорный конспект, выведение обобщенного правила.
V. Применение знаний и умений (упражнения; самостоятельная работа или творческая работа малого объема)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
Структура контрольного урока
Цель: проверить знания по изученным темам, выявить проблемы в усвоении темы.
I. Организационный момент
II. Постановка цели и задач урока
III. Знакомство с содержанием работы и требованиями к ней
IV. Самостоятельная работа учащихся
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
Структура урока работы над ошибками
Цель: проанализировать ошибки контрольной работы, отработать неусвоенные правила.
I. Организационный момент
II. Постановка цели и задач урока
III. Итоги контроля знаний (общая характеристика)
IV. Актуализация теоретических знаний (по типичным ошибкам)
V. Определение путей устранения типичных ошибок и совершенствования знаний и умений (упражнения).
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
Предварительный просмотр:
Системы обучения в начальной школе
Существует две системы обучения: развивающая и традиционная.
Традиционная. В основе её организации лежит классно-урочный принцип.
- при традиционном обучении, как правило, ученическая деятельность носит исполнительский характер, а педагог задает образец знания, указывает на конкретный способ выполнения заданий; взаимоотношения учителя и ученика строятся на "деловой" основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями;
- цель урока или занятия ставится педагогом. Ситуация отклонения от образца и проявления субъективности становится для ученика препятствием к реализации его целевой учебной деятельности;
- традиционная система обучения транслирует установленный объем знаний, навыков и умений;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы
- Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика.
К положительным моментам традиционной системы обучения следует отнести:
- Систематический характер обучения
- Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
- Организационная четкость
- Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя
К отрицательным моментам традиционной системы обучения следует отнести:
- Шаблонное построение, однообразие
- Нерациональное распределение времени урока
- На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания
- Учащиеся изолируются от общения друг с другом
- Отсутствие самостоятельности
- Пассивность или видимость активности учащихся
- Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)
- Слабая обратная связь. Усреднённый подход
- Отсутствие индивидуального обучения
Развивающая. В 60-е годы XX в. Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым, а также Леонидом Владимировичем Занковым были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе и которые в настоящее время получили признание.
Во-первых, Занков отмечал, что развитию способностей и самостоятельности детей способствует обучение на более высоком уровне трудности. Стремление преодолеть проблемы активизирует умственные способности учащихся.
Во-вторых, ведущая роль должна отводиться теоретическому материалу. Ребенок не просто учится, а находит закономерности и связи между определенными явлениями и процессами. Повторение не является базовой основой. Возвращение к старому делается через призму изучения нового материала. Развивающее обучение предусматривает, чтобы ребенок осознавал, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение и т. д.
Основной принцип, на который опирается развивающее обучение, - индивидуальный подход. Сравнивать и разделять детей педагоги категорически не рекомендуют. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода.
Перед развивающей системой ставится цель обеспечить формирование у учащихся навыков саморазвития, мотивирующих к самоизменению. Развивающая система определяет педагога как партнера учащегося. Именно от педагога в данном случае зависит исследовательская роль ученика. Развивающая система способствует достижению оптимального общего развития ребенка на базе усвоения предметных знаний, умений, навыков.
Центральная особенность развивающей системы – ученик рассматривается как субъект обучения, который под наставлением педагога-партнера проводит исследование себя. Учащийся развивающего обучения не нуждается в указаниях к конкретному способу действия от учителя, а предпринимает попытки сконструировать его самостоятельно, что требует от него высокой степени добросовестности, осознанности и ответственности. Отсюда вытекает и формирующаяся атмосфера самоконтроля на уроке развивающего обучения.
О программах обучения. К традиционной системе относятся учебные программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающей системе относятся учебные программы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Согласно приказу Минобрнауки России от 21 октября 2004 г. N 93, начальное общее образование включало в себя:
- традиционную систему обучения
- развивающие системы обучения
Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Разделение учебников по системам (традиционная или развивающая) и комплектам (программам) в Федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников убрали с 2006/2007 учебного года (правда, тогда об этом говорилось в дополнительной информации издательств к каждому учебнику), а с 2008/2009 учебного года такой информации в перечнях не стало.
В настоящее время существенной особенностью всех образовательных программ для начальной школы стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.