В помощь учителям
На данной странице размещены материалы, которые будут полезны учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_priemy_pri_rabote_nad_orfogrammoy.docx | 13.94 КБ |
sravnitelnaya_tablitsa_1_zanyatie.docx | 19.92 КБ |
kartoteka_priemov.docx | 124.65 КБ |
sloavarnaya_rabota_na_uroke_lit.chteniya.docx | 127.17 КБ |
traditsionnoe_i_razvivayushcheesya_obuchenie.docx | 16.6 КБ |
analiz_hud._proizvedeniya.docx | 19.81 КБ |
adaptirovannaya_biografiya_marshak.docx | 130.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы при работе над орфограммой.
«Фотограф». На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов, тот фотограф-профессионал.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Секрет письма зелёной пастой». С помощью этого приёма дети оформляют письменные работы в тетрадях так: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников.
«Секретный кружочек». Обострению орфографической зоркости способствует прием «Секретного кружочка», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,- оро-оло, Ь и Ъ – разделительные, ь – указывающий на мягкость) – начинает работать «Секретный кружочек».
«Занимательные рифмовки». А «Занимательные рифмовки» (Н.М. Бетенькова) помогут детям легко запомнить правила. Эти специальные дидактические упражнения, активизируют работу детей при ритмичном чтении. Они связаны с игрой, шуткой, занимательными заданиями.
Например:
С заглавной буквы без сомнения,
Начинаем предложение,
Имя папы, мамы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
«Работаем стоя»
Эта работа тоже способствует развитию орфографической зоркости.
На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ,
ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
- Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в
корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2
безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
- Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит
слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК,
САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Предварительный просмотр:
Таблица №1
Содержательный элемент | «Школа России» | «Перспектива» | Название раздела рабочей программы, в которой представлена информация |
Цель изучения предмета «Русский язык» | 1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; 2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. | 1) Познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся); 2) Социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека). | Пояснительная записка |
Вывод: цель изучения предмета «Русский язык» - идентична | |||
Основные задачи предметного курса | 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи. 3. Развитие коммуникативных умений. 4. Развитие нравственных и эстетических чувств. 5. Развитие способностей к творческой деятельности | 1.формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2.развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; 3.развитие коммуникативных умений; 4.развитие нравственных и эстетических чувств; 5.развитие способностей к творческой деятельности. | Общая характеристика курса Пояснительная записка |
Вывод: Основные задачи изучения предмета «Русский язык»- идентичны | |||
Количество часов, которое выделяется на изучение русского языка в НШ по 5-дневной неделе | 540 ч. В 1 классе — 132 ч Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч | 675 ч. В 1 классе — 165 ч Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч | Описание места предмета в учебном плане |
Вывод: Количество часов, которое уделяется на изучение русского языка в начальной школе по 5-дневной неделе в данных УМК различны: в УМК «Школа России» общее количество часов меньше на 135 часов, чем в УМК «Перспектива». | |||
Место, которое занимает предмет «Русский язык» в начальной школе и обоснование этого | Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. | Ведущая позиция предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, а также средством межнационального общения. | Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса |
Вывод: Место, которое занимает предмет «Русский язык» в начальной школе в данных УМК идентично | |||
Разделы, изучаемые в курсе «русский язык» во 2 классе | 1.Наша речь (2 ч) /(3 ч) /(3 ч) 2.Текст (2 ч) /(3 ч) /(3 ч) 3.Предложение (9 ч) /(11 ч) /(11 ч) 4.Слова, слова, слова.. (15 ч) /(18 ч/(18 ч) 5.Звуки и буквы (49 ч) /(60 ч) /(60 ч) 6.Части речи (51 Ч) /(57 ч) /(57 ч) 7.Повторение (6 Ч) /(18 ч) /(18 ч) | 1.Мир общения (20 ч) 2.Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 ч) 3.Слово и его значение (20 ч) 4.Состав слова (16 ч) 5.Части речи (31 ч) 6.Предложение. Текст (15 ч) 7.Повторение изученного за год (3 ч) | Тематическое планирование |
Вывод: разделы, изучаемые в курсе “русский язык” во 2 классе-различны. Присутствуют схожие разделы, но разделов различных больше. | |||
Разделы, изучаемые в курсе «русский язык» в 3 классе | 1.Язык и речь (1 ч) /(2 ч) /(2 ч) 2.Текст. Предложение. Словосочетание. (11 Ч) /(14 ч) /(14 ч) 3.Слово в языке и речи (15 ч) /(17 ч) /(17 ч) 4.Состав слова (43 ч) /(47 ч) /(47 ч) 5.Части речи (64 ч) /(75 ч) /(75 ч) 6.Повторение (2 ч) /(15 Ч) /(15 ч) | 1.Речевое общение. Повторяем-узнаем новое (16 ч) 2.Язык- главный помощник в общении (40 ч) 3.Состав слова (18 ч) 4.Части речи (86 ч) 5.Повторение изученного за год (10 ч) | Тематическое планирование |
Вывод: разделы, изучаемые в курсе “русский язык” в 3 классе-различны. Присутствуют, как схожие разделы, так и различные. | |||
Разделы, изучаемые в курсе «русский язык» в 4 классе | 1.Повторение (9 ч) /(11 ч) /(11 ч) 2.Предложение (7 ч) /(9 ч) /(9 ч) 3.Слово в языке и речи (17 ч) /(21 ч) /(21 ч) 4.Имя существительное (34 ч) /(39 ч) /(39 ч) 5.Имя прилагательное (26 ч) /(30 ч) /(30 ч) 6.Местоимение (8 ч) 7. Глагол (31 ч) /(34 ч) /(34 ч) 8.Повторение (4 ч) /(18 ч) /(18 ч) | 1.Повторяем-узнаем новое (22 ч) 2.Язык как средство общения (42 ч) 3.Состав слова (18 ч) 4.Слово как часть речи (78 ч) 5.Повторение изученного за год (4 ч) /(18 ч) /(18 ч) | Тематическое планирование |
Вывод: разделы, изучаемые в курсе “русский язык” в 4 классе-различны. | |||
Содержание приложения к программе | Приложение 1. Планируемые результаты изучения курса («Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу. Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения. Приложение 2. Характеристика содержания курса «Русский язык» по классам... Приложение 3. Внеурочная деятельность по курсу «Русский язык» | Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе «Приложение», разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу. Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательной организации. | Приложение |
Вывод: приложений к программе большее количество в УМК “Школа России”, нежели в УМК “Перспектива” | |||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса (перечислить, что входит) | ● Книгопечатная продукция ● Печатные пособия ● Технические средства обучения ● Экранно-звуковые пособия ● Игры и игрушки ● Оборудование класса | ● Книгопечатная продукция ● Технические средства обучения ● Экранно-звуковые пособия ● Игры и игрушки ● Оборудование класса | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Вывод: учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса-различны (в программе «Школа России» имеются печатные пособия. |
Общий вывод: Таким образом, анализируя данные УМК можно сделать общий вывод, в данных программах очень большая схожесть в содержании, у них общая цель, общие задачи, единое место, которое занимает предмет в начальной школе, также учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса-идентично
Также в данных УМК есть различия, такие как количество часов, отведённых на данный предмет, а также приложения к программе, в УМК “Школа России” приложений к программе больше, чем в УМК “Перспектива”.
Предварительный просмотр:
Богданова Наталья, 321 группа
Картотека приемов словарной работы
1. Словообразовательный анализ (понаблюдать над структурой слова; определить от какого слова оно образовано и сделать вывод, что оно может значить).
ПРИМЕР:
похитник
-Ребята, от какого слова образовано слово похитник? (Похитить)
-А что значит похитить? (Украсть, тайно забрать)
-Значит, кто такой похитник? (Тот, кто что-либо украл).
2. Опора на контекст (прочитать предложение с данным словом и по контексту догадаться о его значении)
ПРИМЕР:
-Чтобы узнать, что значит слово вершили, прочитайте отрывок из произведения:
Наконец вот так вершили,
Чтоб продать твоих коньков
Хоть за тысячу рублёв.
-Что же может значить это слово? (Решить что-либо).
3. Самостоятельное выяснение значения по словарям
ПРИМЕР:
-Чтобы узнать, что означает слово гонцы, откройте ваши словарики в конце учебника и найдите значение этого слова.
-Кто такие гонцы? (Так в старину называли людей, которых посылали куда-либо для донесения срочных известий)
4. Показ иллюстрации
ПРИМЕР:
- Ребята, посмотрите на слайд. Что такое черепица? (Материал для кровли крыши)
5. Подбор синонимов
ПРИМЕР:
-Ребята, что значит слово ветхий? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (Старый, древний, изношенный)
6. Развернутое описание (данный приём используется учителем в случае, если слово сложное для понимания, его значение нельзя понять по иллюстрации или невозможно подобрать к нему синонимы).
ПРИМЕР:
Капельдинер. Так, ребята, называют работника театра, которые пропускают зрителей в зрительный зал, проверяют билеты при входе, помогают зрителям в поиске своего места, отвечают на вопросы посетителей.
7. Наблюдение предмета в естественной обстановке (предмет или явление, которое обозначает слово, можно увидеть своими глазами на уроке)
ПРИМЕР:
-Ребята, чтобы понять, что такое пелена, посмотрите в окно. Опишите снег. На что он похож? (На покрывало, будто бы покрывшее землю). Да, поэтому в произведении автор говорит, что снег похож на пелену, покрывало.
8. Показ действия
ПРИМЕР:
-Ребята, как вы думаете, что значит лечь почивать? Посмотрите на меня (учитель закрывает глава, кладет сложенные руки под голову). Что же значит это слово, кто догадался? (Спать). Покажите, как вы спите, закройте глазки.
Предварительный просмотр:
Словарная работа на уроке чтения
Словарная работа – обязательная часть урока литературного чтения.
Задачи словарной работы:
- Обогатить словарный запас (усвоение детьми новых, ранее неизвестных им слов)
- Уточнить значения слов
- Активизировать словарный запас (перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный).
Конкретного места словарной работы на уроке литературного чтения нет. Словарную работу можно провести до первичного чтения произведения (ребята, в тексте вам могут встретиться незнакомы слова. Давайте узнаем их значение); можно провести сразу после первичного чтения (ребята, вы прослушали произведение, какие слова вам были не понятны?); можно провести в процессе анализа произведения (ребята, кто обходит свои владенья? (Мороз-воевода). А почему Мороза называют воеводой? Давайте узнаем, кто такой воевода).
Приёмы толкования слов:
1. Словообразовательный анализ (понаблюдать над структурой слова; определить от какого слова оно образовано и сделать вывод, что оно может значить).
ПРИМЕР:
похитник
-Ребята, от какого слова образовано слово похитник? (Похитить)
-А что значит похитить? (Украсть, тайно забрать)
-Значит, кто такой похитник? (Тот, кто что-либо украл).
(3 класс, 1 часть, с. 128 «Иван Царевич и серый волк»).
2. Опора на контекст (прочитать предложение с данным словом и по контексту догадаться о его значении)
ПРИМЕР:
-Чтобы узнать, что значит слово вершили, прочитайте отрывок из произведения:
Наконец вот так вершили,
Чтоб продать твоих коньков
Хоть за тысячу рублёв.
-Что же может значить это слово? (Решить что-либо).
(4 класс, 1 часть, с. 52 П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
3. Самостоятельное выяснение значения по словарям
ПРИМЕР:
-Чтобы узнать, что означает слово гонцы, откройте ваши словарики в конце учебника и найдите значение этого слова.
-Кто такие гонцы? (Так в старину называли людей, которых посылали куда-либо для донесения срочных известий)
(2 класс, 2 часть, с. 111 Ф.И. Тютчев «Весенние воды»)
4. Показ иллюстрации
ПРИМЕР:
- Ребята, посмотрите на слайд. Что такое черепица? (Материал для кровли крыши)
(2 класс, 2 часть, с. 191 Ш. Перро «Кот в сапогах»).
5. Подбор синонимов
ПРИМЕР:
-Ребята, что значит слово ветхий? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (Старый, древний, изношенный)
(3 класс, 1 часть, с. 73 И.З. Суриков «Детство»)
6. Развернутое описание (данный приём используется учителем в случае, если слово сложное для понимания, его значение нельзя понять по иллюстрации или невозможно подобрать к нему синонимы).
ПРИМЕР:
Капельдинер. Так, ребята, называют работника театра, которые пропускают зрителей в зрительный зал, проверяют билеты при входе, помогают зрителям в поиске своего места, отвечают на вопросы посетителей.
(3 класс, 2 часть, с. 22 К. Паустовский «Растрёпанный воробей»)
7. Наблюдение предмета в естественной обстановке (предмет или явление, которое обозначает слово, можно увидеть своими глазами на уроке)
ПРИМЕР:
-Ребята, чтобы понять, что такое пелена, посмотрите в окно. Опишите снег. На что он похож? (На покрывало, будто бы покрывшее землю). Да, поэтому в произведении автор говорит, что снег похож на пелену, покрывало.
(3 класс, 1 часть, с. 76 И.З. Суриков «Зима»)
8. Показ действия
ПРИМЕР:
-Ребята, как вы думаете, что значит лечь почивать? Посмотрите на меня (учитель закрывает глава, кладет сложенные руки под голову). Что же значит это слово, кто догадался? (Спать). Покажите, как вы спите, закройте глазки.
(3 класс, 1 часть, с. 202 В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»).
! Приёмы толкования слов могут комбинироваться (например, развёрнутое описание + показ иллюстрации)
! Выбор приёма толкования зависит от специфики слова (например, значение одного слова можно определить по контексту, а для другого необходимо развёрнутое толкование)
! В учебнике по литературному чтению слова для толкования выделены синим или розовым цветом, НО обычно в текстах встречается намного больше слов, которые могут быть детям не поняты (кроме тех, что выделены). Поэтому вам нужно при прочтении текста дома (во время подготовки к уроку) самим выделять незнакомые слова, а не только ориентироваться на те, что выделены в учебнике
! Помните, что для объяснения выбирается разный языковой материал, который может вызвать затруднение в понимании детей (это не только слова- имена существительные, но и прилагательные, глаголы, а также целые выражения).
Предварительный просмотр:
Богданова Наталья, 321 группа
Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения
Характеристика системы | Традиционная система | Развивающая система |
Цель обучения | Передача знаний, умений, навыков | Научить детей учиться |
Содержание обучения
| Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем | Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный метод | Поисково-исследовательский метод |
Главный девиз педагога | «Делай, как я» | «Думай, как сделать» |
Кредо педагога | «Я – над вами» | «Я – вместе с вами» |
Роль учителя | Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций | Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом |
Функция педагога | Сообщение знаний | Формирование творческой личности |
Стиль преподавания | Авторитарный | Демократичный |
Стиль взаимодействия учителя и ученика | Монологический (со стороны учителя) | Диалогический |
Преобладающий способ обучения | Информационный | Проблемно-поисковый |
Преобладающая форма организации занятий | Фронтальная | Групповая |
Преобладающая деятельность учащихся | Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму | Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида |
Позиция ученика | Пассивная | Активная |
Мотив к учению | Создаётся эпизодически | Создаётся всегда целенаправленно |
Предварительный просмотр:
Этап анализа художественного произведения на уроке литературного чтения
Основным вариантом литературно-методического анализа текста является постановка вопросов. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности текста. Следовательно, чтобы дети смогли понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому, вопросы, над которыми на уроке предлагает поразмышлять учитель, должны быть разнообразными по глубине и уровню сложности.
3 уровня вопросов:
- Фактуальный
- Подтекстовый
- Концептуальный
Фактуальные вопросы – это вопросы о фактической основе произведения, о событиях, которые происходят в произведении. Ответ на фактуальный вопрос можно легко найти в тексте.
Подтекстовые вопросы – вопросы об информации, о которой явно в тексте не говорится, но которая подразумевается.
Концептуальные вопросы – вопросы об авторской позиции, об отношении автора к событиям, героям, явлению и т.д., а также о собственном отношении к читаемому, о собственном опыте по теме читаемого.
Обратимся к примеру, рассмотрев вопросы для анализа текста П. Сидорова «Петух».
Петух
Летом я гостил у бабушки за городом. Однажды мы сели обедать. У окна появился петух. Петух был красивый, весь рыжий, с белыми серёжками и большим чёрным клювом. Гребень его держался гордо и походил на яркое пламя с застывшими язычками.
Петух важно прошёлся, а потом остановился. Он покосился на бабушку, которая резала хлеб. Я поманил пришельца, но он и глазом не моргнул. Тогда я бросил ему корку. Петух есть не стал, а отдал корку курам.
Вопросы, обращающие детей к фактам произведения (фактуальные вопросы):
-Где рассказчик гостил летом?
-Когда он увидел петуха?
-Как выглядел петух?
-На что был похож гребень птицы?
-Кому петух отдал корку хлеба, которую ему бросил рассказчик?
Вопросы на подтекст произведения (подтекстовые вопросы):
-Предположите, кто является рассказчиком?
-Почему гребень петуха сравнивается с пламенем?
-Почему петух глазом не моргнул, когда рассказчик позвал его?
-Почему петух отдал корку курам?
Вопросы, помогающие выработать собственное отношение к произведению и понять авторскую позицию (концептуальные вопросы):
- Как автор относится к петуху? (Восхищается его красотой, судя по описанию). Докажите. Найдите в тексте слова, доказывающие это (в тексте есть слова красивый, гордо, важно).
-А вы бы бросили корку петуху на месте мальчика? Почему?
- Как вы оцениваете поступок петуха, когда он не стал есть корку, а отдал её курам? С вашей точки зрения, правильный ли это поступок?
! Следует знать, что непосредственно на самом уроке такой порядок работы, когда учитель сначала задаёт вопросы фактульные, затем подтекстовые, а потом концептуальные, является ошибочным. По произведению должны быть заданы вопросы всех трёх уровней сразу (типы вопросов должны чередоваться).
Предварительный просмотр:
Адаптированная биография для учащихся 1 класса
Самуил Яковлевич Маршак
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем, который написал много детских книг, а зовут его- Самуил Яковлевич Маршак. Родился он поздней осенью 137 лет назад в городе Воронеж.
(показать детям портрет автора)
Он родился в небогатой, но в большой и дружной семье. Его отец был химиком, мать нигде не работала, она была домохозяйкой, поэтому воспитанием детей занималась в основном она, ведь кроме Самуила в семье было ещё пятеро детей. Не смотря на то, что семья была небогатой, родители хотели вырастить своих детей с хорошим образованием и трудолюбивыми.
Писатель с детства тянулся к знаниям. С 4 лет он начал сочинять стихи, а в 12 лет он уже писал большие стихотворные произведения. С самого начала он учился в гимназии у себя на родине. Самуил любил учиться и учителя им восхищались. Далее он захотел связать свою жизнь с искусством и переехал в Англию, где учился в Лондонском университете
Одной из первых книг, которую написал автор, была книга для детей «Детки в клетке». Это были короткие рассказы в стихах. Например, «Слон», «Жираф», «Тигренок». Герои многих его произведений- животные.
В своих произведениях Маршак учит своих маленьких читателей взаимовыручке, быть добрыми и честными, различать добро и зло, сочувствовать, помогать тем, кто слабее. Он высмеивает человеческие недостатки и воспитывает любовь к родине.
Маршак любил путешествовать, был хорошим другом. Он всегда помогал знакомым, оказавшимся в беде, зачастую рискуя собственной жизнью.
Погиб писатель в середине лета 56 лет назад. В честь него в Воронеже, напротив его дома был установлен памятник писателю.
Оценка – 4 хорошо, с учетом исправленных замечаний.