МАЛЫШОК. Развитие речи детей раннего возраста.

Рудник Анна Иосифовна

Эти советы для родителей, мечтающих о том, чтобы их ребенок вырос не только крепким и здоровым физически, но и владеющим чистой, благозвучной развитой речью.

Главная роль в развитии познавительных способностей и речи детей принадлежит родителям.  Только от их наблюдательности, чуткости,умения вовремя заметить какие-то проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит,будут ли у вашего малыша трудности с речью.

Также эти советы будут полезны для воспитателей, логопедов и других педагогов, заинтересованных в развитии речи детей раннего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

           Человек родился. Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие ему люди – мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры – его семья. Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, т.е. те годы когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда вытекает вся важность семейного воспитания в жизни человека.

            Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Бытует мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в ее развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

            Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста в качестве примера слышал правильную, отчетливую, хорошо интонированную  речь. При общении с малышом необходимо соблюдать одно важное правило: не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова, как «бибика» (машина), «коко» (яйцо), «ня» (на, возьми) и т.д. Помните, что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

             Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего – так ему легче будет перенимать артикуляцию взрослых и воспринимать большее количество информации.

Чем бы вы не занимались с ребенком, разговаривайте с ним, не оставляйте незамеченной каждую его попытку поговорить,  учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения.

Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы. Очень полезным занятием является чтение детям сказок и совместное разучивание детских стихов.

              Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало и несвязно говорят. Чаще всего это происходит потому, что взрослые не побуждают детей к высказываниям, сами договаривают за них фразы, выполняют их просьбы по первому слову, а иногда и жесту. Для того чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо, самостоятельно составив вопрос или предложение. Наберитесь терпения, и результат не заставит себя ждать.

               Если же в речевом развитии ребенка вас настораживает та или иная его сторона (понимание обращенной речи, звукопроизношение, словарный запас, грамматическое оформление речи или способность к связному высказыванию), стоит своевременно обратиться к специалисту – логопеду. Чем раньше будет начата коррекционно-развивающая работа с вашим ребенком, тем благоприятнее прогноз его дальнейшего речевого развития.

                                                Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока

Кашку варила

Детишек кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала:

Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе ничего нет!

(При этом указательным пальцем выполняют круговые движенияпо ладони, затем по очереди загибают каждый пальчик При этом большой пальчик не загибают)

Можно использовать стихи:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бубушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Показываем пальчики, начиная с большого)

Можно использовать упражнения и без речевого сопровождения.

«Пальчики здоровоются» - большой пальчик поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинчика.

«Человечик» - указательный и средний пальцы «бегают» по столу.

г.Краснодар, ул. Березанская 86\1,

тел/факс: (861) 255-89-92

e-mail: detskisad-126@rambler.ru

http://www.ds126.centerstart.ru

Заведующий МБДОУ – Цатурова Н.Г.,  заслуженный                 учитель России

Заместитель заведующего – Заморина Л.В

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида №126» 

                  Рудник Анна Иосифовна

                    учитель-логопед

    высшей квалификационной категории

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

(для детей раннего возраста)

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок благополучно развивался, был активным, любознательным, поскорее начал говорить, то обязательно проводите массаж ладоней и пальцев рук. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей, потому что, массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Для детей старше года понадобится специальный комплекс:

  • Поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков пальцев до середины предплечья (движение всей ладонью)
  • Поглаживание  каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям – тыльной, боковой и ладонной (движение несколькими пальцами)
  • Растирание каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончика к основанию (спиралеобразные движения несколькими пальцами)
  • Растирание тыльной и ладонной поверхностей кисти от основания пальчиков до запястья (прямолинейные испиралеобразные движения костяшками пальцев)
  • Повторное поглаживание
  • Вибрация – постукивание кистей ручек ребенка (движение кончиками пальцев)
  • Повторное поглаживание
  • Завершите массаж пассивными и и активными пальчиковыми упражнениями.
  •   Продолжительность одного сеанса – 3 – 5 минут, курс – 10 – 12 сеансов. Через 10 – 30 дней курс можно повторить.

Гимнастика для пальчиков.

Массаж прекрасно сочетается с гимнастикой для пальчиков – активной и пассивной.

  Когда малыш самостоятельно разминает свои пальчики (выполняет упражнения, играет), он занимается активной гимнастикой. А заниматься пассивной гимнастикой (поочередное покачивание, сгибание и вращение каждого пальчика) невозможно без участия взрослых.

 Для усиления кровообращения в кистях рук полезны такие движения:

  • Хлопки
  • Сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов
  • Потирание ладоней одна о другую
  • Перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, гранёный карандаш)

      Есть и специальные упражнения для  пальчиков:

  •   Постукивание кончиками пальцев рук по столу
  • Перекатывание по поверхности стола мелких предметов – двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, маленькую бусинку и даже маковое зёрнышко).

   

Игры с элементами самомассажа.

     Во время игр с самомассажем взрослый      

    читает стихотворения, сопровождая слова  

    движениями  рук. Дети должны повторять  

   эти движения.

Весёлые ладошки.

 Хлоп  (хлопните в ладоши)

 Раз  (легко ударьте себя по коленям)                              

 Ещё  (хлопните в ладоши)

 Раз (легко ударьте себя по коленям)

 Мы похлопаем сейчас (похлопайте в  

      ладоши)

 А теперь скорей, скорей!

 Шлёпай,  шлёпай веселей! 

                       Ёжик

Показать детям, как изобразить ёжика, собрав пальцы рук в замок.

Ёжик маленький замерз,                                       ( прижмите пальцы – ёжик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело –

(выпрямите пальцы – ёжик показал колючки)

Ёжик развернулся!



Предварительный просмотр:

               

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

                       

г.Краснодар, ул. Березанская 86\1,

тел/факс: (861) 255-89-92

e-mail: detskisad-126@rambler.ru

http://www.ds126.centerstart.ru

Заведующий МБДОУ – Цатурова Н.Г.,  заслуженный                 учитель России

Заместитель заведующего – Заморина Л.В

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида №126» 

                  Рудник Анна Иосифовна

                    учитель-логопед

    высшей квалификационной категории

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

РАЗВИТИЕ

СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

(для детей раннего возраста)

   

     Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звуки речи – это умение называется фонематическим слухом. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чётко говорить нужно развивать у него слуховое внимание и фонематический слух. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить.

        Предлагаю вашему вниманию  игры по развитию слухового внимания. Цель игр — научит ребенка слушать и слышать.

«ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан, стучит музыкальный молоточек и т.д.). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.

«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК»

Взрослый говорит ребенку, что они пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. В это время взрослый звенит бубном. Затем говорит, что погода испортилась, пошел дождь.Теперь взрослый стучит в бубен и говорит чтобы ребенок подбежал к нему — спрятался от дождя. Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«КТО ИГРАЛ В БАРАБАН?»

Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Ребенку дают в руки флажок. Если взрослый громко звенить бубном, ребенок поднимает флажок вверх и машет им, если тихо — держит руку с флажком внизу. Чередовать громкое и тихое звучание бубна  рекомендуется играть не более 4 раз.

«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»

Взрослый садится на расстоянии 2-3 метра от ребенка. Рядом с ребенком разложены игрушки. Взрослый предупреждает, что сейчас будет говорить очень тихо, поэтому надо быть внимательным. Дает инструкцию: «Возьми мишку и посади в машину». «Посади в машину куклу». «Вынь мишку из машины» и тд. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносит их тихо и четко.

«УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ?»

Взрослый достаёт приготовленные игрушки (корову, собаку, кошку, лошадь, козу и др.), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, Затем просит ребёнка послушать и угадать по голосу кто придёт к ним в гости.

«УГАДАЙ ЧАСТИ ТЕЛА»

Взрослый спрашивает: Где же наши ручки?

Ребёнок показывает ручки и отвечает: Вот наши ручки (хлопает в ладоши).

Взрослый спрашивает: Где же наши ножки?

Ребёнок отвечает: Вот наши ножки (топает ножками).

Взрослый спрашивает: Где же наши губки?

Ребёнок отвечает: Вот наши губки (изображает поцелуй).

Взрослый спрашивает: Где же наш носик?

Ребёнок отвечает: Вот наш носик (нюхает носиком).

Затем ребёнок отворачивается, о взрослый то хлопает руками, то топает ногами, то изображает поцелуй, то нюхает. Ребёнок  слушает и показывает, что делал взрослый.



Предварительный просмотр:

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

               

           

         

г.Краснодар, ул. Березанская 86\1,

тел/факс: (861) 255-89-92

e-mail: detskisad-126@rambler.ru

http://www.ds126.centerstart.ru

Заведующий МБДОУ – Цатурова Н.Г.,  заслуженный                 учитель России

Заместитель заведующего – Заморина Л.В

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида №126» 

                  Рудник Анна Иосифовна

                    учитель-логопед

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(для детей раннего возраста)

           

          Залогом четкого

      произношения звуков и

      ясной дикции является

       хорошо поставленное

          речевое дыхание

 

       ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

             УРАЖНЕНИЙ

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длмтельный и плавный
  • необходимо следить, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

            НЕЛЬЗЯ МНОГО РАЗ

        ПОДРЯД ПОВТОРЯТЬ

    УПРАЖНЕНИЯ, ТАК КАК ЭТО

        МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К

        ГОЛОВОКРУЖЕНИЮ

       

              ДУДОЧКА

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

   

                 ОДУВАНЧИК

  Ветер дул на одуванчик

  Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть  губы  вперёд  трубочкой  и  длительно  дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.  

           

       

ВЕРТУШКА

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

               Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

           МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Взял соломку Игорёк,                  

Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

              БАБОЧКА

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

            ШТОРМ В СТАКАНЕ

Предложить ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

                    СНЕГОПАД

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, сто такое снегопад ипредложитьребенку сдувать «снежинки» с ладони.