Разработки уроков
Методические разработки уроков и мероприятий по дисциплинам История и Общеествознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_urok_pobedy.docx | 24.22 КБ |
kultura_urok.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему «День Победы в истории моей семьи»
для учащихся среднеспециальных учебных заведений
преподаватель истории и обществознания Цыповский .О.Л.
Электромеханический техникум железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова
Предмет: История
Тип занятия: комбинированный урок
Тема: «День Победы в истории моей семьи»
Цели и задачи:
∙обучающие:
познакомить учащихся с особенностями работы с историческими источниками и документальными фото, и видеоматериалами, способствовать при помощи исторических фактов формированию целостного представления о героизме народа в годы Великой Отечественной войны;
∙развивающие:
развитие способности к мыслительной деятельности, развитие критического мышления при усвоении информации, развитие внимания, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение применять новые знания, развитие творческих и речевых способностей учащихся;
∙воспитательные:
воспитание у учащихся интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, благодарности и уважения к тем, кто приближал Победу, стимулирование коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействия учащихся в групповой работе, развитие уважения друг к другу.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Отечество», «героизм», уважать историю своей Родины, бережно относиться к памяти героев, осознавать гордость за сопричастность к истории родной страны.
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, повышать уровень саморегуляции.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Познавательные УУД:
Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста,
иллюстрации, видеофрагмента, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать
- понятия: герой, подвиг, оккупация, партизан, доброволец;
- даты: 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 года, 22 июня 1941 – 9 мая 1945 года;
- основные сражения ВОВ;
- причины Победы в ВОВ;
Уметь
- изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- давать оценку историческим событиям и процессам;
Личностные:
- осознание учащимися себя гражданами России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- понимание ценности человеческой жизни;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «Учебник истории для профессий и специальностей технического, естественно-научного, специально-экономического профилей. Ч.2»
;
Формы урока: индивидуальная, групповая;
Ход урока:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Юрий Воронов.
I.Организационный этап.
Вступительное слово преподавателя:
В 2020 году мы с вами отмечаем большой праздник – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война явилась частью Второй мировой войны (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 года), крупнейшей войны в истории человечества. Наша страна сыграла в победе над фашизмом главную роль. Но какой ценой была завоевана Победа? Начавшись 22 июня 1941 с нападения фашистской Германии на СССР, война длилась 1418 дней. Безвозвратные потери составили 26,6 млн. человек, не считая получивших тяжелые ранения и увечья. Фашистские захватчики и их союзники разрушили тысячи городов и сел, лишили крова около 25 миллионов человек. Все люди встали на защиту своей Родины. Можно с уверенностью сказать, что война коснулась каждой семьи, каждого человека в этой стане. И в Ваших семьях война тоже оставила след.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Звучит отрывок из песни «Священная война».
Учащиеся подходят к доске и прикрепляют фотографии солдат и офицеров из семейных архивов.
Учитель – учащимся: осмотрите на размещенные на доске фотографии. Сегодня мы с вами поговорим о тех, чьё время жизни пришлось на суровые годы войны. О Ваших родственниках, приближавших Победу, не жалея сил и самой жизни.
III.Первичное усвоение новых знаний.
Основная часть урока предоставлена выступлениям учащихся с заранее выполненными проектами о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне на фронте и в тылу.
Для реализации основной части урока необходимо подробнее остановиться на подготовительном этапе работы учащихся.
- Информирование потенциальных докладчиков о предстоящем мероприятии (за 2 недели до проведения урока учащиеся получают задание по подготовке докладов о родственниках-героях Великой Отечественной войны).
- Подбор и проработка материалов к выступлению (на данном этапе учащиеся самостоятельно подбирают материалы. Учитель рекомендует учащимся побеседовать с родителями, бабушками и дедушками).
В выступлении должны прозвучать сведения биографического характера, отражено участие родственников в ВОВ. Приветствуется записанные аудио/видео интервью ветеранов и тружеников тыла, участвовавших в войне.
IV. Закрепление
Учащиеся разбиваются на группы и используя учебник готовят доклады на следующие вопросы:
1 группа – Основные сражения Великой Отечественной Войны.
2 группа – Подвиг тыла в годы Великой Отечественной Войны.
3 группа - Партизанское движение в годы Великой Отечественной Войны.
Информация заносится в тетрадь, при выступлении учащиеся конспектируют доклады своих одноклассников.
V.Рефлексия (подведение итогов занятия)
На экране демонстрируется видео – фрагмент «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945г.»
Учитель: Мы услышали рассказы о Ваших родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Героизм в годы Великой Отечественной войны носил массовый характер. Мы узнали с какими трудностями столкнулись граждане нашей Родины и как тяжело далась им Победа.
Ответьте на вопросы: «Что значит слова в песне «Победа – это радость со слезами на глазах?»,
«Назовите главную причину Победы нашего народа в ВОВ?», «Что значит выражение «Безымянный солдат?»
Учитель – учащимся: Наш долг – сохранять память о славе и доблести наши предков для последующих поколений. Ничто и никто не должен быть забыт.
В память о них объявляю минуту молчания. Прошу всех встать.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему
«Культура. Понятие, формы, виды культуры»
для учащихся средних профессиональных учебных заведений
преподаватель истории и обществознания Цыповский О.Л.
Электромеханический техникум железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова
Предмет: обществознание
Тип занятия: комбинированный урок
Тема: «Культура. Понятие, формы, виды культуры»
Цели и задачи:
∙обучающие: познакомить с сущностью материальной и духовой культуры, показать способы развития духовной культуры, актуальность диалога культур; раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры.
∙развивающие: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, развитие способности к мыслительной деятельности, развитие критического мышления при усвоении информации, развитие внимания, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение применять новые знания, развитие творческих и речевых способностей учащихся;
∙воспитательные: формировать отношения к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего; стимулирование коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействия учащихся в групповой работе, развитие уважения друг к другу.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Ценить и принимать базовые ценности «Культура», «Культурное наследие», «Культурные ценности».
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, повышать уровень саморегуляции.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Познавательные УУД:
Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста,
иллюстрации, видеофрагмента, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать
- понятия: культура, культурный комплекс, формы культуры, виды культуры, культурное наследие;
Уметь
- изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- давать оценку общественным и историческим процессам;
Личностные:
- осознание учащимися себя гражданами России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- развитие чувства уважения к культурным традициям;
- понимание ценности культуры в жизни общества;
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, А.Ф. Никитин Обществознание 10 класс. Учебник. Базовый уровень. ФП. ФГОС;
Формы урока: индивидуальная, групповая;
Основные понятия: Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура.
Тип урока: Комбинированный. Лекция с элементами рассуждения.
Ход урока
1. Понятие культуры. Понятие культура имеет более четырехсот определений.
Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также продукт и результат этой деятельности.
Культура — это все что создано человеком за время его существования.
Природа самовоспроизводится. Социальное бытие воспроизводит человек. (учащиеся записывают определения)
Источники культуры – язык, традиции, обычаи.
Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально связанного с ним (Футбол, плуг, книгопечатанье, паровая машина)
Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. (учащиеся записывают определения)
2. Формы культуры: Материальная - Физические объекты, созданные человеческими руками – Артефакты.
Духовная - совокупность духовно-нравственных, религиозных ценностей. Достижений науки, философии, произведения литературы и искусства, мировоззрение. Передается от поколения к поколению в устной и письменной формах и проявляется в тех или иных моделях поведения.
Нормы, правила, образцы, эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, традиции, язык.
(на доске записаны понятия, которые необходимо распределить между формами: Орудия труда, пища, посуда, жилище, одежда, обувь, садовые растения, домашние животные, музыка, искусство, песни, кино, книги, религия, знания, мораль) 5 мин.
3. Виды культуры. Массовая культура (поп культура) – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке. Впервые этот термин был введен испанским философом-идеалистом, представителем философии жизни, культурологом Хосе Ортега-и-Гассетом. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления и производства. Для появления массовой культуры потребовалась несколько условий:
-достаточно высокий уровень образования масс,
-наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг.
-наличие средств, способствующих распространению массовой культуры.
? Что мы понимаем под такими средствами? /СМИ – радио, телевидение, видеотехника, компьютерная техника/.
Реклама, телевидение, радио, кинематограф, поп музыка и рок музыка и тд.
Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда
Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это высокое искусство. Его девиз «Искусство для искусства». Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства.
Народная культура создается самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая ее часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности и воззрения. Ее произведения передают из уст в уста. Даже если ее достоянием становится авторское произведение, то авторство вскоре забывается. Вспомните, например, песню "Катюша". Кто автор слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.
Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор – это устное народное творчество. Ученые, занимающиеся изучением фольклора называются фольклористами. Отличительной чертой фольклора является то, что он локализован, т.е. связан с отдельной местностью.
4. Контркульту́ра — специфический вид субкультуры — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. (разбираются примеры проявления конркультуры)
5. Проблемы современной культуры – Диалог культур, Механизация культуры. (в форме беседы с учащимися)
5.Закрепление
Установите соответствие между типами культур и их признаками:
А) Массовая, Б) Народная, В) Элитарная.
1. Неизвестно авторство большинства произведений.
2.Оринтированность на коммерческий успех.
3.Посещение концерта классической музыки.
4.Передается из поколения в поколение.
5.Стремление к получению прибыли.
6.Необходимость специального образования.
7.Повышение роли кино и телевидения.
ТЕСТ
на закрепление материала по теме:
"ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ"
- Своеобразная целостность, включающая искусство, науку,
нравственность, религию называется __________________ культурой.
- Культура, созданная анонимными творцами,
часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:
А. элитарной.
Б. народной.
В. массовой
Г. духовной.
3. «Мыльные оперы» относятся к произведениям:
А. массовой
Б. элитарной.
В. народной.
Г. материальной.
4. Какая черта характеризует исключительно массовую культуру:
А. Связь с творчеством.
Б. Сложность и противоречивость.
В. Недоступность.
Г. Высокий уровень коммерциализации.
5. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков:
А. народная.
Б. массовая
В. духовная.
Г. элитарная.
6. Формула «Искусство для искусства» характерна для:
А.. народной.
Б. массовой
В. Элитарной
Г. культуры как таковой.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Проверка материала: Картинки с изображением живописи, аудиофрагмеент оперы, фотография, реклама, книга, фрагмент поп песни, анекдот про Вовочку