Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с детьми с ТНР на тему "Сад. Фрукты".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с детьми С ТНР на тему "сад. Фрукты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr._zanyatie._frukty.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана  «Центр развития ребенка – детский сад №115»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с  детьми с ТНР

«Сад. Фрукты»

                                                                            Учитель – логопед:

                                                                                       Гаврилейко В.П. 

Интегрированное занятие в подготовительной группе с детьми с ТНР

Тема: Сад. Фрукты.

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи,  фонематического слуха и фонематического восприятия на материале лексической темы «Фрукты».                                                                                                                                  

Задачи в ОО «Интеграция»

«Познавательное развитие»

1. Закрепить и систематизировать знания детей о фруктах.

2. Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру природы.

3. Упражнять в умении выявлять причинно-следственные связи, развивать слуховое внимание.

4. Развивать познавательные интересы, любознательность, творческое воображение.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать культуру общения, умение слушать.

2. Воспитывать умение выполнять совместные задания, упражнения.

«Речевое развитие»

1. Развивать мимическую и артикуляционную моторику.                                    

2. Развивать именной и глагольный словарь.

3. Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, используя в речи определения.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать образное мышление, восприятие, фантазию.

2. Закреплять умение работать в нетрадиционной технике «бумажная пластика», умение создавать композицию на плоскости.

3. Развивать мелкую моторику, развивать координацию движений.

3. Обогащать музыкальные впечатления, вызывая яркий эмоциональный отклик..

4. Развивать чувство ритма.

«Физическое развитие»

1. Развивать уверенность в движениях, умение управлять ими.

2. Развивать чёткую координацию движений рук и ног.

Оборудование: картинка с нарисованными фруктами (наложенное изображение), мягкая игрушка (собака), шляпа, мяч, блюдо с кусочками фруктов, указка, таблички с нарисованными половинками фруктов (груши, яблока, апельсина, лимона); панно с изображением корзины, квадратные листы цветной двухсторонней бумаги,  клей, салфетки.

Этапы занятия.

Действия педагога

Действия детей

Задачи этапа

1.

Организационный момент. Учитель-логопед:                                                             - Какие фрукты спрятались на картинке?                                                                      - Где растут фрукты?                                - Приглашаю вас в сад.

Дети называют фрукты, нарисованные на картинке (наложенное изображение). Дети отвечают:                                  - Фрукты растут в саду.

Настроить детей на активную познавательную и речевую деятельность, развивать зрительное внимание.

2.

Вводная часть. Ходьба. Воспитатель по физической культуре:                                                         - С барабаном ходит ёжик: Бум-бум-бум!                                                         Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!                                                             С барабаном за плечами: Бум-бум-бум!                                                               Ёжик в сад забрёл случайно: Бум-бум-бум!                                                              Очень яблоки любил он: Бум-бум-бум.                                                         Барабан в саду забыл он: Бум-бум-бум.                                                         Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум.                                                                И удары раздавались: Бум-бум-бум.                 Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум.                                                                 Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Дети идут по залу гимнастическим шагом, на носках, в полуприсяде.

На слова «Бум-бум-бум» равномерно ударяют ладонями по коленям.

Развивать чёткую координацию движений рук и ног. Развивать слуховое внимание.

3.

Общеразвивающие упражнения. Динамические упражнения «Яблоки». Воспитатель по физической культуре:                                     1. Веточки на яблоньке повисли от печали                                                         2. Яблоки на веточках висели и скучали.                                                         3. Девочки и мальчики ветки раскачали.                                                        4. Яблочки о землю громко застучали.

1. Поднимают руки вверх, кисти опущены.                                         2. Качают опущенными кистями.                                  3. Качают поднятыми вверх руками.                               4. Поднимают и опускают руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.

Развивать уверенность в движениях, умение управлять ими.

4.

Мимическое упражнение. Учитель-логопед:                                                   -  Фруктовый сад сторожит собака Авва. Покажите, какая она сердитая. Может, она станет добрее, если мы назовём первый звук в её кличке?  А вот и сторож. Мы улыбнёмся ему, покажем ему свои добрые лица и попросим немного фруктов.                                     Сторож угостит нас фруктами, если мы отгадаем его имя. Его имя начинается со звука «а».

Дети выполняют мимические упражнения: «оскал», «улыбка».                  Называют первый звук в слове «Авва».                          Дети отгадывают имя: Антон.

Развивать мимическую и артикуляционную моторику.  Корректировать эмоциональную сферу.

Развивать фонематическое восприятие.

5.

Игра с мячом «Вкусные слова». Учитель-логопед:                                        - Очень вкусные слова                                  начинаются на «а»:                                      Айва, абрикос, ананас, апельсин.                                                      - Какие фрукты вы ещё знаете?

Дети стоят в кругу перекидывают мяч друг другу, одновременно называя фрукт. Бросок мяча совпадает с ударным слогом.

Развивать навыки звукового анализа.

6.

Игра «Узнай фрукт» (по запаху, по вкусу). Учитель-логопед ставит на стол перед детьми блюдо с апельсином, лимоном, яблоком; разрезает фрукты. Дети нюхают. Логопед показывает, напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Дети делают продолжительный вдох, называют приятный запах: ароматный, душистый;  определяют фрукт, пробуют, называют вкусовые ощущения.

Развивать физиологическое дыхание. Активизировать словарь: ароматный, сладкий, сочный, сахарный, нежный, кислый.

7.

Гимнастика для глаз «Чья половинка?» Воспитатель по физической культуре показывает указкой половинки фруктов на картинках:

половинка яблока   половинка груши,                                                           половинка апельсина  половинка лимона 

Дети следят взглядом за указкой, чётко проговаривая окончания существительных.

Закрепить в речи грамматическую форму родительного падежа единственного числа существительных. Профилактика миопии.

8.

Артикуляционная гимнастика. Учитель-логопед:                                        1. Очень сочные, спелые фрукты выросли в саду.                                                        2. С большим удовольствием мы угощались сахарной грушей, нежным персиком, ароматным апельсином, наливным румяным яблоком.                               3. Много фруктов вырастил садовод Антон: айву, гранат, сливу, грушу, абрикос…

Дети выполняют артикуляционные упражнения под комментирующую речь логопеда:                            1. Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.                                            2. Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шёпотным произнесением звука «а» на твёрдой атаке.                          3.  Открывание рта с поворотами головы вправо, влево

Развивать артикуляционную моторику.

9.

Речь с движением «Станем мы деревьями». Воспитатель по физической культуре:                                            1. Станем мы деревьями                          Сильными, большими.                             2. Ноги – это корни.                                         Их расставим шире,                                   3. Чтоб держали дерево,                                   Падать не давали.                                           4. Из глубин далёких                                         Воду добывали.                                          5. Тело наше – ствол могучий.                         Он чуть-чуть качается                                  6. И своей верхушкой острой                                   В небо упирается.                                    7. Наши руки – это ветви.                           8. Крону вместе образуют.                     9. Вместе им совсем не страшно,                 Когда ветры сильно дуют.                    10. Пальцы веточками будут.                           Листья закрывают их.                              11. Терпеливо ждать все будут                                  новых завязей на них.                                                           

12. Будут солнца и дождика ждать,      Чтобы спелыми, вкусными стать.

Дети выполняют упражнения, одновременно произнося стихи:                                          1. Стоят, расставив ноги на ширину плеч, руки на поясе.                                               2. Руки согнуты в локтях перед грудью, кулачки соприкасаются.                                    3. Наклоны.                                 4. Руки согнуты в локтях перед грудью, с  силой  давящим движением опускают руки вниз.               5. Стоя, руки на поясе, покачиваются из стороны в сторону.                                               6. Поднимают руки вверх, соединяют пальцы.                                                7. Руки согнуты в локтях, соединяют ладони и пальцы.                                               8. Поднимают руки вверх.                                                9. Качают руками в стороны.                                                        10. Опускают руки, двигают пальцами.                          11. Ладонью правой руки прикрывают пальцы левой.                                             12. Ритмично соединяют пальцы обеих рук, придав кистям округлую форму.

Развивать умение соотносить движение рук, ног, туловища с ритмом речи.

Развивать именной и глагольный словарь.

10.

Самомассаж пальцев рук «Фрукты». Воспитатель по физической культуре:                                                                С веток фрукты я снимаю                                 И в корзинку собираю.                           Фруктов – полное лукошко!                            Я попробую немножко.                                   Я поем ещё чуть-чуть –                                                 Легче будет к дому путь.                            Раз, два, три, четыре, пять -                               Снова буду собирать.

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) – «снимают фрукты». Складывают ладони «корзинкой». Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаются к левой ладони и подносят ко рту. Поочерёдно массируют каждый палец на одной руке (при повторении – на другой). Хлопают в ладоши.

Развивать мелкую моторику.

11.

Игра с мячом. Учитель-логопед:                                                          В сад, в сад ходили мы.                         Много груш там и хурмы,                        Есть лимоны, апельсины,                          Абрикосы, мандарины,                             Сливы, киви, ананас.                                      Угостим и вас сейчас.

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу под музыку на сильную долю такта.

Развивать чувство темпа и ритма.

12.

Игра «Что делали?» («Запретное движение»). Воспитатель по физической культуре:                                      - Мы заготавливали дары природы на долгую зиму (называет действия):                                                                  - варили компот,                                               - выжимали сок,                                               - сушили и т.д.

Дети имитируют названные  действия под разную музыку, а когда звучит колыбельная, нельзя класть руки под щёку – это запретное движение.

Развивать слуховое внимание. Развивать глагольный словарь: собирали, снимали, срывали, варили варенье, делали сок и т.д.

13.

Хороводная игра «Яблоня». Музыкальный руководитель вместе с детьми считалкой выбирают водящего – «яблоньку»:                                                - Яблочки спелые,                                        На солнце загорелые,                                                 А тронешь на зубок –                                           И брызнет сладкий сок.                             («Яблоня» становится в круг)                           - Яблоня! Яблоня!                                           Где же твои яблоки?                                     Заморозил их мороз?                                Или ветер их унёс?                                    Или молния спалила?                                Или градом их побило?                              Или птицы поклевали?                                          Куда они пропали?                                         - Не морозил их мороз,                                     И не ветер их унёс,                                          Не спалило их огнём,                                   Града не было с дождём,                            Птицы их не поклевали…                              Дети оборвали!

Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребёнок – «яблонька».

Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребёнок – «яблонька» отрицательно качает головой.

Разводят руками, пожимают плечами. Дети загибают по одному пальцу на правой руке.

Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, пятнает.

Развивать координацию речи с движением, отрабатывать общие речевые навыки (вопросительную интонацию). Развивать мелкую моторику.

14.

Бумажная пластика «Фрукты».     Воспитатель по изодеятельности.                                                                  Знают взрослые и дети:                             Много фруктов есть на свете!                Фрукты – радость для ребят,                        Их в садах для нас растят.                         Мы к столу их подадим,                          Фрукты свежими съедим.                                     - Наберём в саду корзинку фруктов!        Для этого сомнём лист бумаги и покатаем его между ладонями.

Дети сминают бумажные квадраты, скатывают, придавая им форму фруктов,  располагают в корзине под стихотворное сопровождение.

Развивать мелкую моторику. Создавать композицию на плоскости. Передавать форму фруктов, используя тех-нику «бумажная пластика» – скатывание бумаги.

15.

Заключительное упражнение. Воспитатель  изодеятельности:                   - Вы набрали много-много фруктов и должны донести ваши корзины.

Дети медленным шагом идут в группу, представляя, что несут полные корзины.

Успокоить детей, настроить на следующее занятие.