Эссе " Я-учитель"

Ахметянова Лариса Магафуряновна
Эссе «Я – учитель» Понедельник. Первый день учебы в школе после долгого дистанционного обучения. На часах 8.00. Переступаю порог школы… и ощущаю просто радость от встречи со своими учениками, мощный прилив сил и какой-то безудержный детский восторг. Раньше было как-то по-другому, воспринималось как само-собой разумеющееся. Хотя за плечами уже немало лет педагогической деятельности. Осознанный выбор профессии. Путевка в жизнь Школьные годы остались далеко в 90-х годах прошлого века. К 9 классу я была уже уверена, что стану учителем физкультуры.С особым трепетом ждала уроки физической культуры, которые в нашей средней школе №1 села Бураево вел Ядгаров Ришат Альфатович. Он был фанатом своей профессии. Если у кого-то что-то не получалось, он говорил: «Вместе мы справимся». И я, каждый раз войдя в спортзал школы, была уверена, что здесь, именно здесь у меня все получится, рядом со мной мой учитель. И вот районные соревнования по легкой атлетике, первые результаты, первые победы… Потом я встала на лыжи. И здесь мне повезло с тренером. У Тагировой Расимы Маснавиевны девиз работы был тот же: «Я с тобой, мы вместе». Мои поражения были ее болью, мои победы ее достижениями. И я поняла, что учитель, тренер – это тот человек, который всегда будет рядом со своим учеником, который поддержит, поймет, поможет и никогда тебя не оставит. Я тоже хочу быть учителем, а именно учителем физкультуры. Мое первое осознанное решение в 15 лет было принято не только мной, а и моими родителями. Дальше путь становления тренера-преподавателя. Стерлитамакский техникум физической культуры. Снова повторяются соревнования, результаты, старания достичь еще более высоких достижений, победы, кубки, медали… И я – дипломированный тренер-преподаватель. Первые шаги в педагогике К окончанию техникума я четко понимала, что у каждого человека должно быть одно ключевое умение. То, что я умела, было связано с физической культурой, спортом. Но я еще хотела делиться своими умениями с детьми. Я хотела быть таким же учителем-другом, как Ришат Альфатович и Расима Маснавиевна.Это желание привело меня к получению высшего педагогического образования. Так получилось, что свою педагогическую деятельность я начала руководителем по физической культуре в Кашкалевском детском саду. Маленькие мальчики и девочки, в белых футболках и черных шортиках, своими мелкими шажками повторяли мои упражнения. Как они старались залезть на турники, лазить по канату, бросить мячик. И каждое их маленькое достижение я воспринимала как большую победу.Но мой разум жаждал больших побед от моих стараний и умений. Я хотела учить более взрослых детей. Тренер или учитель? 2000 год. Я – тренер по легкой атлетике в детско-юношеской спортивной школе. Вот они – мои воспитанники – мои маленькие спортсмены. Тренировки, которые длятся часами, соревнования районные и выездные, сдача нормативов, их первые поражения, первые победы. Каждый раз я выхожу с ними на старт, каждый раз мои мысли летят к финишу. Любое поражение моих мальчиков и девочек воспринимаю как свое. Мне тяжело, но я не имею права это показывать им. И я повторяю: «Я с тобой. Вместе мы справимся. Ты же у меня большой молодец!». В глазах ребенка появляется вера в себя, рвение в победу. И вот ради этих искр в глазах детей стоит работать, стоит стараться, стоит быть рядом. 2007 год. Я – учитель физкультуры в школе. Хотя педагогическая деятельность не нова для меня и мне всегда хотелось работать именно учителем физкультуры в школе, я встала на новый путь. Это уже путь к себе. Почему к себе, объясняю: теперь мне нужно понять, почему я уже в 15 лет поняла, что хочу быть и буду учителем физкультуры. Как сегодня помню свой первый урок. Большой спортзал. Передо мной стоят ученики. И у каждого у них в глазах свое. Это любопытство, интерес, сомнения, страх, волнение… Моя задача пробудить у них желание приходить на мой урок. На первом уроке я ставлю себе именно эту задачу. Уходя вперед скажу, что с этой задачей я справилась. Потом у меня было множество задач и целей, которые я стараюсь выполнить. Это мой путь, путь учителя. Скажу еще одно: если тренер работает с мотивированными на конкретный результат детьми, учитель работает со всеми. Тренер отбирает здоровых и подготовленных ребят, в которых уже есть спортивные задатки и развиты некоторые спортивные качества,учитель работает с разными. Цели у тренера – обеспечить достижение воспитанниками максимальных результатов в конкретном виде спорта.Цели у учителя – задать проблемное и смысловое поле, в котором ученик захочет сам ставить себе цели, искать свой путь и двигаться к своим результатам. И вот уже 13 лет я решаю эту педагогическую задачу. Но каждым годом работа учителя усложняется. Мы, учителя, получали знания и методы обучения в совершенно другое время, дети, ученики, живут здесь и сейчас. У них другие герои, другие приоритеты. И чтобы сдержать слово, которое я дала себе (а это слово вы помните, это «Я с тобой. Мы вместе. Мы справимся. Я рядом») мне нужно быть на одной волне со своими учениками. Быть современным учителем непросто В современном мире учителю необходимо понять, что мир меняется ежечасно. Ученикам следовать за миром намного легче. Нам труднее. Это естественно. Я встала перед выбором – делать новое или делать то, что уже привыкла, что проверено и закреплено многолетней традицией.Решение было принято – действовать. Обдуманно, осознано, без сомнений и страхов. Первое, что было в голове – не навреди. Оставив прошлые знания в качестве фундамента и прочной опоры, я пошла искать свой путь. Урок физкультуры только на первый взгляд кажется легким. Многие ошибаются, что математика – трудная наука, для изучения которой нужны особые способности. Или такой предмет как история. Там, как многие говорят, нужно запоминать даты и события. Но многие даже не задумывались, что есть дети, которым уроки физкультуры не только даются с трудом, а являются трагедией. Не все могут хорошо бегать, прыгать, вести мяч, перепрыгнуть через конь. Для таких детей урок физкультуры становится большим испытанием. Не каждый увидит, что мальчик или девочка отлично знает математику, быстро решает примеры, составляет уравнения. Но как этот ребенок плохо бегает видят многие. Вот именно для таких детей учитель физкультуры всегда должен быть рядом. Маленькое его достижение нужно воспринимать как большую победу. Допустим, ребенок боится прыгнуть через конь. В его глазах сначала отражается страх. Моя задача – дать ребенку время, время побороть свой страх. Немного подождав, посмотрев на других, у такого ученика в глазах уже на место чувства страха приходит сомнение, противоречие, потом любопытство. Вот этот момент учитель физкультуры должен уловить. Пусть в классе 30 детей, значит 60 глаз. Но я – учитель, я выбрала эту профессию и, я должна уловить во взгляде ребенка вот именно это чувства любопытства, чувства «может я смогу». Именно в этот момент я должна подойти к нему и шепнуть: «Я верю, ты справишься. Попробуй. Я же рядом». Ребенок должен понять, что учитель его страхует. Не у каждого с первого раза получится. Но, если мои действия правильные, у ребенка обязательно получится, пусть не на этом и не на последующем уроке, но получится. Тогда я обязательно должна сказать: «Ты это сделал! Я верила в тебя. Я знала!» и похлопать его по плечу. Вот именно в таких моментах я понимаю, что эту профессию я выбрала не зря. Я – учитель! Конечно, время диктует свои правила. Мы живем во время свободного информационного пространства. Захотели накачать пресс – вот вам, пожалуйста, виртуальный видео-тренер. Хочется научиться вести мяч или в совершенстве попасть в кольцо – к вашим услугам любая поисковая система интернета. И так дети теряют интерес к учебе. Все содержание школьной программы для них – просто информация. Пока они будут получать готовые ответы на свои вопросы «как правильно дышать во время тренировки?», «какова техника игр в хоккей?», – они будут приобретать знания. И у детей возникает вопрос: зачем нужен учитель, если его можно заменить компьютерной программой, интернетом или роботом? Еще вынужденное дистанционное обучение. Вот в таких непростых условиях первая задача современного учителя – это быть образцом для подражания для учеников, стать авторитетом, другом, лидером. Нам нужно быть «здесь и сейчас». Научиться понимать и принимать их такими какие они есть. И не бояться измениться нам самим.