Визитная карточка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач современной педагогики. В современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постановки воспитательного процесса зависит не только судьба конкретного человека, но и судьба всего нашего общества.
Целевые ориентиры, заданные ФГОС ДО, анализируются и конкретизируются современными исследователями проблемы обновления системы дошкольного образования. По мнению Е.Н.Бородиной: «Патриотизм как нравственное чувство вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада, народных и семейных традиций и закрепляется в системе ценностей личности, духовно-нравственных семейных ценностей, в фиксированных установках, поступках и поведении»
В Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, говорится: «Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания».
В то же время, фактически отсутствуют специальные программы и методики патриотического воспитания дошкольников в творческой деятельности. Таким образом, возникают противоречия между:
-наличием социального заказа на патриотическое воспитание подрастающего поколения и недостаточной готовностью детских образовательных организаций к реализации этого процесса;
- недостаточной разработанностью организационных и содержательно-методических аспектов данного процесса в условиях детской образовательной организации.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема, состоящая в обосновании эффективности обращения к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В рамках указанной проблемы нами определена тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Создание комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Формировать представления о героях своего народа и края, уважение к культурному и историческому наследию, личностное и ответственное отношение к настоящему и будущему своего региона и страны;
- Разработать и внедрить авторскую программу патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанную на творческой деятельности детей и обеспечивающую поэтапное освоение патриотических ценностей, воплощенных в художественных образах героев Росси;
- Объединить участников образовательных отношений: воспитанников, родителей и педагогических работников для построения личностно-развивающего и партнерского взаимодействия
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы;
- экспериментальные – мониторинг;
- эмпирические – включенное наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности дошкольников, обобщение, систематизация и описание полученных данных.
Результат заключается в том, что определен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- реализация культурологического, деятельностного, аксиологического подходов, активизирующих личностный опыт детей через переживание и осмысление в творческой деятельности патриотических идей;
- разработка и внедрение авторской программы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанной на творческой деятельности детей и обеспечивающей поэтапное освоение патриотических ценностей, воплощенных в художественных образах героев России, в логике: эмоциональное сопереживание художественным образам – носителям нравственно-патриотических ценностей – выражение своего отношения к патриотическим идеям в декоративно-прикладной деятельности - образное моделирование собственной позиции в ситуациях ценностного выбора на занятии.
Практическая значимость состоит в том, что:
- разработаны программа и учебно-методический комплект, включающие творческие задания для детей, обеспечивающие реализацию задач патриотического воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- в рамках программы разработан цикл мероприятий патриотической направленности, основанный на совместной деятельности детей, родителей и
педагогов;
Таким образом, патриотическое воспитание применительно к старшему дошкольному возрасту – это целенаправленный процесс формирования представлений о героях своего народа и края, уважение к культурному и историческому наследию, личностное и ответственное отношение к настоящему и будущему своего региона и страны.