Работа с родителями
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Пояснительная записка
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.
Цель:
оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Актуальность выбранной темы:
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.
Классный руководитель:
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Медсестра школы знакомит родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. И обращает внимание родителей на следующие моменты:
— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
— изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей:
- необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;
- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;
- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;
- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;
- забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;
- активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;
- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Школьный психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:
-повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
-повышение уровня тревожности самого ребенка;
-зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
-степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
-состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
«Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению»
Тест «Какой вы родитель?»
(проводит классный руководитель)
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять?! | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала. | 1 |
4. И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. Не смей этого делать! | 2 |
7. Подумай, может быть можно поступить по-другому | 2 |
8. Я в твое время! | 2 |
9. Ты моя опора и помощник (ца). | 1 |
10.О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. Какая ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. У всех дети как дети, а ты… | 0 |
14. Какой ты у меня сообразительный! | 0 |
Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.
Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Классный руководитель
Разрешите ознакомить вас с обращением учащихся к родителям. Оно составлено на основе анкет учащихся (демонстрируется на экране).
Обращение учащихся к родителям
Любимые мамы и папы!
- Помните, что мы – самое дорогое и ценное, что у вас есть.
- Берегите нас, ваших детей, любите нас.
- Относитесь к нам, как к своим друзьям, тогда мы тоже станем вашими друзьями.
- Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем.
- Станьте внимательнее и ласковее, не кричите на нас.
- Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
В школе мало учителей, которые нравятся.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Анализ чувств и формулирование выводов.
Классный руководитель: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
- это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
- критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);
- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.