Научная и учебно -методическая деятельность

Слугина Татьяна Тимофеевна

Предварительный просмотр:

     «Волшебный  карандаш»

Программа по внеурочной деятельности

Пояснительная записка

              Рабочая   программа по курсу «Волшебный карандаш» составлена учителем начальных классов МБОУ СОШ № 7  Слугиной Татьяны Тимофеевны

 Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика курса

                           

              Художественная деятельность  связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна  из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные  занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.

Место курса в учебном плане

       

 Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения   программы по курсу «Волшебный карандаш»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Содержание курса (1 класс – 33 часа).

Тема 1. «Знакомство с королевой кисточкой».

 Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.

 

Тема 2. «Что могут краски».

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.

Тема 3. «Радуга над лужайкой».

Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.

Тема 4. «Разноцветные шарики».

Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».

Тема 5«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.

Тема 6. «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.  Свойства  белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.

Тема 7. «Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

Тема 8. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.

Тема 9. «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.

Тема 10. . Беседа на тему «Осень» с использованием  иллюстрированного  материала..

Восприятие художественных произведений.

Тема 11. . «Осень. Листопад».

Работа с акварелью. Смешение теплых цветов.  Отработка приема: примакивание  кисти боком.

Тема 12. «Грустный дождик». Образ дождя.

Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.

Тема 13.   «Узоры снежинок».

 Ритм. Орнамент в круге.  Отработка приема: смешение цвета с белилами.

Тема 14.  «Ёлочка-красавица».

Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.

Тема 15. «Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого  лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.

Тема 16. «В гостях у  Деда  Мороза».

 Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.

Тема 17.  «Экскурсия в зимний парк».

Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

Тема 18. «Зимний лес». Характер деревьев.

Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.

Тема 19. «Снежная птица зимы».

Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов.  Орнаментальная композиция.

Тема 20. «Дом снежной птицы».

Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг.  Ритм геометрических пятен.

Тема 21. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.

Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

Тема 22. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.

Тема 23. «Портрет». Знакомство с жанром портрета.

Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.

Тема 24. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека.

Тема 25. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.

Тема 26. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр  от других жанров изобразительного искусства.

Тема 27. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.

Тема 28. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.

Умение отличать сказочно – былинный  жанр  от других жанров изобразительного искусства.

Тема 29. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.

Тема 30. «Экскурсия в весенний парк».Экскурсия.

Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

Тема 31. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.

Тема 32. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.

Тема 33. «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.

Учебно – методическая литература.

1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.

2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.

4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.

5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.

6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.

Дата

Внеурочное занятие (тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

 1.

 «Знакомство с королевой Кисточкой».Условия безопасной работы.

 Занятие-игра.

 Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры.

 Практическая работа.

 Организация рабочего места.

 2.

 «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок

Занятие-сказка.

 Рассказывание сказки о красках с практическим показом.

 Практическая работа.

 Смешение цветов.

 3.

 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.

 Интегрированное занятие.

 Рассказ, сопровождаемый показом.

 Слушание музыки и художественных произведений,  практическая деятельность.

 Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий

4.

«Разноцветные шарики».Акварель.

Интегрированное занятие.

Показ  и объяснение.

Слушание музыки, определение геометрических  фигур, работа с красками.

Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».

5.

«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами.

Занятие – игра.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Практическая работа.

Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.

6.

«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.

Занятие – сказка.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Практическая работа.

Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.

7.

«Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

Занятие – игра.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Беседа, практическая работа.

Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

8.

«Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

Заочная экскурсия по «Третьяковской галерее».

Беседа, показ.

Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

9.

«Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа.

Занятие – игра.

Беседа, показ.

Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.

10.

Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала.

 Дискуссия.

Беседа о передаче

чувств через иллюстративный материал.

Рассматривание и обсуждение илл. материала.

Восприятие художественных произведений.

11.

«Осень. Листопад».

Практическое занятие.

Показ- объяснение.

Работа с акварелью.

Смешение теплых цветов.  Отработка приема: примакивание  кисти боком.

12.

«Грустный дождик». Образ дождя.

Интегрированное занятие.

Беседа о передаче

чувств через иллюстративный материал

Работа с ограниченной палитрой.

Смешение цветов, передача настроения.

13.

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге.  

Интегрированное занятие.

Рассказ, объяснение, показ.

Рисование орнамента в круге

Отработка приема: смешение цвета с белилами.

14.

«Ёлочка-красавица». 

Интегрированное занятие.

Развитие творческих способностей, фантазии.

Творческая работа.

Свободный выбор материала.

15.

« Снегурочка».

Занятие-сказка.

Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами.

Работа с ограниченной палитрой.

Фигура человека в одежде. Холодные цвета.

16.

«В гостях у  Деда  Мороза».

Занятие-сказка.

Работа с таблицами. Показ новогодних открыток.

Рисование впечатлений от новогодних праздников.

Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.

17.

«Экскурсия в зимний парк»

Экскурсия.

Объяснение, показ, рассказ.

Наблюдение, сравнение.

Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

18.

«Зимний лес». Характер деревьев.

Практическое занятие.

Беседа по   иллюстрациям.

Работа с ограниченной палитрой.

Изобразительные свойства гуаши

19.

«Снежная птица зимы».

Творческое занятие.

Развитие творческих способностей, фантазии.

Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа.

Орнаментальная композиция

20.

«Дом снежной птицы».

Творческое занятие.

Развитие творческих способностей, фантазии.

Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Творческая работа.

Ритм геометрических пятен.

21.

«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.

Занятие – игра.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рассматривание и обсуждение илл. материала

Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

22.

«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.

Практическое занятие.

Объяснение, рассказ, показ.

Творческая работа.

Умение рисовать натюрморт.

23.

«Портрет». Знакомство с жанром портрета.

Занятие – игра.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рассматривание и обсуждение илл. материала

Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.

24.

«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.

Практическое занятие.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рисование лица человека.

Умение рисовать пропорции человеческого лица.

25.

«Мамин портрет».

Практическое занятие.

Развитие творческих способностей, фантазии.

Рисование лица человека. Творческая работа.

Умение рисовать пропорции человеческого лица.

26.

«Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства.

Занятие – игра.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рассматривание и обсуждение илл. материала

Умение отличать анималистический жанр  от других жанров изобразительного искусства.

27.

«Рисуем животных». Рисование домашних животных.

Практическое занятие.

Объяснение , рассказ, показ.

Рисование домашних животных.

Умение рисовать пропорции тела животных.

28.

«Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.

Занятие – игра.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рассматривание и обсуждение илл. материала

Умение отличать сказочно – былинный  жанр  от других жанров изобразительного искусства.

29.

«Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.

Занятие – сказка.

Развитие творческих способностей, фантазии.

Рисование любимых сказок и сказочных героев.

Умение отличать сказочно – былинный  жанр  от других жанров изобразительного искусства. Рисование фигуры человека в одежде.

30.

«Экскурсия в весенний парк»

Экскурсия.

Объяснение, показ, рассказ.

Наблюдение, сравнение.

Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

31.

«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.

Практическое занятие.

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рисование весенних цветов.

Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». Смешение цветов.

32.

«Весенний пейзаж».

Практическое занятие.

Рассказ, сопровождаемый показом

Рисование весеннего пейзажа

Умение рисовать пейзаж.

33.

«Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие.

Занятие – игра.

Развитие творческих способностей, фантазии.

Повторение изученного.

Развитие творческих способностей, фантазии.



Предварительный просмотр:

День знаний во 2-м классе на тему "Путешествие по океану Знаний"


Цель: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность.

Оборудование:

  • празднично украшенный класс, карта Океана Знаний;
  • основание корабля с мачтами, но без парусов; паруса с личностными качествами .

Ход урока

Учитель:

Звенит звонок, сентябрь пришёл,
Вновь распахнулись двери школ.
И я вам рассказать готова
Чему учиться будем снова.
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи.

Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить!
Дорогие мои второклассники!
Мы вновь отправляемся по дороге знаний!

Поздравляю вас с началом НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!

Вот опять мы вместе снова,
И школа к учебному году готова
Снова нас ждут наши школьные парты,
Тетради, учебники, книги и карты!

И к знаниям вас поведёт ваш друг учитель -
Дорогой добра, дорогой открытий,
Дорогой нелёгкой, но интересной,
Дорогой с улыбкою, шуткою, песней.

Собрался вместе весь наш класс,
Повзрослели друзья , изменились мы сами.
Всё, что летом случилось с тобою у нас,
Пересказывать будем друг другу часами.

Учитель:

Опять за окнами сентябрь,

И класс наш , как большой корабль под названием Юнга" , готов уж отправиться в плаванье .На этом корабле мы с вами будем целый год бороздить океан Знаний. Желаю всем вам в этом учебном году:

Побед, открытий замечательных,
Событий ярких, увлекательных.
Просторы знаний покорять
И на "отлично" курс держать!

Давайте по трапу поднимемся на борт нашего корабля , для этого хором вам нужно давать мне ответы, словами: "ДЛЯ МЕНЯ"

(садятся сначала только первые парты, затем вторые, третьи и т.д.)

- Кто-то где-то сделал парту. Для кого? (Для меня)

- Начертили эту карту. Для кого?...

- Карандаш, перо в пенале. Для кого?...

- А учебники издали. Для кого?...

- Там звонок на переменке. Для кого?...

- Расписание на стенке. Для кого?...

- Значит нужно так учиться,
Значит нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться -
За кого? (ЗА МЕНЯ)

Посмотрите, нас приветствуют дельфины. Они нам дадут вам советы для успешного плавания:

1.

Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.

2.

Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Форму сам погладь, проверь -
Ты большой уже теперь.

3.

Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.

4.

На уроках не хихикай, 
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.

5.

Не дразнись, не зазнавайся, 
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей,
И найдёшь себе друзей.

6.

Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету,
Ты, дружок, их не забудь.
В Океан Знаний держишь путь!

Настоящие моряки, отправляясь в плавание берут с собой провиант, запас воды, карты и разные навигационные приборы. А с чем вы отправитесь в плавание по океану Знаний?

Ребята, скажите, а что вы покупали с родителями, готовясь к школе? (Ответы детей)

Много необходимых для ученика вещей в портфеле. Но пока нет самого главного. Узнайте, чего?

ЗАГАДКА.

Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу, 
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.

(Книга)

- Но книги у нас в портфеле самые умные. Как называется книга, которая учит? (учебник)

Показ учебников:

Математика - основа всех наук!
Математика - наш самый лучший друг!
Она требует усилий и ума.
Для лентяев недоступная она. [2]

Русский язык

Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике 
Всегда беру с тревогой я. [2]

Чтение ( объясните пословицы)

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Хорошая книга - лучший друг.

Окружающий мир

В школе можно всё узнать,
Место в жизни отыскать.
Если очень постараться, 
Всех умнее можно стать!

Изобразительное искусство

Если хочешь стать счастливым,
Важно каждому понять,
Надо кисти взять и краски
И научиться рисовать!

Технология

Инструменты под рукой, 
Очень важен здесь настрой!
Если долго мучится,
То всё у вас получится:
Ты бери скорее клей
И цветочек здесь наклей.
Можешь лепкой заниматься,
Можешь вышить иль крепить.
А потом свою поделку 
Взять и другу подарить.

- Ребята, вы должны дома надеть на учебники обложки и поставить закладки - это ваше первое домашнее задание. Относитесь бережно к своим вещам.

Учитель:

Сами вещи не растут,
Сделать вещи - нужен труд.
Карандаш, тетрадь и ручку, 
Парту, доску, книжку, сумку - береги,
Не ломай, не мни, не рви.

- Итак, команда в сборе, всё необходимое для путешествия готово. Кто же вас поведёт за собой по океану Знаний?(учитель)

- Правильно, учитель стоит у штурвала и ведёт корабль по заданному курсу.

Дорогие мои, вы будете каждый день получать подарки. Но это не конфеты, не игрушки, это ЗНАНИЯ.

- Наш корабль будет быстрее и успешнее бороздить океан Знаний , если мы поднимем паруса. А паруса у нас необычные. Без чего нам никак не обойтись на уроке?

(на парусах слова: старание, внимание, аккуратность, трудолюбие, память, смекалка, дружба, доброта, лень, капризы, ссоры, болтливость, спешка)

- Давайте выберем качества, которые помогут нам быстрее и правильнее идти в море.

А какие качества станут тормозить движение нашего корабля?

http://festival.1september.ru/articles/572756/1.JPG

Песня "Если добрый ты"(караоке)

-С такими качествами вы приобретёте хорошие прочные знания, чтобы быть достойными гражданами своей страны. И когда станете взрослыми, будете приносить своей Родине пользу: добросовестно трудиться. А сейчас вы должны добросовестно учиться.

Уже с первых учебных дней вашу работу я буду оценивать отметками, отметки заносятся в классный журнал. Это так называемый бортовой журнал нашего корабля. А у каждого из вас будет свой мини-журнал( ДНЕВНИК), который является вашим первым серьёзным документом. И его вы должны содержать в идеальном порядке.

Итак, в путь!!!

Перед нами безбрежные просторы океана Знаний. (Карта океана Знаний)

http://festival.1september.ru/articles/572756/2.JPG

Мы незаметно зашли в залив "Логический".

Чтобы пройти этот залив, надо решить три задачи:

1) Три мальчика - Коля, Петя и Ваня отправились на ярмарку. Навстречу им шли 3 бабки. В руках у каждой бабушки по 3 котёнка. Сколько котят несли бабушки на ярмарку?(0)

2) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате всего? (4)

3) В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по 1 яблоку и чтобы 1 яблоко осталось в корзине? [5]

Пора бросить якорь в гавани "Проверь себя".

-Что такое Родина?

- Знаете ли вы откуда произошло слово Родина? Оно произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей , объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. У слов Родина, родители, родня общий корень РОД.

- Как называется наша Родина?

- Отгадайте город (ребус-Москва). Что это за город?(столица нашей Родины)

- В какой области мы живём?

- Назовите  село, в котором мы живём.

- Назовите крупные предприятия нашего города.

Учитель: Мы проходим мимо мыса "Геометрический"

- Сколько треугольников? (9)

Учитель: Пришло время посетить порт "Вопрос-ответ".

Друзья, задам я вам вопрос,
А вы над ним подумайте, 
Подумайте, одно из двух
ДА или НЕТ - ответьте вслух.

Коль вы находчивы сполна,
Поможет рифма, но она -
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.

- Скажи, приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый?....(НЕТ)

- А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать?...(ДА)

- А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным?...(НЕТ)

- Ответь, а может резеда цвести в саду зимою?....(НЕТ)

- А крокодил собрать букет из белых лилий может?...(НЕТ)

- Верблюд способен, дай ответ, идти три дня без пищи?...(ДА)

- А тех кто трудится всегда , в народе уважают?...(ДА)

В конце спросить пришла пора -


А вам понравилась игра?..... [1]

Вот и подошло к концу наше путешествие по океану Знаний. Впереди в году вас ждёт много открытий и тайн. Будут рифы и мели, штормы и штиль. Желаю вам ребята не сбиться с пути, добиваться отличных результатов, стараться не огорчать родителей. Вы нам с родителями это обещаете?

Обещания надо подкрепить клятвой.

КЛЯТВА УЧЕНИКА.

Клянусь и писать, и читать я прилично,
А в ранце носить "хорошо" и "отлично".
Клянусь!
Клянусь в том, что буду я очень стараться
С друзьями моими впредь больше не драться!
Клянусь!
Клянусь я ребенком воспитанным быть, 
Не бегать по школе, а шагом ходить.
Клянусь!
Клянусь не бояться дороги тернистой
И званьем "школьник" клянусь дорожить.
Клянусь!
А если нарушу я клятву свою,
Тогда я молочный свой зуб отдаю,
Клянусь!
Ребенком всегда настоящим я буду,
И клятвы моей никогда не забуду.
Клянусь!
Думаю, что сдержать слова клятвы вам помогут родители. [2]

Клятва родителей.

Клянусь (будь я мать или будь я отец)
Ребенку всегда говорить: "Молодец!"
Клянусь!
(Все родители, присутствующие в зале, произносят хором.)
Клянусь!
Клянусь я в учебе ребенка не "строить",
А школьные мысли понять и освоить.
Клянусь!
За двойки клянусь я его не ругать
И делать уроки ему не мешать.
Клянусь!
А если нарушу я клятву мою,
Тогда я последний свой зуб отдаю, 
Клянусь!
Тогда настоящим родителем буду
И клятвы моей никогда не забуду.
Клянусь! [2]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на приведение к единице.

Слайд 2

Крестьянин повёз на базар продавать 3 поросят и 5кур. За каждого поросёнка он выручил по 65рублей. За сколько рублей крестьянин продал каждую курицу, если всего он заработал 240 рублей?

Слайд 3

Масса двух бубликов 200г. Сколько бубликов у Буратино, если их масса 1кг?

Слайд 4

Самая большая птица-африканский страус- преодолевает расстояние 24м за 3 прыжка. Сколько прыжков сделает страус, чтобы переместиться на 120м? А знаешь ли ты? Чтобы сварить вкрутую яйцо страуса, необходимо 4 часа.

Слайд 5

Хомяк за 2 раза переносит 90г пшеницы. Сколько ходок должен сделать хомяк, чтобы запасти на зиму 450г пшеницы?

Слайд 6

За неделю слон тратит на еду 112часов. Сколько суток тратит слон на еду в месяц?

Слайд 7

Трясогузка за 10 часов пролетает 480км. Какое расстояние пролетит птица за 6 часов?

Слайд 8

Из 90кг хлопка получается 45 кг ваты. Сколько килограммов ваты получится из 4ц хлопка?

Слайд 9

За 4 гитары заплатили 872 рубля. Сколько рублей заплатят за 2 гитары?

Слайд 10

Из 100 кг винограда получают 25 кг изюма. Сколько изюма получится из 800кг винограда?



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

литературное чтение

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Домашнее задание

Дата

Виды речевой деятельности.

-различные произведения устного народного творчества.

-приводить примеры произведений фольклора

 ( пословицы, загадки, сказки)

 

1

Инструктаж по ТБ и ОТ.

Рукописные книги Древней Руси.

Произведения устного народного творчества.

2

Первопечатник Иван Федоров.

Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение.

3

Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки.

4

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, басня.

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;

-делить текст на смысловые части;

-составлять его простой план

5

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

6

Иван-царевич и Серый волк.

7

Иван-царевич и Серый волк.

8

Сивка-бурка.

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста.

- читать осознанно текст;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст

9

Сивка-бурка.

10

Обобщение. Устное народное творчество.

Круг чтения и опыт читательской деятельности

11

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

Произведения выдающихся представителей русской литературы, класскков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

-читать стихотворные произведения наизусть ( по выбору).

-название, основное содержание изученных литературных произведений:

-имена, фамилии их авторов

12

А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

13

А.А.Фет «Зреет рожь..»

14

И.С.Никитин «Полно, степь моя..»

15

И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы».

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией.

-читать стихотворные произведения наизусть

16

И.З. Суриков «Детство. Зима.»

17

Обобщение. Страницы русской классики.

18

Обобщение. Страницы русской классики.

Чтение любимых стихотворений по выбору.

-осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

19

В.ч. Любимые стихи. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Восприятие на слух и понимание художественных произведений.

-использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни;

-читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

20

А.С.Пушкин «За весной, красой природы».

Умение последовательно  осознанно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.

21

А.С.Пушкин «Зимнее утро». «Зимний вечер».

22

А.С.Пушкин «Зимнее утро». «Зимний вечер».

23

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Умение последовательно  осознанно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.

24

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

25

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

27

И.А.Крылов «Мартышка и очки».

-Декламация произведений. Чтение наизусть.

-читать стихотворные произведения наизусть

28

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна».

29

И.А.Крылов «Ворона илисица».

-читать стихотворные произведения наизусть

30

М.Ю.Лермонтов «Утес.», «Горные вершины».

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

31

А.Н.Толстой «Акула. Прыжок»

Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

-приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

32

А.Н.Толстой «Акула. Прыжок»

33

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Участие в диалоге при обсуждении произведений. Выражение личного отношения к прослушанному или прочитанному. Пересказ текста.

34

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

35

Обобщение. Л.Н.Толстой.

36

Обобщение. Великие русские писатели.

Говорение.

37

А.Н.Некрасов «Славная осень».

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстрации или опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией.

-умение читать стихотворные произведения наизусть

38

А.Ннекрасов «дедушка Мазай и зайцы».

39

К.Д.Бальмонт «Золотое слово».

40

И.А.Бунин «Детство»

-содержание прочитанного;

-отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

41

И.А.Бунин «Полевые цветы»

42

Обобщение. Поэтическая тетрадь.

Отзыв о понравившемся произведении.

43

В.ч. «Лес не школа, а всему учит»

Д.Маман-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

-определять тему и главную мысль произведения

44

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

- название, основное содержание изученных литературных произведений;

-имена, фамилии их авторов;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-составлять небольшой устный текст на заданную тему

45

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

46

В.Ф.Одоевский « Мороз Иванович»

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.

47

В.Ф.Одоевский .Обобщение.

48

Обобщение. Литературные сказки.

Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение.

49

В.ч.Рассказы  повести А.Воронковой.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Умение осознанно и последовательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.

-название, основное содержание изученных литературных произведений и их авторов;

-составлять небольшие монологические высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения.

50

М.Горький Случай с Евсейкой».

51

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

52

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

53

А.И.Куприн «Слон».

54

А.И.Куприн «Слон».

55

Обобщение. Были-небылицы.

56

В.ч. Книги А.Митяева об армии и ее героях.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений.

-использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни;

-читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

57

Саша Черный «Воробей», «Слон».

58

А.А.Блок «Ветхая избушка» ,»Сны», «Ворона».

59

С.А.Есенин «Черемуха».

Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать наизусть с помощью иллюстрации и опорных слов.

-читать стихотворные произведения наизусть

60

В.ч. «Мама и мы» . М.М.Пришвин «Моя родина».

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе.

61

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».

Выражение личного отношения к прослушанному( прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста.

-уметь использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и в повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

62

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».

63

В.И.Белов «Малька провинилась».

64

В.И.Белов «Еще про Мальку».

Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

65

В.В.Бианки «Мышонок Пик».

Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа.

-основное содержание текста;

- пересказывать текст

66

В.В.Бианки «Мышонок Пик».

67

Б.С.Житков «Про обезьянку».

Умение кратко пересказывать текст.

68

Б.С.Житков «Про обезьянку».

69

Б.С.Житков «Про обезьянку».

70

В,л.Дуров « Наша Жучка».

Построение небольшого монологического высказывания.

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения.

71

В.П.Астафьев «Капалуха».

72

В.Ю.Драгунский «Он живой  светится».

Письмо.

73

Обобщение «Люби живое».

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

-уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

74

В.ч. Книги о космонавтах.

С.Я. Маршак «Гроза днем».

75

А.Барто «Разлука».

Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией.

-умение читать наизусть стихотворные произведения ( по выбору)

76

А.Барто «В театре».

77

С.В.Михалков «Если».

78

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок».

79

Обобщение. Поэтическая тетрадь.

Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение.

Основные темы детского чтения: произведения о детях, взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях. Герои произведения, восприятие их и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев текста;

- использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

80

В.ч. «Наша библиотека»

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»

81

А.П.Платонов «Цветок на земле»

82

А.П.Платонов «Цветок на земле»

83

А.П.Платонов «Еще мама».

84

М.М.Зощенко «Золотые слова».

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания, рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению

85

М.М.Зощенко «Золотые слова».

86

М.М.Зощенко « Великие путешественники».

87

М.М.Зощенко « Великие путешественники».

88

Н.Н.Носов «Федина задача»

Умение участвовать в литературных играх(инценировках). Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы по прочитанному тексту.

-создавать небольшой устный рассказ на заданную тему

89

Н.Н.Носов «Телефон»

90

В.Ю.Драгунский « друг детства».

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам.

- названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

91

Обобщение «Собирай по ягодке-наберешь кузовок».

92

В.ч. Любимые книги- любимые писатели».

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

-читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

93

Ю.И.Ермолоаев «Проговорился»

94

Г.Б.Остер «Вредные советы» «Как получаются легенды».

95

Р.Сеф «Веселые стихи».

Письмо.

96

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка

 « и «Веселые картинки»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

-читать осознанно текст художественного произведения  «про себя».

97

В.ч. «Глаз видит далеко, а ум дальше».

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; участие в  викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценировании  и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы.

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план

98

«Храбрый Персей». Древнегреческий миф.

99

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

100

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

101

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

102

Обобщение. Зарубежная литература.

-выделять в тексте главное, анализировать , находить ответы на вопросы;

-четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-проявлять артистичность, выразительность при чтении  произведений.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1 по теме: «Числа от 1 до 1000».

Вариант 1.

  1. Решите задачу:

Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется метров ткани, чтобы сшить 12 таких платьев?

  1. Найдите значение выражений:

109 ∙ 7                          486  ∙ 2                   686 : 7                   608 – 359

3  ∙ 251                         436 :  4                   792 : 3                   328 + 296

  1.  Вычислите:

72 + 48 : (3 ∙ 2)                     (1230 + 600) – (570 – 70)

  1. Вычислите периметр и  площадь прямоугольника со сторонами  8 см и 3 см.
  1. Продолжи  ряд чисел, записав еще 3 числа:

608, 618, 628, …..

Контрольная работа №1 по теме: «Числа от 1 до 1000».

Вариант 2.

  1. Решите задачу:

Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько можно сшить  таких платьев из  60 метров ткани?

  1. Найдите значение выражений:

407 ∙ 2                          2  ∙  462                    278 ∙  3                  706  – 428

812  ∙ 2                         536  : 8                     774 :  2                  246 + 479

  1. Вычислите:

41  -  3 ∙  (63 : 9)                     (980 - 800)  + (320 – 20 )

  1. Вычислите периметр и  площадь квадрата со стороной   7 см. 
  1. Продолжи  ряд чисел, записав еще 3 числа:

995, 985, 975,  …..

Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация».

Вариант 1.

  1. Запиши числа : 75 сотен, 758 сотен, 785 десятков,  75 тысяч. Расположи их в порядке возрастания.
  2. Замени суммой разрядных слагаемых числа:   317107,  8500235.
  3. Сравни числа:

574215 и 573215                                   56000 и 65000

7615 и 7165                                            3714 и 3174

  1. Из чисел 7548,9287,5348,2976,8400 выпиши самое маленькое и самое большое число.
  2. Продолжи  ряды чисел:

12496,12497, 12498, …., …, …. .

810004,810003,810002, ….., ….., ….

  1. Выпиши  числа, у которых в разряде  единиц класса тысяч  стоит цифра 5:

11545                652050             765432               950545           25000

  1. Найди закономерность и продолжи  числовой ряд:

5670,5672,5674, …., ….                      3970,3860,3750, …., ….

               

Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация».

Вариант 2.

  1. Запиши числа: 84 сотни, 845 сотен, 854 десятка, 85 тысяч.  Расположи их в порядке возрастания.
  2. Замени суммой разрядных слагаемых числа:  263301, 7300162.
  3. Сравни числа:

685400 и 694500                                   37514  и  73514

5827   и  5872                                        8111 и 9198

  1. Из чисел 35130,68247,90000,24352,68371  выпиши самое маленькое и самое большое число.
  2. Продолжи  ряды чисел:

74396,74397,74398, …., …, …. .

270003,270002,270001, ….., ….., ….

  1. Выпиши  числа, у которых в разряде  единиц класса тысяч  стоит цифра 5:

73852     935855             15005                 80555           42755        

  1. Найди закономерность и продолжи  числовой ряд:

2590,2600,2610, …., ….                      39720,37520,35320, …., …..

Контрольная работа № 3 по теме: «Величины».

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет  по 32 кг в каждом или 7 коробок вафель по 36 кг в каждом?

  1. Сравни и поставь знаки >, < , =

2500 мм …..25 см                                     3 км 205 м ……3250 м

6 т 800 кг …..68 ц                                     10250 кг ……10 т 2 ц

  1. Выполни вычисления:

25819 + 1                            395000: 100

309 ∙ 100                             75800  - 10000

500000 – 1                          130007 + 8000

  1. Вычислите периметр и площадь прямоугольника со сторонами  2 см и 4 см.
  2. Запиши величины в порядке возрастания: 

                         

Контрольная работа №3 по теме «Величины».

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки   по 46  кг в каждом или 5 мешков риса  по 48  кг в каждом?

  1. Сравни и поставь знаки >, < , =

12 дм 80 мм ….. 1280 мм                         52 мм … 2 см 5 мм

2400 кг …. 240 ц                                     6 т 008 кг ……6080 кг

  1. Выполни вычисления:

73549  + 1                            84600 : 10

326000 - 1000                      30000 – 1

268 ∙ 1000                             206317 - 300

  1. Вычислите периметр и площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.
  1. Запиши величины в порядке возрастания: 

Контрольная работа №4 по теме «Величины.

Сложение и вычитание многозначных чисел».

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

На комбинате  в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе – на 678 литров меньше. Из всего сока 9789 литров разлили в пакеты, а остальной сок – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?

  1. Выполни действия с проверкой:

700000 – 24618             804608 + 96395             312879 – 179542

  1. Вычисли, записывая решение в столбик:

28 км 640 м – 9 км 890 м

  1.  360 кг + 16 т 740 кг

4ч 40 мин – 55 мин

  1. Решите уравнение:

290 + х = 640 - 260

Контрольная работа №4по теме «Величины.

Сложение и вычитание многозначных чисел».

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

Зимой в магазине продали 3486 кукол, весной -  на 697 кукол меньше. Из всех проданных кукол были в платьях, а остальные  - в спортивных костюмах. Сколько было кукол  в спортивных костюмах?

  1. Выполни действия с проверкой:

600600 – 24863             143807  +  57296             529631  – 181479

  1. Вычисли, записывая решение в столбик:
  1.  230 кг – 9  т 750 кг

 32м 560 м +  19 км 540  м

 2ч 20 мин – 45 мин

  1. Решите уравнение:

400 – х = 275 + 25

Контрольная работа №5 по теме: «Умножение и деление».

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

Один станок работал 3 часа, изготавливая каждый час 1200 деталей. Менее мощный станок работал 4 часа, изготавливая по 890 деталей в час. Сколько всего деталей изготовили эти станки?

  1. Выполни действия: 

237592 ∙ 4                      7 ∙ 16004                     65376 : 9

27518                            8571 : 3                       1722 : 6

  1. Решите уравнение:

х ∙ 8 = 800 ∙ 10

  1. Запиши все однозначные числа, при которых верна каждая из приведенных записей:

      165 ∙ <  1650                        222 ∙  >  888

                               

Контрольная работа №5 по теме: «Умножение и деление».

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

К пристани причалили  2 теплохода, на каждом из которых было по 750 человек, и 3 теплохода, на каждом из которых было по 630 человек. Сколько всего человек привезли теплоходы?

  1. Выполни действия  

123812 ∙ 6                      48068  ∙  4                     6512  :  4

  1. ∙  8426                        32568  : 6                     2435  :  5
  1. Решите уравнение:
  1. ∙ х  = 840 – 720
  1. Запиши все однозначные числа, при которых верна каждая из приведенных записей:

            623 ∙         <  6230                        111 >  666

Итоговая контрольная работа №6 за 1 полугодие.

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

В концертном зале 2000 мест. В партере 1200 мест. В амфитеатре мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест на балконе?

  1. Найди значения выражений:

(10283 + 16789) : 9                               5 ∙ (125 + 75): 20 + 80

(200496 - 134597)∙ 2

  1. Сравни, поставь знаки:

6 т 20 кг  ……6 т 2 ц                           20 км 300 м …… 23000 м

сут. 10 ч …..190 ч

  1. Реши уравнение:

3 ∙ х = 87 – 6

  1. Внук, родившийся в 1992 году, на 65 лет моложе деда. В каком году родился дед?

Итоговая контрольная работа №6 за 1 полугодие.

Вариант 2.                     

  1. Реши задачу:

На рынок привезли груши, яблоки и сливы, всего 4 тонны. Яблок было 2240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальные сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?

  1. Найди значения выражений:

(18370 + 23679) : 7                               156 – 96 : (12 : 4) : 2

(800035 – 784942,)∙ 6

  1. Сравни, поставь знаки:

5 км 004 м ……5 км 40 дм                            6 т 200 кг …… 62000 кг

245 ч….. 4 сут. 5 ч

  1. Реши уравнение:

84 : х =  6 ∙ 7

  1. Бабушка родилась в 1934 году. В каком году родилась внучка, если она на 56 лет моложе бабушки?

Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление».

Вариант 1.

  1. Решите задачу:

Автобус до Минска шел 10 часов со скоростью 63 км/ ч. С какой скоростью должен идти автобус, чтобы пройти  то же расстояние за 9 часов?

  1. Вычислите:

(8700 + 32415) ∙ 3 – 35073 : 9

  1. Решите уравнение:

х ∙ 4 = 756 – 240

  1. Сравните и поставьте знаки:

5350 м …..5 км 530 м                            527 см ……..52 дм 2 см + 5 см

3016 кг …..3 т 160 кг                             5 ч 30 мин ….140 мин + 190 мин      

   

  1. Геометрическая задача:

Прямоугольник и квадрат имеют одинаковый периметр, равный 16 см. Начертите такие фигуры.        

                     

  Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление».

Вариант 2.

  1. Решите задачу:

Скоростной поезд до Санкт – Петербурга идет 6 ч со скоростью

140 км/ч. С какой скоростью идет товарный поезд, если ему на это требуется 14 часов?

  1. Вычислите:

13640 : 4 + (90206 - 42910)

  1. Решите уравнение:

763 : х = 854 – 745

  1. Сравните и поставьте знаки:

3 км 650 м ….3560 м                       992 см …..97 дм 2 см + 20 см

7 ц 93 кг ….7093 кг                         409 мин ….5 ч 55 мин  + 55 мин

  1. Геометрическая задача:

Прямоугольник и квадрат имеют одинаковый периметр, равный  12 см. Начертите такие фигуры.        

Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление».

Вариант 1.

  1. Решите задачу:

Ученик читал книгу по 55 страниц в день  в течении 5 дней, а за субботу и воскресенье прочитал 150 страниц. Сколько страниц осталось ему прочитать, если в книге 580 страниц?

  1. Вычислите:

62240 : 40                              238800 : 600

4050 ∙ 600                              7320 ∙ 40

  1. Найдите значение выражения:

563430 : 70 + 9204 ∙ 40

  1. Решите уравнение:

204 ∙ 500 – х = 390

  1. Геометрическое задание:

Начерти  квадрат со стороной 6 см. Закрась 1/6 площади квадрата. Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?

                             

Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление».

Вариант 2.

  1. Решите задачу:

Ира  читала  книгу по 47 страниц в день  в течении 5 дней, а за субботу и воскресенье прочитала   135 страниц. Сколько страниц осталось ей  прочитать, если в книге 495  страниц?

  1. Вычислите:

75270 : 30                              205100 : 700

2700 ∙ 900                              4080 ∙ 50

  1. Найдите значение выражения:

432360  : 60 + 7021  ∙ 30

  1. Решите уравнение:

701 ∙ 200 – х = 920

  1. Геометрическое задание:

Начерти  квадрат со стороной 7 см. Закрась 1/7 площади квадрата. Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?

Контрольная работа №9 по теме «Письменное умножение

на двузначное число».

Вариант 1.

  1. Решите задачу:

За 8 часов поезд прошел 480 км, а самолет за 2 часа пролетел 1320 км. Во сколько раз скорость поезда меньше скорости самолета?

  1. Выполните действия:

6892 ∙ 17                            2 кг 450 г ∙ 36

4144  52                              17 руб. 84 коп.  48

  1. Вычислите значение выражения:

8000 – 352 ∙ 65 : 20 + 280

  1. Сравните и поставьте знаки:

       км ……4000 м                               14 ч ….. сут.

  1. Геометрическое задание:

Длина прямоугольника 9 см, ширина в 3 раза короче. Вычислите площадь этого прямоугольника

                         

Контрольная работа №9 по теме «Письменное умножение

на двузначное число».

Вариант 2.

  1. Решите задачу:

Товарный поезд прошел 2160 км за 8 часов, а электричка за 3 часа прошла 270 км. Во сколько раз  скорость электрички больше скорости товарного поезда?

  1. Выполните действия:

9534 66                                                  2 т 7 ц 50 кг     50

7006 ∙ 89                                                 40 руб. 32 коп. ∙ 18

  1. Вычислите значение выражения:

(57225 : 20 - 306) + 8320

  1. Сравните и поставьте знаки:

         т  …… 250 кг                                  ч …..15 мин

  1. Геометрическое задание:

Ширина прямоугольника 15 см, а длина в 5 раз меньше. Вычислите площадь этого прямоугольника.

Контрольная работа №10 по теме

«Письменное умножение на трёхзначное число».

Вариант 1.

  1. Решите задачу:

На рынок привезли груши, яблоки и сливы- всего 4 тонны. Яблок было 2240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальное – сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?

  1. Решить примеры в столбик:

173209

245380

812427

15260:70

259608:8

8130:30

  1. Найти значения выражений:

( 10283 + 16789): 9

( 200496 – 134597)  2

  1. Сравни величины:
  1. т 38 кг ….638 кг

702 ц …. 7 т 2 ц

Контрольная работа №10 по теме

«Письменное умножение на трёхзначное число».

Вариант 2.

  1. Решите задачу:

Турист проехал  расстояние 5 км. На машине он проехал  3240 метров, на велосипеде в 3 раза меньше, чем на машине, остальное расстояние он прошёл пешком. Сколько метров турист прошёл пешком?

  1. Решить примеры в столбик:

256208

714560

613432

16400:60

558720:9

6140:20

  1. Найти значения выражений:

( 18370+ 23679) : 7

( 800035- 784942) 6

  1. Сравни величины:

7т 29 кг ….729 кг

401 ц …..4т 1 ц

Контрольная работа №11 по теме

«Письменные приёмы умножения и деления».

Вариант 1.

  1. Решите задачу:

Ученик 4 дня читал по 35 страниц в день, а потом еще 65 страниц.  Сколько страниц ему осталось прочитать, если в книге 420 страниц?

  1. Выполните действия:

5206 : 38                          43 м – 6 м 38 см

12096 : 56                        34 ц – 4 ц 47 кг

16533 : 33

  1. Найдите значение выражения:

2503 ∙ 85 + (100000 - 1975) : 75

  1. Решите уравнение:

5∙ х – 30 = 105

           

   Контрольная работа №11 по теме

«Письменные приёмы умножения и деления».

Вариант 2.

  1. Решите задачу:

Магазин  5 дней продавал по 165 кг капусты, а потом продал еще 400 кг. Сколько килограммов осталось продать, если всего было 2000 кг капусты?

  1. Выполните действия:

5070  : 78                           14 ч – 2 ч 25 мин

12502  : 14                         5 ц 82 кг –  3 ц 93 кг

15652 : 26

  1. Найдите значение выражения:

17168 : 16+ (830 ∙ 65 - 8548)

  1. Решите уравнение:

68 + х ∙ 6 = 16

Контрольная работа №12 по теме

«Письменные приёмы умножения и деления».

Вариант 1.                   

  1. Решите задачу:

На фабрику привезли 240 м шелковой ткани. Из  этой материи сшили 32 рубашки, расходуя на каждую по   5 м. Из остальной материи сшили женские блузки, расходуя на каждую по 4 м. Сколько блузок сшили на фабрике?

  1. Выполни действия:

6007810

679258

540030200

18848:38

992341:269

166520:724

  1. Сравни величины:

5км 64 м ….665 м

4т 8 ц ….408 кг

2ч 50 мин ….. 250 мин

  1. Решить уравнение:

112 : х = 128 : 16

  1. Решите задачу:

Площадь колхозного участка  39072 кв. м. Ширина участка  12 м. Найдите периметр этого участка.

Контрольная работа №12 по теме

«Письменные приёмы умножения и деления».

Вариант 2.                   

  1. Решите задачу:

Колхоз собрал  420 т капусты и заложил в хранилище.

За зиму вывезли 36  машин, погрузив по 6 т капусты на каждую. Остальную капусту вывезли  весной, погрузив на каждую по 4 т. На скольких машинах  увезли капусту весной?

  1. Выполни действия:

5008910

796528

49002040

35082:18

434280:517

283410:603

  1. Сравни величины:

5км 63 м … 564 м

2т 7 ц ….207 ц

4 ч 20 мин …. 420 мин

  1. Решить уравнение:

126 : х =162 : 18

  1. Решите задачу:

 Площадь, занимаемая на колхозном поле посадкой клубники 50880 кв. м. Длина участка 24 м. Найдите периметр этого участка.

Контрольная работа №13 за 4 четверть

Вариант 1.                   

  1. Решите задачу:

Фермер собрал 4 т кофейных зерен. Из них 940 кг он продал на шоколадную фабрику, а остальные зерна поместил в 68 мешков поровну. Сколько  килограммов кофейных зерен в каждом мешке?

  1. Выполните действия:

7247 ∙ 5                      

1305 : 9        

6098 ∙ 83                    

38744 : 58        

930760 – 845999

68754 + 224689

16727 : 389

189088 :  622

  1. Решите уравнение:

112 : х = 48 :6

  1. Сравните и поставьте знаки:

3030 м ……3 км 300 м                     1 ч 46 мин …..146 мин

20 ц …..2 т                                          650 м ….. 6 км 005 м

                     

Контрольная работа №13 за 4 четверть

Вариант 2.                   

         

  1. Решите задачу:

Фермер вырастил 6 т 288 кг яблок. Из них 2590 кг сдали не переработку  для производства сока. Оставшееся количество разложили в 86 ящиков поровну. Сколько килограммов яблок в каждом ящике?

  1. Выполните действия:

5289  ∙ 9                      

13518  : 9        

15698 : 47                  

240542 : 86                

48909 + 298698

92800 – 217995

19151 : 684

41097 : 399

  1. Решите уравнение:

126 : х = 54 : 9

  1. Сравните и поставьте знаки:

3030 кг ……3 кг 300 г                     5 ч 48 мин …..548 мин

20 ц …..2 т                                         894  м ….. 8 км 094  м

Итоговая  контрольная работа №14.

Вариант 1.

  1. Решите задачу:

Из двух городов, расстояние между которыми 918км, вышли одновременно навстречу друг другу два скорых поезда. Скорость одного поезда 65км в час. Определи скорость другого поезда, если поезда встретились через 6 часов.

  1. Решите задачу:

На четырёх полках было 500 книг. На первой полке 139 книг, на второй на 12 книг меньше, чем на первой, на третьей – в 2 раза меньше, чем на первой и второй – вместе. Сколько книг было на четвёртой полке?

  1. Найдите значение выражения:

600200-123321:303+245826

  1. Выполни действия:

8 км 8 м – 88 м

5 м 5 см – 55 см

7 ч 29 мин  9

  1. Решить уравнение:

х : 138 = 1035 : 45

  1. Решите задачу:

 Площадь  поля  103090 кв. м.  Длина поля 845 м.  Найдите периметр этого  поля.

Итоговая  контрольная работа №14.

Вариант 2.

  1. Решите задачу:

Из двух городов, расстояние между которыми 828 км, вышли одновременно навстречу друг другу скорый и товарный поезда. Скорость скорого поезда 75 км/ч. Какова скорость товарного поезда, если поезда  встретились через 6 часов?

  1. Решите задачу:

В зернохранилище 700т пшеницы. На зиму с базы отправили 124т зерна, а во второй – на 203т больше. Сколько тонн зерна осталось на базе?

  1. Найдите значение выражения:

800010-11520:288+187979

  1. Выполни действия:

9т 9 кг- 99 кг

             4м 4 см – 44 см

6ч 43 мин  8

  1. Решить уравнение:

х : 127 = 1960 : 56

  1. Решите задачу:

Площадь  детского лагеря 20864 кв. м. Ширина лагеря 128 м. Найдите периметр детского лагеря.



Предварительный просмотр:

Урок 9

Изобразительное искусство, 2 класс

Тема: «Три основные краски, строящие многоцветье мира»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать понятия об основных и составных цветах;

2) сформировать умение смешивать краски в процессе работы, прямо на рисунке;

3) тренировать умение изображать цветы на всем пространстве альбомного листа.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: 1) живые цветы; 2) слайды с изображением цветов, цветущего луга; 3) репродукции картин с изображениями цветов, художественные фото.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята.

− Как вы выросли! Сразу видно, что вы уже второклассники. А помните, как мы с вами в прошлом году рисовали? И вы наверняка сможете мне сказать, с помощью чего вы делали мир на нашей картинке прекрасным? (С помощью красок.)

− Правильно, с помощью красок. Это было, пожалуй, трудно. Но вы ведь справились? (Да.)

− Но наши краски хранят еще много нераскрытых тайн. Как вы будете узнавать новое? (Самостоятельно, выполняя шаги учебной деятельности.)

− Какие шаги надо сделать, чтобы узнать новое? (Надо выяснить, что не знаем, и самостоятельно открыть новый способ, новые знания.)

− Какие функции я буду выполнять на уроке? (Вы будете нам помогать, организовывать нашу работу.)

− Чтобы работа была успешной, что необходимо? (Внимательно слушать учителя, друг друга, быть активным, выполнять все задания.)

− Сегодня мы продолжим работать с красками и, как уже сказали, откроем новые тайны.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

На доске эталон с правилом смешивания красок.

− Вспомните, как нужно смешивать краски. Смешайте какие-нибудь краски.

Дети смешивают на палитре краски. Один ученик комментирует действия. (Смачиваем кисть, набираем сначала одну краску в ячейку, пропускаем ячейку, в следующую ячейку набираем другую краску. Краску надо зачерпывать кистью как лопаточкой. Кисть после контакта с краской мыть. Перемешиваем краску в средней ячейке.)

− Чем вы воспользовались при выполнении задания? (Эталоном по смешиванию красок.)

− Что вы сейчас повторили? (Как смешивать краски.)

− Какое будет следующее задание? (Задание с затруднением.)

− С какой целью вам предлагается задание с затруднением? (Чтобы мы поняли, что мы не знаем.)

Задание на пробное действие:

− Что нового в задании? (Получить надо определенного цвета краску, смешивая другие цвета.)

− Сформулируйте свое задание. (Смешивая краски, надо получить или красную, или синюю, или желтую краску.)

− Кто не выполнил задание? Что вы не смогли сделать? (Я не могу получить красную, синюю, желтую краски, смешивая другие цвета.)

Учитель фиксирует ответ на доске.

3. Выявление места и причины затруднения.

− Что вы теперь должны сделать? (Мы должны определить, почему не смогли выполнить задание.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Получить или красную, или синюю, или желтую краску, смешивая другие краски.)

− Что помешало вам выполнить это задание? (У нас нет способа получения красной, синей и желтой краски, смешивая краски других цветов.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какой следующий шаг вы должны сделать? (Мы должны сформулировать цель своей работы, составить план достижения цели.)

− Уточните цель своей деятельности. (Узнать способ получения красной, синей и желтой краски, смешивая краски других цветов.)

− Как можно действовать? (Можно с помощью эксперимента или прочитать в справочнике, энциклопедии, учебнике.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работу по самостоятельному нахождению ответа можно организовать парами по рядам экспериментальным путем.

1-й ряд ищет красную краску.

2-й ряд − синюю.

3-й ряд – желтую.

На работу предоставить 2 минуты.

Смешивают. Делают вывод: путем эксперимента выполнить задание нельзя, нужно обратиться к справочной литературе.

2. В учебнике найти понятие «основные цвета».

На доску вывешивается эталон (правило, открытое учениками).

− Сформулируйте тему урока. (Понятие «основные цвета»)

Тема фиксируется на доске.

− Вы теперь можете объяснить, почему у вас не получись эти цвета? (Да.)

− Вы достигли цели урока? (Мы узнали, что красную, синюю и желтую краски нельзя получить, смешивая какие-либо другие краски, потому что они – основные краски.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Что теперь будете делать? (Будем рисовать основными красками.)

Учащимся предлагается выполнить рисунки, используя три основные краски.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Вы поработали вместе, что теперь вам необходимо сделать? (Проверить себя.)

− Как вы будете это делать? (Мы сверим наши рисунки с эталоном.)

Учащимся предлагается сравнить цвета на своих рисунках с цветовой таблицей, на которой видны основные цвета.

− Что важно понять при проверке своей работы? (Есть ли ошибки, а если есть, то понять причину их появления, исправить ошибки.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Я хочу показать вам другую сторону открытой вами тайны. Если основные краски получить при смешивании нельзя, то вот другие краски получить, смешивая основные, можно. Попробуйте тремя открытыми вами красками создать многоцветную поляну.

− На чистом листе широкими мазками напишите несколько желтых цветов. Вымойте кисть, макните ее в красную краску, капните на серединку желтого цветка и нарисуйте рядом еще красные цветы.

− Теперь посмотрите, какая серединка получилась на жёлтом цветке? (Оранжевая!)

− Значит, смесью желтой и красной красок какие можно нарисовать цветы? (Оранжевые.)

− А теперь по красному цветку сделайте синие прожилки или синюю серединку. Синяя и красная краски смешались. У кого получился новый цвет? Какой? (Фиолетовый.)

− Чего-то не хватает на полянке? Ах, зелени!

− Так ведь у нас нет зелёной краски!

− А вот посмотрите: на желтый песок упала синяя капля дождя …Что случилось на вашем листе? (Появился зеленый цвет!)

− Сколько красок вы использовали для рисования такой цветастой полянки? (Только три!)

− Какие это краски? (Красная, синяя, желтая.)

− Какая у них тайна? (Они – основные краски, и из них можно получить краски других цветов.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (С понятием «основные краски».)

− Какие краски являются «основными»? (Красная, синяя, желтая.)

− Почему они являются основными? (Потому что их нельзя получить, смешивая другие краски.)

− Что же в них особенного? (Из них можно получить все другие краски.)

− Преодолели вы возникшие трудности? (Да.)

− Что вам помогло справиться с затруднением? (Мы с помощью учебника узнали об особенных свойствах красок, которые мы искали.)

− Оцените работу класса на уроке и свою работу.

− Хотите ли вы узнать другие тайны красок?